Лексико - грамматические игры на тему «Инструменты».
план-конспект занятия

Василенко Ольга Витальевна

Конспект содержит в себе игры направленные на развитие лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема "Инструменты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_instrumenty.odt25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Лексико - грамматические игры на тему

«Инструменты».

1. - Здравствуйте,ребята! Сегодня к нам пришли гости. Угадайте, кто это.

Они чинят изнутри утюги, моторы,

Телефоны, МР 3, прочие приборы.

Без них часы не ходят, без них не светит свет…

А кто они такие – большой-большой секрет!

- Угадали, кто это? Правильно, Фиксики.

(На доске появляется картинка с изображением фиксиков.)

  • Вы все, конечно же, смотрели этот мультфильм и без труда сможете назвать имена всех героев.

2. - Они для нас приготовили загадки. Послушайте внимательно и отгадайте их.

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит —

В ногу всем шагать велит.   (барабан)

Железный нос

В землю врос,

Роет, копает,

Землю разрыхляет.   (лопата)

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее?    (гармонь)

Доску грызла и кусала,

На пол крошек набросала,  

Но не съела ни куска, —  

Знать, невкусная доска.   (пила)

Из железа тучка,

А у тучки — ручка.

Эта тучка по порядку

Полила за грядкой грядку.   (лейка)

Толстый тонкого побьет.

Тонкий что-нибудь прибьет.    (молоток и гвоздь)

  • Молодцы, ребята!

3. - Посмотрите на отгадки, которые у нас получились, и подумайте, как все эти предметы можно назвать одним словом? (Инструменты)

  • Всё наше сегодняшнее занятие будет связано с различными инструментами.

     И для дома, и для дачи

     Пригодится инструмент.

     Он в хозяйстве много значит -

     Каждый скажет вам в ответ.

4. - Инструменты бывают разные и служат для разных целей, используются разными людьми в разных областях. Наши инструменты можно разделить на группы.

- Где применяются лопата и лейка? Значит, как можно назвать эти инструменты, они какие? ( в огороде, в саду; садовые)

- Где применяются молоток и пила? Значит, как можно назвать эти инструменты, они какие? (на стройке; строительные)

- Для чего нужны барабан и гармонь? Значит, они какие? (играть музыку; музыкальные)

5. Дидактическая игра «Кому – что?».

- Наши друзья - фиксики мастера на все руки. И в помогаторе у них найдется много разных инструментов, с помощью которых можно выполнять какие-либо действия. Сейчас мы с вами посмотрим, что там у них припрятано, и попробуем угадать, в какой профессии этот инструмент необходим.

- Я буду называть инструмент, а вы будете угадывать кому они нужны.

- Кому нужен фотоаппарат? (Фотоаппарат, градусник, половник, танометр, кастрюля, штатив; кисточка, молоток, иголка, дрель, швейная машинка, мольберт.)

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. 

6. Пальчиковая гимнастика.

- Ребята, видите, как много инструментов необходимо людям в их профессиях. Но ни люди, ни даже фиксики не смогли бы обойтись без двух самых главных инструментов. Кто догадался, о чем идет речь? Конечно, самые главные инструменты – наши руки. Смог бы повар без них сварить обед? А рыбак поймать рыбу? Смог бы строитель построить дом, если бы у него были кирпичи, но не было рук? (Конечно, нет.)

- Наши руки – наши главные помощники, они умеют очень многое. Давайте вспомним, что они умеют.

(Проводится пальчиковая гимнастика – имитация движений по тексту)

Мы пилили, (Делают пилящие движения)

Мы рубили, (Делают рубящие движения)

Громко молотком стучали, (Стучат кулачком по ладошке)

Свежей краской покрывали. (Выполняют движения руками вверх и вниз)

Мама очень нас хвалила (Хлопают в ладоши)

И печеньем угостила. (Поглаживают живот ладошкой) 

7. Игра «Новый-новая».

- Фиксики умеют не только чинить и управляться с различными инструментами, но и веселиться. Например, танцевать. А чтобы танцевать, нужна музыка.

   У фиксиков тоже есть музыкальные инструменты, они их совсем недавно купили в магазине. Как мы можем назвать магазин, в котором продают такие инструменты, как гитара, барабан, скрипка, арфа и т.д.? Правильно, музыкальный магазин. Итак, если мы только что купили инструмент в магазине, значит, он новый. Давайте посмотрим, какие музыкальные инструменты приобрели фиксики и назовем их правильно: новая или новый.

