Проект «БУМАГУ БЕРЕЖЕМ – ЛЕС СПАСЁМ» (старший дошкольный возраст)
проект

Работу над проектом нас подтолкнули наблюдения за детьми в их свободной деятельности, особенно, когда они рисуют. Взяли лист бумаги, чуть нарисовали на нем и в ведро, и опять потянулись за чистым листом. Мы подумали, если ребята более подробно узнают, как делается бумага, из чего и как можно сделать «свою» бумагу, то они более бережно будут относиться к природным богатствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bumaga.docx48.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«БУМАГУ БЕРЕЖЕМ – ЛЕС СПАСЁМ»

Тип проекта- информационно-исследовательский, творческий.

Вид проекта: групповой, краткосрочный

Длительность проекта- 2 недели.

Участники проекта: дети подготовительной группы, учитель-логопед, воспитатель, родители воспитанников.

Авторы:

Афанасьева Наталья Владимировна, воспитатель

Титова Валентина Алексеевна, учитель-логопед

2023г

Аннотация

Бумага – самый доступный и распространенный материал для детского творчества, креативного и речевого развития, экспериментальной деятельности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя кругозор. У детей есть желание творить и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги.

Работу над проектом нас подтолкнули наблюдения за детьми в их свободной деятельности, особенно, когда они рисуют. Взяли лист бумаги, чуть нарисовали на нем и в ведро, и опять потянулись за чистым листом. Мы подумали, если ребята более подробно узнают, как делается бумага, из чего и как можно сделать «свою» бумагу, то они более бережно будут относиться к природным богатствам.

Поэтому, актуальность поднятой тематики выбрали работу над проектом «Бумагу сбережем – лес спасём». Считаем, что работа по данной теме будет доступна, интересна, познавательна, увлекательна и общественно значима для наших детей, для нашего общества в целом.

Тип проекта- информационно-исследовательский, творческий.

Вид проекта: групповой, краткосрочный

Длительность проекта- 2 недели.

Участники проекта: дети подготовительной группы, учитель-логопед, воспитатель, родители воспитанников.

Цель: воспитывать у детей бережного отношения к окружающей природе, к природным ресурсам, через рациональное использование бумаги.

Задачи:

1. Дать представление о истории возникновения бумаги, о понятии макулатура и ее влияние на экологию.

2.Познакомить с процессом изготовления бумаги на производстве и бумагу самостоятельно из бумажных отходов.

3. Развивать познавательную активность детей и поисковую деятельность.

4. Развитие всех сторон речи и коммуникативных навыков общения.

5. Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам.

Ожидаемый результат

  1. Систематизация знаний детей о бумаге, ее свойствах и назначении.
  2. Сформированные проектно-исследовательские умения и навыки: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты.
  3. Развитие сенсорно - аналитической деятельности детей.
  4. Повышение уровня экологической культуры.
  5. Обогащение предметно - пространственной среды группы.
  6. Сближение родителей и детей в ходе совместной деятельности.
  7. Улучшение показателей познавательного и речевого развития.
  8. Формирование предпосылок учебной деятельности: развитие произвольности психических процессов, навыков коммуникативного общения.

Предполагаемый продукт проекта: Оформление мини-музея «Удивительный мир бумаги» в групповом помещении.

Этапы проекта:

  • Подготовительный этап: подбор литературы, наглядных и дидактических материалов; подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности, оборудование для проведения экспериментальной деятельности. Знакомство родителей воспитанников с проектом.
  • Организационный этап: дети проводят опыты с бумагой, изучают историю появления бумаги. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы и т.д. рассматривание различных видов бумаги и организация выставки «Удивительный мир бумаги»; рассматривание поделок из бумаги (оригами, бумагопластика, аппликация); эксперименты с бумагой; игры с бумажными игрушками.
  • Заключительный этап: анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Проект был представлен в виде экспозиции «Мини – музея» в групповом помещении детского сада. Дети выступали в роли экскурсоводов.

Вывод.

Дети увлеченно и с интересом искали новую информацию и новые знания, получили практический опыт.

Дети узнали, что можно перерабатывать использованную бумагу в домашних условиях и творчески ее использовать, из полученной бумаги можно делать удивительные поделки, а так же это поможет сберечь деревья.

Актуальность проекта

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом для развития ребенка. Эта потребность лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности. Ребенок стремится к активной жизни, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Бумага – самый доступный и распространенный материал для детского творчества, креативного и речевого развития, экспериментальной деятельности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя кругозор. У детей есть желание творить и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги.

