Проект "Многообразие народных промыслов"
проект

Мицкая Наталия Николаевна

Проект "Многообразие народных промыслов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx280.83 КБ

Предварительный просмотр:

         МБОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа»
                                       группы дошкольного образования


Многообразие народных промыслов

                                                                          Подготовила воспитатель:
                                                                            Наталия Николаевна Мицкая


Курский район, п. Камыши
2021 г.

Назначение: реализация с дошкольниками 6-7 лет

Тип проекта: творческо – познавательный, групповой, долгосрочный.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2021г. – октябрь 2021г.

Участники проекта: дети подготовительной группы №4 «Звёздочки» 

Руководитель проекта: Наталия Николаевна Мицкая, воспитатель.

Актуальность: сегодня проблема духовного и нравственного развития дошкольников актуальна как никогда. Такие понятия, как патриотизм, духовность, нравственность – всегда были и будут актуальными. Патриотизм, нравственные и духовные качества – это основа, на которую накладываются все остальные представления у дошкольника, чтобы сформировать гражданскую позицию будущего взрослого человека.

Педагоги проводят мероприятия по приобщению дошкольников в истокам народных традиций, культур, развивая познания в этой области и формируя патриотизм у дошкольников, гордость за свою малую Родину и ее народ.

Проблема: недостаточно внимания уделяется познаниям дошкольников о народных промыслах нашего региона, дошкольники в начале проекта вообще не могли назвать ни одного народного промысла.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: расширение представлений детей о различных народных промыслах посредством использования разнообразной игровой и художественной деятельности.

Задачи проектной деятельности:

1. Подобрать необходимые материалы для ознакомления дошкольников с народными промыслами региона.

2. Сформировать интерес к различным народным промыслам и их характерным особенностям.

3. Закреплять технические навыки и умения для создания рисунков по народным промыслам, развивать умение передавать в рисунках сюжеты сказок, используя народные росписи, проявлять творчество при выборе композиционного и цветового решений.

4. Предложить рекомендации родителям по ознакомлению дошкольников с народными промыслами.

5. Проанализировать и обобщить полученные результаты.

Обеспечение проектной деятельности:

методическое: подбор иллюстративного, речевого и музыкального материала, дидактических игр по теме;

материально – техническое: ноутбук, проектор, презентации о различных народных промыслах, фотографии, сюжетные детские рисунки к русским народным сказкам.

Предполагаемые результаты:
- расширение представлений дошкольников о различных народных промыслах;
- формирование творческих умений при изображении героев русских народных сказок с использованием народных росписей;
- обогащение общего кругозора родителей о народных промыслах региона

Методы проекта: беседы; конспекты НОД «Народные промыслы», «История русского народного костюма», «Народная вышивка»; викторина «Народные промыслы»; дидактические игры «Народные промыслы».

Продукт проектной деятельности: изготовление совместно с детьми альбома о народных промыслах.

Практическая значимость исследования:
- обобщены представления о различных народных промыслах края;
- составлен конспект НОД «Народные промыслы»; «История русского народного костюма», «Народная вышивка».
- разработаны дидактические игры;
- предложены консультации по ознакомлению дошкольников с народными промыслам для родителей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (сентябрь 2021):

Работа с детьми:
- обсуждение тематики проекта;
- знакомство с некоторыми народными промыслами региона через проведение бесед;
- подготовка материала для выставки по русским народным промыслам.

Работа с родителями:
- анкетирование родителей;
- обсуждение целей, задач и способов осуществления проекта.

Работа педагога:
- поиск и систематизация художественной литературы по знакомству дошкольников с народными промыслами;
- разработка плана проекта;
- анализ предметно – развивающей среды и создание условий для осуществления проект
- систематизация иллюстративного, дидактического и литературного материалов для осуществления проекта;
- выбор разнообразных материалов для детской деятельности.

