Лексико-грамматические игры по теме "Дары осени" для детей 5-7 лет
картотека по развитию речи (старшая группа)

Росицкая Галина Евгеньевна

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй- это зеркало интеллектуального развития ребенка. Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка. Для речевого развития детей характерно: активное расширение словаря, интенсивное формирование грамматического строя собственной речи, освоение норм звукопроизношения, словотворчество, освоение связной монологической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dary_oseni.docx78.74 КБ

Предварительный просмотр:

Лексико-грамматические игры по теме "Дары осени" для детей  5-7 лет

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй- это зеркало интеллектуального развития ребенка. Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка. Для речевого развития детей характерно: активное расширение словаря, интенсивное формирование грамматического строя собственной речи, освоение норм звукопроизношения, словотворчество, освоение связной монологической речи.

https://xn--172-9cdp0cq4b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/11/%C2%A6%D0%AFT%D0%90%C2%A6%C2%A6%C2%A6%C2%AC%C2%A6%C2%A6%C2%A6-T%D0%92%C2%A6-T%D0%96%C2%A6%C2%ACT%D0%9F1-0-768x576.jpg

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — рассмотреть с ребенком натуральные овощи, фрукты, ягоды;

 — повторить обобщающие слова — «овощи», «фрукты», «ягоды»;

 — обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус;

 — рассказать, где и как растут овощи, фрукты и ягоды (в саду, в огороде, на земле, в земле, на кустах, на деревьях);

 — по возможности сходить вместе с ребенком на овощной рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают;

 — рассказать ребенку, какие блюда можно приготовить из овощей, фруктов и ягод;

 — поговорить с ребенком о труде колхозников на полях осенью.

Задание 2. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Яблоко, груша, картошка, лимон. Морковь, слива, капуста, горох. Малина, клубника, апельсин, черника.

Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: яблоко (какое?) — ..., клюква (какая?) — ..., помидор (какой?) — ... .

Задание 4.  Закончи предложение" на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной ... (груши) На деревьях совсем нет ... (груш)
Собрали сливы. На дереве нет ни одной ... (сливы) На деревьях совсем нет ... (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях ... (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной ... (вишни) На деревьях нет ... (вишен)

Задание 5 "Закончи предложение" на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет ... (огурцов) На грядке нет ни одного ... (огурца)
Собрали кабачки. На грядке нет ни одного ... На грядке нет ...
Собрали помидоры. На грядке нет ... Не осталось на грядке ни одного ...
Собрали морковь. На грядке нет ...
Собрали фасоль. На грядке нет ...



Задание 6. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.


Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Что делал?
Сажает - ... (сажал)
Копает - ...
Поливает - ...
Растет - ...
Зреет - ... Что делает?
Сажал - ... (сажает)
Копал - ...
Поливал - ...
Рос - ...
Зрел - ...


Задание 7. «Назови, какие ты знаешь фрукты на звук а» (ананас, апельсин, абрикос).

Задание 8. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (попросить ребенка самостоятельно составить описательную загадку об овоще, фрукте или ягоде): «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Задание 9. Вспомнить вместе с ребенком известные ему загадки об овощах, фруктах и ягодах.

Задание 10. Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху» (предложить ребенку узнать овощи, фрукты, ягоды на ощупь с закрытыми глазами, по запаху).

Задание 11. Ответить на вопрос: Что едят с сырым, жареным, вареным? (овощи, фрукты, ягоды)

Задание 12. Образование относительных прилагательных (по темам «овощи, фрукты, ягоды»): сок из яблок — яблочный, варенье из яблок — яблочное, начинка для пирога из яблок — яблочная и т.д.

Задание 13. Составить описательные рассказы об овощах, фруктах и ягодах по плану:

Что это?

Где растет?

Внешний вид.

Каков на вкус?

Что из него готовят?

Задание 14. Составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.

Задание 15. Составить предложение из слов.

Яблоко, лежать, яблоня, под.

Картошка, расти, огород, в.

Клубника, тарелка, лежать, на.

Задание 16. Закончить предложения (составление сложноподчиненных предложений).

Мама почистила картошку, чтобы... . Мама помыла овощи, чтобы... . Мама собрала в саду малину, чтобы... . Мама купила в магазине яблоки, чтобы... .

Задание 17. Составить как можно больше сложносочиненных предложений по схеме и образцу.

Морковь — овощ, а яблоко — фрукт. Морковь растет в огороде, а яблоко — в саду. Из моркови делают салат, а из яблок – компот.

Задание 18. Дидактическая игра «Подскажи словечко» (тема «Овощи»).

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла... (капуста).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел... (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную... (картошку).

От дождя земля намокла — вылезай, толстушка... (свекла).

Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную... (морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить... (редиску).

Помогает деду внук — собирает с грядок... (лук).

