Календарно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми с 2-7 лет
календарно-тематическое планирование

Татьяна Тимофеевна Николаева

Календарно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми с 2-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми с 2-х до 7-ми лет.

Методический комплект для реализации образовательной программы

  • 2 – 3 года Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению»
  • 3 – 4 года «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3 – 4 лет / Н.Ю. Куражева  - СПб: Речь, 2016.
  • 4 – 5 лет «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4 – 5 лет / Н.Ю. Куражева  - СПб: Речь, 2016.
  • 5 – 6 лет «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5 – 6 лет / Н.Ю. Куражева  - СПб: Речь, 2016.
  • 6 – 7 лет «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6 – 7 лет / Н.Ю. Куражева  - СПб: Речь, 2016.

Тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет (I младшая группа)

Месяц

Неделя

Тема НОД

Цели/Задачи

Материалы

Кол-во

сентябрь

1

Божья коровка

- создание положительного эмоционального настроя в

группе;

- развитие умения действовать соответственно правилам игры;

- развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

игрушечная божья коровка

1

3

Листопад

- создание атмосферы эмоциональной безопасности;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;

- развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;

большой зонт;

кленовые листочки (для каждого ребенка);

1

октябрь

1

Мячик

- сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со

сверстниками;

- повышение эмоционального тонуса;

- развитие чувства ритма, координации движений;

- развитие ориентации в пространстве;

большой мяч;

матерчатый

мешочек,

маленький пластмассовый

мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).

1

3

Прогулка в осенний лес

- сплочение группы;

- развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;

- снижение излишней двигательной активности;

- обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;

- развитие пространственных представлений;

-  развитие общей моторики;

- развитие памяти, речи и воображения.

Картина «Осенний лес»;

игрушечный ежик;

игрушки: лиса, волк, медведь;

красный, желтый и зеленый кленовые листья; красная, желтая и зеленая корзинки.

1

ноябрь

декабрь

1

Веселый петрушка

- развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;

- закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка -мальчик);

- развитие общей и мелкой моторики;

Игрушка «Петрушка»;

игрушечный паровозик;

бельевые прищепки синего и желтого цветов

1

3

Мячики

- развитие коммуникативных навыков;

-  развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;

-  развитие ориентации в собственном теле;

-  развитие общей и мелкой моторики;

- развитие зрительного восприятия, речи воображения.

большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей);

1

1

Зайка

- создание положительного эмоционального настроя в группе;

- развитие умения подражать движениям взрослого;

- развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

- развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты

реакции;

мягкие игрушки: заяц и лиса;

матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей.

1

3

Новый год

- создание положительного эмоционального настроя в группе;

- отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;

- отработка быстроты реакции;

игрушечный Дед Мороз;

новогодняя елка;

пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой;

1

январь

3

Снежинки

- создание положительного эмоционального настроя в группе;

- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;

Бумажные снежинки на каждого ребенка

1

февраль

1

Мыльные пузыри

- снятие эмоционального напряжения и агрессии;

- снижение излишней двигательной активности;

- обучение детей установлению контакта сплочение группы;

- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;

- развитие внимания, речи и воображения.

набор для выдувания мыльных пузырей;

мячи;

1

3

Музыканты

- сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки итекста;

- развитие образности слухового восприятия;

- развитие слуховой и зрительной памяти;

- развитие общей и мелкой моторики;

ширма;

игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла); игрушечные музыкальные инструменты: барабан,гусли,

труба, гармошка, пианино.

1

март

1

Мама

- оптимизация детско-родительских отношений;

- воспитание доброго отношения к маме;

- развитие двигательных навыков;

- развитие восприятия, внимания и речи.

кукла и игрушечный медвежонок;

головные уборы (платки, косынки, шарфики);

ширма; колокольчик.

1

3

Мишка

- сплочение группы;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

игрушечный медвежонок;

магнитофон

1

апрель

1

Непослушные мышата

- преодоление упрямства, негативизма;

- развитие умения подчиняться правилам игры;

- развитие слухового внимания, быстроты реакции;

- развитие общей и мелкой моторики;

игрушечная мышка;

розовый и черный карандаши;

большие игрушечные часы;

1

3

Колобок

- сплочение группы, обучение детей навыкам сотрудничества;

- снятие страхов перед сказочными героями;

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

- развитие пространственных представлений;

куклы бибабо (персонажи сказки « Приключения Колобка»);

матерчатый мешочек;

фрукт и овощ;

1

май

1

Дружная семья

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

- расширение представлений детей о домашних птицах – петухе, курице, цыплятах, учить различать их.

