«Развитие речи старших дошкольников через мультипликацию».
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Елшанкина Елена Сергеевна

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта? Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi_s_detmi_6-7_let_elshankina_es.docx833.35 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №11»Колосок»

Номинация:

«Педагогический проект с детьми старшего возраста (от 6 до 7 лет)»

Тип проекта: творческий

Временные рамки проекта: 2 недели (4.04.2022 – 18.04.2022.)

                                                                                                                             

Подготовила воспитатель:

воспитатель высшая квал. категория,

стаж 10 лет,

 Елшанкина Елена Сергеевна

г.о. Семеновский, 2022 г.

Краткая аннотация проекта

Чистая, грамотная речь – одна из важнейших составляющих готовности ребенка к школьному обучению. Применение стандартных методов развития речи не всегда оказывается достаточным. Следовательно, для стимулирования речевой активности детей требуются дополнительные средства и методы. В век информационного прогресса компьютерные технологии предоставляют нам такой универсальный и многогранный инструмент, как мультипликация, позволяющий стимулировать речевую активность ребенка, раскрыть его творческие способности. С этой целью воспитатель и дети подготовительной группы организовали краткосрочный творческий проект «Развитие речи средствами мультипликации». Проект продолжался в течение двух недель и был направлен на детей, воспитателей и родителей подготовительной группы. Цель данного проекта является повышение речевой активности у детей старшего дошкольного возраста. Перед собой ставили задачи на развитие познавательного, художественно-эстетического интереса к созданию мультфильмов, развивали звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, расширяли знания детей по теме, формировали навыки связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи.

На подготовительном этапе проекта знакомили детей с его содержанием, изготавливали декораций, работали над персонажами. На протяжении всего проекта велась работа по развитию речи и познавательного интереса,  проводились беседы, знакомства с профессиями мультипликатора, дается более широкое, красочное и доступное объяснение воспитанникам о том, как создаются мультфильмы, что позволяет активизировать интерес и желание детей участвовать в их создании. Дети совместно с воспитателем придумывают сказку, проговариваются вместе с детьми элементы завязки, развития и развязки. Героев будущего мультфильма дети наделяют разными качествами, оживляют их. Проводится работа по составлению портрета героев придуманной сказки, отрабатываются диалоги. На разных этапах создания мультфильма развивались и различные компоненты речевой деятельности: и грамматическая сторона речи, смысловая, звуковая, лексическая, а в целом – и их коммуникативные способности. При озвучивании мультипликационного фильма детьми обращается внимание на правильность речи: ясность и простоту высказывания, соответствие речи ситуации, звукопроизношение, интонацию, эмоциональное сопровождение. Результатом данного этапа становится создание новой продукции — мультипликационного фильма.

Заключительная часть деятельности по созданию мультфильма в условиях дошкольной образовательной организации предполагает совместный просмотр готового мультипликационного продукта, высказывание впечатлений от совместной работы, выражения собственного мнения, оценивание результатов творческой деятельности и приобретенных в процессе нее знаний. Также возможно приглашение на презентацию мультфильма родителей и детей из других групп.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=696a48d7301244086c4c330143b66290-5499277-images-thumbs&n=13

Содержание

Методический паспорт проекта…………………………………………..5

Введение……………………………………………………………………6

Актуальность……………………………………………………………….7

Цели и задачи проекта……………………………………………………..8

Ожидаемый результат……………………………………………………...9

Этапы реализации проекта программы……………………………….....10

План реализации проекта………………………………………………....11

Содержательный раздел:…………………..……………………………....14

Реализация проекта…………………………………………….…………..14

Выводы……………………………………………………...………………37

     Заключение…………………………………………………………………40

Список используемой литературы………………………………………..41

Приложение……………………………………..………………...……..…42

Методический паспорт проекта:

Название проекта: «Развитие речи старших дошкольников через мультипликацию».

Автор проекта: Елшанкина Елена Сергеевна, воспитатель высшей квал. категории.

Возраст детей:  дети подготовительной группы 6-7 лет.

Вид проекта: краткосрочный

Тип проекта: творческий

Срок реализации проекта: 2 недели (14.03.2022 – 25.03.2022.)

C:\Users\user\Downloads\2022-04-07_17-55-44.png

Введение

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта? Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации.

