Рабочая программа кружка
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа кружка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кочкуровский детский сад «Улыбка» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия
Программа по самообразованию
воспитателя второй группы раннего возраста
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Подготовила: Шулубина Татьяна Викторовна, воспитатель
Кочкурово, 2022
Пояснительная записка
"Истоки способностей и дарований детей– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли».
В.А. Сухомлинский.
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.
Содержание данной программы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. В основу программы положены принципы: научной обоснованности и практической применимости; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; комплексно – тематическое построение образовательного процесса; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника. Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Перед собой я поставила цель.
Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Для достижения цели были обозначены задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5.Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Объект: дети 2-3 года.
Основные направления работы с детьми на занятиях:
- Пальчиковая гимнастика
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.
Форма отчётности:
- Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
- Провести анкетирование родителей.
- Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
- консультативная работа с родителями.
Система работы представлена по следующим направлениям:
В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
Работа с родителями- консультации и беседы.
Актуальность выбранной темы:
Программа, направленная на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста актуальна, так как малыши с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с пазлами, мозаикой. Очень часто дети раннего возраста не могут держать карандаш и рисовать им. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. От степени развития моторики руки в дальнейшем зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребенка в начальной школе.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.
Предполагаемый результат:
Дети смогут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, будут развиты внимание, память, мышление, творческие способности и фантазия.
Этапы проведения дидактических игр для развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте:
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.
I этап – Организационно-диагностический. Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.
II этап – Теоретический. На данном этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)
III этап – Обобщающий. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Формы работы | |||
С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями |
I этап Организационно-диагностический | |||
Сентябрь | |||
Проведение диагностического обследования | Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования. | Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования | Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»
|
II этап Теоретический | |||
Октябрь | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Осень» «Сорока – сорока» Дидактические игры: «Цветные колечки», «Пирамидка» «Оденем куклу на прогулку» Конструирование «Поезд» | Консультация с учителем-логопедом по созданию картотеки пальчиковых игр для младшего возраста. | Составление плана по самообразованию Оформление картотеки пальчиковых игр. | Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. |
III этап Обобщающий | |||
Ноябрь | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Капуста» «Зайка» «Фрукты» «Апельсин» Дидактические игры: «Сухой бассейн» Бусы «Чудесный мешочек» Перекладывание из одной емкости в другую Игра «Где же, где же наши ручки?» | Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» | Подбор и разработка дидактических игр. Создание картотеки дидактических игр
| Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
|
Декабрь | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Ёлка» «Снежок» «Новогодние игрушки» Заучивание игр с массажными мячиками: «Ёжик» «Орех» Дидактические игры: «Рисуем на крупе» «Строим забор» из счётных палочек Игра «Художник» Конструирование «Башенка» |
| Создание картотеки игр с массажными мячиками. Подбор и разработка дидактических игр. Пополнение картотеки пальчиковых игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. | Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания» Папка – передвижка «Рисуем без кисточки» |
Январь | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Медведь» «Белка» Заучивание игр с массажными мячиками: «Шарик» «Иголки» Дидактические игры: «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (прикрепляют — прищепками). Упражнение «Пуговицы»» Игра «Веселые упражнения с карандашом» Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка» |
| Пополнение картотеки дидактических игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
| Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома» |
Февраль | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Зима» «Семья» Заучивание игр с массажными мячиками: «Горка» Дидактические игры: «Пазлы» «Выложи дом из цветных геометрических фигур» «Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне. «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке» Графическое упражнение «Проведи дорожку» |
| Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр Изготовление дидактических игр. | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» |
Март | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Весна» «Кап, кап, кап...» «Уточка» Заучивание игр с массажными мячиками: «Ласковый ёжик» Дидактические игры: «Прищепки» «Пазлы» «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка. Пальчиковое рисование «Букетик для мамы» Конструирование «Машина» Упражнение «Фонарики» | Пополнение картотеки дидактических игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. Изготовление дидактических игр. | Памятка для родителей: «Игры с прищепками» | |
Апрель | |||
Заучивание пальчиковых игр: «У дорожки дуб растёт» «Пчела» Дидактические игры: «Бусы для мамы» «Пазлы» «Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц. Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам» Конструирование «Дорожка» Игра «Спрячь в ладошке» Игра «Дарики — комарики» Упражнение «Обведи шаблон» |
| Оформление картотеки дидактических игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. Изготовление дидактических игр. | Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры» |
Май | |||
Диагностика уровня развития мелкой моторики. | Отчет по теме самообразования. | Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения. Оформление работы в полном варианте. | Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми. |
Методическая литература:
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011.
- Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008.
7. Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/23/picture-409384-1393145848.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945711-1504979375.jpg)
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945711-1504979375.jpg)
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-965999-1634022853.jpg)
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/25/picture-1192397-1574677956.jpg)
Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/14/picture-815179-1473848197.jpg)
Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/06/picture-1398588-1649266633.png)
Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)
Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...