Работу над проектом нас подтолкнули наблюдения за детьми в их свободной деятельности, особенно, когда они рисуют. Взяли лист бумаги, чуть нарисовали на нем и в ведро, и опять потянулись за чистым листом. Мы подумали, если ребята более подробно узнают, как делается бумага, из чего и как можно сделать «свою» бумагу, то они более бережно будут относиться к природным богатствам.

Лес играет огромную роль на Земле. Деревья восстанавливают кислород, грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы. Однако в последнее время наблюдается повсеместное сокращение площади лесов. Одной из причин уничтожения лесов является их вырубка, с целью использования древесины в качестве сырья для изготовления бумаги, мебели, игрушек, дров, домов и т. д.

За последние 60 лет площадь лесных массивов в мире уменьшилась на 81,7 млн га, что привело к сокращению общей площади лесов на душу населения более чем на 60%. К такому выводу пришла группа ученых под руководством Рональда Эстока из Центра биоразнообразия и изменения климата Научно-исследовательского института лесного хозяйства и лесных товаров в Японии.

Поэтому, актуальность поднятой тематики выбрали работу над проектом «Бумагу сбережем – лес спасём». Считаем, что работа по данной теме будет доступна, интересна, познавательна, увлекательна и общественно значима для наших детей, для нашего общества в целом.

По мнению О.В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Также важным моментом является пропаганда бережного отношения к природным ресурсам, привлечение внимания детей, родителей к неразумному использованию бумаги и возможных вариантов уменьшения бумажных отходов и рациональному ее использованию. Обратить внимание воспитанников на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни, на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью. К сожалению, люди не задумываются над тем где, как, из чего изготовлена бумага, сколько ее тратится порой неразумно. Актуально вовлечение детей данной группы в активный поиск, создание ситуации успеха и полного погружения в тему. Важно дать ребенку возможность понять его значимость в общем деле, ощущение уверенности в себе, создать условия для всестороннего развития каждого ребенка посредствам работы над проектом.

Цель: воспитывать у детей бережного отношения к окружающей природе, к природным ресурсам, через рациональное использование бумаги.

Задачи:

1. Дать представление о истории возникновения бумаги, о понятии макулатура и ее влияние на экологию.

2.Познакомить с процессом изготовления бумаги на производстве и бумагу самостоятельно из бумажных отходов.

3. Развивать познавательную активность детей и поисковую деятельность.

4. Развитие всех сторон речи и коммуникативных навыков общения.

5. Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам.

Ожидаемый результат

  1. Систематизация знаний детей о бумаге, ее свойствах и назначении.
  2. Сформированные проектно-исследовательские умения и навыки: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты.
  3. Развитие сенсорно - аналитической деятельности детей.
  4. Повышение уровня экологической культуры.
  5. Обогащение предметно - пространственной среды группы.
  6. Сближение родителей и детей в ходе совместной деятельности.
  7. Улучшение показателей познавательного и речевого развития.
  8. Формирование предпосылок учебной деятельности: развитие произвольности психических процессов, навыков коммуникативного общения.

Предполагаемый продукт проекта: Оформление мини-музея «Удивительный мир бумаги» в групповом помещении.

Материалы и оборудование: разные виды бумаги; экспозиция бумажных изделий; детские книги, газеты, журналы, предметы изодеятельности; мультимедийный проектор, ноутбук.

Этапы проекта:

Подготовительный этап

– подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;

– подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления альбома «Мир бумаги» и выставки «Удивительный мир бумаги», оборудование для проведения экспериментальной деятельности.

- знакомство родителей воспитанников с проектом.

Организационный этап

На данном этапе дети приносят из дома макулатуру, проводят опыты с бумагой, изучают историю появления бумаги. В процессе изучения данной темы дети знакомятся с художественной и научной литературой о роли леса в жизни нашей планеты. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы и т.д. рассматривание различных видов бумаги и организация выставки «Удивительный мир бумаги»; рассматривание поделок из бумаги (оригами, бумагопластика, аппликация); эксперименты с бумагой; игры с бумажными игрушками;

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Беседы: «Лес в жизни человека», «Кому нужны деревья», , «Что такое макулатура»; «Для чего человеку нужна бумага»,

«А вдруг исчезнет бумага». «Правила поведения в лесу», «Бережём книги, спасаем лес», «Чем опасны лесные пожары»,

