Дополнительное образование в ДОУ проект "Юные логики"
проект
Предварительный просмотр:
Актуальность
Детский мозг имеет множество нервных клеток, которые связаны друг с другом первичными связями. Специальные исследования показывают, что там, где под воздействием внешних факторов активнее пробегают нервные импульсы, образуется миелин, то есть прочная связь. Там же, где стимулов мало и нервные клетки не получают достаточной стимуляции, нейроны и их отростки атрофируются и даже погибают. Таким образом, мозг ребенка должен созреть к каждой конкретной функции, соответствующие нервные пути должны сформироваться, отстроиться и заработать. Схема везде одна и та же – сначала внешняя стимуляция, затем пробные действия, потом фиксация определенных навыков и, наконец, их закрепление. В конечном итоге, нужный нервный путь, проходящий через огромное множество клеток, их отростки и синапсы, оказывается отстроен в мозгу, «фиксирован» клетками глии (миелин).
Формирование элементарных математических представлений необходимо проводить согласно схеме формирования прочных миелиновых связей. То есть, работа должна быть непрерывной и последовательной, соответствующей возрасту и психическому развитию ребенка.
Проект организован так, что каждый месяц детям предлагаются новые игрыс постепенным усложнением, реализуемые в свободное время с подгруппой детей. Ребята играют и отрабатывают определенные навыки, таким образом, в головном мозгу образуются прочные миелиновые связи. Целенаправленность и регулярность работы обеспечивает высокий результат. Эффект от игровой деятельности усиливается вовлечением родителей и сотрудников ДОУ. Совместные праздники, викторины, выставки создают позитивное отношение к математике, как к увлекательному и интересному занятию.
Цель: развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развития логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формирование умения решать логические задачи на разбиение по свойствам;
- Закрепление представлений о величине;
- Освоение способов измерения с помощью условной мерки;
- Формирование умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы;
- Формирование представления о числах и цифрах на основе сравнения двух множеств;
- Закрепление понимания независимости числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета;
- Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
- Формировать умение решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез на основе зрительного восприятия.
Развивающие задачи:
- Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
- Развитие умственных способностей ребенка;
- Развитие мелкой моторики и глазомера;
- Развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
- Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
- Развитие творческих способностей;
- Развитие способности группировать предметы по цвету, величине и форме;
- Развитие количественных представлений.
Воспитательные задачи:
- Совершенствование навыков общения через парную и групповую работу;
- Воспитание самостоятельности и инициативности;
- Воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Принципы и подходы к формированию программы:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- наглядность (наличие дидактических материалов).
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
- Обеспечение личностно ориентированного подхода;
- Обеспечение деятельностного подхода;
Особенности проекта
Повиду: познавательное
Продолжительности реализации проекта: сентябрь 2021-май 2022
Возраст участников проекта: дети второй младшей группы
Участникипроекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели, младший воспитатель
По количеству участников: коллективный
Ожидаемый результат:
- в результате реализации проекта у детей развиваются интегративные качества: осведомленность, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.
-должны усвоить цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур, научиться работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.).
Форма работы: беседы, дидактические игры, консультации, игры-забавы
Этапы проекта
- Подготовительный этап.
-Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме;
-Составить конспекты образовательной деятельности;
-Составить перспективный план деятельности по проекту «Юные логики»;
-Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями;
-Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
- Основной этап.
-Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах;
-Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями;
-Осуществить контроль реализации проекта.
- Заключительный этап.
