Дополнительное образование в ДОУ проект "Юные логики"
проект

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnoe_obrazovanie_v_dou_proekt_yunye_logiki_.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Детский мозг имеет множество нервных клеток, которые связаны друг с другом первичными связями. Специальные исследования показывают, что там, где под воздействием внешних факторов активнее пробегают нервные импульсы, образуется миелин, то есть прочная связь. Там же, где стимулов мало и нервные клетки не получают достаточной стимуляции, нейроны и их отростки атрофируются и даже погибают. Таким образом, мозг ребенка должен созреть к каждой конкретной функции, соответствующие нервные пути должны сформироваться, отстроиться и заработать. Схема везде одна и та же – сначала внешняя стимуляция, затем пробные действия, потом фиксация определенных навыков и, наконец, их закрепление. В конечном итоге, нужный нервный путь, проходящий через огромное множество клеток, их отростки и синапсы, оказывается отстроен в мозгу, «фиксирован» клетками глии (миелин).

Формирование элементарных математических представлений необходимо проводить согласно схеме формирования прочных миелиновых связей. То есть, работа должна быть непрерывной и последовательной, соответствующей возрасту и психическому развитию ребенка.

Проект организован так, что каждый месяц детям предлагаются новые игрыс постепенным усложнением, реализуемые в свободное время с подгруппой детей. Ребята играют и отрабатывают определенные навыки, таким образом, в головном мозгу образуются прочные миелиновые связи. Целенаправленность и регулярность работы обеспечивает высокий результат. Эффект от игровой деятельности усиливается вовлечением родителей и сотрудников ДОУ. Совместные праздники, викторины, выставки  создают позитивное отношение к математике, как к увлекательному и интересному занятию.

Цель: развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развития логического мышления, внимания  в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Формирование умения решать логические задачи на разбиение по свойствам;
  • Закрепление представлений о величине;
  • Освоение способов измерения с помощью условной мерки;
  • Формирование умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы;
  • Формирование представления о числах и цифрах на основе сравнения двух множеств;
  • Закрепление понимания независимости числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета;
  • Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
  • Формировать умение решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез на основе зрительного восприятия.

Развивающие задачи:

  • Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
  • Развитие умственных способностей ребенка;
  • Развитие мелкой моторики и глазомера;
  • Развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
  • Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие способности группировать предметы по цвету, величине и форме;
  • Развитие количественных представлений.

Воспитательные задачи:

  • Совершенствование навыков общения через парную и групповую работу;
  • Воспитание самостоятельности и инициативности;
  • Воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Принципы и подходы к формированию программы:

  1. доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
  2. наглядность (наличие дидактических материалов).
  3. демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
  4. научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
  5. «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
  6. Обеспечение личностно ориентированного подхода;
  7. Обеспечение деятельностного подхода;

Особенности проекта

Повиду: познавательное

Продолжительности реализации проекта: сентябрь 2021-май 2022

Возраст участников проекта: дети второй младшей группы

Участникипроекта:  дети второй младшей группы, родители, воспитатели, младший воспитатель

По количеству участников: коллективный

Ожидаемый результат:

- в результате реализации проекта у детей развиваются интегративные качества: осведомленность, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.

-должны усвоить цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур, научиться работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.).

Форма работы: беседы, дидактические игры, консультации, игры-забавы

Этапы проекта

  1. Подготовительный этап.

-Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме;

-Составить конспекты образовательной деятельности;

-Составить перспективный план деятельности по проекту «Юные логики»;

-Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями;

-Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.

  1. Основной этап.

-Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах;

-Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями;

-Осуществить контроль реализации проекта.

  1. Заключительный этап.

