РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КЛУБА «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
рабочая программа (средняя группа)

Попова Екатерина Игоревна

КЛУБ 

«Юные исследователи»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

Возрастная группа детей: 4-5 лет.

Составитель: Попова Е. И.

г. Тамбов

2022г.


Пояснительная записка

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего мира должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Для познавательного развития детей в нашей группе будет работать клуб «Юные исследователи».

Так как в настоящее время наблюдается технологическая революция, высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества, в детских образовательных учреждениях ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Одной из эффективных технологий в данном направлении является технология STEM-образования.

STEM - технологии в образовании становятся полноправным средством достижения эффективности в познании окружающего мира во всем его многообразии. Понимание того, что современный ребенок должен быть инициативным и любознательным, с нестандартным инженерным стилем мышления, способным выйти из любой критической ситуации, уже прочно входит в приоритеты педагогики, в том числе и дошкольной.

Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни.

   Актуальность. В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.

Что на данный момент может заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации? STEM-технологии. Именно они позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEM образования. STEM-образование один из основных мировых трендов.

Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEM образование? Через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности в рамках работы клуба «Юные исследователи». Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно пространственной среды, соответствующей целевым установкам. STEM образование дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное.

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  • Воспитание интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности.
  • Развитие поисковой деятельности, умения аргументировать свои высказывания.
  • Формирование представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.
  • Формирование  у детей познавательной инициативы, умения сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
  • Развитие у детей умственных способностей:
  • Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
  • Формирование способов познания путём сенсорного анализа.
  • Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
  •  Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

Ориентация детей в образовательной области

Участниками клуба «Юные исследователи» являются дети группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет. Данная программа клуба рассчитана на один год. Деятельность проводится во второй половине дня 1 раз в неделю по 20 минут.

Программа клуба «Юные исследователи», основанная на STEAM-технологии  включает в себя ряд модулей, содержание которых направлено на развитие интеллектуальных способностей детей:

  1. модуль «Занимательная математика».
  2. модуль «LEGO-конструирование».
  3. модуль «Маленькие почемучки».
  4. модуль «Мультстудия» (знакомство детей с элементарными понятиями мультипликации)

Деятельность в нашем клубе будет проходить под девизом:

Любим исследовать и проверять, Чтобы о мире побольше узнать!

Так же для клуба была разработана эмблема:

 

 

«Занимательная математика»

 Целью данного модуля является комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В этом модуле объединены игры и пособия для арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики. Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационный и раздаточный материал по разделам математики, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объемные вкладыши, счеты, математические конструкторы, шнуровки, и др.

«LEGO-конструирование».

В конструировании дети практически действуют с реальными предметами. Одними из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование, являются конструкторы LEGO.

Конструкторы LEGO в силу своей специфики одинаково интересны и детям, и взрослым, что соответствует принципам сотрудничества детей и взрослых, в том числе и родителей воспитанников. Данная позиция позволяет организовать ряд семейных проектов на базе конструкторов LEGO и является одним из вариантов взаимодействия с семьями воспитанников с целью оптимизации их развития.

LEGO, являясь средством индивидуального интеллектуального и творческого развития, тем не менее, является мощным средством коммуникации, так как предполагает не только обсуждение и сравнение индивидуально созданных моделей, но и совместного их усовершенствования и преобразования для последующей игры или в соответствии с заданными условиями. Для этого необходимо договариваться, учитывать мнения партнеров по игре и считаться с ним, в прогностическом варианте и реальном времени продумывать сюжет, создавать дополнительные «гаджеты» для его реализации.

Поэтому целью модуля «LEGO-конструирование» является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников через решение локальных задач, возникающих в процессе организации деятельности детей с тематическими конструкторами LEGO.

 

«Маленькие почемучки»

Модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.

Набор экспериментов, предложенных в модуле, поможет увлечь детей изучением самых разных свойств окружающего мира.

Формы работы:  ­

  • «Игры­ эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом  (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом  на основе сюжета. 
  • «Игры ­путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей,  предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого  условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности. 
  • Простейшие поисковые и проблемные ситуации – основные действия: отгадывание и  поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами: «найди» и  «угадай».  ­
  • Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов  другими (реальных – условными).  ­
  • «Игры ­этюды» – небольшие драматизации на основе стихотворного текста, которые  осуществляется детьми совместно с педагогом.  ­
  • Проблемные ситуации формы совместной деятельности педагога и детей, в которой  дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы,  помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

 

«Мультстудия»

Этот модуль позволяет демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма. В этом году планируется знакомство детей с элементарными понятиями мультипликации. В конце учебного года планируется создание небольшого мультфильма, как результат деятельности детей за год.

