Календарно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми с 2-7 лет
календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми с 2-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_psihologo-pedagogicheskoy_raboty_s_detmi_2-7_let.docx | 48.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми с 2-х до 7-ми лет.
Методический комплект для реализации образовательной программы
- 2 – 3 года Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению»
- 3 – 4 года «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3 – 4 лет / Н.Ю. Куражева - СПб: Речь, 2016.
- 4 – 5 лет «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4 – 5 лет / Н.Ю. Куражева - СПб: Речь, 2016.
- 5 – 6 лет «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5 – 6 лет / Н.Ю. Куражева - СПб: Речь, 2016.
- 6 – 7 лет «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6 – 7 лет / Н.Ю. Куражева - СПб: Речь, 2016.
Тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет (I младшая группа)
Месяц | Неделя | Тема НОД | Цели/Задачи | Материалы | Кол-во | |
сентябрь | 1 | Божья коровка | - создание положительного эмоционального настроя в группе; - развитие умения действовать соответственно правилам игры; - развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; | игрушечная божья коровка | 1 | |
3 | Листопад | - создание атмосферы эмоциональной безопасности; - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; - развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций; | большой зонт; кленовые листочки (для каждого ребенка); | 1 | ||
октябрь | 1 | Мячик | - сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; - повышение эмоционального тонуса; - развитие чувства ритма, координации движений; - развитие ориентации в пространстве; | большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине). | 1 | |
3 | Прогулка в осенний лес | - сплочение группы; - развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; - снижение излишней двигательной активности; - обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; - развитие пространственных представлений; - развитие общей моторики; - развитие памяти, речи и воображения. | Картина «Осенний лес»; игрушечный ежик; игрушки: лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья; красная, желтая и зеленая корзинки. | 1 | ||
ноябрь декабрь | 1 | Веселый петрушка | - развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; - закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка -мальчик); - развитие общей и мелкой моторики; | Игрушка «Петрушка»; игрушечный паровозик; бельевые прищепки синего и желтого цветов | 1 | |
3 | Мячики | - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; - развитие ориентации в собственном теле; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие зрительного восприятия, речи воображения. | большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); | 1 | ||
1 | Зайка | - создание положительного эмоционального настроя в группе; - развитие умения подражать движениям взрослого; - развитие координации движений, общей и мелкой моторики; - развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; | мягкие игрушки: заяц и лиса; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей. | 1 | ||
3 | Новый год | - создание положительного эмоционального настроя в группе; - отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни; - отработка быстроты реакции; | игрушечный Дед Мороз; новогодняя елка; пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой; | 1 | ||
январь | 3 | Снежинки | - создание положительного эмоционального настроя в группе; - развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; | Бумажные снежинки на каждого ребенка | 1 | |
февраль | 1 | Мыльные пузыри | - снятие эмоционального напряжения и агрессии; - снижение излишней двигательной активности; - обучение детей установлению контакта сплочение группы; - развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; - развитие внимания, речи и воображения. | набор для выдувания мыльных пузырей; мячи; | 1 | |
3 | Музыканты | - сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки итекста; - развитие образности слухового восприятия; - развитие слуховой и зрительной памяти; - развитие общей и мелкой моторики; | ширма; игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла); игрушечные музыкальные инструменты: барабан,гусли, труба, гармошка, пианино. | 1 | ||
март | 1 | Мама | - оптимизация детско-родительских отношений; - воспитание доброго отношения к маме; - развитие двигательных навыков; - развитие восприятия, внимания и речи. | кукла и игрушечный медвежонок; головные уборы (платки, косынки, шарфики); ширма; колокольчик. | 1 | |
3 | Мишка | - сплочение группы; - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - развитие координации движений, общей и мелкой моторики; | игрушечный медвежонок; магнитофон | 1 | ||
