«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
презентация к уроку (старшая группа)

Тарабара Маргарита Петровна

Актуальность и социальная значимость данной работы подтверждается значительным ростом количества учащихся-дисграфиков

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР » Начало работы: сентябрь 2020 г. Окончание работы: май 2021 г. Работу выполнила учитель-логопед отделения социального обслуживания несовершеннолетних и семей с детьми ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН» Тарабара Маргарита Петровна

Слайд 2

Актуальность и социальная значимость данной работы подтверждается значительным ростом количества учащихся- дисграфиков . Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия является не только серьёзным препятствием в овладении письмом, но и влечёт за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения). Таким детям нужна своевременная, квалифицированная помощь. Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе. Профилактика нарушений письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями.

Слайд 3

Теоретической и методической инструментарий: · учение Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; · исследование закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной [5]. Цель: · Обеспечение системы средств и условий для профилактики дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. · Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы по русскому языку в общеобразовательной школе, обусловленных недоразвитием речевой функции у старших дошкольников.

Слайд 4

Для успешного овладения письмом, его техникой у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма: Различие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляционно близкие: звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие, сонорные. Правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия замен одних звуков другими. Развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи. Достаточное формирование фонетико-фонематических представлений. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: выделение звука на фоне слова; определение места звука в слове - начало, середина, конец; выделение ударного гласного звука, и более сложные виды анализа и синтеза слов. Достаточный уровень сформированности зрительно- пространстенных представлений. Умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия, как круг, овал, квадрат, треугольник; больше, меньше, вверху, внизу, справа, слева, необходимы для прочного усвоения зрительных образов букв. В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертания букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова. Что и приведет к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки.

Слайд 5

Для выявления нарушений проводится диагностика по основным направлениям: Исследование неречевых психических функций. Слухового внимания. Зрительного внимания. Восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления. Исследование состояния моторной сферы. Состояние общей моторики. Составление мимической мускулатуры. Состояние артикуляционной моторики.

Слайд 6

Исследование состояния импрессивной речи. Пассивный словарь. Понимание различных форм словоизменения. Понимание отдельных предложений в связной речи. Состояние фонематического восприятия. Исследование состояния экспрессивной речи. Активный словарь. Состояние грамматического строя речи Состояние связной речи. Исследование фонематической стороны речи, звукослоговой структуры слов. Состояние звукопроизношения. Состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза. Навыки чтения, знание букв.

Слайд 9

Анализ эффективности логопедической работы по профилактике дисграфии у детей 6,5-7 лет с ОНР

Слайд 13

Формирование навыков грамматического оформления высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи. формирование словоизменения; формирование словообразования; формирование умений строить грамматические конструкции.

Слайд 14

Для профилактики оптической дисграфии необходимо развивать у ребенка зрительно-пространственные представления, что даст ему возможность заменить различия в начертании, узнавании смешиваемых им букв. В процессе практической работы в этом направлении используются следующие приемы. Складывание букв из составляющих их элементов; «переделка» одной буквы в другую; вылепливание смешанных букв из пластилина; письмо смешиваемых букв в воздухе; вырезание букв из бумаги, картона; обводка контуров букв, написанных разными шрифтами.

Слайд 15

В процессе обучения согласованию числительных с существительными дети закрепляют навыки прямого счета. Развивают зрительную слуховую память, пальчиковую моторику, внимание и мышление, овладевают различными речевыми умениями и навыками, что создает предпосылки для формирования навыков учебной деятельности.

Слайд 16

Развитие всех сторон речи: Формирование, коррекция звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

Слайд 17

Развитие пространственной ориентировки, ориентировки во времени, развитие двигательной функции руки и слухо -моторных координаций также являются задачами педагога в предупреждении дисграфии у дошкольников.

Слайд 18

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений

Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений...

Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Подборка игр и упражнений для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Материал предназначен для логопедов, дефектологов, воспитателей...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.

За последние годы работы в дошкольных учреждениях с детьми все больше и больше становится детей, имеющих проблемы в речевой сфере различной степени выраженности. М...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители! Часто в жизни возникают ситуации, когда ребенок идет в первый класс. А радостные ожидания от учебы вдруг омрачаются сложностями, возникающими у ребенка при письме.- Путает бук...

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная устная речь. Она предполагает умение логич...