отчёт по самообразованию Тема: Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста, способствующих адаптации к обучению в школе.
материал (подготовительная группа)

Сутурина Людмила Гавриловна

отчёт по самообразованию по теме: " Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста, способствующих адаптации к обучению в школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл отчёт по самообразованию23.02 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста, способствующих адаптации к обучению в школе.                 Воспитатель: Сутурина Л.Г

                                          МБДОУ детский сад №101. г.Чита.

 

  

   «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –

 значит быть готовым всему этому научиться».

                                                                                                                                                                                   ( Венгер Л.А)

 Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. 

Тему по самообразования «Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста, способствующих адаптации к обучению в школе» я выбрала не случайно, а потому что дети моей группы идут в сентябре в школу.                

Цель:
-способствовать психическому и личностному росту детей;
- формировать позитивное отношение к своему "Я";
- повысить свой профессиональный уровень.
Задачи:
- помочь детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей;
-способствовать лучшему пониманию и адаптированию к школе;
-научить понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
-устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения.
- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста;
-помочь ребёнку осознавать свои характерные особенности, предпочтения, понимание того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.
- содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства своего мнения и навыков его проявления.

1 ЭТАП  

 Изучение научной и учебно-методической литературы: 

- Б.С Волков, Н.В Волкова «Готовим ребёнка к школе»

В книге рассматриваются основные психологические вопросы подготовки ребенка к школе в контексте многочисленных психолого-педагогических ситуаций, описываются методы контроля готовности ребенка к школе, а также представлены упражнения по ее развитию. В приложениях собраны различные методы диагностики готовности ребенка к школе.

- Т.Карпенкина, О Макарьева «Условия успешной адаптации первоклассников»

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Каковы же задачи адаптационного периода для первоклассников:

— помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник — не школьник);

— ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;

— научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);

— подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.

Для того чтобы ребёнок был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, эти дети хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в

- Г.Новикова. Психолого- педагогическая готовность к школе. 

В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе. Разработано множество методик, программ диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости. существуют определенные критерии, которые являются «показателями» готовности детей к новому для них виду деятельности – учению. Возраст 6-7 лет считается в психологии переходным, критическим. Центральным психологическим новообразованием этого возраста является произвольность.  Произвольное поведение рождается в ролевой игре среди сверстников, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку.  

Данное новообразование является центральным при диагностике готовности ребенка к школе.

  Кроме произвольности, готовность к школе включает еще несколько важных новообразований. Важность умения использовать в деятельности знаково-символические средства подчеркивается многими специалистами.  К моменту поступления ребенка в школу у него должен быть сформирован такой вид знаково-символической   деятельности, как   замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет. Так, в игре ребенок замещает лошадку палочкой и скачет на ней верхом). Кодирование - второй вид знаково-символической деятельности, суть которого заключается в умении отобразить явление, событие в определенном алфавите, по определенным правилам, и, наконец, схематизация и моделирование.

   Наконец, Е.Е. Кравцова считает, что центральным психологическим новообразованием является воображение.

     Таким образом, заканчивая рассмотрение вопроса о готовности ребенка к школе, можно сделать вывод, что однозначного решения о слагающих ее компонентах пока нет. Но все ведущие специалисты считают, что ориентироваться надо на новообразования, на то, что составляет завтрашний день развития, а не на то, что уже сложилось у ребенка, что он может делать самостоятельно.

Составление плана работы на год с детьми, родителями.

2 ЭТАП — Практический

Срок реализации: октябрь 2022 /2023 учебный год.

Работа выстраивалась в двух направлениях:

 с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;

с родителями -  вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».

  3 ЭТАП — представление опыта работы по теме в ДОУ.

В группе были созданы необходимые условия для целенаправленной подготовки детей к обучению в школе, так как

пространственно-игровая среда группы способствует всестороннему развитию детей и подготовке их к школьному обучению.

Создала картотеки игр на сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков детей; дидактические игры по развитию речи, математике, подвижные игры по возрасту, сюжетно ролевые игры, СРИ.

На занятиях по художественно эстетическому творчеству использовала форму коллективного творчества. В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно эстетическое воспитание, вырабатываются умения договариваться, работать вместе, уступать друг другу, помогать друг другу, радоваться общему успеху. К концу года дети стали более самостоятельны, инициативны, стали творчески мыслить, помогать друг другу.

Для развития логического мышления проводились разные игры на умения находить закономерности, объединяющие группы предметов; нахождение лишнего предмета из 5 предложенных, выполнение графических диктантов индивидуально и подгруппами, штриховки, зашумлённые картинки,  головоломки, ребусы.