- развитие ориентировки в пространстве и умения включаться в игру, объединённую общим знакомым сюжетом.

Мягкие игрушки: петух, курица, цыпленок

1

3

Котята

- развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;

- снятие мышечного напряжения;

- развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);

- развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;

Презентация «Голоса животных и птиц»; '

желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку;

1

ИТОГО:

17

Тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет (II младшая группа)

Месяц

Неделя

Тема НОД

Цель

Материалы

Кол-во

сентябрь

1

Знакомство

Познакомить детей друг с другом. Создать благоприятную атмосферу на занятии.

Игрушка Зайчик, обруч, зонт, мяч, мыльные пузыри

1

3

Давайте дружить

Продолжать знакомство детей друг с другом. Сплотить группу. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия.

Игрушка заяц, мяч, обруч.

1

октябрь

1

Я и моя группа

Продолжать знакомство детей друг с другом, сплотить группу. Включить детей в ситуации взаимодействия для решения проблемных практических задач. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала.

Игрушка Заяц, фигурки животных, мяч, волшебная палочка.

1

3

Радость

Знакомство с эмоцией «радость». Создание благоприятной атмосферы на занятии. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека.

Гномик-настроение, радостные рожицы по количеству детей, картинки с изображением веселых, грустных, сердитых героев.

1

ноябрь

1

Грусть

Знакомство с эмоцией «грусть». Создание благоприятной атмосферы на занятии. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека.

Герои сказки «Курочка Ряба», гномик.

1

3

Гнев

Знакомство с эмоцией «гнев». Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми.

Гномик-настроение, игра «Угадай эмоцию», яркая коробка, газеты, «Мешочек Гнева», подушка – колотушка, сердитые рожицы.

1

декабрь

1

Разноцветный паровозик

Развитие восприятие цвета.

Развитие умения различать цвета, развитие навыка цветового соотнесения. Развитие мыслительной операции «обобщение» (фрукты, овощи)

Игрушки дедушка, бабушка, внучка «Аленка», конверт с письмом, муляжи фруктов и овощей, разноцветные билеты. Корзины синяя и красная.

1

3

Пригласительный билет

Развитие восприятия формы: круг квадрат, треугольник. Развитие умения различать геометрические фигуры по цвету, размеру и форме.

Игрушки заяц, белка, лягушка.

1

январь

3

Восприятие величины (большой маленький)

Развитие восприятия величины: большой – маленький. Развитие мыслительной операции «сравнение»

Игрушки – мама Мышь, мышата, бабочка, ежик, ворона, карточки с изображением предметов разных по величине. Карточки с изображением животных и их детенышей.

1

февраль

1

Восприятие длинны (длинный - короткий)

Учить детей изображать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств.

Помочь детям осознать некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций.

Изображение веселого и грустного гномика. Аудиозапись веселой музыки. Мяч. Письмо в конверте, волшебный мешочек, большое зеркало.

1

3

Восприятие величины (широкий-узкий)

Развитие восприятия длины: длинный – короткий. Развитие умения соотносить предметы по величине.

Игрушка зайчик, котенок, карандаши, кружочки красного и желтого цвета

1

март

1

Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки

Развитие навыков общения. Воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам. Развитие познавательных психических процессов.

Текст сказки М. Морозовой «Сбежавшие игрушки», игрушки для сказки. Материал для задания «Положи мячик», цветик -семицветик, д/и «Найди лишнее»

1

3

Сказка «Теремок». Обобщение: животные

Развитие навыков общения. Развитие познавательных психических процессов.

Игрушки – домашние и дикие животные, теремок для сказки.д/и «Большой – маленький», загадки, игрушки для отгадок.

1

апрель

1

К. И. Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда

Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Развитие познавательных психических процессов.

Текст сказки «Федорино горе», карточки с изображением посуды, дет.посудка.

1

3

Сказка «Три медведя». Обобщение мебель

Развитие эмпатии. Развитие познавательных психических процессов.

Игрушка медвежонок.д/и «Найди лишнее», текст сказки «Три медведя»

1

май

1

Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь

Способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи. Создавать нравственные основы личности ребенка. Развитие познавательных психических процессов.

