Рабочая программа кружка
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия»
(дошкольное отделение)
Рабочая программа кружка
по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп»
во второй младшей группе
Срок реализации программы - 2022-2023 учебный год
Составила: Большухина О. А.,
воспитатель
Содержание
Пояснительная записка
Актуальность программы
Направленность
Цель программы
Задачи обучения
Материально – техническое оснащение
Ожидаемые результаты
Основные направления и содержание деятельности
Учебно – тематический план
Перспективный план
Литература
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Математический калейдоскоп» у детей второй младшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (РЭМП). Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Работа кружка осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 15 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
При составлении программы кружка использовалась «Программа математические ступеньки» Е. В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• ФГОС ДО
Актуальность: развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во много зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Направленность программы: Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
Целью программы кружка является: формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей; раскрытие основных направлений математического развития детей 3—4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО; создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей; введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово.
Задачи кружка :
развивающие задачи направлены на развитие:
- логического мышления, памяти, внимания, речи;
- математических способностей;
- мелкой моторики рук и глазомера;
- а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности.
образовательные задачи направлены на:
- приобретение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени как основах
математического развития дошкольников;
- обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);
- формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование)
- формирование простейших графических умений и навыков;
воспитательные задачи формируют:
-организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща;
готовить материалы, необходимые для занятия);
-самостоятельность и интерес к познанию;
-желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.
Материально-техническое оснащение:
Дидактический материал:
1. Геометрические фигуры и тела.
2. Палочки Х. Кюизинера.
3. Наборы разрезных картинок.
4. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
5. Полоски, ленты разной длины и ширины.
6. Цифры от 1 до 5.
7. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.
8. Фланелеграф, мольберт.
9. Чудесный мешочек.
10. Блоки Дьенеша.
11. Пластмассовый и деревянный строительный материал.
12. Геометрическая мозаика.
13. Счётные палочки.
14. Предметные картинки.
15. Конструктор «Лего».
17. Знаки – символы.
18. Развивающие игры.
19. Картотека физминуток, загадок, стихотворений.
20. Конспекты.
Учебный план
Занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.
Занятия проводятся с сентября по май.
Неделя: одно занятие, по 15 мин.
Месяц: 4 занятия (в среднем).
1 год – 36 занятий.
Расписание кружка: 1 раз в неделю – свободный день, во вторую половину.
Программное содержание
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Учить:
-сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;
-устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
-понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;
-понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;
-называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;
-согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;
-решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.
Познакомить со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учить:
-приемам обследования зрительно-двигательным путем;
-видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Познакомить:
-с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
-с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
Дать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
ВЕЛИЧИНА
Учить:
-сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
-выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Учить:
-различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
-различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Учить:
-различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;
-обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;
-двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.
Ожидаемые результаты:
К концу года ребенок:
- сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);
- устанавливает равенство и неравенство групп предметов;
- понимает значение вопроса «сколько»? и правильно отвечает на него;
- называет числительные по порядку в пределах пяти;
- относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;
- называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
- понимает, что фигуры могут быть разного размера;
- видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;
- сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
- использует в речи результаты сравнения;
- правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;
- правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;
- обозначает словами положение предмета относительно себя;
- решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Задачи | Дата проведения планируемая |
1 | Утро. Большой – маленький. Один-много. | Познакомить с частью суток – утро; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; сравнивать знакомые предметы по величине (большой - маленький); выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой - маленький); сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много. | |
2 | Дидактическая игра «Спрячь мышку». | Познакомить детей с шестью цветами спектра и их называние. Формирование умения индикации цвета. | |
3 | День. Круг. Число 1. | Познакомить с частью суток – день; познакомить с числом 1; познакомить с геометрической фигурой – круг; учить обследовать круг осязательно – двигательным путем; обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера; отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки. | |
4 | Один, много. Цвет. | Формировать представления о понятиях «один» и «много». Работать над умением согласовать числительное «один» с существительными в роде и падеже. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменение цвета. | |
5 | Вечер. Высокий –низкий, большой– маленький, один – много. | Познакомить с частью суток – вечер; учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий - низкий), употреблять эти слова в речи; закреплять понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине; продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи. | |
6 | Выше, ниже. Игра «Третий лишний». | Познакомить детей с пространственным отношением «выше», «ниже»; находить в пространстве низкие и высокие предметы; учить находить лишние предметы на картинки; развивать мышление, логику. | |
7 | Ночь. Число 1. Круг. | Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры – круг; познакомить с частью суток – ночь; упражнять в рисовании предметов округлой формы. | |
