Савенкова
методическая разработка (старшая группа)

Подолянская Татьяна Анатольевна

Эта методика создана Савенковым на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для упрощения методики обработки результатов было выброшено несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

• Первая и основная функция - диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только данному ребенку "портрет" развития его дарований.

• Вторая функция - развивающая.

Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savenkova_.docx74.61 КБ

Предварительный просмотр:

Обшая характеристика

      Эта методика создана Савенковым на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для упрощения методики обработки результатов было выброшено несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

• Первая и основная функция - диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только данному ребенку "портрет" развития его дарований.

• Вторая функция - развивающая.

Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

Параметры

одаренности

        Интеллектуальная одаренность

Фамилия, имя ребенка

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать

абстрактными понятиями.

  1. Проявляет большой интерес и исключителыные способности к

классификации.

  1. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между

 причиной и следствием.

4. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

5. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

6. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

7. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

 (++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

{+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениеаемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Обработка результатов

   

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Количество плюсов (минусов) свидетельствует о степени выраженности склонности. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

группа___________________________

учебный год______________________

воспитатели______________________________________

        

группа___________________________

учебный год______________________

воспитатели______________________________________

        

Параметры

одаренности

        Творческая одаренность

Фамилия, имя ребенка

      1.  Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

2. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

3.  3Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

4. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.

5. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

            6. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

             7. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

8. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

        Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали

          (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-)

группа___________________________

учебный год______________________

воспитатели______________________________________        

Параметры

одаренности

        Академическая (научная) одаренность

Фамилия, имя ребенка

        1. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".

2. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтонужно запомнить.

3. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

4. 4. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

5. Проявляет ярковыраженную, разностороннюю любознательность.

          6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

 7.          7. Умеет делать выводы и обобщеня.

         8.  В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

        Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и  минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под  каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку с     тепени ени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

группа___________________________

учебный год______________________

воспитатели______________________________________

Параметры

одаренности

Художественно-изобразительная одаренность

Фамилия, имя ребенка

1.  В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

2.     Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

3. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

4. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

5. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

6.         Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

7        7.    Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

8. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

          Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс

        и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите вниз под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

группа___________________________

учебный год______________________

воспитатели______________________________________

        

Параметры

одаренности

        Музыкальная одаренность

Фамилия, имя ребенка

                    1. Проявляет большой интерес к музыкальиым занятиям.

2. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

3. Хорошо поет.

4. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

5. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

6. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

             7. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

8. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

             Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по

вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы

      баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

группа___________________________

учебный год______________________

воспитатели______________________________________

Параметры

одаренности

        Литературная одаренность

Фамилия, имя ребенка

1. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

2.  Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

3      Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

4     4. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

6.    Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

7. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

8. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

     Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали

(плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите

внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

группа___________________________

учебный год______________________

воспитатели______________________________________

Параметры

одаренности

        Артистическая одаренность

Фамилия, имя ребенка

1.    Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

2.  Интересуется актерской игрой

3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

4.   Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

5. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

6.   Стремится вызывать эмоционалыные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

7.      С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

8. Любит игры-драматизации.

         Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали

      (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

группа___________________________

учебный год______________________

воспитатели______________________________________

        

Параметры

одаренности

        Техническая одаренность

Фамилия, имя ребенка

1.  Интересуется механизмами и машинами.

2    2.Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

3. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск",

4. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

    5. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

         6. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

7. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

8. Быстро и легко осваивает компьютер.

      Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали    

(      (  плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

группа___________________________

учебный год______________________

воспитатели______________________________________

Параметры

одаренности

        Лидерская одаренность

Фамилия, имя ребенка

                    1.  Инициативен в общении со сверстниками.

2. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

3. Легко общается с детьми и взрослыми.

4. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

5. Часто руководит играми и занятиями других детей.

6. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

         7. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

8. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

         Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали

       (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

группа___________________________

учебный год______________________

воспитатели______________________________________

        

Параметры

одаренности

        Спортивная одаренность

Фамилия, имя ребенка

          1. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

3. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

5. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

      7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

8. Физически выносливее сверстников.

        Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали

            (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов        характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии Савенкова А.И. «Учебные исследования в детском саду».

Пример практического использования технологии Савенкова А.И. "УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ" на занятиях по ознакомлению с окружающим и экологией с детьми старшего возраста....

Экспресс-диагностика А.В.Савенкова по выявлению способностей у детей

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех де...

Экспресс - диагностика по методике Александра Савенкова.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех де...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:«Зима» по методике А. И. Савенкова

Данный материал позволит закрепить у детей знания о зимующих птицах; умение различать птиц по внешнему виду. Расширить знания о приспособленности птиц к зиме....

Экспресс-диагностика по методике А.Савенкова "Карта одаренности"

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время....

Экспресс-диагностика по методике Александра Савенкова "Карта одаренности"

Дана общая характеристика диагностики, инструкция по проведению, таблицы с критериями и  обработка результатов....