Волшебный цветок, разрезная  картинка к сказке «репка», герои сказки для показа.

1

3

Итоговое занятие

Развивать эмпатию детей. Продолжать учить взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Развивать навык общения. Расширить поведенческий репертуар и словарный запас детей.

Игрушки, небольшой камень. Коробочка, яркие бантики, цветочки. Аудиозапись спокойной музыки.

1

ИТОГО:

17

 Тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет (средняя группа)

Месяц

Неделя

Тема НОД

Цель

Материалы

Кол-во

сентябрь

4

Давайте дружить

Продолжать знакомство детей друг с другом. Сплотить группу. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия.

Игрушка Зайчик, диск с детской веселой музыкой, мяч

1

октябрь

2

Волшебные слова

Развитие навыков культурного общения

Мяч, резиновые или мягкие игрушки: белочка, зайчик, кошка, послание от зверей.

1

4

Радость и грусть

Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека.

Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию.

Грустные и веселые пиктограммы, картинки с веселыми и грустными персонажами, радостное и грустное облачка, музыкальное сопровождение.

1

ноябрь

2

Гнев

Развитие коммуникативных умений и навыков.

Знакомство с эмоцией «гнев».

Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

Сердитое облако музыкальное сопровождение (пьеса П.И. Чайковского «Баба Яга»), «подушка-колотушка», «мешочек для крика», «коробочка гнева».

1

4

Удивление

Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление.

Удивлённое облако, музыкальное сопровождение.

1

декабрь

2

Испуг

Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности. Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления.

Профилактика и коррекция страхов у детей: животных, сказочных персонажей.

Испуганное облако, музыкальное сопровождение.

1

4

Спокойствие

Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

«Спокойное» облако, музыкальное сопровождение

1

январь

2

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

Развитие восприятия сенсорных признаков предметов.

Развитие мыслительных процессов

Группы предметов похожих по цвету, форме, размеру; загадки , карточки «Найди пару».

1

4

Восприятие свойств предметов

Развитие восприятия свойств предметов.

Развитие мышления.

Развитие внимания.

Развитие воображения и логического мышления.

Игрушка Филин,  карточки с изображением мяча, жабы, бабочки, карточки «Найди лишний»

1

февраль

2

Мои помощники глазки

Совершенствование восприятия.

Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

Тренировка зрительных ощущений.

Развитие зрительного внимания.

Развитие зрительной памяти. Активизация творческой активности.

Нарисованная фигурка человечка с большими глазами, корзинка с игрушками, картинки с контурным изображением, ножниц, утюга, ёлки, гриба, зайца, рыбы.

1

4

Мой помощник носик

Совершенствования восприятия.

Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

Тренировка обоняния. Активизация творческой активности.

Фигурка человечка с большим носом, коробочка с  запахами

1

март

2

Мой помощник ротик

Совершенствование восприятия.

Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

Тренировка вкусовых ощущений.

Активизация творческой активности.

Фигурка человечка  с длинным языком, тарелка с кусочкам разных по вкусу продуктов, зубочистки, карточки с продуктами на тарелке, карточки с надписью (горький, сладкий, солёный, кислый).

1

4

Мои помощники ушки

Совершенствование восприятия.

Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

Тренировка слуховых ощущений.

Развитие слухового внимания.

Развитие слуховой памяти. Активизация творческой активности.

Аудиозаписи «Голоса птиц и зверей»,набор картинок «Домашние животные», нарисованная фигурка человечка с большими ушами, шкатулка, корзина с музыкальными инструментами.

1

апрель

2

Мои помощники ножки и ручки

Совершенствование восприятия.

Развитие двигательной активности. Формирование позитивной мотивации общения.

Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания.

Тренировка тактильных ощущений.

Формирование позитивной мотивации общения.

Фигурка человечка, бланки с заданиями, цветные карандаши.

1

4

Страна Вообразилия

Развивать воображение. Продолжать формировать вербальное общение; умение слушать. Развивать восприятие, внимание, память, наглдяно-образное мышление.

Развивать мелкую и общую моторику. Развивать самосознания.

Игрушка гномик, сказка «Путаница».

1

май

2

Обобщающее занятие «Мои помощники»

Совершенствование восприятия.

Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

Активизация творческой активности.

1

4

Итоговое занятие

Обобщить изученный материал.

Продолжать учить взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Развивать навык общения.