апрель | 1 | Непослушные мышата | - преодоление упрямства, негативизма; - развитие умения подчиняться правилам игры; - развитие слухового внимания, быстроты реакции; - развитие общей и мелкой моторики; | игрушечная мышка; розовый и черный карандаши; большие игрушечные часы; | 1 | |
3 | Колобок | - сплочение группы, обучение детей навыкам сотрудничества; - снятие страхов перед сказочными героями; - развитие общей и мелкой моторики, координации движений; - развитие пространственных представлений; | куклы бибабо (персонажи сказки « Приключения Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; | 1 | ||
май | 1 | Дружная семья | - развитие общей и мелкой моторики, координации движений; - расширение представлений детей о домашних птицах – петухе, курице, цыплятах, учить различать их. - развитие ориентировки в пространстве и умения включаться в игру, объединённую общим знакомым сюжетом. | Мягкие игрушки: петух, курица, цыпленок | 1 | |
3 | Котята | - развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга; - снятие мышечного напряжения; - развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость); - развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки; | Презентация «Голоса животных и птиц»; ' желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку; | 1 | ||
ИТОГО: | 17 |
Тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет (II младшая группа)
Месяц | Неделя | Тема НОД | Цель | Материалы | Кол-во | |
сентябрь | 1 | Знакомство | Познакомить детей друг с другом. Создать благоприятную атмосферу на занятии. | Игрушка Зайчик, обруч, зонт, мяч, мыльные пузыри | 1 | |
3 | Давайте дружить | Продолжать знакомство детей друг с другом. Сплотить группу. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия. | Игрушка заяц, мяч, обруч. | 1 | ||
октябрь | 1 | Я и моя группа | Продолжать знакомство детей друг с другом, сплотить группу. Включить детей в ситуации взаимодействия для решения проблемных практических задач. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала. | Игрушка Заяц, фигурки животных, мяч, волшебная палочка. | 1 | |
3 | Радость | Знакомство с эмоцией «радость». Создание благоприятной атмосферы на занятии. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. | Гномик-настроение, радостные рожицы по количеству детей, картинки с изображением веселых, грустных, сердитых героев. | 1 | ||
ноябрь | 1 | Грусть | Знакомство с эмоцией «грусть». Создание благоприятной атмосферы на занятии. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. | Герои сказки «Курочка Ряба», гномик. | 1 | |
3 | Гнев | Знакомство с эмоцией «гнев». Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. | Гномик-настроение, игра «Угадай эмоцию», яркая коробка, газеты, «Мешочек Гнева», подушка – колотушка, сердитые рожицы. | 1 | ||
декабрь | 1 | Разноцветный паровозик | Развитие восприятие цвета. Развитие умения различать цвета, развитие навыка цветового соотнесения. Развитие мыслительной операции «обобщение» (фрукты, овощи) | Игрушки дедушка, бабушка, внучка «Аленка», конверт с письмом, муляжи фруктов и овощей, разноцветные билеты. Корзины синяя и красная. | 1 | |
3 | Пригласительный билет | Развитие восприятия формы: круг квадрат, треугольник. Развитие умения различать геометрические фигуры по цвету, размеру и форме. | Игрушки заяц, белка, лягушка. | 1 | ||
январь | 3 | Восприятие величины (большой маленький) | Развитие восприятия величины: большой – маленький. Развитие мыслительной операции «сравнение» | Игрушки – мама Мышь, мышата, бабочка, ежик, ворона, карточки с изображением предметов разных по величине. Карточки с изображением животных и их детенышей. | 1 | |
февраль | 1 | Восприятие длинны (длинный - короткий) | Учить детей изображать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств. Помочь детям осознать некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций. | Изображение веселого и грустного гномика. Аудиозапись веселой музыки. Мяч. Письмо в конверте, волшебный мешочек, большое зеркало. | 1 | |
3 | Восприятие величины (широкий-узкий) | Развитие восприятия длины: длинный – короткий. Развитие умения соотносить предметы по величине. | Игрушка зайчик, котенок, карандаши, кружочки красного и желтого цвета | 1 | ||
март | 1 | Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки | Развитие навыков общения. Воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам. Развитие познавательных психических процессов. | Текст сказки М. Морозовой «Сбежавшие игрушки», игрушки для сказки. Материал для задания «Положи мячик», цветик -семицветик, д/и «Найди лишнее» | 1 | |
3 | Сказка «Теремок». Обобщение: животные | Развитие навыков общения. Развитие познавательных психических процессов. | Игрушки – домашние и дикие животные, теремок для сказки.д/и «Большой – маленький», загадки, игрушки для отгадок. | 1 | ||