Практический этап (октябрь 2021):

Работа с детьми:
- беседы о различных народных промыслах родного края, экскурсия в историко – краеведческий музей;
- рассматривание иллюстраций с различными народными промыслами, различение народных промыслов по характерным особенностям;
- просмотр презентаций «Народные промыслы», «Народные вышивки», «История русского народного костюма»

- Авторские дидактические игры о народных промыслах края  
- Чтение произведений о народных промыслах:
Ушинский К. "Как рубашка в поле выросла";
Каменева Е. "Волшебная глина";
Аракчеев Ю., Хайлов Л. "Чудеса из глины";
Уварова И. "Глина, вода и огонь";
Утевская П. "История фарфоровой чашки";
"Рассказы о стеклянной ниточке";
Ионеску И. "Хрустальный человечек";
Яхнин Л. "Серебряная птица - ажурное перо", "Веселое слово Хохлома" ,"Вкусные картинки", "Воздушные узоры";
Константиновский М., Смирнова Н. "Как ткани ткут и нити прядут";
Кривин Ф. "Сказки, добытые из-под земли".
-Разучивание поговорок и пословиц о мастерах:
Дело мастера боится.
Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.
Люби дело - мастером будешь.
Мастер дела за все берется смело.
Каков мастер, такова работа.
Кушанье познается по вкусу, а мастерство - по искусству.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
От ученого набирайся ума, а от мастера - сноровки.
У кого слишком чист инструмент, тот плохой мастер;
- изобразительная деятельность, сюжетное рисование по русским народным сказкам;
- НОД «Народные промыслы»; НОД «О народной вышивке»; НОД «История русского народного костюма»;
- викторина «Народные промыслы».
- организация выставки детских работ «Мы рисуем народные промыслы».

Работа с родителями:
- проведение бесед «Знакомство детей с народными промыслами»;
- проведение консультации «Как познакомить дошкольника с народными промыслами дома?»;
- проведение мастер – класса «Народные промыслы родного края»;
- рекомендации по знакомству дошкольников с народными промыслами родного края;
- привлечение к расширению и дополнению развивающей среды группы;

Оснащение развивающей образовательной среды:
- пополнение уголка по ИЗО дидактическими играми о народных промыслах;
- оформление информации о народных промыслах родного края.

Заключительный этап (октябрь 2021):
- викторина «Мы знаем народные промыслы»;
- итоговое анкетирование родителей;
- создание совместно с детьми альбома народные промыслы;
- анализ и обобщение результатов деятельности.

Реализация проекта:

При ознакомлении дошкольников с народными промыслами они очень мало знали вообще о тех промыслах, которые есть в нашем крае и не могли назвать ни один из промыслов.

Объектом нашего творчества стали различные народные промыслы, о которых мы прочитали книги и решили сделать альбом о народных промыслах.

Результаты реализации проекта:

Дошкольники узнали очень много интересного о народных промыслах, прочитали различные произведения о промыслах и мастерах. Дошкольники закрепили умения и навыки при работе с цветными карандашами и красками, отображали свои впечатления о народных промыслах в рисунках.

При поддержке родителей пополнили уголок ИЗО авторскими дидактическими играми и оформили информацию о народных промыслах края.

Оценка эффективности реализации проекта:

В группе были созданы все условия для знакомства дошкольников с народными промыслами края через разнообразные виды деятельности. Дети нарисовали сюжетные рисунки с героями русских народных сказок, включая при этом в рисунки народные росписи, изготовили альбом с народными промыслами края.

В итоге нашей работы по приобщению детей к народным промыслам у детей развилось желание самостоятельно узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети умеют сами рисовать выразительные узоры на бумаге.
Родители с интересом узнали о народных промыслах родного края.
В результате мы сделали вывод о актуальности и отличных результатах в ходе работы над проектом.

Литература:
            Вершинина Н.,  Горбова О. «Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр» / Дошкольное воспитание. 2014;
            Грибовская А.А. « Народное искусство и детское творчество» 2-е изд. – М.: Просвещение,2016;
            Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада»;
            Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2016;
            Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в подготовительной группе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»

Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»

Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...