Опыт работы по проекту «Маленькие почемучки» для детей младшего дошкольного возраста
материал

Ибрашева Наталья Георгиевна

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Детей дошкольного возраста называют «почемучками», так как познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульского района Республики Башкортостан

Выступление на педагогическом совете №3 по проекту «Маленькие почемучки» для детей младшего дошкольного возраста

Выполнила: воспитатель

Ибрашева Н. Г.

Янаул, 2023


С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Детей дошкольного возраста называют «почемучками», так как познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Дети по природе своей исследователи, они стремятся экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире.

Ребёнок задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается экспериментировать, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Она дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему.

Использование современных педагогических технологий, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является - технология детского экспериментирования. Главное ее достоинство заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Поэтому я решила в своей работе с детьми для развития познавательно-исследовательской деятельности использовать детское экспериментирование. Ставя эксперименты, делая на их основе собственные выводы, дети лучше усвоят новое, чем получат знания в готовом виде.

Так как экспериментирование – это один из самых эффективных способов, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с воздухом, водой, песком, вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит!

Учитывая практическую значимость метода экспериментирования для всестороннего развития ребенка, в своей работе поставила перед собой следующие цели и задачи.

Цель

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

• Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

• Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Задачи:

• Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

• Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

• Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения;

• Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

• Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

• Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Для решения поставленных целей и задач вместе с родителями была создана предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность, помогает развитию поисковой активности детей. Оборудовали уголок для экспериментирования, в который поместили:

  • прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма, мерные ложки, сита и воронки, формы для изготовления льда, пипетки, трубочки,
  • гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т. п.
  • природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа и т. п.)
  • бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, пробки) и т. п.
  • контейнеры с песком и водой;

При выборе темы следую в соответствии с принципом от простого к сложному. В условиях детского сада я стараюсь использовать только элементарные опыты и эксперименты.

Для организации и поддержания интереса к экспериментированию использую чтение с детьми познавательной литературы о различных природных явлениях, стихи, рассказы, сказки, потешки, загадки. Составила тематический план работы с учетом интеграции образовательных областей. В условиях детского сада я использовала только элементарные опыты и эксперименты с обычным бытовым, игровым и нестандартным оборудованием и безопасные для детей.

Свою работу я начала с экспериментов с водой. Дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса. На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.

Знакомясь с песком, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. Эксперименты и опыты проводились не только на прогулке в песочнице, но и в группе.

 Не менее увлекательным стало испытание для такого всем знакомого предмета как бумага. При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в отличие от камней, что она может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Также мы исследовали с детьми ткань. Дети узнали, что ткань состоит из ниток, имеет разную фактуру, она мнется, прочная, может намокать и при высыхании не меняет свои свойства

Одной из форм экспериментальной деятельности является наблюдение. Мы наблюдали за дождём, росой, туманом, снегопадом, за инеем, как в луже отражаются предметы. Возникла идея занести снег в группу. Было интересно наблюдать за его превращениями. Дети очень расстроились, когда увидели, что снег превратился в грязную воду. Зато теперь они наглядно увидели, что снег нельзя есть.

Для родителей приготовила консультации на тему: «Детское экспериментирование дома»; «Малыши познают мир вокруг себя!»; изготовила папки – передвижки «Экспериментируйте с детьми дома»;  провела анкетирование на тему: «Детское экспериментирование в семье».

Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Собственные исследовательские поиски дошкольников     способствуют     повышению     у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Чем раньше привить любовь к природе, расширять знания об окружающем мире, тем качественнее будут протекать такие психические процессы у детей, как воображение, память, внимание, восприятие, мышление. Поэтому я планирую продолжать работу в этом направление и развивать у детей интерес, любознательность и познавательную активность в процессе экспериментирования. Следовательно, могу сделать вывод, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «Особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышление.  От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника в...

Опыт работы Тема: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста

- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности; - разрабатывать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации в работу с детьм...

Опыт работы по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Опыт работы по нравственн- патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Опыт работы по теме "Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков""

Представление опыта работыТема: «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков»....

Опыт работы по теме: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в «изо-сказке»

«В младшем возрасте ребенок учится мыслить, учась говорить, но также совершенствовать свою речь, учась мыслить».Е.И. Тихеева Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения,...

Проект "Маленькие почемучки" для детей младшего дошкольного возраста

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...