апрель | 1 | К. И. Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда | Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Развитие познавательных психических процессов. | Текст сказки «Федорино горе», карточки с изображением посуды, дет.посудка. | 1 | |
3 | Сказка «Три медведя». Обобщение мебель | Развитие эмпатии. Развитие познавательных психических процессов. | Игрушка медвежонок.д/и «Найди лишнее», текст сказки «Три медведя» | 1 | ||
май | 1 | Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь | Способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи. Создавать нравственные основы личности ребенка. Развитие познавательных психических процессов. | Волшебный цветок, разрезная картинка к сказке «репка», герои сказки для показа. | 1 | |
3 | Итоговое занятие | Развивать эмпатию детей. Продолжать учить взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Развивать навык общения. Расширить поведенческий репертуар и словарный запас детей. | Игрушки, небольшой камень. Коробочка, яркие бантики, цветочки. Аудиозапись спокойной музыки. | 1 | ||
ИТОГО: | 17 |
Тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет (средняя группа)
Месяц | Неделя | Тема НОД | Цель | Материалы | Кол-во |
сентябрь | 4 | Давайте дружить | Продолжать знакомство детей друг с другом. Сплотить группу. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия. | Игрушка Зайчик, диск с детской веселой музыкой, мяч | 1 |
октябрь | 2 | Волшебные слова | Развитие навыков культурного общения | Мяч, резиновые или мягкие игрушки: белочка, зайчик, кошка, послание от зверей. | 1 |
4 | Радость и грусть | Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию. | Грустные и веселые пиктограммы, картинки с веселыми и грустными персонажами, радостное и грустное облачка, музыкальное сопровождение. | 1 | |
ноябрь | 2 | Гнев | Развитие коммуникативных умений и навыков. Знакомство с эмоцией «гнев». Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. | Сердитое облако музыкальное сопровождение (пьеса П.И. Чайковского «Баба Яга»), «подушка-колотушка», «мешочек для крика», «коробочка гнева». | 1 |
4 | Удивление | Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление. | Удивлённое облако, музыкальное сопровождение. | 1 | |
декабрь | 2 | Испуг | Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности. Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления. Профилактика и коррекция страхов у детей: животных, сказочных персонажей. | Испуганное облако, музыкальное сопровождение. | 1 |
4 | Спокойствие | Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. | «Спокойное» облако, музыкальное сопровождение | 1 | |
январь | 2 | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) | Развитие восприятия сенсорных признаков предметов. Развитие мыслительных процессов | Группы предметов похожих по цвету, форме, размеру; загадки , карточки «Найди пару». | 1 |
4 | Восприятие свойств предметов | Развитие восприятия свойств предметов. Развитие мышления. Развитие внимания. Развитие воображения и логического мышления. | Игрушка Филин, карточки с изображением мяча, жабы, бабочки, карточки «Найди лишний» | 1 | |
февраль | 2 | Мои помощники глазки | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка зрительных ощущений. Развитие зрительного внимания. Развитие зрительной памяти. Активизация творческой активности. | Нарисованная фигурка человечка с большими глазами, корзинка с игрушками, картинки с контурным изображением, ножниц, утюга, ёлки, гриба, зайца, рыбы. | 1 |
4 | Мой помощник носик | Совершенствования восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка обоняния. Активизация творческой активности. | Фигурка человечка с большим носом, коробочка с запахами | 1 | |
март | 2 | Мой помощник ротик | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка вкусовых ощущений. Активизация творческой активности. | Фигурка человечка с длинным языком, тарелка с кусочкам разных по вкусу продуктов, зубочистки, карточки с продуктами на тарелке, карточки с надписью (горький, сладкий, солёный, кислый). | 1 |
4 | Мои помощники ушки | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка слуховых ощущений. Развитие слухового внимания. Развитие слуховой памяти. Активизация творческой активности. | Аудиозаписи «Голоса птиц и зверей»,набор картинок «Домашние животные», нарисованная фигурка человечка с большими ушами, шкатулка, корзина с музыкальными инструментами. | 1 | |
апрель | 2 | Мои помощники ножки и ручки | Совершенствование восприятия. Развитие двигательной активности. Формирование позитивной мотивации общения. Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания. Тренировка тактильных ощущений. Формирование позитивной мотивации общения. | Фигурка человечка, бланки с заданиями, цветные карандаши. | 1 |