Актуальность проекта

Чистая, грамотная речь – одна из важнейших составляющих готовности ребенка к школьному обучению. В настоящее время у большинства детей старшего дошкольного возраста наблюдаются речевые нарушения разной степени выраженности. Дети с речевыми нарушениями часто стесняются говорить, становятся неуверенными в себе, их речь характеризуется низкой активностью, бедностью словаря, разборчивость речи снижена, нарушено голосообразование, темп, ритм и интонация. Применение стандартных методов развития речи не всегда оказывается достаточным. Следовательно, для стимулирования речевой активности детей требуются дополнительные средства и методы. В век информационного прогресса компьютерные технологии предоставляют нам такой универсальный и многогранный инструмент, как мультипликация, позволяющий стимулировать речевую активность ребенка, раскрыть творческие способности, помочь ему преодолеть страхи и приобрести уверенность в собственных силах, успешно социализироваться в окружающем мире.

Мультфильм – это сказочный мир, который помогает ребенку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить. В процессе создания мультфильма, происходит расширение социального опыта ребенка, коррекция эмоционально-волевой сферы, активизация речевой деятельности и творческих способностей. Дети получают новые позитивные переживания и овладевают практическими навыками использования инструментов и материалов. Кроме того, создание собственного мультфильма– это увлекательная игра, способствующая разностороннему  развитию детей.

Цель проекта:

Повышение речевой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации. 

Задачи:

  • Развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов.
  •  Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.
  • Воспитывать самостоятельность и саморегуляцию в процессе создания мультфильмов.
  • Формировать навыки общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
  • Стимулировать к самостоятельной художественной и конструктивной деятельности детей в процессе изготовления персонажей и декораций.
  • Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов.
  • Расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер.
  • Обогатить словарный запас детей.
  • Формировать навыки связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи.

Ожидаемый результат  проекта:

В ходе реализации проекта ожидаются следующие результаты:

Для детей:

1. Создание условий для развития ребенка как индивидуальности.

2. Развивать правильную, выразительную речь, познавательный интерес, в процессе создания мультипликации.

3. Дети становятся активными участниками создания мультфильма, пробуют себя в новом качестве (роли оператора, аниматора, актеров).

4. Умеют передавать творческие замыслы с помощью различных видов искусств и активно включен в процесс творчества.

  1. Работать в творческой группе, согласовывая свои действия в разных

видах деятельности. 

Для родителей:

1. Высокая степень информированности родителей о развитии ребенка.

2. Творческая активность родителей через активное включение в проект.

Для педагога:

1. Повышение профессионального уровня в сфере информационно-компьютерных технологий.

2. Реализация творческого потенциала.

3. Удовлетворённость собственной деятельностью.

Предполагаемый продукт проекта:

Выход мультфильма с участием воспитанников подготовительной группы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ

Работа над проектом включает совместную деятельность педагога, детей и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Срок

Содержание

I этап

Организационный

4.04.2022 – 6.04.2022 г.

  1. Сбор и анализ литературы по данной теме. 
  2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
  3.  Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
  4. Насыщение развивающей предметно- пространственной среды группы тематическими содержанием.

II этап

Основной

7.04.2022 – 14.04.2022 г.

  1. Планирование деятельности.
  2. Объединение детей в рабочие группы.
  3. Формирование знаний, умений и навыков.

4. Решение задач при реализации проекта.

5. Осуществление всех запланированных видов деятельности данного проекта.

III этап

Заключительный

15.04.2022 – 18.04.2022 г.

  1. Подведение итогов.
  2. Создание мультфильма
  3. Создание дидактического материала.
  4. Презентация проекта

План мероприятий:

Этапы проекта

Срок

Виды деятельности

I этап

Организационный

4.04.2022 – 6.04.2022 г.

  1. Знакомство с методической литературой по данной теме.
  2. Создание методических рекомендаций и пособий для мультипликационной деятельности.
  3. Анализ предметно-пространственной среды группы, наличие необходимого оборудования в группе.
  4. Прохождение семинара «Хрустальная Мультилаборатория».
  5. Анкетирование родителей.
  6. Подготовка консультации для родителей
  7.  Вовлечь родителей в участие в проекте.
  8. Создание коллекции советских и российских мультфильмов для дальнейшего просмотра.

II этап

Основной

7.04.2022 – 14.04.2022 г.