 

 

 

Перспективно-тематический план «Клуб юных исследователей»

 

Месяц

Неделя

 

Модуль

 

Тема

 

Цель

ОКТЯБРЬ

1

«Занимательная   математика»

«Найди предмет такой же формы»

 

 

 

 

 

 

 

«Подбери фигуру»

 

Учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры;

Развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь

Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

 

2

«Занимательная   математика»

«Какие бывают фигуры»

 

 

 

«Сложи геометрическую фигуру»

 

 

 

Познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником,  треугольником, давая их в паре уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Уточнить знание геометрических фигур, упражнять в выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур по образцу;

 Развивать логическое мышление, мелкую моторику

 

3

«Занимательная   математика»

 «Три квадрата»

 

 

 

 

«Подбери дорожки к домикам»

 

 

«Домики для медвежат»

 

 

Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький»

Развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный», «короткий».

Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, «маленький».

4

«Занимательная   математика»

  «Справа как слева»

 

Итоговая игра: «Украсим платок»

 

 

Освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

Учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.

 

НОЯБРЬ

1

«Занимательная   математика»

«Широкое - узкое»

 

 «Собери целое из частей»

 

 

 

 

 

Формировать представление «широкое - узкое».

Формировать представления о геометрических фигурах, умение составлять целое из частей;

Закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по цвету; Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление

 

2

«Занимательная   математика»

«Угости зайчат»

 

 

 

 

 

«Найди пару»

 

 

Формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько–сколько», «поровну»«одинаково», «поровну».

Учить детей находить расположение фигур на рисунке; различать круг, квадрат, треугольник;

Закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и том же порядке на двух карточках, составляют пару;

Развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие, разные, одинаковые).

3

«Занимательная   математика»

«Наш день»

 

 

Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

 

4

«Занимательная   математика»

 «Соберем бусы»

 

 

 

 

 

 

Итоговая игра:

«Красивый узор»

 

 

Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур).

Закрепить знание геометрических фигур; развивать внимание.

ДЕКАБРЬ

1

«LEGO- конструирование»

Знакомство с LEGO-конструктором.

Игра «Чудесный мешочек».

 

Закреплять знания цвета и формы.

Познакомить с LEGO-конструктором, дать простейшие названия деталей (кирпичик, пластина).

 

2

«LEGO- конструирование»

«Башенка, мост».

 

Знакомство с видами соединения деталей между собой. Учить строить простейшие постройки.

 Формировать бережное отношение к конструктору.

3

«LEGO- конструирование»

«Мы в лесу построим дом».

 

 

Игра «Разные домики».

 

Учить строить дом из LEGO-конструктора. Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца).

Закреплять умение строить домики. Продолжать развивать конструктивные умения и навыки детей.

4

«LEGO- конструирование»

Итог за месяц:

«Теремок для снегурочки»

Учить устанавливать детали, делать устойчивыми и обыгрывать постройку.

 

ЯНВАРЬ

1

«LEGO- конструирование»

Игра «Собери модель».

 

 

Учить детей под диктовку собирать модель из 3-4 деталей, используя предлоги «на», «сверху», «посередине».

2

«LEGO- конструирование»

«Мебель для комнаты».

 

«Печка»

 

 

 

Развивать способности выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.

 Познакомить с русской печкой.

Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора.

3

«LEGO- конструирование»

«Грузовая машина».

 

 

 

 

 Учить создавать простейшую модель грузовой машины.

Учить анализировать предмет, изображенный на картинке, выделяя основные части и детали предмета.

4

«LEGO- конструирование»

Итог за месяц:

Игра «Собери модель по памяти» (Педагог показывает ребенку в течение нескольких секунд модель, собранную из 3-4 деталей, а затем убирает ее).

Учить собирать модель по памяти и сравнивать ее с образцом. Развивать внимание, зрительную память и логическое мышление детей.

ФЕВРАЛЬ

 

 

1

«LEGO- конструирование»

«Кораблик».

 

 Продолжать совершенствовать конструктивные умения и навыки детей.  Рассказать о кораблях. Учить выделять в предмете существенные свойства и устанавливать связь между ними. Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования.

2

«LEGO- конструирование»

«Домик фермера».

 

 

 

 

 

 

 

« Построим загон для коров».

 

 

Формировать обобщенные представления о домах.

Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными.

Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить с понятием «фундамент».

Знакомить детей с новыми простыми архитектурными формами. Закреплять понятия «высокий»«низкий».

Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение, фантазию.

3

«LEGO- конструирование»

«Детская площадка»

Показать детскую площадку на картинке. Вспомнить, что находится на территории детской площадки.

 Учить строить песочницу, лесенки и располагать их согласно замыслу. Учить действовать сообща.

4

«LEGO- конструирование»

Итог за месяц:

Конструирование по замыслу.

 

Закреплять полученные навыки.

 Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

 Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

МАРТ

 

1

«Маленькие почемучки»

Опыт «Вода – жидкость», «У воды нет запаха»,

Опыт «Вода прозрачная»

Опыт «Как вода гулять отправилась».

 

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

 

 

 Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

2

«Маленькие почемучки»

Опыт «Снег холодный и белый»

Опыт «Снеговик», «Мы снежинки»

Выявить свойства снега.

В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

3

«Маленькие почемучки»

Опыт «Откуда сосулька».

Опыт «Ледяная избушка»

 

 

Познакомить детей об образовании льда.

Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, плавает, состоит из воды, принимает форму емкости, в которой находится).

4

«Маленькие почемучки»

Итог за месяц:

Опыт «Цветные льдинки»

 

 

 

 

 

В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре – при охлаждении). Вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с понятием «температура»; закрепить знания основных цветов

АПРЕЛЬ

 

1

«Маленькие почемучки»

Опыт «Свойства бумаги»

 

Опыт «Волшебная бумага»

 

Познакомить детей со свойством: бумага рвется, намокает, непрозрачная.

 Познакомить детей с разной бумагой и некоторыми ее свойствами.

2

«Маленькие почемучки»

Опыт «Глина и пластилин»

 

 

 

 

Опыт «Сказочный пластилин»

Ознакомление со свойствами глины и пластилина: мягкость, пластичность. Определить из  чего легче лепить, что нужно сделать перед работой с пластилином и с глиной?

Учить лепить из пластилина любимого сказочного персонажа

3

«Маленькие почемучки»

Опыт «Из чего состоит песок?»,

 Опыт Определение цвета». «Движение песка».

Опыт «Почему не получился куличик?»

Ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики.

Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики

Из сухого песка можно нарисовать любой узор, из мокрого – нет.

4

«Маленькие почемучки»

Итог за месяц:

«Поможем лисе построить надёжный дом»

 

Продолжать знакомить детей со свойствами материалов для постройки дома, доказывая целесообразности их использования опытно - экспериментальным путем;

Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы.

МАЙ

 

1

«Мультстудия»

 

«Путешествие в мир мультипликации»

 

Дидактическая игра «Отгадай, из какого я мультфильма»

Знакомство с видами и жанрами мультипликации, историей анимации и мультипликации.

Рассказ о жанрах мультипликации: исторический, сказка, детектив, приключенческий, музыкальный, фантастика, учебный и др.

2

«Мультстудия»

 

Пластилиновый мультфильм

 «Сказка оживает».

Знакомство с возможностями пластилиновой мультипликации: характер персонажа, мимика, жесты, движения. Знакомство с профессией сценарист, понятием сценарий, правилами составления сюжета (завязка, кульминация, развязка).

3

«Мультстудия»

 

Lego-анимация

«Шаг за шагом».

Знакомство с созданием мультфильма в объемной технике,

 Рассказ о дополнительных возможностях: объем, поворот фигур, движения.

4

«Мультстудия»

 

Итог за год:

Создание анимационного мультфильма

«Камера – мотор!»

Поэтапная работа над созданием мультфильма, создание собственных фонов, декораций, персонажей, создание анимационного ролика.

Просмотр отснятого материала. Обсуждение.

Показ мультфильма в группе сверстников, для воспитанников других групп, для родителей.

Работа с родителями:

Анкетирование «Исследовательская активность вашего ребенка в семье».

Консультации для родителей «Что такое STEM технология

Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Памятка для родителей «Экспериментирование с водой».

Консультация «Веселая математика дома»

Консультация «Математические игры по дороге домой»

Консультация «Как влияет LEGO на развитие детей»

Консультация «LEGO-нужная игра!»

Консультация «LEGO-конструирование в детском саду и дома»

Помощь родителей в создании реквизитов для мультфильма.

Ожидаемый результат.

  1. Развитие любознательности и познавательной активности;
  2. Необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения,
  3. Умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления;
  4. Коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы.