Медвежонок, колокольчик, бубен

1

ИТОГО:

17

Тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми 5-6 лет (старшая группа)

Месяц

Неделя

Тема НОД

Цель

Материалы

Кол-во

сентябрь

3

Знакомство

Познакомить детей друг с другом, сплотить группу.

Развивать невербальное и вербальное общение.

Снять телесное и эмоциональное напряжение.

Игрушка Петрушка, клубок ниток, «волшебная» палочка», карандаши, бумага, изображение поляны, музыкальное сопровождение.

1

4

Наша группа. Что мы умеем

Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплочённой, обогащать знания детей друг о друге. Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Развивать внимание, память, мышление, воображение. Развивать мелкую и общую моторику.

Игрушка Петрушка, игрушка (кегли), карандаши, бумага, платок.

1

5

Правила поведения на занятиях

Познакомить детей с правилами поведения группе.

Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Развивать мелкую и общую моторику.

Снятие эмоционального и телесного напряжения.

Игрушка Петрушка, шкатулка, нарисованные ключи, письмо от Феи, мяч.

1

октябрь

1

Страна «Психология»

Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение.

Снять телесное и эмоциональное напряжение.

Игрушка Петрушка, смайлики.

1

2

Радость

Познакомить детей с чувством радости.

Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

Аудиозаписи Д. Христов «Золотые капельки», сюжетные картины «Радость», муляжи и карточки с изображением разных ягод, радостных и грустных сказочных персонажей и животных

1

3

Грусть

Познакомить детей с чувством грусти.

Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

Аудиозаписи Д. Христов «Золотые капельки», сюжетные картины «Радость», «Грусть».

1

4

Гнев

Познакомить детей с чувством гнева. Обучение различению эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.

Учить детей выражать чувство гнева в рисунке.

Аудиозаписи музыки Е. Ботлярова «Драчун» и В. Гаврилина «Крот и червяк», сюжетная картина «Гнев», персонажи Веселинка, Грустинка. Злинка, игрушки бибабо, белочка и зайчик, мишень, два воздушных шарика, мыльные пузыри, мешочек с фасолью или горохом, набор цветных карандашей

1

ноябрь

1

Удивление

Познакомить детей с чувством удивления.

Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. Учить детей выражать чувство удивления на рисунке.

Аудиозапись музыки из серии «наедине с природой», сюжетная картина «Удивление», коробочки с веществами и предметами, обладающими выраженным запахом, цветные карандаши персонаж Удивлинка.

1

2

Испуг

Познакомить детей с эмоцией испуг. Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям.

Развивать умение справляться с чувством страха.

Учить детей выражать чувство страха в рисунке.

Аудиозапись музыки Э. Грига «Шествие гномов» и музыки Ф. Бургмюллера «Баллада», персонаж Пуглинка.

1

3

Спокойствие

Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

«Спокойное» облако, «спокойный» карандаш, мяч.

1

4

Страх

Расширять представления детей об эмоции «страх», учить понимать свои чувства и чувства других, продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, способствовать снятию страхов у детей, повышать уверенность в себе.

Пиктограмма страх, аудиозапись веселой музыки. Кукла, платок для завязывания глаз, лист бумаги, цветные карандаши.

1

декабрь

1

Горе

Расширять представления детей об эмоции горе, учить их понимать свои чувства и чувства других. Учить передавать это эмоциональное состояние. Используя различные эмоциональные средства. Помогать преодолевать негативное настроение.

Пиктограмма горе, аудиозапись грустной мелодии, лист бумаги, цветные карандаши.

1

2

Интерес

Расширять представления детей об эмоции интерес учить их понимать свои чувства и чувства других людей, учить передавать эмоциональное состояние интерес, используя различные эмоциональные средства.

Пиктограмма интерес, альбом и цветные карандаши.

1

3

Словарик эмоций

Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека. Обогащение и активизация словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.

Карточки с изображением пиктограмм, «Радость», «Грусть», «гнев», «Удивление», «Спокойствие», диск «Сказки для самых маленьких. Чижик-пыжик».

1

4

Страна Вообразилия

Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений.

Развивать невербальное и вербальное общение.

Формировать интерес к творческим играм.

Зашифрованное послание, игрушка-кукла жителя Вообразилкина, камешки различной формы и цвета, карандаши, мелки, фломастеры, пьесы П.И. Чайковского «Сладкая греза» и А. Лядова «Баба Яга».