-Провести развлечение;
-Обработать результаты реализации проекта;
-Провести презентацию проекта в ДОУ
Перспективноепланирование работы попроекту
Название месяца | Тема занятия | Содержание, форма проведения | Дата проведения |
Сентябрь | «Художники», «Сказочный город», «Магазин» | Развитие умения сравнивать фигуры по свойствам; развитие художественных способностей; Развитие умения работать со схемой; развитие представлений об эталонах цвета; Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства; развитие умения рассуждать и аргументировать свой выбор | |
Октябрь | Приключения Микки Мауса, «Путешествие в занимательную математику», Загадки, «Пять волшебных сундучков» | Закрепление навыков порядкового счета; обучение детей устанавливать соотношения между предметами по высоте; обучение употреблению слов: самый высокий, выше, ниже, низкий; закрепление знаний о геометрических фигурах; Развитие воображения, мышления, речи и памяти | |
Ноябрь | «Ступени успеха», «Цвет и число» | Развитие логического мышления; закрепление навыков порядкового счета; закрепление умения абстрагировать свойства; развитие у детей умения сравнивать палочки по размеру; развитие зрительного глазомера | |
Декабрь | «Незнайка строит лесенки», «Состав чисел» | Формирование умения строить числовой ряд; Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства; Развитие умения «читать схему»; Обучение детей составлять число из единиц | |
Январь | «Как растут числа», «Я загадываю, вы отгадываете», «Выложи из палочек» | Обучение детей увеличивать и уменьшать числа на единицу; Развитие умения анализировать, сравнивать; Развитие умения работать со схемой; Развитие представлений об эталонах цвета | |
Февраль | «Сказки острова Буяна», «Найди свой домик», «Город цветных человечков» | Освоение операции декодирования; Формирование умения видеть связь между числом и цветом; Обучение систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме. | |
Март | «К нам весна шагает», Игры с одним обручем («Кулинары»)
| Формирование операции классификации блоков по двум признакам; Формирование у детей четкого представления о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии | |
Апрель | «Друзья», «Строим дом» | Закрепление умения выделять отдельные предметы из группы, обобщать, классифицировать геометрические фигуры; Закрепление навыков счета; Развитие умения «читать» схему | |
Май | «Дорожки к домикам», «Игры лисенка Рыжика» Рефлексия | Закрепление умения различать цвет, форму геометрических фигур; Развитие умения классифицировать, находить общие признаки геометрических фигур |
Диагностика уровня математического развития детей
1. «Один» и «много».
Ребенку предлагаетсяиз группы предметов, расположенных на столе (1утка,4зайца,5кубиков), выбрать и назвать предмет, который один.
- Возьми тот предмет, который на столе один. (Утка)
- Возьми те предметы, которых на столе много. (Зайцы или кубики)
- Посмотри внимательно вокруг и найди в комнате предметы, которых много. (много стульев, столов, кубиков)
Оценка:
3 балла - ребенок самостоятельно и правильно находит в окружающей обстановке один и много предметов.
2 балла – выполняет задание с частичной помощью педагога (наводящие вопросы)
1 балл – постоянно требует помощи педагога (стимулирующие вопросы)
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
2. Сравнение предметов по величине.
Ребенку предлагается взять две полоски (красную и синюю) и сравнить их по длине.
- Как узнать какая полоска длиннее? (синяя, потому что конец выступает).
- Какая полоска короче? (красная)
- Положи на длинную полоску треугольник, а на короткую квадрат.
- На какой полоске у тебя лежит треугольник? (На длинной)
- На какой полоске лежит квадрат? (на короткой)
Ребенку предлагается к красной полоске подобрать полоску одинаковой длины (такую же)
- Какая полоска такой же длины, как и красная?
- Как ты узнал? (ребенок прикладывает полоски по очереди к красной полоске)
- Какие эти полоски по длине? (одинаковые)
Предлагается ребенку взять со стола 2 ленточки.
- Эти ленточки одинаковые или разные? (разные)
- Чем они отличаются?
- Какого цвета ленточки? (желтая и красная)
- Как узнать, какая ленточка шире, какая уже? (ребенок прикладывает ленточки одну к другой, равняет края вверху)
- Желтая ленточка какая? (широкая)
- Красная ленточка какая? (узкая)
Ребенку предлагается взять елочку и поставить ее там, где растет равная с нею по высоте елка (на наборном полотне)
- Как узнать какая елка выше (ниже?) (одну елку приложить к другой)
- Посади зайчика под низкую елочку, а белочку посади на высокую елочку.