-Провести развлечение;

-Обработать результаты реализации проекта;

-Провести презентацию проекта в ДОУ

Перспективноепланирование работы попроекту

Название месяца

Тема занятия

Содержание, форма проведения

Дата проведения

Сентябрь

«Художники», «Сказочный город», «Магазин»

Развитие умения сравнивать фигуры по свойствам; развитие художественных способностей; Развитие умения работать со схемой; развитие представлений об эталонах цвета; Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства; развитие умения рассуждать и аргументировать свой выбор

Октябрь

Приключения Микки Мауса,  «Путешествие в занимательную математику», Загадки, «Пять волшебных сундучков»

Закрепление навыков порядкового счета; обучение детей устанавливать соотношения между предметами по высоте; обучение употреблению слов: самый высокий, выше, ниже, низкий; закрепление знаний о геометрических фигурах; Развитие воображения, мышления, речи и памяти

Ноябрь

«Ступени успеха», «Цвет и число»

Развитие логического мышления; закрепление навыков порядкового счета; закрепление умения абстрагировать свойства; развитие у детей умения сравнивать палочки по размеру; развитие зрительного глазомера

Декабрь

«Незнайка строит лесенки», «Состав чисел»

Формирование умения строить числовой ряд; Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства; Развитие умения «читать схему»; Обучение детей составлять число из единиц

Январь

«Как растут числа», «Я загадываю, вы отгадываете», «Выложи из палочек»

Обучение детей увеличивать и уменьшать числа на единицу; Развитие умения анализировать, сравнивать; Развитие умения работать со схемой; Развитие представлений об эталонах цвета

Февраль

«Сказки острова Буяна», «Найди свой домик», «Город цветных человечков»

Освоение операции декодирования; Формирование умения видеть связь между числом и цветом; Обучение систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.

Март

«К нам весна шагает», Игры с одним обручем («Кулинары»)

 

Формирование операции классификации блоков по двум признакам; Формирование у детей четкого представления о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии

Апрель

«Друзья», «Строим дом»

Закрепление умения выделять отдельные предметы из группы, обобщать, классифицировать геометрические фигуры; Закрепление навыков счета; Развитие умения «читать» схему

Май

«Дорожки к домикам», «Игры лисенка Рыжика»

Рефлексия

Закрепление умения различать цвет, форму геометрических фигур; Развитие умения классифицировать, находить общие признаки геометрических фигур

Диагностика уровня математического развития детей

1. «Один» и «много».

Ребенку предлагаетсяиз группы предметов, расположенных на столе (1утка,4зайца,5кубиков), выбрать и назвать предмет, который один.

- Возьми тот предмет, который на столе один. (Утка)

- Возьми те предметы, которых на столе много. (Зайцы или кубики)

- Посмотри внимательно вокруг и найди в комнате предметы, которых много. (много стульев, столов, кубиков)

Оценка:

3 балла -  ребенок самостоятельно и правильно находит в окружающей обстановке один и много предметов.

2 балла – выполняет задание с частичной помощью педагога (наводящие вопросы)

1 балл – постоянно требует помощи педагога (стимулирующие вопросы)

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

                                                       

2. Сравнение предметов по величине.

 Ребенку предлагается взять две полоски (красную и синюю) и сравнить их по длине.

- Как узнать какая полоска длиннее? (синяя, потому что конец выступает).

- Какая полоска короче? (красная)

- Положи на длинную полоску треугольник, а на короткую квадрат.

- На какой полоске у тебя лежит треугольник? (На длинной)

- На какой полоске лежит квадрат? (на короткой)

Ребенку предлагается к красной полоске подобрать полоску одинаковой длины (такую же)

- Какая полоска такой же длины, как и красная?

- Как ты узнал? (ребенок прикладывает полоски по очереди к красной полоске)

- Какие эти полоски по длине? (одинаковые)

Предлагается ребенку взять со стола 2 ленточки.

- Эти ленточки одинаковые или разные? (разные)

- Чем они отличаются?

- Какого цвета ленточки? (желтая и красная)

- Как узнать,  какая ленточка шире, какая уже? (ребенок прикладывает ленточки одну к другой, равняет края вверху)

- Желтая ленточка какая? (широкая)

- Красная ленточка какая? (узкая)

Ребенку предлагается взять елочку и поставить ее там, где растет равная с нею по высоте елка (на наборном полотне)

- Как узнать какая елка выше (ниже?) (одну елку приложить к другой)

- Посади зайчика под низкую елочку, а белочку посади  на высокую елочку.