  1. Беседы, практические и исследовательские задания, демонстрация видеоматериалов, иллюстраций, слайдов, репродукций, чтение литературных произведений, слушание музыкальных композиций.
  2. Обогащение предметно-пространственной среды в группе.
  3. Упражнения по выразительности, артикуляционного аппарата.
  4. Просмотр кукольного театра, мультипликационных фильмов, чтение сказок, литературных произведений.
  5.  Подвижные речевые игры с персонажами русских и зарубежных писателей.
  6.  Интеграция с художественно-эстетическим направлением развития: лепка (пластилин, глина), восковой, шариковый  пластилин, мягкая масса.
  7. Загадки «По страницам сказок», «Угадай сказочного героя»
  8.  Интеграция с познавательной областью развития: конструирование из крупного и мелкого конструктора, создание малых архитектурных форм.
  9. Интеграция с коммуникативной областью – рассматривание сюжетных картин, чтение художественной литературы.
  10. Оформление коллажа детских работ «Мой любимый мультфильм».
  11. Дидактические игры и речевые упражнения.
  12. Сюжетно-ролевые игры.
  13. Раскраски, рисование героев с использованием  интерактивной доски.
  14. Чтение сказок, придумывание сюжета сказкам, составление рассказов по картине, серии картинок.
  15. Создание творческих группы детей: работа над созданием персонажей и декораций мультфильма: лепка героев, создание ширмы и фона, названия  титров мультфильма.
  16. Создание сюжета будущего мультфильма
  17. Игры на развитие речевого дыхания и силы голоса.
  18. Игры на развитие звукоподражания.
  19. Придумывание сопровождающих шумов и озвучивание действий героев мультфильма.
  20. Конструирование по мотивам мультфильмов.
  21. Съемка и озвучивание  мультфильма «Плохая привычка – лес засорять».

III этап

Заключительный

15.04.2022 – 18.04.2022 г.

  • Покадровая съемка мультфильма с помощью фотоаппарата.
  • Монтаж и озвучивание снятого материала на компьютере с помощью программы видеоредактора Windows Movie Maker.  
  • Презентация мультфильма, сделанного ребятами группы, обработанного с помощью компьютерной программывидеоредактора Windows Movie Maker.  
  • Показ ребятам из других групп.
  • Родительское собрание «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации»

Содержательный раздел.

Реализация проекта:

  1. Организационный этап. ( 04.04 –06.04.2022 г.)
  1. Создание методических рекомендаций и пособий для мультипликационной деятельности:
  • наглядно-дидактический материал,
  •  подбор художественной литературы,
  • видео презентации для знакомства с профессиями кинематографа,
  • создание альбома «Профессии мультипликации»
  1. Анализ предметно-пространственной среды группы.
  2. Прохождение семинара «Хрустальная Мультилаборатория».
  3. Анкетирование родителей «Знаете ли вы, какие мультфильмы любят ваши дети» (Приложение 2).

Результаты анкетирования в подготовительной к школе группе «Непоседы».

В анкетировании приняли участие 25 родителей.

 «Знаете ли Вы, какие мультфильмы любят Ваши дети?»

  1. Как часто Ваш ребёнок смотрит мультфильмы?

  • Из диаграммы видно, что у  88% семей дети смотрят мультфильмы каждый день.  
  1. Можете ли Вы назвать 3-5 мультфильмов, которые любит и часто смотрит Ваш ребёнок?


  • Из диаграммы видно, как распределились проценты:
  1. «Маша и медведь»,  «Фиксики»,«Винкс», «Лунтик» - 39%,
  2. «Ну-погоди»,  «Свинка Пеппа», «Барбоскины», «Губка Боб», «Смешарики», «Мадагаскар»,   - 28%,
  3. «Иван-царевич и серый волк», «Чебурашка Гена», мультфильмы Диснея, «Трое из Простоквашино», «Гуси-Лебеди», «Золотая Антилопа», «Русалочка», «Гадкий Я», Трансформеры – 17%
  4.  «Красная шапочка», «Озорная семейка», «Железный человек», «Зули-Зули», Три богатыря – 11 %
  5.  «Щенячий Патруль», «Паровозик Томас», Алеша Попович - 5 %

  1. Смотрите ли Вы мультики вместе со своим ребёнком?

  • Из диаграммы видно, что у  68% семей смотрят вместе с дети мультфильмы.  
  1. Включаете ли Вы своему ребёнку мультфильмы советского периода, из Вашего детства? («Простоквашино», «Бременские музыканты» и др.)

  • Из диаграммы видно, что 80% родителей включают своим детям мультфильмы советского периода.

  1. Как Вы считаете, мультфильмы влияют на мировоззрение, поведение, убеждения детей?

