Пластические этюды на музыкальных занятиях
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Немкова Илонна Владиславовна

Этюд – это набросок, импровизация. Этюды можно рассматривать как небольшие сюжетные и не сюжетные игры творческого характера, исполняемые группой школьников и индивидуально.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пластические этюды на музыкальных занятиях в ДОУ

 «Ритм не ограничен, и поэтому возможности его физического осуществления неисчислим». Э. Ж. Далькроз

Занимаясь с детьми на музыкальных занятиях слушанием музыки я всё чаще стала замечать, что многие дети никак не реагируют на музыкальное произведение или делают вид, что слушают; многие дети затрудняются или стесняются высказать свои эмоции, рассказать о том образе, который они услышали.

У меня стали появляться вопросы:

1) может быть они не понимают, что значит слушать и слышать музыку?

2) может они бояться высказаться, стесняются перед сверстниками?

3) может всё дело в физиологии конкретного ребёнка?

4) может быть в семье не любят музыку или по причинам религии (как

выяснилось в одном из случаев) ребёнку запрещали выражать свои эмоции и т. д.

Все эти вопросы требовали немедленного поиска нужного решения. И я сначала показывала ритм музыки марша, стуча по своим коленям с довольным видом, а дети тут же стали повторять за мной. У многих «трудных» детей стали появляться эмоции. На музыку спокойного и безмятежного характера я попросила детей повторять все движения за мной и показывала плавные покачивания корпусом вправо-влево и руками – плавные «качели». Дети снова повторили. Под музыку польки я просила детей самим придумать движения. Это задание особого труда не вызвало, потому что они уже знали из своего музыкально-ритмического опыта движения. Для того чтобы дальше работать с детьми в направлении «одухотворённого» жеста я обратилась к методической литературе и стала исследовать интересующий меня вопрос. Изучив новые технологии преподавания ведущих педагогов, я увлеклась технологиями пластического интонирования, потому что выразительная пластика является одной из природных основ интонации. Большое место в развитии творческих способностей и инициативы занимает выполнение несложных музыкальных этюдов.

Этюд – это набросок, импровизация. Этюды можно рассматривать как небольшие сюжетные и не сюжетные игры творческого характера, исполняемые группой школьников и индивидуально.

Исполняя этюды, дошкольники учатся точно соотносить определенные движения с характером музыки, выбирая и согласовывая с ним ходьбу, бег, прыжки и другие движения.

В чем развитие творчества и воображения? Содержание этюда остается единым, но детали исполнения могут изменяться в зависимости от того, как ребенок чувствует музыкальный образ и вносит дополнения в соответствии со своим воображением.

Этюды могут быть сюжетными (с заданным текстом) и несюжетные, где школьники учатся осмысливать чередование частей и в соответствии с этим, изменять движение.

Методика первичного разучивания этюда аналогична методике разучивания игры.

Этапы работы:

1. Подготовительная беседа о музыке.

2. Прослушивание музыкального произведения.

3. Разбор отдельных частей и музыкальных фраз.

4. Анализ средств музыкальной выразительности.

5. Показ варианта исполнения в сопровождении музыки музыкальным руководителем.

6. Показ движений детьми без музыки.

7. Исполнение этюда детьми.

В групповом этюде более свободно двигаются застенчивые, малоактивные дети. Индивидуальный этюд требует сосредоточения всех сил и умений.

Возможно повторение этюдов (но не разучивание). Оно дает возможность углубить ранее созданный образ, выразительнее исполнять детали, совершенствовать согласованность движений с музыкой.

Таким образом, выполнение этюдов как наиболее сложных творческих заданий, обогащает дошкольников музыкальными впечатлениями, развивает умение свободно разыгрывать содержание песен, передавать движениями образное содержание инструментальной музыки.

"Ветер и ветерок"

Программное содержание.

Продолжать развивать навык различения динамических оттенков и отражения их в движении, изменяя силу мышечного напряжения рук. Способствовать развитию согласованности движений.

Описание.

1 –8 такты. Ветерок слабо колышет ветви деревьев. Листочки едва шевелятся. Дети поднимают руки вверх и двигают их в разных направлениях.

9 -12 такты. Ветер поднялся так, что кажется, что вот - вот начнется гроза.

Дети отставляют одну ногу в сторону и броском сгибают корпус то влево, то вправо. Руки следуют за корпусом.

13 -16 такты. Сильный ветер пронесся мимо, и опять пришел маленький ветерок. Дети выполняют движения 1 - 8 тактов.

Методические указания.

Руки у ребят все время должны оставаться мягкими, без лишнего напряжения в плечах и мышцах.

"Цветы".

Программное содержание.

Развивать творческое воображение детей. Умение действовать с воображаемыми предметами, четко согласуя свои движения с музыкой. Добиваться плавных, мягких движений.

Описание.

У каждого ребенка в руке по цветку (воображаемому). Перед ними

Воображаемый ручеек.

Такт1. Плавно поднимают правую руку. Одновременно с движением руки поворачивается голова

Дети как бы любуются цветком.

Такт 2. Плавно опускается рука. Ребенок сопровождает взглядом

движение руки.

Такты 3 – 8. Повторяются движения предыдущих тактов.

Такт 9. Делается 3 шага вперед (идут к ручейку).

Такт 10. Бросают в ручеек воображаемый цветок (правая рука).

Такты 11 – 12. То же левой рукой.

Такт 13. Делают 3 шага к ручейку.

Такт 14. Стоят.

Такты 15 -16. Отходят назад, помахивая руками, прощаясь со своими

цветами.

Простейшая и любимая детьми форма музыкального движения музыкальная зарядка. Она развивает координацию и двигательные навыки, тем самым подготавливая школьников к музыкальному достижению. Здесь коренится стык предметов музыки и физкультуры, которую многие школьники не любят. Но стоит только этот предмет связать с музыкой – он станет самым любимым для дошкольников). Простые упражнения для головы, шеи, плеч, рук. Туловища под музыку полезны и развивают чувства ритма, темпа, координации движений в соответствии с музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе".

Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, Дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к...

Пластические этюды и музыкально-ритмические движения как вид здоровьесберегающей педагогики.

Пластические этюды и музыкально-ритмические движения как вид здоровьесберегающей педагогики.  Мир детства – это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окр...

Конспект занятия по ритмопластике с элементами пластического этюда и игрового стретчинга в подготовительной группе

Занятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста с целью гармоничного развития  всех группы мышц, совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной системы, развития интереса к занятия...

Этюды для музыкальных занятий в детском саду.

Этюды для музыкальных занятий в детском саду....

Картотека "Психогимнастика: пластические этюды и занятия"

Психогимнастика — разновидность групповой психотерапии. Психогимнастика состоит из подготовительных и пантонимических упражнений. Подготовительные упражнения проводятся с целью сн...

Методическая разработка с пластическими этюдами, импровизациями и музыкальными играми для подготовительной группы.

Методическая разработка с пластическими этюдами, импровизациями и музыкальными играми для подготовительной группы.Интеграция образовательных областейПознавательное развитие:актуализировать з...