4 | Страна Вообразилия | Развивать воображение. Продолжать формировать вербальное общение; умение слушать. Развивать восприятие, внимание, память, наглдяно-образное мышление. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать самосознания. | Игрушка гномик, сказка «Путаница». | 1 | |
май | 2 | Обобщающее занятие «Мои помощники» | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Активизация творческой активности. | 1 | |
4 | Итоговое занятие | Обобщить изученный материал. Продолжать учить взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Развивать навык общения. | Медвежонок, колокольчик, бубен | 1 | |
ИТОГО: | 17 |
Тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми 5-6 лет (старшая группа)
Месяц | Неделя | Тема НОД | Цель | Материалы | Кол-во |
сентябрь | 3 | Знакомство | Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение. | Игрушка Петрушка, клубок ниток, «волшебная» палочка», карандаши, бумага, изображение поляны, музыкальное сопровождение. | 1 |
4 | Наша группа. Что мы умеем | Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплочённой, обогащать знания детей друг о друге. Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Развивать внимание, память, мышление, воображение. Развивать мелкую и общую моторику. | Игрушка Петрушка, игрушка (кегли), карандаши, бумага, платок. | 1 | |
5 | Правила поведения на занятиях | Познакомить детей с правилами поведения группе. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Развивать мелкую и общую моторику. Снятие эмоционального и телесного напряжения. | Игрушка Петрушка, шкатулка, нарисованные ключи, письмо от Феи, мяч. | 1 | |
октябрь | 1 | Страна «Психология» | Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение. | Игрушка Петрушка, смайлики. | 1 |
2 | Радость | Познакомить детей с чувством радости. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. | Аудиозаписи Д. Христов «Золотые капельки», сюжетные картины «Радость», муляжи и карточки с изображением разных ягод, радостных и грустных сказочных персонажей и животных | 1 | |
3 | Грусть | Познакомить детей с чувством грусти. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. | Аудиозаписи Д. Христов «Золотые капельки», сюжетные картины «Радость», «Грусть». | 1 | |
4 | Гнев | Познакомить детей с чувством гнева. Обучение различению эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. Учить детей выражать чувство гнева в рисунке. | Аудиозаписи музыки Е. Ботлярова «Драчун» и В. Гаврилина «Крот и червяк», сюжетная картина «Гнев», персонажи Веселинка, Грустинка. Злинка, игрушки бибабо, белочка и зайчик, мишень, два воздушных шарика, мыльные пузыри, мешочек с фасолью или горохом, набор цветных карандашей | 1 | |
ноябрь | 1 | Удивление | Познакомить детей с чувством удивления. Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. Учить детей выражать чувство удивления на рисунке. | Аудиозапись музыки из серии «наедине с природой», сюжетная картина «Удивление», коробочки с веществами и предметами, обладающими выраженным запахом, цветные карандаши персонаж Удивлинка. | 1 |
2 | Испуг | Познакомить детей с эмоцией испуг. Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям. Развивать умение справляться с чувством страха. Учить детей выражать чувство страха в рисунке. | Аудиозапись музыки Э. Грига «Шествие гномов» и музыки Ф. Бургмюллера «Баллада», персонаж Пуглинка. | 1 | |
3 | Спокойствие | Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. | «Спокойное» облако, «спокойный» карандаш, мяч. | 1 | |
4 | Страх | Расширять представления детей об эмоции «страх», учить понимать свои чувства и чувства других, продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, способствовать снятию страхов у детей, повышать уверенность в себе. | Пиктограмма страх, аудиозапись веселой музыки. Кукла, платок для завязывания глаз, лист бумаги, цветные карандаши. | 1 | |
декабрь | 1 | Горе | Расширять представления детей об эмоции горе, учить их понимать свои чувства и чувства других. Учить передавать это эмоциональное состояние. Используя различные эмоциональные средства. Помогать преодолевать негативное настроение. | Пиктограмма горе, аудиозапись грустной мелодии, лист бумаги, цветные карандаши. | 1 |
2 | Интерес | Расширять представления детей об эмоции интерес учить их понимать свои чувства и чувства других людей, учить передавать эмоциональное состояние интерес, используя различные эмоциональные средства. | Пиктограмма интерес, альбом и цветные карандаши. | 1 | |
3 | Словарик эмоций | Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека. Обогащение и активизация словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки. | Карточки с изображением пиктограмм, «Радость», «Грусть», «гнев», «Удивление», «Спокойствие», диск «Сказки для самых маленьких. Чижик-пыжик». | 1 | |