Итак, Папус купил в магазине гитару. Какая у Папуса гитара? (У Папуса новая гитара).А Масе очень понравилась скрипка. Какая у Маси скрипка? (У Маси новая скрипка). Дедус решил приобрести трубу. Какая у него труба? (У Дедуса новая труба) Нолику приглянулась гармонь. Какая гармонь у Нолика? (У Нолика новая гармонь) А Симка захотела купить барабан. Какой барабан у Симки? (У Симки новый барабан).

  • Молодцы, ребята.

8. Игра «Назови ласково».

- Ребята, Папус, Мася и Дедус – взрослые фиксики, поэтому инструменты в их помогаторе большие, для взрослых. А Нолик и Симка – дети, и у них инструменты, наоборот, какие?.. (Маленькие). А маленькие вещи мы обычно называем ласково. Давайте назовем ласково инструменты Нолика и Симки.

- У Папуса топор, а у Нолика… (топорик)

- У Дедуса – молоток, а у Нолика … (молоточек)

- У Маси ножницы, а у Симки …(ножнички)

- У Маси кисть, а у Симки… (кисточка)

- У Дедуса лопата, а у Нолика… (лопатка)

  • У Маси игла, а у Симки… (иголочка)

9.  Физминутка.

- Поработали мы много, пора и размяться. Папус предлагает сделать нам физминутку.

           «Пила»

Запилила пила, (правая рука сверху левой)

Отпилила кусок, (имитация движения пилы)

Наскочила на сучок, (развести руки в стороны)

Лопнула и стала, (поменять руки )

 Начинай сначала.

10. «Что этим делают?»

  • Ой, ребята! Наша Симка расстроилась, она совсем не знает, что можно делать этими инструментами. А вы знаете? Так давайте ей расскажем.
  • метлой – мести;
  • лопатой – копать;
  • пилой – пилить;
  • ножницами – отрезать;
  • кистью – красить;
  • лейкой – поливать;
  • косой – косить;
  • топором – рубить.

11. Игра «Исправь ошибку».

- Когда Нолик был совсем маленьким, он все время путал, каким инструментом что делают. Вот послушайте, как он говорил, и исправьте ошибки:

Лопатой рубят дрова.

Иголкой режут ткань.

Молотком копают землю.

Ножницами шьют платье.

Карандашом подметают пол.

Граблями пилят бревно.

Метлой косят траву.

Косой рисуют.

Поварешкой забивают гвозди.

- Молодцы!

12. Игра «Четвертый лишний».

- Симка никак не может разобраться что же сдесь будет лишним, давайте ей поможем.

Молоток, пила, рубанок, игла.

Ножницы, игла, наперсток, топор.

Грабли, лопата, лейка, молоток.

Молоток, пила, барабан, дрель.

Бубен, скрипка, гитара, лопата.

- Молодцы!

13. Итог занятия.

- Вам понравилось наше занятие? Наши гости тоже очень рады были поиграть с вами. А сейчас им нужно возвращаться домой.  Давайте попрощаемся с ними.

- Как называются предметы, о которых мы сегодня говорили?

- Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи по теме: "Рассказывание по картине "В школу". Лексико-грамматические игры и упражнения".

Занятие предназначено для проведения в подготовительной группе детского сада. Охватывает такие области как познание и речевое развитие. Будет интересно воспитателям и учителям начальных классов....

Лексико-грамматические игры по лексической теме "Масленица".

Представлены лексико-грамматические игры по лексической теме "Масленица". Рекомендованы воспитателям и родителям логопедических групп для закрепления речевого материала, для активизаци...

Конспект ООД по развитию речи. Лексико-грамматические игры и упражнения по теме «Инструменты»

Конспект занятия по развитию речи. Лексико-грамматические упражнения по теме "Инструменты....

Лексико-грамматический материал по теме : " Инструменты" в схемах и таблицах

способствует прочности запоминания, дает возможность использовать таблицы как справочный материал для логопедической практики и является наиболее наглядным и компактным....

Лексико-грамматические игры на тему "Обитатели рек, морей, океанов"

Игры и упражнения на тему "Обитатели рек, морей, океанов"...

Лексико-грамматические игры по теме "Дары осени" для детей 5-7 лет

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя р...

Лексико-грамматическое занятие на тему: "Инструменты"

конспект к логопедическому занятию...