1

5

В гостях у сказки

Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность.

Закрепить знание содержания сказок.

Развивать творческое мышление.

Иллюстрации сказочных персонажей: Элли, Страшила, Дровосек, Лев, Буратино, Дед из сказки «Репка», карандаши,  мячик.

1

январь

2

Семейные традиции

Воспитание у детей чувства уважения, любви к своим родным и близким, семейным традициям

Мяч, ноутбук

1

3

Этикет. Внешний вид

Познакомить детей с правилами личной гигиены.

Сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятного человека и желание выполнять правила личной гигиены. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать логические операции посредствам речевого общения: внимание, память.

Игрушка кот, мяч, ноутбук

1

4

Общественный этикет

Познакомить детей с общественным этикетом.

Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное  внимание, слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику.

Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.

Игрушки для сценок, лото «Пассажирский транспорт», простые и цветные карандаши, памятки.

1

февраль

1

Столовый этикет

Познакомить детей со столовым этикетом.

Сформировать представления о культуре поведения за столом и желание следовать столовому этикету. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать логические операции посредствам речевого общения.

Развивать внимание (концентрацию, переключение), память.

Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.

Сюжетные картинки с изображением правил поведения за столом, картинки с изображением съедобного и несъедобного, набор пластиковой посуды, музыкальное сопровождение.

1

2

Подарочный этикет

Познакомить детей с подарочным этикетом.

Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), зрительную память, мышление (умозаключения, обобщения), воображение, тонкую и общую моторику.  

Сюжетные картинки с изображением правил подарочного этикета, музыка с разными настроениями.

1

3

Гостевой этикет

Познакомить детей с гостевым этикетом.

Закрепить представления о культуре внешнего вида и навыки правильного поведения за столом.

Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развивать навыки самосознания и саморегуляции.

Сюжетные картинки с изображением правил гостевого этикета, памятки с правилами.

1

4

Мои помощники глазки

Совершенствование восприятия.

Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

Тренировка зрительных ощущений.

Развитие зрительного внимания.

Развитие зрительной памяти. Активизация творческой активности.

Нарисованная фигурка человечка с большими глазами, корзинка с игрушками, картинки с контурным изображением, ножниц, утюга, ёлки, гриба, зайца, рыбы.

1

март

1

Мой помощник носик

Совершенствования восприятия.

Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

Тренировка обоняния. Активизация творческой активности.

Фигурка человечка с большим носом, коробочка с  запахами

1

2

Мой помощник ротик

Совершенствование восприятия.

Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

Тренировка вкусовых ощущений.

Активизация творческой активности.

Фигурка человечка  с длинным языком, тарелка с кусочкам разных по вкусу продуктов, зубочистки, карточки с продуктами на тарелке, карточки с надписью (горький, сладкий, солёный, кислый).

1

3

Мои помощники ушки

Совершенствование восприятия.

Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

Тренировка слуховых ощущений.

Развитие слухового внимания.

Развитие слуховой памяти. Активизация творческой активности.

Аудиозаписи «Голоса птиц и зверей»,набор картинок «Домашние животные», нарисованная фигурка человечка с большими ушами, шкатулка, корзина с музыкальными инструментами.

1

4

Мои помощники ручки

Совершенствования восприятия.

Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания.

Тренировка тактильных ощущений.

Формирование позитивной мотивации общения.

Фигурка человечка с большими руками.

1

5

Мои помощники ножки

Совершенствование восприятия.

Развитие двигательной активности. Формирование позитивной мотивации общения.

Фигурка человечка с большими ногами, бланки с заданиями, цветные карандаши.

1

апрель

1

Волшебные средства понимания

Сплотить группу.

Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.

Разрезанные картинки с изображением животных, мяч, мел, доска, пустой тканевый мешочек, карандаши.

1

2

Я и моя семья

Воспитывать любовь и уважение к семье. Расширить представление детей о семье, об обязанностях членов семьи.

Развить слуховое и зрительное внимание, зрительную память, мышление, речь.

Альбомы с семейными фотографиями, музыкальное сопровождение, картинка с изображением членов семьи, мяч.

1

3

Я и мои друзья

Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

Раскрыть значимость моральной поддержки друзей.

Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

Музыкальное сопровождение, цветные карандаши, рабочие тетради, наборы пиктограмм в двух экземплярах, картинка-схема и к ней набор геометрических фигур, повязка на глаза.