4 | Страна Вообразилия | Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений. Развивать невербальное и вербальное общение. Формировать интерес к творческим играм. | Зашифрованное послание, игрушка-кукла жителя Вообразилкина, камешки различной формы и цвета, карандаши, мелки, фломастеры, пьесы П.И. Чайковского «Сладкая греза» и А. Лядова «Баба Яга». | 1 | |
5 | В гостях у сказки | Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность. Закрепить знание содержания сказок. Развивать творческое мышление. | Иллюстрации сказочных персонажей: Элли, Страшила, Дровосек, Лев, Буратино, Дед из сказки «Репка», карандаши, мячик. | 1 | |
январь | 2 | Семейные традиции | Воспитание у детей чувства уважения, любви к своим родным и близким, семейным традициям | Мяч, ноутбук | 1 |
3 | Этикет. Внешний вид | Познакомить детей с правилами личной гигиены. Сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятного человека и желание выполнять правила личной гигиены. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать логические операции посредствам речевого общения: внимание, память. | Игрушка кот, мяч, ноутбук | 1 | |
4 | Общественный этикет | Познакомить детей с общественным этикетом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. | Игрушки для сценок, лото «Пассажирский транспорт», простые и цветные карандаши, памятки. | 1 | |
февраль | 1 | Столовый этикет | Познакомить детей со столовым этикетом. Сформировать представления о культуре поведения за столом и желание следовать столовому этикету. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать логические операции посредствам речевого общения. Развивать внимание (концентрацию, переключение), память. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. | Сюжетные картинки с изображением правил поведения за столом, картинки с изображением съедобного и несъедобного, набор пластиковой посуды, музыкальное сопровождение. | 1 |
2 | Подарочный этикет | Познакомить детей с подарочным этикетом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), зрительную память, мышление (умозаключения, обобщения), воображение, тонкую и общую моторику. | Сюжетные картинки с изображением правил подарочного этикета, музыка с разными настроениями. | 1 | |
3 | Гостевой этикет | Познакомить детей с гостевым этикетом. Закрепить представления о культуре внешнего вида и навыки правильного поведения за столом. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развивать навыки самосознания и саморегуляции. | Сюжетные картинки с изображением правил гостевого этикета, памятки с правилами. | 1 | |
4 | Мои помощники глазки | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка зрительных ощущений. Развитие зрительного внимания. Развитие зрительной памяти. Активизация творческой активности. | Нарисованная фигурка человечка с большими глазами, корзинка с игрушками, картинки с контурным изображением, ножниц, утюга, ёлки, гриба, зайца, рыбы. | 1 | |
март | 1 | Мой помощник носик | Совершенствования восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка обоняния. Активизация творческой активности. | Фигурка человечка с большим носом, коробочка с запахами | 1 |
2 | Мой помощник ротик | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка вкусовых ощущений. Активизация творческой активности. | Фигурка человечка с длинным языком, тарелка с кусочкам разных по вкусу продуктов, зубочистки, карточки с продуктами на тарелке, карточки с надписью (горький, сладкий, солёный, кислый). | 1 | |
3 | Мои помощники ушки | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка слуховых ощущений. Развитие слухового внимания. Развитие слуховой памяти. Активизация творческой активности. | Аудиозаписи «Голоса птиц и зверей»,набор картинок «Домашние животные», нарисованная фигурка человечка с большими ушами, шкатулка, корзина с музыкальными инструментами. | 1 | |
4 | Мои помощники ручки | Совершенствования восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания. Тренировка тактильных ощущений. Формирование позитивной мотивации общения. | Фигурка человечка с большими руками. | 1 | |
5 | Мои помощники ножки | Совершенствование восприятия. Развитие двигательной активности. Формирование позитивной мотивации общения. | Фигурка человечка с большими ногами, бланки с заданиями, цветные карандаши. | 1 | |
апрель | 1 | Волшебные средства понимания | Сплотить группу. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. | Разрезанные картинки с изображением животных, мяч, мел, доска, пустой тканевый мешочек, карандаши. | 1 |
2 | Я и моя семья | Воспитывать любовь и уважение к семье. Расширить представление детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развить слуховое и зрительное внимание, зрительную память, мышление, речь. | Альбомы с семейными фотографиями, музыкальное сопровождение, картинка с изображением членов семьи, мяч. | 1 | |