- Под какой елкой сидит зайчик? (под низкой)
- На какой елке сидит белка? (на высокой)
Оценка:
3 балла - ребенок самостоятельно и правильно называет и сравнивает предметы по величине, используя приемы наложения, приложения их друг к другу.
2 балла – визуально сравнивает предметы по величине, не пользуясь приемом наложения.
1 балл – затрудняется в названии понятий «шире – уже», «длиннее – короче».
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
3.Называние формы геометрических фигур.
Соотнесение эталона и формы из окружающей обстановки.
Раскладываем перед ребенком геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.
Ребенку предлагается назвать фигуры.
- Как называется эта фигура? (треугольник)
- Как называется эта фигура? (квадрат)
- А это что за фигура? (круг)
- Чем отличается круг от квадрата? (у квадрата есть углы, а у круга нет углов, круг может катиться, а квадрат не может катиться)
Игра: «Цвет и форма»
Ребенку надо выбрать предметы, которые по форме похожи на круг. Например: солнце, будильник и т.д
- Солнце какой формы? (круглое)
- Будильник какой формы? (круглый)
Найди предметы, которые имеют квадратную форму.
- Аквариум какой формы? (квадратный)
- Дом какой формы? (квадратный)
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет квадрат, круг,
треугольник, называет характерные признаки геометрических фигур.
2 балла – называет геометрические фигуры, затрудняется с названием характерных признаков геометрических фигур.
1 балл – затрудняется в назывании геометрических фигур и их признаков.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
4.На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие)
Ребенку предлагается разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы.
- Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом)
- Как еще можно разделить фигуры? (по форме и величине)
*Возможна стимулирующая помощь педагога.
- Чем похожи фигуры в этой группе? (формой, величиной)
Игра: «Четвертый лишний»
Ребенку показывают картинку.
- Какой предмет лишний?
- Почему ты так думаешь?
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно группирует предметы, правильно выделяет лишний предмет.
2 балла – ребенок затрудняется в группировании некоторых предметов.
1 балл – ребенок группирует предметы только с помощью взрослого.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Работа сродителями
Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта
-подбор методической и художественной литературы
Буклет для родителей «Юные логики»
Буклет для родителей «Счастье вашего ребенка»
-привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми
-оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через основы теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
Итоги проекта
-диагностика
- создание презентации «Юные логики»
-фотоотчет
Список используемой литературы
1. О. Н. Лелявина. Б. Б. Финкельштейн. Давайте вместе поиграем. СПБ. ООО «Корвет», 2005 г.
2. О. Н. Лелявина. Б. Б. Финкельштейн. Праздник в стране блоков. СПБ. ООО «Корвет», 2016 г.
3.Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. «Детство-пресс», 2016 г.
4. З. А. Михайлова. Э. Н. Иоффе. Математика от трех до семи. СПБ. «Детство-пресс», 2010 г.
5. Е. А. Носова. Р. Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. СПБ. «Детство-пресс», 2006 г.
6. А. А. Смоленцева. О. В. Пустовойт. Математика до школы. СПБ. «Детство-пресс», 2006 г.
7. Б. Б. Финкельштейн. Поиск затонувшего клада. СПБ. ООО «Корвет», 2016 г.
8. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М. «Просвещение», 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности "Юный исследователь"
Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни....
Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы"
Реализация данной программы поможет сформировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления, в рамках дополнительного образован...
Парциальная программа дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности «Юный баскетболист» для детей старшего дошкольного возраста
Спортивный кружок «Юный баскетболист» разработан на основе программы «Мы играем в баскетбол» Адашкявичене Разработка программы кружка «Юный баскетболист»...
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности « Юные анималисты»
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности« Юные анималисты»...
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Юный актёр» для детей 5 -7 лет
Программа «Юный актёр» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.Основной целью программы является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Даная пр...
Программа дополнительного образования в средней группе "Юные пожарные"
Дополнительная общеразвивающая программа «Юные пожарные»Направление: формирование основ безопасностиВозраст детей: 4 – 5 летСрок реализации: 1 год...