1

4

Я и мое имя

Идентификация ребенка со своим именем; формирование позитивного отношения ребенка к своему Я; стимулирование творческого самовыражения.

Бланки с заданиями, простые и цветные карандаши

1

май

3

Кто такой я? Черты характера.

Формирование умения различать индивидуальные особенности своей внешности;

Развитие представления о себе, качествах своего характера.

Мяч, зеркало, карточки с изображением сказочных персонажей, бусины и нитка.

1

4

Итоговое занятие

Обобщить изученный материал.

Продолжать учить взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Развивать навык общения.

Ежик, газеты, мяч, карточки с заданиями

1

ИТОГО:

34

Тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми 6-7 лет (подготовительная группа)

Месяц

Неделя

Тема НОД

Цель

Материалы

Кол-во

сентябрь

3

Какие правила тебе известны

Знакомство детей с психологом, друг с другом и правилами поведения в группе

Мяч

Музыкальное сопровождение

1

4

Дружба начинается с улыбки

Развитие конструктивных взаимоотношений в группе сверстников

Волшебный мешочек» с пазлами

Солнце без лучиков

Цветная бумага

Ножницы по количеству детей

1

5

В семейном кругу

Развитие понимания себя, интереса к себе и к другим людям; расширение представления детей о любви и согласии в семье, формирование в детях чувства семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях.

Клубок ниток; карточки с изображением улыбки, объятия, рукопожатия, руки; «волшебный мешочек».

1

октябрь

1

Мир настроения

Психологическая адаптация дошкольников к сложным стрессогенным условиям жизни.

Задачи:

1. Воспитывать умение преодолевать негативные эмоциональные переживания, препятствующие полноценному развитию личности.

2.Тренировать психомоторные функции.

3. Закрепить понятие «настроение»

Карточки 8 цветов (красный, синий, желтый, зеленый, малиновый, серый, коричневый, черный), клубок, мячик, ноутбук, аудиозаписи.

Стихотворение Н.Найденовой «Ничего тебе не дам»

1

2

Волшебная страна эмоций

Цели: знакомство с эмоциями человека и особенностями проявлений эмоциональных состояний;

Задачи:

1. Создавать положительный эмоциональный фон на занятиях.

2. Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя.

3. Учить определять настроение по схемам, мимике, интонации, движениям, жестам.

4. Развивать воображение, выразительность речи и движений, навыки общения со сверстниками.

Пиктограммы с изображениями различных эмоций, набор картинок и фотографий с людьми, которые находятся в разных эмоциональных состояниях,

Нарисованные домики и человечки

1

3

Злость не красит человека

Цель: принятие ребенком собственного чувства гнева, освобождение от негативных эмоций в приемлемой форме.

Задачи:

1.Закрепить умение узнавать и выражать гнев в мимике и пантомимике.

2.Помочь ребенку осознать и принять собственное чувство гнева.

3.Научить детей безопасным способам выражения гнева.

Пиктограмма «Злость», сюжетная картинка «Злость», мяч, стихот-ие «О Бабе Яге», чистые листочки и цветные карандаши, воздушные шары по количеству детей, листы для упражнения

1

4

Радость

Цель: развитие эмоциональной сферы детей, знакомство с методами саморегуляции.

Задачи:

• познакомить детей с эмоцией: радость, учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов.

• развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

• познакомить детей с методами саморегуляции.

Игрушка Сердце, мячик, пазл сюжетной картинки «Радость» пиктограмма "Радость", зеркало, чистые листки (формат А4), цветные карандаши

1

ноябрь

1

Наши страхи

Цель: Развивать способность адекватно реагировать на чувство страха, профилактика «детских страхов»

Задачи:

- выявление реальных страхов детей,

- формирование социального доверия;

- уменьшение тревожности и развитие уверенности в себе.

Клубок ниток, плакат с правилами, листы формата А4, цветные карандаши

1

2

Обида

Цель: обучение способам  поведения в ситуациях, связанных с появлением обиды.

Задачи:

- познакомить детей с эмоцией обида;

- научить преодолевать негативное настроение;

- научить понимать чувства свои и других людей;

- дать возможность пережить понятие «прощение»;

- обучение способам выхода из ситуации обиды.

Пиктограмма «Обида»

Сказка про Львенка

1

3

Грусть

Цель: Познакомить детей с эмоцией «грусть».