  • Из диаграммы видно, что 96% родителей считают, что мультфильмы влияют на поведение и мировоззрение детей. И мы надеемся, что они включают им только добрые мультфильмы, которые учат детей только хорошим поступкам и правильному поведению.  
  1. Подготовить консультации для родителей (Приложение 5).
  2. Вовлечь родителей в участие в проекте, вызвать желание оказать помощь.
  3. С помощью родителей создание коллекции советских и российских мультфильмов для дальнейшего просмотра.

Подготовительный этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовлением декораций, работой над персонажами. В это время идет подготовка над формированием заинтересованности детей к мультфильмам, выбору понравившихся персонажей. На данном этапе проводятся игры с конструированием, постройками малых архитектурных форм, игры с различными видами лепки, лепка любимого персонажа, игры на познавательный интерес. Это позволит наиболее тщательнее выбрать в дальнейшем героя созданного мультфильма.

Основной этап. (07.04 – 14.04. 2022 г.)

На протяжении всего проекта ведется работа по развитию речи и познавательного интереса:

  1. Беседы, практические и исследовательские задания, демонстрация видеоматериалов, иллюстраций, слайдов, репродукций, чтение литературных произведений, слушание музыкальных композиций.
  2. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки тех или иных навыков и умений, для помощи в завершении работы над проектом. Одним из способов обучения является сотворчество ребенка, родителей и педагога в процессе реализации проекта по созданию фильма. При согласовании совместных действий прослеживается стабильная заинтересованность детей и их родителей.
  3. Упражнения по выразительности, артикуляционного аппарата.
  4. Просмотр кукольного театра, мультипликационных фильмов, чтение сказок, литературных произведений.
  5.  Подвижные речевые игры с персонажами русских и зарубежных писателей.
  6.  Интеграция с художественно-эстетическим направлением развития: лепка (пластилин, глина), восковой, шариковый  пластилин, мягкая масса.
  7.  Интеграция с познавательной областью развития: конструирование из крупного и мелкого конструктора, создание малых архитектурных форм.
  8. Интеграция с коммуникативной областью – рассматривание сюжетных картин, чтение художественной литературы.
  9. Оформление коллажа детских работ «Мой любимый мультфильм».
  10. Подборка художественной литературы для чтения и самостоятельного рассматривания  по мотивам, которой созданы мультфильмы.
  11. Подготовка необходимых материалов и оборудования для реализации проекта с привлечением родителей.

Тайны мультипликации.

  • Организация РППС («Развития речи», «Художественно эстетического развития», «Социально-коммуникативного развития»  в группе).
  • Беседы с детьми «Что такое мультипликация»,  «История мультипликации», «Какие бывают мультфильмы».
  •  «Волшебники мультипликации» (знакомство с профессиями: режиссер, оператор, аниматор, художник-аниматор, актер, монтажер)
  • Знакомство с разными видами мультфильмов: пластилиновые, кукольные, рисованные и компьютерные. Просмотр мультфильмов: "Пластилиновая ворона», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Малыш и Карлсон». Обсуждение просмотренных мультфильмов.
  •  Театрализованные игры детей «Придумай свой сюжет мультфильма»
  • Ситуативный разговор «Какие инструменты нужны для создания мультфильма»
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий о работе художников-мультипликаторов.
  • Чтение художественной литературы «Подарок для самого маленького», «Мешок яблок», дидактическая игра «Короткие истории».
  • Дидактическая  игра «Кадр за кадром»
  • Дидактические игры и упражнения: «Угадай героя», «Найди тень», «Собери картинку», «Пазлы» по мотивам мультфильмов.
  • Сюжетно-ролевая  игра  «Телевидение».
  • Игровые ситуации по мотивам просмотренных мультфильмов «Принцессы Диснея», «Тачки».            
  • Раскраски на интерактивной доске «Мой любимый герой мультфильма»
  • Рисунки детей «Мой любимый мультфильм»

Юные мультипликаторы (Разработка сюжета)

  1. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью будущего персонажа.
  2. Продолжать формировать практические навыки детей (создание декораций, героев мультфильма, фотографирование, соблюдая правила); помочь в составлении рассказа каждого ребенка - участника проекта.