Рассматривание: книг «Оригами. Игрушки из бумаги», «Замечательные поделки своими руками», «Цветы и вазы из бумаги» и т.д.;

Просмотр видеофильма: «Производство бумаги»; «История возникновения бумаги»

Исследовательско-познавательная деятельность:

  • «Бумага своими руками»,
  • «Свойство копировальной бумаги», «Свойство бумаги»;

Занятие (практическая деятельность) по Н.В.Дубровской

  • конструирование «Мебель» (работа с бумагой и картоном)
  • аппликация «Дятел»

Продуктивная деятельность:

  • изготовление альбома с различными видами бумаги,
  • изготовление альбома «История возникновения бумаги»,
  • «Сбор макулатуры»,
  • «Я рисую»,
  • изготовление поделок из бумаги;

Чтение художественной литературы

С. Маршак «Праздник леса», С. Михалков «Бумага», «Я карандаш с бумагой взял»;

Сказки: «Приключения Фантика», «Сказка о чистом листе бумаги»

Д/игры: «Парочки», «Живая и не живая природа», «От какого дерева лист», «От какого дерева плод, семя», «Найди на ощупь», «Бумажная не бумажная». 

Игры по развитию речи

 «Про какие предметы можно сказать», «Подбери пару»

 «Что может бумага?»,  «Мои друзья»,  «Какая бумага?»

Пальчиковые игры: «Птички», «Деревья», «Есть у каждого свой дом». 

С/р игры: «Почта», «Книжный магазин»; 

П/игры: «Принеси бумажный предмет», «Раз, два, три к дереву беги».

Интерактивная игра «Экологический калейдоскоп»

1.Помощь в подборе картинок, вырезок, статей, рассказов о бумаге;

2.Помощь при создании коллекции разных видов бумаги;

3.Участие в акциях;

4.Участие в создании бумажных экспонатов для мини - музея.

Акция: «Сдай макулатуру - сохрани дерево»; «Посади дерево» (весной), «Экономь бумагу», «Книжкина больница».

Заключительный этап

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Проект был представлен в виде экспозиции «Мини – музея» в групповом помещении детского сада. Дети выступали в роли экскурсоводов.

Результат. В ходе работы дети получили дополнительные знания об истории возникновения бумаги, закрепили слово «макулатура». Узнали, как можно сберечь природу.

Дети на практике познакомились с технологией «вторая жизнь» бумаги и как можно её использовать.

Вывод.

Дети увлеченно и с интересом искали новую информацию и новые знания, получили практический опыт.

Дети узнали, что можно перерабатывать использованную бумагу в домашних условиях и творчески ее использовать, из полученной бумаги можно делать удивительные поделки, а так же это поможет сберечь деревья.

Используемые источники:

«Большая энциклопедия для дошкольников», «ОЛМА-ПРЕСС», 2000г.

«Энциклопедия для детей «Деревья», Москва, 2006г.

Николаева С.Н.  Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной  к школе группе детского сада.- М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2016г.

Проснякова Т.Н. «Азбука мастерства», Москва, 2005г.

«Оригами. Игрушки из бумаги», Новосибирск, «Студия Дизайн ИНФОЛИО», 1995г.

Чен Н.В. «Замечательные поделки своими руками», Москва, 2008г.

        Видеофильм  «Производство бумаги» «История возникновения бумаги»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

ПРОЕКТ «Семеновская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.

https://cloud.mail.ru/public/5t8y/Z8XSQQsMcТип проекта:По продолжительности – краткосрочный;По составу участников проекта – индивидуальный;По направленности деятельности участников проекта :познавател...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...

Рабочая программа по конструированию из бумаги в для детей старшего дошкольного возраста

          Необходимость создания данной программы бала продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть ...

Методические материалы к образовательному модулю «Экспериментирование», Опыты с бумагой для детей среднего, старшего дошкольного возраста

Содержание:Опыт №1 “Снежки” из бумаги Опыт №2 “Покатай котят” Опыт №3 “Проявляющиеся картинки” Опыт №4 “Водяные лилии” Опыт №5 &ldqu...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БУМАГУ БЕРЕЖЕМ – ЛЕС СПАСЁМ»

Бумага – самый доступный и распространенный материал для детского творчества, креативного и речевого развития, экспериментальной деятельности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает допо...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста группы № 3 «Спасём землю от мусора»

Воспитание экологической культуры через приобщение дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержат...