презентация Сенсорное развитие
презентация к уроку (старшая группа)

Клейменова Галина Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_samoobrazovaniyu_sensornoe_razvitie.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по самообразованию

« Сенсорное развитие»

Подготовила воспитатель

Клейменова Г.А.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.  Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве) На основе этих задач разработана программа по самообразованию педагога «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».

Цель: формирование целенаправленного восприятия цвета, формы и величины, предметные представления, ориентировку в пространстве, зрительное внимание, аналитико-синтетической деятельности.

Задачи:

  1. Учить детей способам обследования предметов через дидактические игры: их группировке по цвету, форме, величине.
  2. Формировать у детей представление о сенсорных эталонах.
  3. Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Этапы работы

 1  этап  –  начальный.  На данном этапе решалась первая задача работы: сбор и анализ информации по данной проблеме на основе  диагностики  сенсорного развития детей.

2 этап – основной. На данном этапе,  мной был разработан перспективный план работы с детьми по  проблеме,  намечены  мероприятия  по  сенсорному развитию детей,  проводилась  апробация системы работы.  Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

   3  этап  –  заключительный. На заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной проблемы, диагностика.

I этап Организационный

Методическое сопровождение:

  • Подборка литературных и диагностических материалов.
  • Проведение диагностики.
  • Подборка игр направленных на развитие сенсорных способностей детей данного возраста.

Развивающая среда.

  • Приобретение игрового материала.
  • Изготовление (пополнение) наглядных материалов для активизации сенсорного опыта детей.
  • Изготовление и приобретение игрушек для развития тактильных ощущение и мелкой моторики пальцев рук.

Работа с  родителями.

  • Анкетирование.
  • Организация выставок игровых материалов, пособий по сенсорному развитию.
  • Проведение семинаров-практикумов по изготовлению игр и пособий.
  • Подборка игровых заданий для сенсорного развития детей в условиях детского сада и семьи.

II этап (Внедренческий)

  • Разработка перспективного планирования.

III этап (Итоговый)

  • Диагностика детей.
  • Презентация проекта.

Условия:

  • Создание предметно-пространственной среды;
  • Эмоциональный настрой детей и педагога;
  • Дидактические игры по сенсорному развитию детей;
  • Тесное взаимодействие педагога, родителей, детей.

Принципы организации учебного процесса:

  • Принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию.
  • Принцип наглядности. Дети должны сами все увидеть, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • Принцип деятельности. Включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования к действию.
  • Принцип повторности. Повторное использование игр проводится с усложнением дидактической задачи. Это обеспечивает умственную активность детей.
  • Принцип доступности. Дидактические игры учитывают индивидуальные и возрастные особенностей детей.
  • Принцип взаимосвязи сенсорного и умственного развития.
  • Принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
  • Принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.

Принципы обучения:

  • Принцип последовательности и постепенности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
  • Принцип системности. Обучение играм по сенсорному воспитанию проводится с детьми 1 раз в неделю.
  • Принцип преемственности. Каждая новая ступень обучения опираться на уже усвоенные знания.

Формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами. Возможно сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.

В программу входят дидактические игры, которые проводятся в форме специально организованных игр и игр используемых в непосредственно образовательной деятельности.

I. Задания на выполнение предметных действий.

1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

Целью обучения является: фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. 

Цель обучения: выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.

II. Элементарные продуктивные действия.

     

1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.

Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.

2. Рисование красками.

Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов.

Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.

По каждому из четырех типов заданий следует провести несколько занятий, в которых меняются условия выполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаев и усложнить действие, необходимое для образования более совершенных и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов.

Тактильно-двигательное восприятие

      Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания.      Тактильные образы  возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

      С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.

      С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

  • лепка из глины, пластилина, теста;
  • аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
  • аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
  • конструирование из бумаги (оригами);
  • рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
  • игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
  • собирание пазлов;
  • сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

     .

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Я использую  различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.

      Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.

 Изготовила «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпала горох ,бобы, фасоль.

    «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.

      «Сенсорная тропа для ног» — это дорожка, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.

Дидактические игры на  сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Игры на развитие тактильных ощущений

   

    « Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

 

      «Узнай фигуру»

      На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

      «Найди пару»

      Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

      «Что в мешочке»

      Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

                   Игры  на закрепление понятия формы

     «Найти предмет указанной формы»

      Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

      «Из каких фигур состоит машина?»

      Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

       «Найди предмет такой же формы»

      Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

      «Какая фигура лишняя?»

      Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

   

Игры  на закрепление понятия величины

           

 «Сравни предметы по высоте»

 Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

.

      «Самая длинная, самая короткая»

      Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

      «Пирамидки»

      Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

     «Разложи по размеру»

      Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.

.

Игры на закрепление цвета

      «Какого цвета не стало?»

      Детям показывают несколько кружков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из кружков. Определить, какого цвета не стало.

      «Какого цвета предмет?»

      Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

       «Неразлучные цвета»

      Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.

Игры на развитие мелкой моторики рук

  «Здесь горошек, там фасоль».

 Учить детей выбирать из смеси и рассортировывать в разные баночки горох и фасоль, развивать у детей координацию движений  кистей рук, учить доводить начатое дело до конца.

 «Волшебные узоры».

 Показать ребенку способы рисования на манке, развивать мелкую моторику, способствовать реализации творческих проявлений малышей, воспитывать интерес к изобразительному творчеству.

Индивидуальная работа проводится при необходимости, в случае затруднения детей.

Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если правила дидактической игры детьми усвоены. Роль воспитателя заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами. Если интерес к игре пропадает, то правила игр усложняются, расширяется их вариативности.

Методы обучения:

  • Поисковый;
  • Наглядный;
  •  Репродуктивный;
  •  Игровой;
  •  Метод упражнений;
  • Работа по схемам и карточкам;
  • Практический;
  • Совместный (действие ребенка с педагогом);

Приемы:

  • Убеждение;
  • Пример;
  • Упражнение;
  • Поощрение;
  • Показ;
  • Объяснение;
  • Вопрос;
  • Рассматривание.

Достигнутые результаты:

 Дети:

Благодаря целенаправленной работе с использованием многофункциональных пособий, у детей группы значительно повысился уровень сформированности ручной умелости и знания сенсорных эталонов.

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах: апробирован дидактический материал, преобразована предметно – развивающая среда. Во многом благодаря этому, у детей вырос уровень сенсорного развития и восприятия.

В группе были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр и пособий для развития сенсорных навыков детей.

Сформированы или частично сформированы представления детей о форме, величине, цвете предметов;

Сформированы или частично сформированы навыки группировки предметы по заданному признаку;

Освоены или частично освоены навыки действия с предметами, определения их положения в пространстве;

Развита мелкая моторика рук;

 

Родители:

Родители получили методические рекомендации по воспитанию сенсорной культуры у детей, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Родители получили необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей младшего возраста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ОТ 1-3 ЛЕТ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ"

"СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ"...

Презентация "Сенсорное развитие дошкольников посредством танцевально - игровой деятельности"

 Презентация работы хореографа ДОУ по сенсорному развитию  дошкольников посредством танцевально - игровой деятельности....

презентация сенсорное развитие

развивающие тренажёры...

презентация сенсорное развитие в 1младшей группе в экспериментальной деятельности

рассматривается экспериментальная деятельность как помощь в работе по сенсорике....

Презентация "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

В презентации представлены игры и пособия для сенсорного развития, способствующие развитию слухового, зрительного восприятия и тактильных ощущений....

презентация "СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Сенсорные ощущения могут быть разными:  • зрител...