3. Создание творческих группы детей: Работа над созданием персонажей и декораций мультфильма: лепка героев, создание ширмы и фона, названия  титров мультфильма:

  • Сценаристы: для составления сценария к мультфильму «Плохая привычка – лес засорять.
  • Персонажист: для изготовления героев мультфильма
  • Фоновщики: для изготовления декораций к мультфильму
  • Оператор: для съемки мультфильма
  • Режиссер: руководит процессом создания мультфильма
  • Актеры: озвучивающие мультфильм
  • Создание сюжета экологической сказки «Плохая привычка – лес засорять»
  • Рассказывание детьми собственных сказок и историй.
  • Придумывание сопровождающих шумов и озвучивание действий героев мультфильма.
  • Конструирование по мотивам мультфильмов.

Озвучивание

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Игры на развитие звукоподражания.

Заключительный этап проекта (15.04 – 18.04.2022 г.)

         Заключительная часть деятельности по созданию мультфильма в условиях дошкольной образовательной организации предполагает совместный просмотр готового мультипликационного продукта, высказывание впечатлений от совместной работы, выражения собственного мнения, оценивание результатов творческой деятельности и приобретенных в процессе нее знаний. Также возможно приглашение на презентацию мультфильма родителей и детей из других групп.

Монтаж мультфильма

  •  Покадровая съемка мультфильма с помощью фотоаппарата.
  • Монтаж и озвучивание снятого материала на компьютере с помощью программы видеоредактора Windows Movie Maker.
  • Презентация фильма, сделанного ребятами группы, обработанного с помощью компьютерной программывидеоредактора Windows Movie Maker.  
  • Родительское собрание «Развитие речи старших дошкольников средствами мультипликации»
  • Показ родителям готового мультфильма «Плохая привычка – лес засорять».
  • C:\Users\user\Desktop\изображение_viber_2022-04-07_19-42-15-467.jpgРодителям, кто не смог присутствовать на собрании в чат Вайбера группы отправлено видео мультфильма, что бы они смогли посмотреть и оценить проделанную работу детей и воспитателя.

Выводы по  этапам проекта:

В начале проекта проводятся вводные беседы. С помощью бесед, рассматривания картин, знакомства с профессиями мультипликаторов, дается более широкое, красочное и доступное объяснение воспитанникам о том, как создаются мультфильмы, что позволяет активизировать интерес и желание детей участвовать в их создании. Кроме того, происходит накопление опыта и впечатлений.  В режимных моментах включается прослушивание аудио-сказок, а также использование в работе разных видов театра (пальчиковый, перчаточный, теневой, деревянный, плоскостной, кукольный), что приближает воспитанников к театральному искусству и миру актеров. Просматривание российских мультфильмов различных видов мультипликации: рисованных, кукольных, пластилиновых. Беседа по содержанию и виду мультипликации. Определение характеров героев.

Далее дети совместно с воспитателем придумывают сказку, проговариваются вместе с детьми элементы завязки, развития и развязки. Героев будущего мультфильма дети наделяют разными качествами, оживляют их. Результатом работы на данном этапе становится выработка единого мнения в выборе сказки для мультипликационного фильма. Проводится работа по составлению портрета героев придуманной сказки, отрабатываются диалоги. Родители совместно с детьми просматривают мультфильмы, предложенные педагогами. В совместной деятельности дети совместно с педагогами составляют сценарий будущего мультипликационного фильма. В беседах с детьми расширялись и обобщались представления детей об окружающем предметном мире, о технических приспособлениях, орудиях труда и инструментах, используемых в профессии мультипликатора. Работа детей в качестве художников и аниматоров тоже имела свой мощный потенциал для развития их речи.

Дети самостоятельно поделились на творческие группы, которые отвечали за свою работу. Создание мультфильмов дело очень сложное и каждому ребенку досталась своя роль в проекте.

На следующем этапе проводится работа над выразительностью речи героев, создание декораций, изготовление самих героев.  Совместная деятельность воспитателя и детей была направлена на озвучивание мультипликационного фильма. Дети с выражением проговаривают текст, который в дальнейшем звучит на фоне происходящего действия, учились выразительно говорить и озвучивать своих героев.

На разных этапах создания мультфильма развивались и различные компоненты речевой деятельности: и грамматическая сторона речи, смысловая, звуковая, лексическая, а в целом – и их коммуникативные способности. Посредством подбора соответствующего речевого материала развивались у детей отдельные компоненты звуковой культуры речи:

- автоматизировать правильное произношение поставленных звуков;

- воспитывать умение регулировать силу и громкость своего голоса;

- воспитывать речевой слух детей;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать общие речевые навыки;

- развивать просодическую сторону речи;

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

           При озвучивании мультипликационного фильма детьми обращается внимание на правильность речи: ясность и простоту высказывания, соответствие речи ситуации, звукопроизношение, интонацию, эмоциональное сопровождение.

Результатом данного этапа становится создание новой продукции — мультипликационного фильма.

Результаты проекта:

  1. Обогащение предметно-пространственной среды в группе в центре «Речевого развития».
  2. Создание фотоколлажа «Любимый мультфильм».
  3. Создание альбома «Профессии мультипликации».
  4. Выход  мультфильма «Плохая привычка – лес засорять».
  5. Презентация фильма, сделанного ребятами группы, обработанного с помощью компьютерной программы видеоредактора Windows Movie Maker.
  6. Консультации для родителей по данной теме.
  7. Подведение итогов по реализации проекта.

В ходе реализации проекта:

  • Созданы  условия для развития ребенка как индивидуальности.
  • У детей сформирована  правильная, выразительная речь, познавательный интерес, в процессе создания мультипликации.
  • Дети являются активными участниками создания мультфильма, берут на  себя роли  в новом качестве (роли оператора, аниматора, актеров).
  • Умеют применять разные средства для достижения результаты (рисунок, лепка, создание фона, звуковое оформление и т.д.).
  • Передают творческий замысел с помощью различных видов искусств и активно включен в процесс творчества.
  • Работают в творческой группе, согласовывая свои действия в разных видах деятельности. 
  • Сформированы навыки сотрудничества с партнером, воспитанники умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного решения, стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием атрибутов мультипликации.
  • Удовлетворённость родителей и детей уровнем образовательных услуг в ДОУ;
  • Повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей,
  • Рост профессиональной компетентности педагогов в плане обучения и воспитания детей, а также в вопросах формирования и использования предметно - развивающей среды.

Перспективы дальнейшего развития

В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов в работе с воспитанниками.

  1. Организовать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе мультипликации.
  2. Создавать с детьми серию познавательных мультфильмов для показа их в младших дошкольных группах.
  3. Продолжать работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках.

Заключение

Развивающие возможности дидактической мультипликации настолько широки, что  охватывают не только образовательные области речевого направления. Авторская детская мультипликация является универсальным средством обучения, развития и воспитания детей. Это соответствует целостному характеру мировосприятия ребёнка, в сознании которого мир не разделён на предметные области.

 Таким образом, в процессе создания мультфильма происходит переплетение всех образовательных областей. Можно смело сказать о том, что в этой деятельности интегрируются все образовательные области программы дошкольного образования. Про то, насколько успешно создание собственных мультипликационных фильмов влияет на развитие когнитивных процессов у ребёнка (память, внимание, воображение) и говорить, излишне.

Таким образом, переоценить развивающий потенциал дидактической мультипликации невозможно.

Литература

1.Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. - №5.

2.Ишкова Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.  Дошкольная педагогика. 2013. - № 8.

3.Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение, 2007

4.Рони Орен Секреты пластилина. – М.: Махаон, 2010г.

5.Тимофеева Л. Л. Мультфильм своими руками.  Воспитатель. 2009. - № 10.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.; 2013.

7. О. А. Шорохова. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия.      М. ;ТЦ Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи старших дошкольников через театрализацию.

Статья для родителей и воспитателей ДОУ. Особенности организации театральной деятельности в детском саду и дома, ее значении в развитии речи детей старших групп ДОУ. ...

выступление на педагогическом совете на тему:«Развитие речи старших дошкольников через все виды культурно-смысловой деятельности (коммуникативной, игровой)"

Человек развивает свою речь на протяжении всей жизни. В детском саду ребенок развивает речь в различных видах деятельности с помощью самых разнообразных приемов: на занятиях математикой – посред...

Педагогический проект «Развитие речи старших дошкольников через познавательную деятельность посредством ознакомления со сказами П.П.Бажова»

В данном материале представлен опыт проектной педагогической деятельности с дошкольниками старшего возраста. Базируясь на самобытном творчестве русского народа,  в общем, и красоту родного края, ...

Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность

В статье представлено влияние театрализованной игры на развитие речи  детей старшего дошкольного возраста....

Мастер - класс «Развитие речи старших дошкольников через применение активных методов обучения»

Повысить профессиональное мастерство педагогов, участников мастер-класса,  в процессе активного педагогического общения по проблеме развития речи детей дошкольного возраста....