3 | Я и мои друзья | Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу. | Музыкальное сопровождение, цветные карандаши, рабочие тетради, наборы пиктограмм в двух экземплярах, картинка-схема и к ней набор геометрических фигур, повязка на глаза. | 1 | |
4 | Я и мое имя | Идентификация ребенка со своим именем; формирование позитивного отношения ребенка к своему Я; стимулирование творческого самовыражения. | Бланки с заданиями, простые и цветные карандаши | 1 | |
май | 3 | Кто такой я? Черты характера. | Формирование умения различать индивидуальные особенности своей внешности; Развитие представления о себе, качествах своего характера. | Мяч, зеркало, карточки с изображением сказочных персонажей, бусины и нитка. | 1 |
4 | Итоговое занятие | Обобщить изученный материал. Продолжать учить взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Развивать навык общения. | Ежик, газеты, мяч, карточки с заданиями | 1 | |
ИТОГО: | 34 |
Тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми 6-7 лет (подготовительная группа)
Месяц | Неделя | Тема НОД | Цель | Материалы | Кол-во |
сентябрь | 3 | Какие правила тебе известны | Знакомство детей с психологом, друг с другом и правилами поведения в группе | Мяч Музыкальное сопровождение | 1 |
4 | Дружба начинается с улыбки | Развитие конструктивных взаимоотношений в группе сверстников | Волшебный мешочек» с пазлами Солнце без лучиков Цветная бумага Ножницы по количеству детей | 1 | |
5 | В семейном кругу | Развитие понимания себя, интереса к себе и к другим людям; расширение представления детей о любви и согласии в семье, формирование в детях чувства семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях. | Клубок ниток; карточки с изображением улыбки, объятия, рукопожатия, руки; «волшебный мешочек». | 1 | |
октябрь | 1 | Мир настроения | Психологическая адаптация дошкольников к сложным стрессогенным условиям жизни. Задачи: 1. Воспитывать умение преодолевать негативные эмоциональные переживания, препятствующие полноценному развитию личности. 2.Тренировать психомоторные функции. 3. Закрепить понятие «настроение» | Карточки 8 цветов (красный, синий, желтый, зеленый, малиновый, серый, коричневый, черный), клубок, мячик, ноутбук, аудиозаписи. Стихотворение Н.Найденовой «Ничего тебе не дам» | 1 |
2 | Волшебная страна эмоций | Цели: знакомство с эмоциями человека и особенностями проявлений эмоциональных состояний; Задачи: 1. Создавать положительный эмоциональный фон на занятиях. 2. Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя. 3. Учить определять настроение по схемам, мимике, интонации, движениям, жестам. 4. Развивать воображение, выразительность речи и движений, навыки общения со сверстниками. | Пиктограммы с изображениями различных эмоций, набор картинок и фотографий с людьми, которые находятся в разных эмоциональных состояниях, Нарисованные домики и человечки | 1 | |
3 | Злость не красит человека | Цель: принятие ребенком собственного чувства гнева, освобождение от негативных эмоций в приемлемой форме. Задачи: 1.Закрепить умение узнавать и выражать гнев в мимике и пантомимике. 2.Помочь ребенку осознать и принять собственное чувство гнева. 3.Научить детей безопасным способам выражения гнева. | Пиктограмма «Злость», сюжетная картинка «Злость», мяч, стихот-ие «О Бабе Яге», чистые листочки и цветные карандаши, воздушные шары по количеству детей, листы для упражнения | 1 | |
4 | Радость | Цель: развитие эмоциональной сферы детей, знакомство с методами саморегуляции. Задачи: • познакомить детей с эмоцией: радость, учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов. • развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. • познакомить детей с методами саморегуляции. | Игрушка Сердце, мячик, пазл сюжетной картинки «Радость» пиктограмма "Радость", зеркало, чистые листки (формат А4), цветные карандаши | 1 | |
ноябрь | 1 | Наши страхи | Цель: Развивать способность адекватно реагировать на чувство страха, профилактика «детских страхов» Задачи: - выявление реальных страхов детей, - формирование социального доверия; - уменьшение тревожности и развитие уверенности в себе. | Клубок ниток, плакат с правилами, листы формата А4, цветные карандаши | 1 |
2 | Обида | Цель: обучение способам поведения в ситуациях, связанных с появлением обиды. Задачи: - познакомить детей с эмоцией обида; - научить преодолевать негативное настроение; - научить понимать чувства свои и других людей; - дать возможность пережить понятие «прощение»; - обучение способам выхода из ситуации обиды. | Пиктограмма «Обида» Сказка про Львенка | 1 | |
3 | Грусть | Цель: Познакомить детей с эмоцией «грусть». Задачи: - формирование умения определять грустное эмоциональное состояние и передавать его; - развитие коммуникативных навыков. | Пиктограмма «Грусть» Лист бумаги формата А4 с заготовкой парусника, цветные карандаши, бумага формата А4, бланки к заданиям, карандаш. | 1 | |
