«Применение квест-технологии в развитии детской инициативности и творчества в работе музыкального руководителя»
материал

Консультация  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация

«Применение квест-технологии в развитии детской инициативности и творчества в работе музыкального руководителя».

 Одной из насущных проблем образовательного пространства является разнообразие воспитательно-образовательного процесса, активизация познавательной деятельности воспитанников, расширение сферы их интересов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. В образовательном процессе дошкольника применяется широкий спектр технологий. Особым преимуществом пользуются игровые технологии и технология проблемного обучения. Проблематизация – искусственно создаваемая проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий, позволяющая обнаружить и преодолеть собственные стереотипы. Сочетание игровых сюжетов и решение проблемных ситуаций мы находим в реализации квест-технологий.                                                                                                                    Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в помещении, так и на природе, то есть практически в любом окружении. Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей и инициативности. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей или заброшенных фортов. Воспитанники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих детей. Использование квестов позволяет применять активно – деятельностный подход к обучению.            Квест – это разновидность игр, приключение, требующее от игрока решения умственных, и не только, задач для продвижения по сюжету (сценарию) игры, отличное для детей и взрослых развлечение.                                      Квест-технология – это выполнение проблемного задания с элементами игры, предполагает поиск решения, разгадку тайны. Весь сюжет игры данного вида изобилует различными подсказками, которые и помогают решить, как же именно можно справиться с той или иной возникшей трудностью. Таким образом, прохождение квеста чем-то напоминает решение логической головоломки. Участник игры является не только объектом педагогического воздействия, но и сознательным субъектом процесса. Всё принимает характер открытий, требует поиска и осмысливания материала. Квест - дословный перевод как «поиск» (чего-либо), т.е. это задание, ребус, загадка, которую надо отгадать, выполнить (т.е. собрать подсказки, чтобы найти разгадку) «Герой» (участник), который разгадывает «загадку» «спасает мир» и получает приз.

Цель, которую преследуют все создатели квестов – думать с удовольствием. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - одно из условий поддержки самостоятельности, ответственности и инициативности дошкольников – организация музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) формы активности, как и других видов деятельности ребёнка во взаимодействии детей, родителей и педагогов. Результатом реализации квест-технологии по направлению музыкального воспитания и развития дошкольников является сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений, сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность), умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности. Эти навыки способствуют развитию предпосылок: - ценностно–смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; - становления эстетического отношения к окружающему миру; - формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства; - сопереживания персонажам художественных произведений; - реализации самостоятельной творческой деятельности. Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области «Художественно–эстетическое развитие», направлении «Музыка» (Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.) Применение на практике квест-технологий позволяет добиваться результативности в процессе формирования компетентности дошкольников и при этом разнообразить их образовательную деятельность игровыми приемами. Использование квест-технологий способствует расширению кругозора, развитию познавательной активности, творческих способностей, увлекает и ненавязчиво заинтересовывает детей. Квест-технология по научной концепции усвоения опыта - развивающая (основывается на теории развития способностей) Л. А. Венгер, опираясь на предыдущий опыт развития отечественной психологии, сформулировал основные принципы концепции развития способностей. В соответствии с его подходом способности понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. В отличие от знаний, умений и навыков способности имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни. При этом существуют особые периоды, когда ребенок наиболее чувствителен, сензитивен к развитию определенных видов способностей. По Венгеру, в дошкольном возрасте развиваются образные формы сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, разного рода наглядные модели, схемы и планы. Использование таких обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт, выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны, формируя осознанное и произвольное отношение к реальности. Таким образом, в концепции развития способностей оказалась представленной двойная логика: с одной стороны, это овладение действиями и такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели во вполне определенной, отработанной в многочисленных исследованиях последовательности; с другой – овладение каждой детской деятельностью: игрой, конструированием, литературно-художественной деятельностью и др. Фактически детские виды деятельности выступили как особое пространство активности, в котором осуществляется присвоение и развитие детских способностей. Взрослый организует деятельность детей, в процессе которой он передает ребенку опыт в особых, присущих дошкольнику, формах обучения. Квест – это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, подразумевает активность каждого участника. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности и воображение. В игре необходимо проявлять находчивость, тренировать собственную память и внимательность, проявлять смекалку и сообразительность. Квесты также помогают воспитанникам отлично справляться с командообразованием, помогают им наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, и при необходимости научиться без паники мобилизоваться и очень быстро решать нестандартные задачи, с которыми в обычной жизни участники вряд ли сталкивались. К игре нужно готовиться заранее и достаточно серьезно, проявив максимум креатива, выявить лидера. Такова развивающая роль квестов. Квесты можно использовать в различных направлениях, на разных уровнях обучения в воспитательно-образовательном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа квестов: - кратковременный (используется для углубления знаний, их интеграции, рассчитан на одно - три занятия). - длительный (используется для углубления и преобразования знаний воспитанников, рассчитан на длительный срок – месяц, несколько месяцев). В зависимости от сюжета квесты могут быть: - линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут; - штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач; - кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. (команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными. Структура образовательного квеста может быть следующей: введение (в котором прописывается сюжет, роли); задания (этапы, вопросы, ролевые задания); порядок выполнения (бонусы, штрафы); оценка (итоги, призы). Педагогу, разрабатывающему квест, необходимо определить цели и задачи квеста; целевую аудиторию и количество участников; сюжет и форму квеста, написать сценарий; определить необходимое пространство и ресурсы; количество помощников, организаторов; назначить дату и заинтересовать участников. Таким образом, педагог, приступая к созданию квеста: • готовит интересное выступление; • формулирует интересное задание; • составляет план работы; • составляет список информационных ресурсов. Воспитанники: • выбирают роль; • составляют план поиска ресурсов; • исследуют информационные ресурсы; • готовят отчет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование этнокультурных традиций в художественно-эстетическом развитии детей 3-7 лет в работе музыкального руководителя и воспитателя

«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.  Культура – как растение, у неё не только ветви, но и корни. Ч...

Роль музыкальной деятельности в вопросе реализации требований ФГОС в области социально-коммуникативного развития детей на примере совместной работы музыкального руководителя и воспитателя над постановкой детской оперы

В настоящей статье рассматривается роль музыкальной деятельности в области социально-коммуникативного развития детей 5-6 лет и делается акцент на развитии эмоционального интеллекта, являющегося опреде...

Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада

Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада...

Применение сказки для организации групповой работы музыкальным руководителем в детском саду

Применение сказки для организации групповой работы музыкальным руководителем в детском саду....

Статья «Возможности применения инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ в непосредственно организованной музыкальной деятельности»

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на подд...