- Под какой елкой сидит зайчик? (под низкой)

- На какой елке сидит белка? (на высокой)

Оценка:

3 балла - ребенок самостоятельно и правильно называет и сравнивает предметы по величине, используя приемы наложения, приложения их друг к другу.

2 балла – визуально сравнивает предметы по величине,  не пользуясь приемом наложения.

1 балл – затрудняется в названии понятий «шире – уже», «длиннее – короче».

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                                         

3.Называние формы геометрических фигур.

Соотнесение эталона и формы из окружающей обстановки.

 Раскладываем перед ребенком геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.

Ребенку предлагается назвать фигуры.

- Как называется эта фигура? (треугольник)

- Как называется эта фигура? (квадрат)

- А это что за фигура? (круг)

- Чем отличается круг от квадрата? (у квадрата есть углы, а у круга нет углов, круг может катиться, а квадрат не может катиться)

Игра: «Цвет и форма»

Ребенку надо выбрать предметы, которые по форме похожи на круг. Например: солнце, будильник и т.д

- Солнце какой формы? (круглое)

- Будильник какой формы? (круглый)

Найди предметы, которые имеют квадратную форму.

- Аквариум какой формы? (квадратный)

- Дом какой формы? (квадратный)

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет квадрат, круг,

треугольник, называет характерные признаки геометрических фигур.

2 балла – называет геометрические фигуры, затрудняется с названием характерных признаков геометрических фигур.

 1 балл – затрудняется в назывании геометрических фигур и их признаков.

 0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.                      

                         

 4.На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие)

Ребенку предлагается разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы.

- Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом)

- Как еще можно разделить фигуры? (по форме и величине)

*Возможна стимулирующая помощь педагога.

- Чем похожи фигуры в этой группе? (формой, величиной)

Игра: «Четвертый лишний»

Ребенку показывают картинку.

- Какой предмет лишний?

- Почему ты так думаешь?

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно группирует предметы, правильно выделяет лишний предмет.

2 балла – ребенок затрудняется в группировании некоторых предметов.

1 балл – ребенок группирует предметы только с помощью взрослого.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

Работа сродителями

Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта

-подбор  методической и художественной литературы

Буклет для родителей «Юные логики»

Буклет для родителей «Счастье вашего ребенка»

-привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми

-оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через основы теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

Итоги проекта

-диагностика

- создание презентации «Юные логики»

-фотоотчет

Список используемой литературы

1. О. Н. Лелявина. Б. Б. Финкельштейн. Давайте вместе поиграем. СПБ. ООО «Корвет», 2005 г.

2. О. Н. Лелявина. Б. Б. Финкельштейн. Праздник в стране блоков. СПБ. ООО «Корвет», 2016 г.

3.Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. «Детство-пресс», 2016 г.

4. З. А. Михайлова. Э. Н. Иоффе. Математика от трех до семи. СПБ. «Детство-пресс», 2010 г.

5. Е. А. Носова. Р. Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. СПБ. «Детство-пресс», 2006 г.

6. А. А. Смоленцева. О. В. Пустовойт. Математика до школы. СПБ. «Детство-пресс», 2006 г.

7. Б. Б. Финкельштейн. Поиск затонувшего клада. СПБ. ООО «Корвет», 2016 г.

8. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М. «Просвещение», 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности "Юный исследователь"

Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни....

Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы"

Реализация данной программы поможет сформировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления, в рамках дополнительного образован...

Парциальная программа дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности «Юный баскетболист» для детей старшего дошкольного возраста

Спортивный кружок «Юный баскетболист» разработан на основе программы «Мы играем в баскетбол» Адашкявичене   Разработка программы кружка «Юный баскетболист»...

Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности « Юные анималисты»

Программа   дополнительного   образования по  изобразительной   деятельности«  Юные  анималисты»...

Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Юный актёр» для детей 5 -7 лет

Программа «Юный актёр» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.Основной целью программы является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Даная пр...

Программа дополнительного образования в средней группе "Юные пожарные"

Дополнительная общеразвивающая программа «Юные пожарные»Направление: формирование основ безопасностиВозраст детей:  4 – 5 летСрок реализации: 1 год...