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще... (петрушку)».

Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий... (кабачок).

И красавец-великан темно-синий... (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

Задание  19 "Послушай, запомни, назови"* на развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.

Посадила баба Фекла
В огороде лук да свеклу.
А любимый внук Антошка
Посадил чеснок с картошкой,
И морковку, и капусту,
Чтобы борщ был летом вкусный.
Не забыл про помидоры:
Посадил их вдоль забора.
Огурцы, укроп, петрушку -
Чтоб любили все друг дружку.
Витаминный огород
Требует больших хлопот.
Бабка Фекла в борщ кладет
Все, что у нее растет.


Задание 20. Прослушать рассказ и ответить на вопросы.

Работа на огороде

Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы у репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.

Как одним словом можно назвать лук, морковь, свеклу, картофель, огурцы?

Где растут овощи?

Что делают колхозники на огороде осенью?

Задание 21. Объяснить ребенку значение пословицы «Летний день год кормит».

Задание 22. Разделить страницу альбома на три части и нарисовать овощи, фрукты и ягоды.

Лексико-грамматические игры по  теме: «Лес. Грибы и ягоды»

Расширение словарного запаса детей

Предметный словарь:

лес, поляна, опушка, пень, мох, корзина, лукошко, грибник, куст, гриб, боровик, подосиновик,

подберёзовик, мухомор, маслёнок, сыроежка, лисичка, опёнок, рыжик, груздь, волнушка,

поганка, ножка, шляпка, грибница, чаща, болото, ягода, клубника, смородина, крыжовник,

малина, земляника, черника, брусника, клюква, ежевика, рябина, морошка, компот, варенье,

сироп, маринад, соленье, джем, желе, салат.

Глагольный словарь:

расти, собирать, готовить, варить, жарить, резать, сушить, солить, мариновать,

стоять, прятаться, краснеть, вырастать, заблудиться, аукать.

Словарь признаков:

грибной (дождь, лето, поляна, год), рыхлый (гриб), дружные (опята), мочёный, варёный,

сушёный, жареный, солёный, маринованный, белый, красный, рыжий, маленький, старый,

съедобный, несъедобный, ядовитый, сладкий, кислый, ароматный, душистый, садовая,

лесная, малиновый, крыжовенное, брусничный, земляничный, клюквенный, червивый.

Словарь наречий:

рядом, далеко, близко, вкусно

Лексико-грамматический строй речи

1. Дидактическое упражнение «Продолжи предложение» (активизация, обогащение словаря,закрепление падежных окончаний существительных в косвенных падежах, правильное употребление простых предлогов. Пример: Мы пошли в лес за опятами, маслятами… (лисичками, волнушками и т.д.).

В лесу растёт много волнушек,…

Грибы растут в лесу, (в чаще, на опушке, вокруг пней и деревьев, во мху, в траве…).

Грибы можно сорвать, срезать…(положить в корзину, почистить, порезать,посушить…).

2.Дидактическое упражнение «Объясни словечко»: подосиновик, подберёзовик, боровик, моховик, мухомор, рыжик, волнушка, черника.

3.Дидактическая игра «Какое варенье?» (правильное употребление относительных прилагательных: клюквенное, смородиновое и др.)

4.Дидактическая игра «Ягодка» (употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением: малинка, рябинка, земляничка, клюковка и др.)

Развитие связной речи

Выучить скороговорку: У пеньков опять пять опят.

Пересказывать по вопросам:

Где растёт ягода

Кислая клюква растёт на болоте. Собирать её можно и весной, когда растает снег. Кто не видел, как растёт клюква, может ходить по ней и не видеть её. Черника растёт – её видишь рядом с листиком ягоды. И так их много. Что место синеет. Голубика растёт кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая ягода. Единственная ягода у нас – клюква, невидима сверху.

О.Крупенчук

Вопросы:

1.Как растёт клюква?

2.Какие ещё ягоды растут в лесу?

3.Как они растут?

4.Какая ягода невидима сверху?




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"УЧИМСЯ, ИГРАЯ" - интерактивные игры по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9126427","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Игры своими руками. Игры по формированию лексико-грамматического компонента через развитие мелкой моторики.

Данная подборка игр будет интересна как педагогам так и родителям. Все игры выполнены своими руками. Игры направлены на развитие словаря дошкольников, совершенствование грамматической стороны реч...

Фрагмент занятия по формированию лексико – грамматических представлений. Игра: «Прятки»

Повышение эффективности работы по формированию лексико – грамматического строя речи у дошкольников: является возможным, при условии целенаправленного применения системы специально подобранных иг...

Речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи "Играем вместе с ребёнком"

Цель: предложить родителям речевой материал, для словесных игр в домашних условиях, позволяющих развивать лексико-грамматический строй речи их детей....