4 | Удивление | Цель: познакомить детей с эмоцией удивления. Задачи: - учить различать и передавать данное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; - учить эмоционально воспринимать удивленное настроение людей; - развивать умение чувствовать чужое настроение и сопереживать окружающим. | Пиктограмма «Радость», «удивление» Картинка с изображением удивленной девочки, зеркало, цветные карандаши, бумага. | 1 | |
декабрь | 1 | Здоровый образ жизни | Цель: развитие и закрепление представлений у детей о здоровье. Задачи: 1. формировать у детей представления о зависимости здоровья от выполнения элементарных правил сохранения собственного здоровья; 2. закрепить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия. 3. развивать познавательный интерес и речь. 4. воспитывать желание заботиться о собственном здоровье. | Модель солнца, бутылочка, таз, стаканчики, коктейльные трубочки, картинки с продуктами, демонстрационный материал по теме занятия. | 1 |
2 | Веселый мяч | Цели: 1. развивать дивергентное мышление, мыслительные операции, связную речь, скорость реакции, творческие способности, память, воображение и внимание детей; 2. способствовать развитию психических процессов дошкольников; 3. формировать положительную учебную мотивацию и коммуникативные способности в отношениях «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый». | Мяч, три фигуры из цветного картона: красная, желтая, синяя. | 1 | |
3 | Здравствуй, школа | Цель: формирование учебной мотивации, ознакомление с правилами школьной жизни. Задачи: - повышение мотивационной готовности детей к школе. - развитие познавательных процессов (внимания, памяти, речи, мышления, зрительно – моторной координации). - развитие произвольной регуляции деятельности и усидчивости. | Картонные карточки 6 цветов. Карточки для дорисовывания, на которых изображены половинки предметов (на каждого ребенка). Простые карандаши и ластики. | 1 | |
4 | Создание лесной школы | Цель: формирование учебной мотивации. Задачи: 1. Знакомство со школой, школьными атрибутами 2. Развитие интереса к школе 3. Расширение социальных представлений детей о школе 4. Развитие положительного образа школы 5. Развитие памяти, тренировка внимания, моторики | Игрушка – учитель Еж, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, бланки с заданиями для детей. | 1 | |
5 | Букет для учителя | Цель: развитие у детей мотивационного компонента готовности к школьному обучению. Задачи: 1.формирование позитивного взаимодействия детей друг с другом 2. формировать знания о школе и учителях 3. формировать внутреннюю позицию школьника | Игрушка – учитель Еж | 1 | |
январь | 2 | Семейные традиции | Воспитание у детей чувства уважения, любви к своим родным и близким, семейным традициям | Мяч, ноутбук | 1 |
3 | Школьные правила | Цель: психологическая готовность к школьному обучению. Задачи: - Развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения друг к другу; - Знакомство со школьными правилами; - Развитие внимания и произвольного поведения. | Колокольчик, мяч, разрезанное изображение школы. | 1 | |
4 | Школьные принадлежности | Цель: Создание условий для развития связной речи и произвольности у детей. Задачи: - Способствовать развитию связанной речи, мышления, зрительной памяти. - Познакомить со школьными принадлежностями. | Карточки «разложи в последовательности», «школьные предметы». | 1 | |
февраль | 1 | Белочкин сон | Цели: 1. Развитие эмоциональной сферы. 2. Развитие коммуникативной сферы. 3. Развитие восприятия, памяти, внимания, мышления. 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов. | Цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, портфель со школьными принадлежностями, игрушка Белочка. | 1 |
2 | Госпожа Аккуратность | Цель: Создание условий для мелкой моторики рук и произвольности у детей. Задачи: - Способствовать формированию у детей аккуратности. - Способствовать развитию связанной речи, мышления, пространственного восприятия, мелкой моторики, произвольного внимания. | Карточки «что лишнее», листочки с узором. | 1 | |
3 | Жадность | Цель: Создание условий для формирования коммуникативных навыков у детей и развития внимания. Задачи: - Способствовать формированию у детей доброжелательности друг к другу. - Способствовать развитию зрительной памяти, восприятия, мелкой моторики рук, внимания. | Составная рыбка, тетради | 1 | |
4 | Волшебное яблоко (воровство) | Цель: Создание условий для формирования произвольных процессов у детей. Задачи: - Способствовать формированию у детей честности и открытости в общении. - Способствовать развитию внимания, логического мышления. | Тетради, пиктограммы по количеству детей, мячик, карточки с мячиками. | 1 | |
