Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста статья
статья (средняя группа)

Муратова Евгения Вадимовна

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.

Я – начинающий воспитатель. Это – мой выбор, это -  часть моей интересной и большой жизни. Я счастлива от того, что приношу пользу людям, я нужна им, я нашла своё дело в жизни. Я люблю свою профессию, потому что постоянно ощущаю искреннюю любовь детей. Я счастлива от того, что мне доверили самое дорогое и ценное, что есть на Земле!

Воспитатель - это первый человек, после мамы, который встречается детям на их жизненном пути.

Вся моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст детей в моей группе от 1,5 до 3 лет.

Видеть в маленьком ребенке завтрашнего взрослого человека - вот в этом, мне кажется, и заключается жизненная мудрость отца, матери, педагога - всех, кто воспитывает детей.

В. А. Сухомлинский

Именно в период раннего детства происходит подготовка всех функций мозга, это отличное время для сенсорного развития, которое необходимо для формирования умственных способностей ребенка. Это самое благоприятное время для экспериментирования с органами чувств, для познания окружающего мира и развития своих индивидуальных творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание заключается в нескольких аспектах:  

- является важной частью интеллектуального развития;

- помогает ребенку развивать наблюдательность;

- становится главным элементом в развитии психических процессов;

- ребёнок пытается узнать и освоить новые способы познавательной деятельности;

- помогает ребенку в усвоении сенсорных эталонов;

- словарный запас ребенка становится обширнее и богаче;

- обеспечивает полноценное развитие всех видов памяти.

В начале каждого учебного года мною проводится диагностика уровня развития у детей сенсорного воспитания в группе раннего возраста. Диагностика показывает на каком уровне сенсорного развития находится каждый отдельный ребенок. Например, не все дети умеют отличать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), а также не могут различать предметы по величине (большой, маленький, средний), детям тяжело определить среднюю величину, поэтому не все дети могут справиться с такой задачей.

Очень сложной задачей является различение плоскостных геометрических фигур (часто не могут различить круг и овал, квадрат и прямоугольник). Не все дети могут различить такие предметы как шар, куб, кирпичик, брусочек без помощи взрослого, не все могут сложить разрезанную картинку, другие не могут собрать пирамидку не в возрастающем не в убывающем порядке и даже не могут определить величину колец. А самой главной проблемой я считаю, выступает очень слабо развитая моторика рук.

Все это говорит об актуальности проведения работы по сенсорному воспитанию детей.

Я считаю, что для полноценного развития ребенка очень важны следующие факторы:

- необходимость сенсорного развития детей раннего возраста в условиях ДОУ;

- необходимость повышения компетентности родителей по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста в семье;

- необходимость повышения компетентности педагогов по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.

А что же такое сенсорное развитие? Сенсорные ощущения могут быть разными:

• осязательные ощущения – ребенок чувствует посредством прикосновений, он ощупывает, трогает, гладит, проводит руками по поверхности и таким образом различает вещи, предметы, форму, величину.

• слуховые ощущения – ребенок слышит огромное многообразие различных звуков – это могут быть, человеческая речь, звуки природы, пение птиц, ветер, шумы улиц, и учится их различать;

• зрительные ощущения – ребенок различает разницу между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

Все сенсорные ощущения имеют огромную значимость в жизни каждого человека, основными являются зрительные и слуховые ощущения.

Для более полного восприятия мира ребенку необходимо как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений. Необходимо научить ребенка перцептивным действиям – осматривать, прислушиваться, ощупывать, пробовать и др. Родитель или педагог может в полной мере помочь ребенку увидеть многообразие и красоту окружающего мира, а также научить воспринимать сенсорные впечатления более осознанно –дифференцировать, запоминать, называть. В дальнейшем ребенок сможет использовать полученные знания о самих предметах, о свойствах предметов и явлений в различных жизненных ситуациях. Но для этого ребенку нужны примеры, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, который может протекать не только в дошкольном возрасте.

Ребенку следует дать описание, познакомить с основными свойствами, например,:

• цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;

• форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

• величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;

• звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;

• элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же; и т.д.

Сенсорное воспитание детей может осуществляться через разные формы работы. А именно, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

При развитии сенсорных ощущений в своей образовательной деятельности, мы применяем: развивающие игры, конструирование, рисование, лепку, различного рода наблюдения (в группе, на прогулке), рассматривание и обсуждение предметных картинок, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), слушаем музыку.  Так же в своей работе мы применяем самостоятельно сделанные игровые пособия. Вы можете сделать интересный тактильный коврик из лоскутков ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную и гофрированную бумагу, фольгу, фантики, бусины, замочки, пуговки и многое другое.

Образовательная деятельность вовремя проведении режимных моментов:

  • назначения предметов одежды при одевании, закрепление цвета, формы, величины;
  • при приеме пищи развивается тактильные и вкусовые ощущений;
  • во время умывания ознакомление со свойствами воды;
  • во время прогулок обогащение сенсорного опыта детей.

Самостоятельная деятельность детей:

  • применение самостоятельно полученных знаний и умений в играх;
  • при самостоятельной работе с изобразительным материалом развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений

Реализация по взаимодействию с семьями детей основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

  • формирование у родителей знаний о значении, целях и методах сенсорного развития детей данного возраста;
  • оказание родителям консультативной помощи и профилактике, и поддержке по различным вопросам воспитания сенсорного ребенка;
  • привлечение родителей к поисковой и творческой деятельности в сотрудничестве с педагогом.

В нашей группе создан уголок сенсомоторного развития детей.

Сенсомоторный уголок предназначен:

  • для развития сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • стимуляция мелкой моторики, повышения двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона;
  • активизации познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

Сенсомоторный уголок так же используется в педагогическом процессе, и как в образовательной деятельности, так же и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Анализируя деятельность можно увидеть, что систематическая и плановая работа по данной проблеме, находит решение в использование дидактических, подвижных, развивающих игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей. У дошкольников на основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, при взаимодействии с внешним миром упорядочиваются впечатления, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta_statya.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.

Я – начинающий воспитатель. Это – мой выбор, это -  часть моей интересной и большой жизни. Я счастлива от того, что приношу пользу людям, я нужна им, я нашла своё дело в жизни. Я люблю свою профессию, потому что постоянно ощущаю искреннюю любовь детей. Я счастлива от того, что мне доверили самое дорогое и ценное, что есть на Земле!

Воспитатель - это первый человек, после мамы, который встречается детям на их жизненном пути.

Вся моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст детей в моей группе от 1,5 до 3 лет.

Видеть в маленьком ребенке завтрашнего взрослого человека - вот в этом, мне кажется, и заключается жизненная мудрость отца, матери, педагога - всех, кто воспитывает детей.

В. А. Сухомлинский

Именно в период раннего детства происходит подготовка всех функций мозга, это отличное время для сенсорного развития, которое необходимо для формирования умственных способностей ребенка. Это самое благоприятное время для экспериментирования с органами чувств, для познания окружающего мира и развития своих индивидуальных творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание заключается в нескольких аспектах:  

- является важной частью интеллектуального развития;

- помогает ребенку развивать наблюдательность;

- становится главным элементом в развитии психических процессов;

- ребёнок пытается узнать и освоить новые способы познавательной деятельности;

- помогает ребенку в усвоении сенсорных эталонов;

- словарный запас ребенка становится обширнее и богаче;

- обеспечивает полноценное развитие всех видов памяти.

В начале каждого учебного года мною проводится диагностика уровня развития у детей сенсорного воспитания в группе раннего возраста. Диагностика показывает на каком уровне сенсорного развития находится каждый отдельный ребенок. Например, не все дети умеют отличать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), а также не могут различать предметы по величине (большой, маленький, средний), детям тяжело определить среднюю величину, поэтому не все дети могут справиться с такой задачей.

Очень сложной задачей является различение плоскостных геометрических фигур (часто не могут различить круг и овал, квадрат и прямоугольник). Не все дети могут различить такие предметы как шар, куб, кирпичик, брусочек без помощи взрослого, не все могут сложить разрезанную картинку, другие не могут собрать пирамидку не в возрастающем не в убывающем порядке и даже не могут определить величину колец. А самой главной проблемой я считаю, выступает очень слабо развитая моторика рук.