 Проводились упражнения по нейробике, которые улучшают физические навыки дошкольников, позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребёнка менее подверженным стрессу, более общительным, проявляющим способности в игре, творчестве, учебной деятельности.

 По развитию речи в подготовительной группе много уделяется составлению рассказа по сюжетным картинкам, картине.

Составляли рассказ по серии картин «Дети идут в школу» и другие картины, многие дети хорошо научились составлять рассказ и придумывать ему логическое заключение.

Дидактические игры использовала не только на занятии, но и в режимных моментах. То, что ребёнок воспринимает познавательную задачу как игровую, повышает его умственную активность. По лексической теме о школе провели такие игры как: «Кто работает в школе», «Что есть в школе, а что в детском саду», «Школьные принадлежности», «Собери портфель», «Школьные чувства», «Путешествие в школу», «Подскажи словечко». Так же проводили игровые ситуации: Если бы книги говорили, Правила обращения с книгой, учебником и другие.

Мы знакомились с миром профессий, чтобы прививать любовь к труду, стремление к знаниям, желание учиться новому, расширять кругозор.

Учили пословицы, поговорки о труде, беседовали, играли в СРИ, самой любимой игрой у детей стали «Школа», «Школьный урок». Беседы о школе: «Секреты школьной жизни», «Школьные друзья», рассматривали иллюстрации о школе, фотографии, были беседы: «Как вести себя в детском саду, в школе», «Почему важно быть опрятным», «Мальчики и девочки», «Весёлые истории в нашей группе». Игра-путешествие «К школе готов», викторина «Скоро в школу». Рисовали рисунки на тему школа.

Экспериментирование является любимым занятием в группе. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, поисков действий, проявлению творчества. Развивается познавательный интерес, наблюдательность, дети сами делают вывод.

 Наблюдение в природе воспитывает гуманно-ценностное отношение к окружающей среде. В своих дневниках наблюдений отмечали в течении года какая погода, делали зарисовки чего-то интересного.

Большая работа в течении года велась с родителями. Это анкетирование «Готовность ребёнка к школе»; родительские собрания «На пути в школу»

с участием психолога проводила в начале учебного года, «Вот стали мы на год взрослее» провела в конце учебного года. Консультации: «Готовим руку дошкольника к письму», «Режим будущего первоклассника», «Возрастные особенности детей 6-7 лет» и другие; мастер-класс для родителей совместно с детьми «Увлекательное обучение грамоте», хочется отметить, что родителям очень понравилось. Родители получили знания как дома с ребёнком закреплять обучение грамоте.

Трудовое воспитание занимает большое значения в развитии личностных качеств будущего школьника. Регулярные дежурства по столовой, в уголке природы, трудовые поручения, труд в природе играет важную роль в организации целостного подхода к образованию дошкольников.

Помогает социализации ребят, и воспитанию в них самостоятельности.  Воспитанная с младшего возраста самостоятельность способствует формированию независимости, уверенности в себе, умения справляться с заданием без помощи взрослого, все эти задачи закрепляли с детьми в течении всего года. Ответственность рассматривается как предпосылка воспитания чувства долга, как умение и желание доводить дело до конца, отвечать за свои поступки.

Готовность к учению определяется также дисциплинированностью и послушанием.  Дисциплинированность способствует концентрации внимания на уроке, четкому выполнению заданий учителя, помогает правильно реагировать на замечания учителя.  Таким образом, компонентами готовности к обучению в школе у дошкольников являются: развитие волевых качеств; развитие отвлеченного логического и образного мышления; желание стать школьником; объем знаний об окружающем мире; владение специальными знаниями; развитие познавательных интересов и познавательной деятельности; наличие интеллектуальной активности; развитие речи; развитие социальных качеств личности ребенка. Все эти компоненты готовности к учению хотелось бы видеть в своих воспитанниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание и развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Главным во взаимодействии воспитателя с детьми является уважение прав ребёнка, гуманно-личностное отношение и индивидуальный подход. Важную роль в работе с дошкольниками старшего возраста приобретает ...

План самообразование Тема: «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр».

План самообразования воспитателя старшей группы "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр"....

Работа по самообразованию Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

        Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказк...

Тема: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством степ – аэробики»

Меняется современный мир, меняются и люди, которые в нём живут и, конечно же, дети. Современные дошкольники намного способнее и любознательнее чем раньше. Поэтому главная цель дошкольного образовани...

Методическая разработка на тему: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»

Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путям...

Методическая разработка по развитию личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами игр-эстафет «Спасатели, вперед!»

Методическая разработка НОД в области физической культуры, по созданию условий для реализации ребенком своего «Я», развитию волевых качеств в преодолении препятствий при достижении поставл...

План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования .2022-2023г.

Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное тво...