Пособие "Коробочка самоконтроля"
консультация (подготовительная группа)

«Коробочка самоконтроля»- это именное пособие на каждого ребёнка. Основа сделана из чайных коробок. На титульной стороне расположен конвертик, в который помещается фотография ребенка.

В одной из ячеек внутри хранятся карточки с критериями. Остальные пять ячеек разделены на дни недели и пронумерованы.

На противоположной стороне крышки расположен лист с критериями, на котором дети при помощи маркера отмечают свои заслуги.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ds_394_derkach_e.a-_slovo_k_prezentatsii.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

у старших дошкольников.

Пособие «Коробочка самоконтроля»

Деркач Евгения Андреевна,

воспитатель

МБДОУ «ДС №394 г. Челябинска»

Слайд 1

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоанализ и самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей.

Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Они утверждают, что самоконтролю следует обучать специально.

Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов деятельности с дошкольниками, в том числе и учебной. И без специального формирования приемов и навыков качество деятельности остается очень низким.

Тема очень нужная и важная и поэтому я задалась вопросом, как простимулировать детей нашей группы, побудить их к анализу и контролю своих действий.  И вообще возможно ли это –дошкольникам сознательно, ежедневно, самостоятельно подвергать свою деятельность самоанализу?

        Чтобы решить эту непростую задачу, мною были созданы «Коробочки самоконтроля». Благодаря пособию ребёнок сам конкретно и детально оценивает и видит состояние своего “багажа знаний и умений” данного момента и перспективу дальнейшей работы над своими действиями, при этом получая дополнительную мотивацию

Слайд 2

«Коробочка самоконтроля»- это именное пособие на каждого ребёнка. Основа сделана из чайных коробок. На титульной стороне расположен конвертик, в который помещается фотография ребенка.

В одной из ячеек внутри хранятся карточки с критериями. Остальные пять ячеек разделены на дни недели и пронумерованы.

На противоположной стороне крышки расположен лист с критериями, на котором дети при помощи маркера отмечают свои заслуги.

В наших коробочках следующие критерии:

  • на занятиях не отвлекался и старательно работал;
  • кушал хорошо и аккуратно;
  • спал на сончасе;
  • дружно играл, делился игрушками;
  • убирал игрушки на место;
  • оказывал помощь и поддержку другу;
  • соблюдал правила группы;
  • старательно выполнял логопедическую разминку (для тех, у кого не поставлены звуки); выговаривал звуки, следил за речью (для тех, у кого звук находится в стадии автоматизации).

Критерии можно подбирать индивидуально, ориентируясь на те качества или умения, которые нужно сформировать у ребенка.

Слайд 3

В конце каждого дня, на вечернем круге, дети при помощи маркера отмечают критерии, которые они смогли реализовать и складывают в ячейки нужные фишки. Иногда происходит коллективное обсуждение: дети комментируют свою деятельность в течении дня и других детей. В таком формате они учатся анализировать деятельность друг друга.

Далее производят подсчёт количества выполненных критериев. В качестве поощрения, те дети, кто набрал большее количество баллов в течении дня получают поощрение- скрепыша.

Слайд 4

В конце недели производится подсчёт полученных скрипышей и выбирается «звезда недели».

Вообще вариантов множество: собирать поощрительные призы в течении месяца, три месяца и т.д. Но всё-таки самый удобный вариант, чтобы дети не потеряли интерес-это вести отсчет неделями.

Скрепышей можно заменить на фишки, цветные камешки и т.п.

Критерии отобраны таким образом, чтобы каждый мог побывать в ситуации успеха. Даже если ребёнок не добирает достаточное количество баллов, но в течении недели видны сдвиги в лучшую сторону, то в конце недели он получает одного скрепыша.

Преимущества:

- Ребёнок сам выявляет свои успехи, знает, какие “дыры следует латать”. Он сам контролёр своей деятельности.

Если он не получает отметку по одному из критериев, это не обескураживает ребенка, что является гарантом интенсивной работы в течении всей недели.

  • Подсчёт критериев в окружении с другими детьми психологически создаёт ситуацию азарта, (возможности накопления большего количества скрипышей).
  • Воспитатель детально видит успехи каждого воспитанника в течении недели.

Какие же минусы обнаружились за период работы с пособием?

Раскладывание фишек занимало слишком много времени, которое не всегда есть в наличии. Поэтому по истечению времени, мы перестали использовать их и отмечаем критерии маркером, делая подсчет на основании этого. Это удобней и быстрей.

Слайд 5

В целом Пособие имеет успех у детей, оно несомненно мотивирует их. Дети каждый день с нетерпением ждут вечера, чтобы подвести итоги недели. А также оно повышает ответственность ребенка за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки анализа своих действий и самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация :"Развитие навыков самоконтроля у детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов.  Автор: Середа Светлана Юрьевна, педагог - психолог...

Стихи-хвасталки для формирования самоконтроля за поставленными звуками

Эти стишки не всегда попадают в размер, но на логопедических занятиях они привлекают внимание детей к точному, правильному произношению. В некотором роде они действуют как самовнушение и совмест...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия со старшим дошкольником по развитию внимания и самоконтроля.

Развитие внимания и самоконтроля, формирование произвольной регуляции собственной деятельности. Оптимизация тонуса мышц,  ритмирование организма, улучшение зрительного восприятия, развитие межпол...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с группой дошкольников 6-7лет по развитию внимания и самоконтроля.

Оптимизация тонуса мышц, развитие  самоконтроля, развитие внимания и формирование навыков произвольной регуляции собственной деятельности,  снятие синкинезий и мышечных зажимов, ритмир...

Коррекция звукопроизношения. Развитие навыка самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников.

Данный материал будет интересен и родителям и педагогам. Автоматизация - самый трудный и длительный этап. Порой проходят месяцы упорных занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильно...

«Формирование у дошкольников навыков самоконтроля звукопроизношения посредством кинезиологических упражнений».

Материал статьи содержит информацию по использованию кинезиологических упражнений в проведении артикуляционной гимнастики, физкультминутки, коррекции звукопроизношения....

Картотека для развития внимания, произвольности, самоконтроля.

Картотека составлена на основе книг Сиротюк А.Л.  и содержит упражнения, которые можно успешно использовать с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями....