Использование современных технологий в ДОУ
статья

Вязникова Наталья Александровна

В обзорной статье материал по некоторым технологиям, которые могут использоваться воспитателями в воспитательно-образовательном процессе. Это далеко не полный перечень, но имеющийся материал вполне по силам молодым и начинающим педагогам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий.

.

     В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания, памяти, воображения, речи.   Происходит становление первых форм абстракции, развитие произвольности восприятия.

     В основе современного воспитания и обучения-личностно-ориентированная модель. Появилась необходимость анализа деятельности ДОУ на предмет соответствия содержания и технологий реализуемой в ДОУ образовательной программы. 

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

     Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей» (В. М. Монахов).

     Основной задачей стало обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, через организованное коллективное рассуждение, через игры и тренинги. Важно научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей.

    "Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом" - утверждает ученый А.Л. Несмеянов.

      Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи.

1.Технологии развивающего обучения позволяют воспитателю посмотреть на идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития детей.

     В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности, включает в себя использование развивающих игр, что делает процесс обучения интересным и занимательным.

    Решение нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

    В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению, что развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. 

2.Игровые технологии.

    Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.

    Игровые технологии направлены на развитие психических процессов.    

С помощью игровых технологий воспитатель развивает творческие способности детей, творческое мышление и воображение.

Некоторые из них:

-Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

-Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

-Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

-Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.;

-Игры-забавы: перевертыши, лабиринты (объемные, на замену мест и др.);

-«Умные вопросики». Игры проводятся со всеми детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития. Это могут быть словесно-логические игры и упражнения типа.

    Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

 3.Технологии проблемного обучения.

    Здесь особо выделяется роль совместной со взрослым деятельности детей, в которой происходит освоение новых знаний и способов действий, что влияет на развитие способностей, воображения, мышления, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

      В проблемные ситуации для детей дошкольного возраста включаются занимательные вопросы, занимательные задачи, задачи-шутки, отрывки из литературных произведений, серии картинок и т.д. В зависимости от возраста детей существуют определенные уровни:

  1.Воспитатель ставит проблему и решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

  2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят варианты решения. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

  3.Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формировать проблему.

  4. Поисково-исследовательский метод, когда ребёнок сам ставит проблему и её решает без вмешательства взрослого. Ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.

 4.Информационные компьютерные технологии.

     Это   качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, интерактивный стол, планшет и др.). Практика показала, что значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Главное, чтобы не было беспланового и случайного применения ИКТ.

    Компьютерные игры (говорящие словари иностранных языков, простейшие графические редакторы, игры-путешествия, обучение чтению, математике и др.) помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

5. Технологии проектной деятельности

       Это развитие свободной творческой личности. Проектом является любая деятельность, выполненная группой детей, объединенных получением общего результата. Начинается с выбора темы» (разработка проектного замысла); реализации проекта. подведение итогов проекта. В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, вовлекаются родители, которые могут быть не только источниками информации, поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками.

      Проекты бывают творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что воспитателям необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес.

6.Технология сотрудничества   

   Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей. Для достижения этой цели предполагается решение нескольких задач: 1.формирование у детей способностей взаимодействия в паре, малой группе;

2.развитие способностей использования элементов символизации для выражения 

своих действий; 3.развитие основ самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам 

деятельности.                 В процессе реализации технологии сотрудничества дети дошкольного возраста 

овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом   Навыками само- и взаимоконтроля результатов деятельности; формируется 

умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую 

оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности для дальнейшего школьного обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием современных технологий Игровая технология Тема: «Овощи»

Цель: Активизация словаря у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:-       Закрепить у детей представления об овощах.-       Учить детей...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе с использованием современных технологий Информационно-коммуникативная технология Тема "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Уточнять и расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности строения и пове...

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...