8 | Сравнение совокупностей предметов по количеству. | Продолжать формировать умение сравнивать совокупность предметов, по количеству, используя понятия «много», «один», «мало»; привлекать детей к самостоятельному составлению множеств и его дроблению на отдельные элементы; ориентироваться в групповом помещении. | |
9 | Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий. | Познакомить с числом 2; учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под; сравнивать знакомые предметы по величине (толстый - тонкий); продолжать учить выделять признаки сходства и различия. | |
10 | Слева, справа. Круг, шар. | Учить детей ориентироваться в пространстве; дать знания о левой и правой руке и ноге; развивать память; расширить словарный запас детей. Познакомить детей с геометрическими фигурами «круг» и «шар»; рассказать о их свойствах; назвать отличия между ними; развивать мышление и воображение. | |
11 | Осень. Число 2. Треугольник. | Продолжать знакомить с числом 2; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать форму осязательно – двигательным путем; рисовать треугольник по точкам; называть время года – осень; познакомить с геометрической фигурой – треугольник. | |
12 | Понятия «тяжёлый», «лёгкий». | Формировать умение определять массу предметов сенсорно- чувственным путем: тяжелый – легкий; Упражнять в умении воспроизводить хлопки на слух в доступном пределе; Закреплять в умении называть и различать предметы разной формы, находить их в групповом пространстве. | |
13 | Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. | Познакомить с числом 3; учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая); видеть в форме предметов геометрические фигуры. | |
14 | Сравнение предметов по контрастным признакам. | Продолжать упражнять в определении равенства и неравенства предметов по контрастным признакам (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, узкий – широкий). | |
15 | Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, маленький. | Продолжать знакомить с числом 3; учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький); различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине). | |
16 | Столько же, больше, меньше. | Продолжать учить сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше). Формировать представления о сохранение количества. | |
17 | Сравнение чисел 2 и 3. Большой, поменьше, маленький. Логическая задача. | Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; изображать предметы разной величины; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький; развивать зрительное внимание. | |
18 | «Три медведя» | Учить детей внимательно слушать сказку, правильно отвечать на вопросы, обратить их внимание какие по размеру предметы у каждого медведя, воспитывать интерес к беседе, развивать память, уверенность в своих ответах. | |
19 | Зима. Число 4. Квадрат. | Познакомить с числом 4; с геометрической фигурой – квадрат; учить называть числительное по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать квадрат осязательно – зрительным путем, рисовать квадрат по точкам; различать и называть время года – зима; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. | |
20 | Столько же, больше, меньше. Один, много. | Закреплять представления о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятиях один и много. Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом. | |
21 | Число4. Квадрат. Логическая задача. | Продолжать знакомить с числом 4; учит называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. | |
22 | Поровну, больше, меньше. | Закрепить с детьми умение делить поровну, отличать большее от меньшего, развивать мышление, воспитывать интерес к познанию. | |
23 | Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник. | Учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать форму осязательно – двигательным и зрительным путем; познакомить с геометрической фигурой прямоугольник. | |
24 | Игры с палочками. | Учить составлять геометрические фигуры из палочек. Развитие фантазии, воображения. | |
25 | Весна. Число 5. Большой, поменьше, самый маленький. | Познакомить с числом 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; различать и называть время года – весна; сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров. | |
26 | Времена года. | Учить детей устанавливать временные отношения, закрепить знания о природных явлениях в различное время года, развивать умственные способности, мышление и воображение. | |
27 | Число 5. Утро, день. Вечер, ночь. Логическая задача. | Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. | |
28 | Счет в пределах пяти. | Упражнять детей в счете в пределах пяти; закреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой. | |
29 | Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача. | Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать овал осязательно – двигательным путем, рисовать овал по точкам; познакомить с геометрической фигурой – овал; продолжать сравнивать предметы по величине. | |
30 | Счет в пределах пяти. Геометрические фигуры. | Упражнять в счете в пределах пяти: учить соотносить числительное с существительным; находить заданные фигуры. | |
31 | Времена года. Овал. Слева, справа. | Закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето); различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо); отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических фигур: овал, круг. | |
32 | Цвет. Форма. | Развивать навыки сопоставления цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам, сопоставлению формы предметов с эталонами формы. | |
33 | Числовой ряд. Порядковый счёт. | Формировать на основе предметных действий представления о порядковом и числовом ряде. Закреплять умения соотносить цифры с количеством. Формировать представления о порядковом счёте. | |
34 | «В стране геометрических фигур» | Закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений. | |
35 | «Путешествие по комнате» | Закрепление пространственных понятий: вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д. | |
36 | «Путешествие в математическую страну» | Закрепить пройденный материал. |
Программно-методическое обеспечение
-Е.В.Колесникова Я начинаю считать
-Е.В.Колесникова Математические ступеньки.- М.:ТЦ Сфера, 2015
- Е.В.Колесникова Математика для детей 3-4 лет. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2015
-Е.В.Колесникова Математика вокруг нас. 120 учебно-игровых заданий для детей 3-4 лет. - М.:ТЦ Сфера, 2015
Интернет ресурсы: http://www.maam.ru/
http://ped-kopilka.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/23/picture-409384-1393145848.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945711-1504979375.jpg)
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945711-1504979375.jpg)
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-965999-1634022853.jpg)
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/25/picture-1192397-1574677956.jpg)
Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/14/picture-815179-1473848197.jpg)
Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/06/picture-1398588-1649266633.png)
Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)
Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...