Дидактическая игра как форма детей раннего возроста.
статья (младшая группа)

Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста

« Игра – путь детей к познанию мира, в котором

они живут и который призваны изменить»

А.М. Горький

Дидактическая игра представляет собой  сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.   

   Дидактические игры являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса. Они способствуют повышению интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам. Включение в организованную образовательную деятельность  дидактических игр делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении  материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес к происходящему.

Дидактическая игра дает возможность решать различные учебные задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей любого дошкольного возраста. Она позволяет делать менее заметным переход к изучению серьезного, порой неинтересного, учебного материала. Как говорил В.А.Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Из многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с образовательной деятельностью.          

Структура дидактической игры:

1.    Обучающая задача –  основной компонент дидактической игры. Обучающая задача для детей дается как игровая. Например, в игре «Собери картинку»  обучающая задача – развивать мышление, внимание;  а игровая  (для детей) – соединить части картинки так, чтобы было понятно, что нарисовано.

2.    Игровые действия – методы проявления активности ребёнка, то есть  то, что необходимо сделать для  достижения результата. Для детей младшего дошкольного возраста результат не важен, их увлекает сам процесс игры. Поэтому игровые действия достаточно просты и однотипны, например, собирают и разбирают пирамидку, собирают матрешку, узнают и называют предметы и т.д. А вот для детей немного старше, где-то с четырёх лет, результат игры очень важен. Им уже нравятся  более сложные игры, которые состоят из нескольких игровых действий. Эти дети также любят игры-инсценировки и сюжетно-дидактические игры, в которых нужно выполнять свою функцию и  осуществлять цепочку действий, следуя по определенному алгоритму.

3.    Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Правила должны выполнять все участники игры. Игровые правила направляют дидактическую игру в нужное русло, устанавливают и регулируют отношения между игроками, ограничивают двигательную активность детей. Благодаря правилам в игре решается дидактическая задача, а значит, ребёнок достигает нужной цели, поставленной в игре.

Все компоненты дидактической игры связаны между собой. Дидактическая задача определяет игровые действия, а правила помогают выполнять игровые действия и решить поставленную задачу.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами

Применяя одни и те же предметы для разных возрастов,  можно решать разные обучающие задачи: дети учатся  называть слова, расширяя свой словарный запас, а дети постарше учатся составлять  рассказ по предметам, развивая  связную речь.

   2. Настольно - печатные игры 

Это могут быть: "лото", "домино", «парные картинки", «разрезные картинки», «мозаика», «пазлы» и т.д.  С помощью настольно-печатных игр можно успешно  развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, моторику,  учиться моделировать  и принимать решения, развивать навыки самоконтроля,  воспитывать взаимоуважение и взаимопомощь.   

   3.Словесные игры построены на словах и действиях участников игры.  Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия  предметов и явлений природы. 

 

Нельзя не отметить, что важной особенностью использования  дидактических игр является усвоение детьми знаний и умений, которое происходит в практической деятельности, при наличии непроизвольного внимания и запоминания. Все это  обеспечивает не только лучшее усвоение материала, но и окружающей действительности, способствует формированию компетентностной личности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста

« Игра – путь детей к познанию мира, в котором

они живут и который призваны изменить»

А.М. Горький

Дидактическая игра представляет собой  сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.   

   Дидактические игры являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса. Они способствуют повышению интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам. Включение в организованную образовательную деятельность  дидактических игр делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении  материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес к происходящему.

Дидактическая игра дает возможность решать различные учебные задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей любого дошкольного возраста. Она позволяет делать менее заметным переход к изучению серьезного, порой неинтересного, учебного материала. Как говорил В.А.Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Из многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с образовательной деятельностью.          

Структура дидактической игры:

1.    Обучающая задача –  основной компонент дидактической игры. Обучающая задача для детей дается как игровая. Например, в игре «Собери картинку»  обучающая задача – развивать мышление, внимание;  а игровая  (для детей) – соединить части картинки так, чтобы было понятно, что нарисовано.

2.    Игровые действия – методы проявления активности ребёнка, то есть  то, что необходимо сделать для  достижения результата. Для детей младшего дошкольного возраста результат не важен, их увлекает сам процесс игры. Поэтому игровые действия достаточно просты и однотипны, например, собирают и разбирают пирамидку, собирают матрешку, узнают и называют предметы и т.д. А вот для детей немного старше, где-то с четырёх лет, результат игры очень важен. Им уже нравятся  более сложные игры, которые состоят из нескольких игровых действий. Эти дети также любят игры-инсценировки и сюжетно-дидактические игры, в которых нужно выполнять свою функцию и  осуществлять цепочку действий, следуя по определенному алгоритму.

3.    Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Правила должны выполнять все участники игры. Игровые правила направляют дидактическую игру в нужное русло, устанавливают и регулируют отношения между игроками, ограничивают двигательную активность детей. Благодаря правилам в игре решается дидактическая задача, а значит, ребёнок достигает нужной цели, поставленной в игре.

Все компоненты дидактической игры связаны между собой. Дидактическая задача определяет игровые действия, а правила помогают выполнять игровые действия и решить поставленную задачу.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами

Применяя одни и те же предметы для разных возрастов,  можно решать разные обучающие задачи: дети учатся  называть слова, расширяя свой словарный запас, а дети постарше учатся составлять  рассказ по предметам, развивая  связную речь.

   2. Настольно - печатные игры 

Это могут быть: "лото", "домино", «парные картинки", «разрезные картинки», «мозаика», «пазлы» и т.д.  С помощью настольно-печатных игр можно успешно  развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, моторику,  учиться моделировать  и принимать решения, развивать навыки самоконтроля,  воспитывать взаимоуважение и взаимопомощь.   

   3.Словесные игры построены на словах и действиях участников игры.  Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия  предметов и явлений природы. 

Нельзя не отметить, что важной особенностью использования  дидактических игр является усвоение детьми знаний и умений, которое происходит в практической деятельности, при наличии непроизвольного внимания и запоминания. Все это  обеспечивает не только лучшее усвоение материала, но и окружающей действительности, способствует формированию компетентностной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Значение дидактических игр для воспитания детей раннего возроста"

Статья "Значение дидактических игр для воспитания детей раннего возроста"...

Дидактические игры для ознакомления детей раннего возраста со свойствами предметов

«Живые цветочки»(для детей 2-3 лет) Цель: Ø Расширять знания детей о мире цветов.Ø Развивать культуру речи, логическое мышление, цветовое восприятие, ориентировку в пространстве.Ø Закреплять пред...

Дидактические игры в воспитании детей раннего возраста

Роль  дидактические игры  в воспитании детей раннего возраста...

Дидактические игры «Развитие речи детей раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх»

laquo;Развитие речи детей раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх»...

Дидактическая игра "Матрешки" для детей раннего возраста.

Прекрасная, яркая, увлекательная игра "Матрешки" для детей раннего возраста. С помощью данной игры мжно знакомить маленьких дошкольников с геометрическими фигурами, закреплять знание четырех...