Все это говорит об актуальности проведения работы по сенсорному воспитанию детей.

Я считаю, что для полноценного развития ребенка очень важны следующие факторы:

- необходимость сенсорного развития детей раннего возраста в условиях ДОУ;

- необходимость повышения компетентности родителей по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста в семье;

- необходимость повышения компетентности педагогов по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.

А что же такое сенсорное развитие? Сенсорные ощущения могут быть разными:

• осязательные ощущения – ребенок чувствует посредством прикосновений, он ощупывает, трогает, гладит, проводит руками по поверхности и таким образом различает вещи, предметы, форму, величину.

• слуховые ощущения – ребенок слышит огромное многообразие различных звуков – это могут быть, человеческая речь, звуки природы, пение птиц, ветер, шумы улиц, и учится их различать;

• зрительные ощущения – ребенок различает разницу между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

Все сенсорные ощущения имеют огромную значимость в жизни каждого человека, основными являются зрительные и слуховые ощущения.

Для более полного восприятия мира ребенку необходимо как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений. Необходимо научить ребенка перцептивным действиям – осматривать, прислушиваться, ощупывать, пробовать и др. Родитель или педагог может в полной мере помочь ребенку увидеть многообразие и красоту окружающего мира, а также научить воспринимать сенсорные впечатления более осознанно –дифференцировать, запоминать, называть. В дальнейшем ребенок сможет использовать полученные знания о самих предметах, о свойствах предметов и явлений в различных жизненных ситуациях. Но для этого ребенку нужны примеры, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, который может протекать не только в дошкольном возрасте.

Ребенку следует дать описание, познакомить с основными свойствами, например,:

• цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;

• форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

• величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;

• звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;

• элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же; и т.д.

Сенсорное воспитание детей может осуществляться через разные формы работы. А именно, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

При развитии сенсорных ощущений в своей образовательной деятельности, мы применяем: развивающие игры, конструирование, рисование, лепку, различного рода наблюдения (в группе, на прогулке), рассматривание и обсуждение предметных картинок, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), слушаем музыку.  Так же в своей работе мы применяем самостоятельно сделанные игровые пособия. Вы можете сделать интересный тактильный коврик из лоскутков ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную и гофрированную бумагу, фольгу, фантики, бусины, замочки, пуговки и многое другое.

Образовательная деятельность вовремя проведении режимных моментов:

  • назначения предметов одежды при одевании, закрепление цвета, формы, величины;
  • при приеме пищи развивается тактильные и вкусовые ощущений;
  • во время умывания ознакомление со свойствами воды;
  • во время прогулок обогащение сенсорного опыта детей.

Самостоятельная деятельность детей:

  • применение самостоятельно полученных знаний и умений в играх;
  • при самостоятельной работе с изобразительным материалом развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений

Реализация по взаимодействию с семьями детей основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

  • формирование у родителей знаний о значении, целях и методах сенсорного развития детей данного возраста;
  • оказание родителям консультативной помощи и профилактике, и поддержке по различным вопросам воспитания сенсорного ребенка;
  • привлечение родителей к поисковой и творческой деятельности в сотрудничестве с педагогом.

В нашей группе создан уголок сенсомоторного развития детей.

Сенсомоторный уголок предназначен:

  • для развития сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • стимуляция мелкой моторики, повышения двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона;
  • активизации познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

Сенсомоторный уголок так же используется в педагогическом процессе, и как в образовательной деятельности, так же и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Анализируя деятельность можно увидеть, что систематическая и плановая работа по данной проблеме, находит решение в использование дидактических, подвижных, развивающих игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей. У дошкольников на основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, при взаимодействии с внешним миром упорядочиваются впечатления, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактической игры на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Дидактические игры   по сенсорному воспитанию  дают  возможность проследить процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста, оценить эффективность применяемых средств сенсорного ...

«Методические подходы к коррекционно - педагогической работе по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста детей ЗПР».

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. Период дошкольного детства является периодо...

Статья "Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст - период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает...

Статья: «Принципы и методы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста»

Мнение большинства ученых совпадает, что именно ранний и дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающ...