Проект "Логопедическая неделя" (старший дошкольный возраст)
проект

"Логопедическая неделька" (старший дошкольный возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_nedelya.docx268.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Проект

«Логопедическая неделя»

Тип проекта- познавательно-творческий, коррекционный.

Вид проекта: групповой, краткосрочный

Длительность проекта- 3дня (20.02.2023г – 23.02.2023г).

Участники проекта: дети подготовительной группы, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, родители воспитанников.

Автор:

Титова Валентина Алексеевна, учитель-логопед

2023г

Актуальность:

Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель:

Формирование у детей действенной мотивации для активного участия в процессе исправления речевых дефектов.

Задачи:

  • Вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;
  • развивать мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребенка (произношение, лексико-грамматику, фонематические процессы, связную речь);
  • развивать познавательные и психические процессы;
  • создать условия для эмоционально-личностного благополучия детей;
  • осуществить взаимосвязь в работе педагогов.

Предполагаемый результат: появление большего интереса к логопедическим занятиям.

Образовательный продукт:

  1. Газета «Рисуем логопеда»
  2. Вернисаж  «Первая буква моего имени»
  3. Выставка «Книжка-малышка моего имени»

Этапы реализации проекта:

1 Предварительный: изучение методической литературы, подбор материалов для «методической копилки», планирование основных направлений проекта.

2 Организационный: разработка плана мероприятий, объявление о проекте, консультирование педагогов, инструктаж для родителей по участию в проекте.

3 Практический: реализация основных направлениям проекта.

4 Итоговый: анализ результатов проекта.

План мероприятий «Логопедической недели»

День недели

мероприятие

 ответственные

Понедельник

20.02.2023

  1. Почтовый ящик «Письмо другу» (Д/З - приносят - письмо другу, подруге.)
  2. Беседа «Зачем нам нужен логопед?»
  3. Газета «Рисуем логопеда»
  4. Музыкально-ЛОГОпедические распевки с музыкальным руководителем.

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Воспитатели

Музыкальный руководитель 

Вторник

21.02.2023

  1. ЛОГОспартакиада совместно с инструктором по ФИЗО  «ЛОВКИЙ ГРАМОТЕЙ»
  2. Вернисаж  «Первая буква моего имени»
  3. Флешмоб «Моя любимая буква»

Учитель-логопед, инструктор по ФИЗО

Воспитатели

Среда

22.02.2023

  1. Музыкально-ЛОГОпедические распевки с музыкальным руководителем.
  2. ЛОГОфестиваль «УМНИКИ и УМНИЦЫ»
  3. Выставка «Книжка-малышка моего имени»

Музыкальный руководитель 

Учитель-логопед

Родители/воспитатели

Используемые источники:

Приложение 1

«Зачем нам нужен логопед?»

Цель: познакомить детей с профессией логопеда: её особенностями, сложностями, важностью.

Задачи:

  • Знакомить детей с профессией логопеда;
  • Развивать связную речь детей;
  • Развивать мышцы артикуляционного аппарата;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • Совершенствовать звукопроизношение, слоговую структуру, грамматический строй речи;

Предварительная работа: разучивание стихотворения Л.Фадеевой «Беседа», разучивание рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква».

Ход занятия

Вводная часть

Организационный момент «Доскажи словечко»

Цель: ввести детей в тему занятия, вызвать интерес к предстоящей работе;

Основная часть

Чтение стихотворение

Л. Фадеевой «Беседа»

Чтение стихотворения Л.Фадеевой «Беседа»

1 ребенок

Взрослым очень интересно то,                                 

Что всем давно известно:                                          

Как зовут, и кем ты будешь,                                     

И кого ты больше любишь,                                       

Маму, папу или братца? –

Все не могут разобраться.

2 ребенок

А вот завтра я поеду                                          

На беседу к логопеду!                                      

Он мне скажет: порычи.                                   

Он попросит: помычи.                                      

Пошипи и пожужжи

И язык мне покажи.

Хорошо пойдет беседа

У меня и логопеда!

Дети хором!

Мы откроем вам секрет,

Зачем нам нужен логопед!

 

Инсценировка рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква»

Ульяна - Ой, ребята, смотрите, какая елка выросла!

Алена - Да, а на елке сыски висят.

Ульяна - Ой, умру от смеха! Сыски! 7 лет девченке, а говорит сыски… ха-ха-ха!

Алена - Я правильно сказала! Это у меня зубы еще не выросли, а один шатается, вот они и свистят. Я хочу сказать сыски, а у меня получается сыски…

Дима - Вот невидаль! У нее зуб шатается, у меня целых три выпало, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда здорово – хыхки! Вот как у меня легко выходит: хыхки!

Алена -Не правильно! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!

Дима –Вот именно, что не надо сыски, а надо хыхки!

Выбегает мышка – Родион- Вы чего тут стоите? Никакие это не сыски и не хыхки! А правильно надо говорить фыфки! (ребенок с нарушенным звукопроизношением)

Ульяна – А ты кто такая?

Родион – Я – мышка. Я хочу к вам в садик ходить.

Ульяна – Кто-кто? Миська?

Родион – Нет – мышка?

Ульяна – Мишка что-ли?

Родион – Да нет! Мышка я – пи-пи-пи! Я мышка-норушка, серенькое брюшко, хочу быть вашей подружкой!

Ульяна – Что-то мы тебя плохо понимаем. Если хочешь ходить к нам в садик, тебе нужна помощь логопеда.

Родион – Зачем мне нужен логопед?

Соня – Кто очень быстро говорит

И звуки искажает,

Сказать, не думая, спешит,

Того не понимают.

Паша – Он правильно научит говорить –

Не торопиться, не спешить.

И станет твоя речь красивой,

И четкой, и неторопливой.

Родион – Ой! Хочу-хочу научиться говорить! А что нужно для этого делать?

Ведущий (логопед) – Ребята, подскажите мышке, что мы на логопедических занятиях делаем?

Дети отвечают

Артикуляционная гимнастика

Давайте по-порядку, ребята!

 В первую очередь нужно, чтобы хорошо работали органы артикуляции. Что вы для этого делаете?

Дети отвечают – Артикуляционную гимнастику.

 - Давайте мы научим мышку и родителей делать гимнастику.

Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими… язычками.

На слайдах появляются картинки символы для артикуляционной гимнастики, логопед озвучивают особенности выполнения упражнения, дети выполняют.

 

Пальчиковая гимнастика

А еще чтобы красиво говорить, нужно с пальцами дружить. Наши ребята все умеют выполнять пальчиковую гимнастику. И мы с вами как раз знаем упражнение про мышку. Давайте ее научим.

Пальчиковая гимнастика «Мышка»                                                           

Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

 -  Вот проверим у кого пальчики самые ловкие: у мальчиков или у девочек, которые делали пальчиковую гимнастику!

Упражнение«Золушка»

1. Сортировка фасоли по цвету в 2 миски.

2. Развешивание платочков на веревку с помощью прищепок.

 – Вот так мы готовимся к правильному произношению звуков.

Игра «Произнести звуки»

Давайте теперь поучим мышку произносить звуки.

Смотрим на картинку на слайдах и проговариваем звук правильно, а потом устроим конкурс скороговорок.

Упражнения на внимание (кинезиологические упражнения)

– Ребята, молодцы! Повторили скороговорки очень хорошо!  Это потому что мы на занятиях учимся быть внимательными. Давайте научим мышку выполнять упражнения на внимание.

Упражнение «Ухо-нос»

Левая рука – взяться за кончик носа, правая рука – взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

Упражнение «Колено–локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги. По команде отпустить руки, хлопнуть в ладоши, затем тоже с правой ногой и левой рукой.

Упражнение «Голова-живот»

Левая рука – гладить по голове, правая рука – гладить по животу, круговыми движениями. По команде отпустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

 

 

Заключительная часть

Итог занятия

Мышка – Ой, мне так все понравилось, все так интересно! Буду у вас в садике заниматься.

Логопед – Милая Мышка, чтобы действительно научиться красиво говорить, нужно не только в садике заниматься, но и дома выполнять задания логопеда! Чтобы ты быстрее научилась говорить, мы тебе подарим тетрадь для заданий логопеда.

Мышка – Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Обязательно буду заниматься.

Логопед – Ребята расскажите мышке, чем занимаемся мы на занятиях? Зачем нам нужен логопед? Что нравится каждому из Вас на занятиях с логопедом?

Скажем мышке спасибо и до свидания!

Источник:

 https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-gruppe-zachem-nam-nuzhen-logoped-4133997.html 

Приложение 2

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ФЕСТИВАЛЯ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Возрастная группа: дети подготовительной к школе группы с диагнозом  ОНР

Цель: Закрепление изученного материала.

Образовательная область: «Коммуникация»

Направление:          Познавательно-речевое развитие

                                  Социально-личностное развитие

Интеграция образовательных областей:

  • «Социализация»
  • «Здоровье»
  • «Физическая культура»
  • «Безопасность»
  • «Музыка»

Виды детской деятельности:

  • Игровая
  • Двигательная
  • Коммуникативная
  • Познавательно-исследовательская
  • Музыкально-художественная

Предшествующая работа:

  • Автоматизация по звукопроизношению
  • Чтение, рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
  • Беседа.  
  • Разучивание упражнений на развитие координации речи с движением.
  • Разгадывание ребусов, загадок, шарад
  • Обучение приемам самомассажа.

Оборудование:

        Мультимедийный проектор, экран, слайды по сказкам, слайды к игре «Четвёртый лишний»,  мяч, 2  обруча (синий и зелёный), восемь игрушек:  название 4 игрушек начинается с твёрдого согласного звука и  название 4 игрушек начинается с мягкого согласного звука.

Методы и приемы

  • Словесные
  • Прием мотивации  
  • Централизация внимания (быстрая смена действий, указаний педагога)

Здровьесберегающие технологии:

  • Самомассаж;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Оздоровительные упражнения для горла;
  • Подвижные игры;
  • Дыхательная гимнастика.

Актуальность продиктована одной из важнейших задач коррекционной педагогики на современном этапе:

  • Совершенствование логопедической работы, направленной на определение путей и способов эффективного преодоления нарушений грамматического строя при общем недоразвитии речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент.

Логопед: - Здравствуйте ребята! В течение года мы с вами многому научились: хорошо  говорить,  различать гласные и согласные звуки и многое другое.

- Сегодня в мы проведем  необычные соревнования. В соревнованиях будут принимать участие 2 команды «УМНИКИ» И «УМНИЦЫ».

- Команда «ЗНАЙКИ». Ваш девиз.

ЯСНО, ЧЕТКО ГОВОРИМ, ПОТОМУ, ЧТО НЕ СПЕШИМ.

 

- Команда «УМНИКИ». Ваш девиз.

ГОВОРИМ ВСЕГДА КРАСИВО, ЧЕТКО И НЕТОРОПЛИВО.

- Оценивать наши команды будет уважаемое жюри. Итак, мы начинаем…

1. Разминка. Проговаривание слов сложной слоговой структуры.

- У нас во рту живет язык,

К словам знакомым он привык.

Легко сказать ему: «Вода,

Утенок, небо, нет и да»,

Скажите дружно: «Черепаха”

Не задрожал язык от страха?

- Повторите за мной слова:

«ЗНАЙКИ»: - ТЕЛЕВИЗОР, КОРИДОР, ПОДОДЕЯЛЬНИК, НАВОЛОЧКА

«УМНИКИ»: - СВЕТОФОР, РЕГУЛИРОВЩИК, УНИВЕРСАМ, МОТОЦИКЛИСТ

Жюри оценивает правильность воспроизведения.

2. Логопед: - Следующее задание называется «Отгадай, какая сказка?» (Детям предлагается посмотреть  на экране предметы из сказок и вспомнить  название сказки. Каждой команде по  4 сказки)

- 1,2,3 - На экран ты посмотри

Какая сказка расскажи?

«ЗНАЙКИ»:                                                                        «УМНИКИ»:

Лягушка. «Царевна-лягушка».                                        Туфелька. «Золушка».

Золотой ключик. «Буратино ... ».                                    Умывальник. «Мойдодыр».

Корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке»                              Яичко. «Курочка Ряба"

Таракан. «Тараканище»                                                  Щука «По щучьему велению…»

Жюри оценивает правильность ответов.

3. Логопед:  - Следующее задание называется «Думай-ка» (на экране  появляются  изображения предметов, каждой команде дается задание перечислить предметы и назвать обобщающее слово).

- Думай, думай,  рассуждай,

Одним словом называй!

«ЗНАЙКИ»:                                                                        «УМНИКИ»:

Повар, столяр, продавец, учитель

Морковь, огурец, помидор, репа

Корова, овца, лошадь, собака

Снегирь, ласточка, воробей, голубь

Комар, бабочка, муха, пчела

Клюква, смородина,  малина, морошка

Автобус, машина, самолет, велосипед

Волк, белка, лиса, заяц

Жюри оценивает правильность выполнения.

4. Логопед: 

Игра «Лети, самолетик!»

Задача: развить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: бумажные самолетики, изготовленные совместно с ребенком.

Описание. Игра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола. Напротив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнительного вдоха, как можно дальше продвинуть свой самолетик по столу.

5. Логопед:  

-  Много со звуками хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь четко в ряд,

Превратятся звуки в слово

И с тобой заговорят…

- Какие звуки вы знаете? (Гласные и согласные).

- Какие звуки называются гласными? (Ответы детей).

- Какие звуки называются согласными? Какими бывают согласные звуки? (Ответы детей).

Логопед:  

- Мяч лови и мяч бросай,

В словах гласный называй?

(Логопед называет слова, а дети называют гласные звуки)

«ЗНАЙКИ»        МАК, СУП, НОЧЬ, СЫН

«УМНИКИ»  ШКАФ, СЫР, СТУЛ, СОК

Жюри оценивает правильность ответов.

6. Логопед: Следующее задание называется  «Разложите слова».

пример: листопад – листья падают.

«ЗНАЙКИ»: самосвал,  хлеборезка, рыболов, самолёт

«УМНИКИ»: ледокол, водопад, трубочист, лесовоз

Жюри оценивает правильность выполнения.

7. Игра «Слово рассыпалось». 

Логопед: - Я взяла большое слово,

                  Слоги перепутала,

                  Слоги правильно поставьте

                  И слова нам называйте!

        ЦА, ОВ – овца                                           РАН, БА — баран

        КА, КОШ- кошка                                       ЯЦ, ЗА – заяц

        БА, КА,СО – собака                                  РО, ВА, КО – корова

        ПА, ХА, ЧЕ, РЕ – черепаха                          ДИЛ, КРО, КО - крокодил

8. Игра «Исправь предложение»

- Ехал дядя без балета /билета/ — Заплатил он штраф за это.

- Жучка будку /булку/ не доела:   Неохота, надоело.

- Тает снег. Течет ручей.   На ветвях полно врачей /грачей/.

- На поляне лесной   Вырос зуб /дуб/ молодой.

Итог занятия.

Логопед: - А сейчас наше жюри объявит итоги. Слово жюри.

- Ну вот, закончилась игра

И расходиться нам пора.

Мы все надеемся, что с ней,

Вы стали чуточку умней,

Узнали много новых слов,

И много всяких всячин,

И если вам понравилось, -

Не зря  наш день потрачен!

Используемые ресурсы.

  1. Баба-яга учится читать: обучающая игра. vborskom.ru…
  2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. — М., Владос, 2008 г.
  3.  Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.
  4. Репина З.А., Буйко В. И. «Уроки логопедии» Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999.
  5. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркин а Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. — М., 2008.
  6. Филичева Т. Е., Туманова ТВ., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009.Картушина М. Ю. «Логоритмика для малышей» - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  7. Ярош Е. А. «Путешествие по городу красивой речи» Екатеринбург: Издательство «Центр Проблем Детства», 2001.
  8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/01/11/kartoteka-igr-dlya-razvitiya-dykhaniya 
  9. https://happy.jofo.me/2151715.html 

Приложение 3

Логопедическая спартакиада

«Ловкий грамотей»

Цели

   Образовательные:

 - закрепить умения различать парные звонкие и глухие согласные;

 - соотносить расположение частей букв в пространстве;

 - осуществлять слоговой анализ слов.

   Развивающие:

 - способствовать развитию физических качеств: скорости, ловкости,     выносливости;

 - создать условия для развития умения действовать коллективно, самостоятельно.

   Коррекционные:

 - развивать фонематический слух, общую моторику, зрительно-двигательную координацию, внимание, память.

   Воспитательные:

 - воспитывать у детей познавательный интерес, чувство коллективизма, доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности.

Оборудование

Буквы С и О, разрезанные на шесть частей; 20 картинок в названии которых по два и по три слога; 12 карточек с парными звонкими и глухими согласными; таблицы для конкурса «Шифровальщики»; два резиновых мяча, две корзины; два комплекта мягкого оборудования; два гимнастических обруча; две скамейки.

Предварительная работа

  • Подготовка атрибутов и материала для эстафет.
  • Комплектование команд.
  • Подготовка эмблем для команд, медалей.
  • Выбор и запись музыкального сопровождения

Ход мероприятия

Логопед. Сегодня мы проводим игры здоровья, в которых стать чемпионом может каждый из вас. Ведь здоровье – это не отсутствие болезней. Это использование всех резервов организма. Весёлый смех – это здоровье.

Инструктор. Красивые глаза – это здоровье.

Логопед. Стройная фигура – это здоровье.

Инструктор. Хорошая память – это здоровье.

Логопед. Светлый ум – это здоровье.

Инструктор. Улыбка – это здоровье.

Логопед. Красивый голос – это тоже здоровье.

Инструктор. Мы открываем спартакиаду музыкальным прологом. (Логоритмический  танец – зарядка «Солнышко лучистое»)

Пусть он воодушевит вас и даст сил для победы, ведь девиз нашей спартакиады: «Здоровым и грамотным должен быть каждый!».

1 конкурс

Источники:

приложение 2

Распевка  «Сегодня праздник всех отцов»,  в мелодии отсутствуют широкие интервалы (общий диапазон - терция, мелодия состоит из звеньев секвенций, что позволяет добиваться чистоты интонации определённого мелодического оборота. Окончание - гаммообразное нисходящее движение.

В распевке «Идут моряки» общий диапазон - чистая октава, в мелодии присутствуют: скачки на ч4 (чистая кварта) и ч5 (чистая квинта, чередующиеся с поступенным движением мелодии; внутритактовые синкопы; мелодическая линия более развернутая.  

Две распевки в соответствии с лексическими темами учителя — логопеда «Сегодня праздник всех отцов» и «Идут моряки»

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-369127-1612185501.jpg

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/dve-raspevki-v-sotvetstvi-s-leksicheskimi-temami-uchitelja-logopeda-segodnja-prazdnik-vseh-otcov-i-idut-morjaki.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Разноцветная неделя» (старший дошкольный возраст)

Проект «Разноцветная неделя» - это интересное путешествие по стране творчества, положительных эмоций и позитивного жизненного настроя....

Методическая разработка «Святочная неделя» (старший дошкольный возраст)

Методическая разработка«Святочная неделя» (старший дошкольный возраст)...

Календарный план на неделю. Старшая группа. Тема недели "Моя семья"

Календарный план для педагогов старшей группы на четвертую неделю января 2022 года. Тема недели "Моя семья"...

Методическая разработка «Система непрерывных наблюдений за птицами в течение недели» старший дошкольный возраст

Цель:-   систематизировать знаний детей о птицах ( с отражением данных в дневниках наблюдения); - формировать осознанное действенное отношение к птицам, понимание значимости их в жизни ...

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. Старшая логопедическая группа Тема недели: Я расту здоровым

План воспитательно- образовательной работы на неделю по теме: "Я расту здоровым"  В него включены:  все режимные моменты, НОД, чтение художественной литературы, наблюдение, игры: д...