Задачи:

- формирование умения определять грустное эмоциональное состояние и передавать его;

- развитие коммуникативных навыков.

Пиктограмма «Грусть»

Лист бумаги формата А4 с заготовкой парусника, цветные карандаши, бумага формата А4, бланки к заданиям, карандаш.

1

4

Удивление

Цель: познакомить детей с эмоцией удивления.

Задачи:

- учить различать и передавать данное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

- учить эмоционально воспринимать  удивленное настроение людей;

- развивать умение чувствовать чужое настроение и сопереживать окружающим.

Пиктограмма «Радость», «удивление»

Картинка с изображением удивленной девочки, зеркало, цветные карандаши, бумага.

1

декабрь

1

Здоровый образ жизни

Цель: развитие и закрепление представлений у детей о здоровье. 

Задачи:

1. формировать у детей представления о зависимости здоровья от выполнения элементарных правил сохранения собственного здоровья;

2. закрепить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия.

3. развивать познавательный интерес и речь.

4. воспитывать желание заботиться о собственном здоровье.

Модель солнца, бутылочка, таз, стаканчики, коктейльные трубочки, картинки с продуктами, демонстрационный материал по теме занятия.

1

2

Веселый мяч

Цели:

1. развивать дивергентное мышление, мыслительные операции, связную речь, скорость реакции, творческие способности, память, воображение и внимание детей;

2. способствовать развитию психических процессов дошкольников;

3. формировать положительную учебную мотивацию и коммуникативные способности в отношениях «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый».

Мяч, три фигуры из цветного картона: красная, желтая, синяя.

1

3

Здравствуй, школа

Цель: формирование учебной мотивации, ознакомление с правилами школьной жизни.

Задачи:

- повышение мотивационной готовности детей к школе.

- развитие познавательных процессов (внимания, памяти, речи, мышления, зрительно – моторной координации).

- развитие произвольной регуляции деятельности и усидчивости.

Картонные карточки 6 цветов.

Карточки для дорисовывания, на которых изображены половинки предметов (на каждого ребенка). Простые карандаши и ластики.

1

4

Создание лесной школы

Цель: формирование учебной мотивации.

Задачи:

1. Знакомство со школой, школьными атрибутами

2. Развитие интереса к школе

3. Расширение социальных представлений детей о школе

4. Развитие положительного образа школы

5. Развитие памяти, тренировка внимания, моторики

Игрушка – учитель Еж, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, бланки с заданиями для детей.

1

5

Букет для учителя

Цель: развитие у детей мотивационного компонента готовности к школьному обучению.

Задачи:

1.формирование позитивного взаимодействия детей друг с другом

2. формировать знания о школе и учителях

3. формировать внутреннюю позицию школьника

Игрушка – учитель Еж

1

январь

2

Семейные традиции

Воспитание у детей чувства уважения, любви к своим родным и близким, семейным традициям

Мяч, ноутбук

1

3

Школьные правила

Цель: психологическая готовность к школьному обучению.

Задачи:

- Развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения друг к другу;

- Знакомство со школьными правилами;

- Развитие внимания и произвольного поведения.

Колокольчик, мяч, разрезанное изображение школы.

1

4

Школьные принадлежности

Цель: Создание условий для развития связной речи и произвольности у детей.

Задачи:

- Способствовать развитию связанной речи, мышления, зрительной памяти.

- Познакомить со школьными принадлежностями.

Карточки «разложи в последовательности», «школьные предметы».

1

февраль

1

Белочкин сон

Цели:

1. Развитие эмоциональной сферы.

2. Развитие коммуникативной сферы.

3. Развитие восприятия, памяти, внимания, мышления.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, портфель со школьными принадлежностями, игрушка Белочка.

1

2

Госпожа Аккуратность

Цель: Создание условий для мелкой моторики рук и произвольности у детей.

Задачи:

- Способствовать формированию у детей аккуратности.

- Способствовать развитию связанной речи, мышления, пространственного восприятия, мелкой моторики, произвольного внимания.

Карточки «что лишнее», листочки с узором.

1

3

Жадность

Цель: Создание условий для формирования коммуникативных навыков у детей и развития внимания.

Задачи:

- Способствовать формированию у детей доброжелательности    друг к другу.

- Способствовать развитию  зрительной памяти, восприятия, мелкой моторики  рук, внимания.

Составная рыбка, тетради

1

4

Волшебное яблоко (воровство)

Цель: Создание условий для формирования  произвольных процессов у детей.

