Консультация для воспитателей «Сказка как средство развития речи дошкольников»
консультация (младшая группа)

Дербышева Анастасия Александровна

Цель: формирование понимания у педагогов о роли сказки в развитии ребенка.

Развитие речи становится всѐ более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления, как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребѐнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребѐнка. Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми. Сейчас многие воспитатели в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Совокупность различных методов и приѐмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказки в развитии речи создаѐтся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребѐнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаѐтся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребѐнка, а также приобщение детей к народному творчеству. Умственное развитие детей от двух до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 2-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, стараемся руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом.

Работа со сказкой строится следующим образом: 1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению. 2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; 3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Что могут дать такие сказки для детей? Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне. Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т. е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим. В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать. В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают: 1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями). 2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное. 3. Страхи и тревоги по самым различным поводам. 4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. В результате сказки ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Сказка помогает ребѐнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять еѐ героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребѐнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретѐнным опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности.

Сказка направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления. Задачи развития речи детей решаются с помощью: - пересказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу; сочинения сказок. В педагогической работе особая роль отводится просвещению родителей. Воспитатели рассказывают о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей; консультируют по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения; разъясняют им о значимости семейного чтения, подчѐркивают его весомый вклад при формировании у ребѐнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тѐплую задушевную атмосферу в доме.

В детском саду разнообразие методов и приѐмов, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи. Сказка направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления. Игры и игровые приемы с использованием сказок Поможем герою. Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке. Воспитатель предлагает детям, поставить себя на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации?

Шагаем в сказку. Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления. Воспитатель говорит название сказки, а ребѐнок, шагает по группе и на каждый шаг называет героя из этой сказки.

Помоги герою найти свою сказку. Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания. На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаѐт детям картинки с изображением сказочных героев, и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя. Действия героя. Цель. Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок. Например, сказка «Колобок». Воспитатель предлагает детям назвать все действия колобка, говорить только глаголы: пел, ушѐл, покатился и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

Отправим письмо или смс-сообщение. Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке. Воспитатель предлагает детям «написать» в письме или смссообщении пожелание герою сказки. Диалог со сказочным героем. Цель. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления. Воспитатель предлагает детям представить, что они встретились с героем сказки. - Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?

Сказочные слова. Цель. Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку. Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают из сказок (Сим-сим, открой дверь, Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д.).

Шкатулка. Цель. Развитие речи, памяти, мышления. Воспитатель предлагает заполнить шкатулку, положив в неѐ качества характера, пожелания и т.д. Например: Соберите в шкатулку все, что необходимо герою с вашей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. Что было бы, если бы… Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи. Воспитатель предлагает детям придумать и продолжить предложение, например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы?

Верно - неверно. Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга. Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут… Позвала внучка мышку… Снесла курочка яичко, не простое, а фарфоровое... Хорошо-плохо. Цель. Формировать умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации. Например: Мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо. Почему? (Мышка помогла вытянуть репку.) Это плохо. Почему? (Кошка могла съесть мышку). Реклама. Цель. Развитие связной речи, мышления, интерес к сказке. Воспитатель предлагает детям прорекламировать (рассказать), чем понравилась сказка.

Ложная альтернатива. Цель. Развитие внимания, связной речи. Воспитатель задаѐт вопросы с помощью слов "или-или", но ни один из предлагаемых ответов не является правильным. Например: Кто снѐс золотое яйцо - утѐнок или цыплѐнок? Кто раздавил теремок - заяц или волк? Кто помог вытянуть репку - дедка или бабка? Собери цепочку. Цель. Активизировать словарь, учить правильно, воспринимать содержание сказки, развивать внимание и память. Воспитатель предлагает детям выбрать сказку, из которой они будут собирать цепочку. Затем дети пересказывают собранную сказку. Затем все дети участвуют в пересказе сказки, по цепочке продолжая сюжет.

Что сначала, что потом. Цель. Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью карточек из мнемотаблицы. Ребенку предлагается разложить карточки и составить рассказ. Карточки позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. Сказка для ребѐнка- это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребѐнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша. В заключении хотелось бы сказать: читайте и анализируйте с детьми сказки, применяйте методы и приѐмы в работе со сказкой, тем самым Вы поможете ребѐнку осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать трудности, воспитаете любовь к книге и чтению. С помощью сказки Вы повысите уровень речевого развития и творческих способностей ребѐнка, что очень важно при подготовке к школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»...

Консультация для воспитателей. " Сказка как средство развития речи дошкольников".

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Родари.Развитие речи...

Консультация для воспитателей «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников».

Необходимость привлечения дошкольников в экономику обусловлена тем, что жизнь в XXI веке обусловлена социально-экономическими отношениями. Дети вырастут и столкнутся в жизни с разными ситуациями, треб...

Консультация для воспитателей:«Сказкотерапия как средство развития речи младших дошкольников»

Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. но особенно это актуа...

Консультация для воспитателей "Логоритмика как средство развития речи дошкольников"

Логоритмика хорошее средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольника. Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной си...

Консультация для воспитателей «Сказка как средство развития речи дошкольников»

Консультация для воспитателей«Сказка как средство развития речи дошкольников»...

Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников».

Автор попытался обозначить роль сказок в развитии речи дошкольников....