Март | 1 | Домашнее задание | Цель: Создание условий для развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения. Задачи: - Познакомить детей с домашним заданием в школе. - Способствовать формированию у детей усидчивости и терпению. - Способствовать развитию зрительного восприятия, внимания, логического мышления. | Карточки с ковриками, карточки - найди лишнее. | 1 |
2 | Школьные оценки | Цель: Создание условий для развития произвольности на пороге школы. Задачи: - Познакомить детей с назначением школьных оценок. - Способствовать развитию произвольного внимания, моторики рук, двигательной памяти, быстроты движе6ния. | тетради, карандаши, мяч. | 1 | |
3 | Ленивец | Цель: Создание условий для произвольности на пороге школы. Задачи: - Формировать у детей желания учиться. - Способствовать развитию произвольного внимания, пространственного восприятия, умения обобщать. | Тетради, карандаши, мяч | 1 | |
4 | Списывание | Цель: Создание условий для развития произвольности у детей на пороге к школе. Задачи: - Способствовать формированию желания у дошкольников справляться с трудностями; - Способствовать развитию восприятия, ориентировки в пространстве, мелкой моторики. | Медвежонок, тетради с графическим рисунком, карандаши, карточки с бабочками. | 1 | |
5 | Задача для Лисенка | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие зрительного внимания, логического мышления, воображения Развитие вербального и невербального общения. | Цветные карандаши, бланки с заданиями | 1 | |
апрель | 1 | Спорщик | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие зрительного внимания, логического мышления, зрительной памяти. Развитие произвольности психических процессов. | Цветные карандаши, бланки с заданиями, книга с загадками | 1 |
2 | Грубые слова | Развитие вербального и невербального общения, навыков культурного общения. Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие внимания, памяти. Развитие мелкой мускулатуры руки. | Цветные карандаши, бланки с заданиями, цветок Ромашка. | 1 | |
3 | Мои помощники в школе | Цель: помочь детям осознать основные каналы восприятия окружающего мира; формирование навыков саморегуляции. | Чистый листок по количеству детей Песочница, Музыкальное сопровождение | 1 | |
4 | Море памяти | Цель: познакомить детей с различными видами памяти и ролью памяти в обучении. | Карточка с коротким текстом Песочница Музыкальное сопровождение | 1 | |
май | 3 | Мой главный помощник - мозг | Цель: настроить детей на осознанное обучение, желание развивать свой интеллект. | Песочница Музыкальное сопровождение | 1 |
4 | Итоговое занятие «Мир первоклассника» | Цель: раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей, повышение мотивации к обучению в школе. Задачи: - Учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние; - Упражнять в умении решать логические задачи. - Закреплять умения различать понятия и знания об окружающем. - Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, к окружающим и к школе. - Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, умение договариваться. | Карточки 8 цветов (красный, синий, желтый, зеленый, малиновый, серый, коричневый, черный), Портфель со школьными принадлежностями Мыльные пузыри | 1 | |
ИТОГО: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка недельного планирования психолого – педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Здоровое питание – залог здоровья»
Всем известно, что питание в жизни каждого из нас, а особенно в жизни ребенка, играет особо важную роль. Правильное питание и тщательно подобранный рацион является залогом не только отличного самочувс...
Комплексно – тематическое планирование психолого – педагогической работы с детьми. октябрь.
Материал содержит комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми на октябрь по программе Васильевой " От рождения до школы"...
Календарно-тематическое планирование психолого- педагогической деятельности образовательной области «Познание» в средней группе
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через: сенсорное раз...
Психолого-педагогические основы работы с детьми, имеющими ЗПР
Настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличи...
Психолого- педагогические аспекты работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Что такое гиперактивность, что такое СДВГ? У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: мальчиков или девочек? Причины. Приемы работы....
Психолого-педагогические технологии работы с детьми раннего и дошкольного возраста. АРТ-терапия. Куклотерапия.
Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в...
Календарно - тематический план воспитательной и образовательной работы с детьми 5- 6 лет
Учебно- методический документ, составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана и календарного учебного графика....