Задачи:

- Способствовать формированию у детей честности и открытости в общении.

- Способствовать развитию  внимания, логического мышления.

Тетради, пиктограммы по количеству детей, мячик, карточки с мячиками.

1

Март

1

Домашнее задание

Цель: Создание условий для развития  познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения.

Задачи:

- Познакомить детей с домашним заданием в школе.

- Способствовать формированию у детей усидчивости и терпению.

- Способствовать развитию  зрительного восприятия, внимания, логического мышления.

Карточки с ковриками, карточки - найди лишнее.

1

2

Школьные оценки

Цель: Создание условий для развития произвольности на пороге школы.

Задачи:

- Познакомить детей с назначением школьных оценок.

- Способствовать развитию  произвольного внимания, моторики рук, двигательной памяти, быстроты движе6ния.

тетради, карандаши, мяч.

1

3

Ленивец

Цель: Создание условий для произвольности на пороге школы.

Задачи:

- Формировать у детей желания учиться.

- Способствовать развитию  произвольного внимания, пространственного восприятия, умения обобщать.

Тетради, карандаши, мяч

1

4

Списывание

Цель: Создание условий для  развития произвольности у детей на пороге к школе.

Задачи:

- Способствовать формированию желания у дошкольников справляться с трудностями;

- Способствовать развитию  восприятия, ориентировки в пространстве, мелкой моторики.

Медвежонок, тетради с графическим рисунком, карандаши, карточки с бабочками.

1

5

Задача для Лисенка

Развитие эмоциональной сферы детей.

Развитие зрительного внимания, логического мышления, воображения

Развитие вербального и невербального общения.

Цветные карандаши, бланки с заданиями

1

апрель

1

Спорщик

Развитие эмоциональной сферы детей.

Развитие зрительного внимания, логического мышления, зрительной памяти.

Развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, бланки с заданиями, книга с загадками

1

2

Грубые слова

Развитие вербального и невербального общения, навыков культурного общения.

Развитие эмоциональной сферы детей.

Развитие внимания, памяти.

Развитие мелкой мускулатуры руки.

Цветные карандаши, бланки с заданиями, цветок Ромашка.

1

3

Мои помощники в школе

Цель: помочь детям осознать основные каналы восприятия окружающего мира; формирование навыков саморегуляции.

Чистый листок по количеству детей

Песочница,

Музыкальное сопровождение

1

4

Море памяти

Цель: познакомить детей с различными видами памяти и ролью памяти в обучении.

Карточка с коротким текстом

Песочница

Музыкальное сопровождение

1

май

3

Мой главный помощник - мозг

Цель: настроить детей на осознанное обучение, желание развивать свой интеллект.

Песочница

Музыкальное сопровождение

1

4

Итоговое занятие «Мир первоклассника»

Цель: раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей, повышение мотивации к обучению в школе.

Задачи:

- Учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние;

- Упражнять в умении решать логические задачи.

- Закреплять умения различать понятия и знания об окружающем.

- Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, к окружающим и к школе.

- Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, умение договариваться.

Карточки 8 цветов (красный, синий, желтый, зеленый, малиновый, серый, коричневый, черный),

Портфель со школьными принадлежностями

Мыльные пузыри

1

ИТОГО:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка недельного планирования психолого – педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Здоровое питание – залог здоровья»

Всем известно, что питание в жизни каждого из нас, а особенно в жизни ребенка, играет особо важную роль. Правильное питание и тщательно подобранный рацион является залогом не только отличного самочувс...

Комплексно – тематическое планирование психолого – педагогической работы с детьми. октябрь.

Материал содержит комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми на октябрь по программе Васильевой " От рождения до школы"...

Календарно-тематическое планирование психолого- педагогической деятельности образовательной области «Познание» в средней группе

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через: сенсорное раз...

Психолого-педагогические основы работы с детьми, имеющими ЗПР

Настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличи...

Психолого- педагогические аспекты работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Что такое гиперактивность, что такое СДВГ? У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: мальчиков или девочек? Причины. Приемы работы....

Психолого-педагогические технологии работы с детьми раннего и дошкольного возраста. АРТ-терапия. Куклотерапия.

Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в...

Календарно - тематический план воспитательной и образовательной работы с детьми 5- 6 лет

Учебно- методический документ, составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана и календарного учебного графика....