Заключение

По сравнению с традиционными методами обучения, STEM подход в дошкольном учреждении поощряет детей к проведению экспериментов, конструированию моделей, воплощению своих идей в реальности и созданию конечного продукта. Этот учебный подход позволяет детям эффективно совместить теорию и практические навыки и облегчает дальнейшую учебу в школе. Решение поставленных задач позволит организовать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников. В результате, создаются условия для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_yunye_issledovateli_rabochaya_programma.docx807.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД»D:\2022-2023\image001_252.gif

        

КЛУБ  

«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Возрастная группа детей: 4-5 лет.

Составитель: Попова Е. И.

г. Тамбов

2022г.

Пояснительная записка

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего мира должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Для познавательного развития детей в нашей группе будет работать клуб «Юные исследователи».

Так как в настоящее время наблюдается технологическая революция, высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества, в детских образовательных учреждениях ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Одной из эффективных технологий в данном направлении является технология STEM-образования.

STEM - технологии в образовании становятся полноправным средством достижения эффективности в познании окружающего мира во всем его многообразии. Понимание того, что современный ребенок должен быть инициативным и любознательным, с нестандартным инженерным стилем мышления, способным выйти из любой критической ситуации, уже прочно входит в приоритеты педагогики, в том числе и дошкольной.

Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни.

   Актуальность. В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.

Что на данный момент может заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации? STEM-технологии. Именно они позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEM образования. STEM-образование один из основных мировых трендов.

Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEM образование? Через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности в рамках работы клуба «Юные исследователи». Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно пространственной среды, соответствующей целевым установкам. STEM образование дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное.

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  • Воспитание интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности.
  • Развитие поисковой деятельности, умения аргументировать свои высказывания.
  • Формирование представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.
  • Формирование  у детей познавательной инициативы, умения сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
  • Развитие у детей умственных способностей:
  • Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
  • Формирование способов познания путём сенсорного анализа.
  • Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
  •  Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

Ориентация детей в образовательной области

Участниками клуба «Юные исследователи» являются дети группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет. Данная программа клуба рассчитана на один год. Деятельность проводится во второй половине дня 1 раз в неделю по 20 минут.

Программа клуба «Юные исследователи», основанная на STEAM-технологии  включает в себя ряд модулей, содержание которых направлено на развитие интеллектуальных способностей детей:

  1. модуль «Занимательная математика».
  2. модуль «LEGO-конструирование».
  3. модуль «Маленькие почемучки».
  4. модуль «Мультстудия» (знакомство детей с элементарными понятиями мультипликации)

Деятельность в нашем клубе будет проходить под девизом:

Любим исследовать и проверять, Чтобы о мире побольше узнать!

Так же для клуба была разработана эмблема:

«Занимательная математика»

 Целью данного модуля является комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В этом модуле объединены игры и пособия для арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики. Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационный и раздаточный материал по разделам математики, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объемные вкладыши, счеты, математические конструкторы, шнуровки, и др.

«LEGO-конструирование».

В конструировании дети практически действуют с реальными предметами. Одними из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование, являются конструкторы LEGO.

Конструкторы LEGO в силу своей специфики одинаково интересны и детям, и взрослым, что соответствует принципам сотрудничества детей и взрослых, в том числе и родителей воспитанников. Данная позиция позволяет организовать ряд семейных проектов на базе конструкторов LEGO и является одним из вариантов взаимодействия с семьями воспитанников с целью оптимизации их развития.

LEGO, являясь средством индивидуального интеллектуального и творческого развития, тем не менее, является мощным средством коммуникации, так как предполагает не только обсуждение и сравнение индивидуально созданных моделей, но и совместного их усовершенствования и преобразования для последующей игры или в соответствии с заданными условиями. Для этого необходимо договариваться, учитывать мнения партнеров по игре и считаться с ним, в прогностическом варианте и реальном времени продумывать сюжет, создавать дополнительные «гаджеты» для его реализации.

Поэтому целью модуля «LEGO-конструирование» является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников через решение локальных задач, возникающих в процессе организации деятельности детей с тематическими конструкторами LEGO.

«Маленькие почемучки»

Модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.

Набор экспериментов, предложенных в модуле, поможет увлечь детей изучением самых разных свойств окружающего мира.

Формы работы:  

  • «Игры эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом  (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом  на основе сюжета.  
  • «Игры путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей,  предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого  условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.  
  • Простейшие поисковые и проблемные ситуации – основные действия: отгадывание и  поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами: «найди» и  «угадай».  
  • Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов  другими (реальных – условными).  
  • «Игры этюды» – небольшие драматизации на основе стихотворного текста, которые  осуществляется детьми совместно с педагогом.  
  • Проблемные ситуации формы совместной деятельности педагога и детей, в которой  дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы,  помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

«Мультстудия»

Этот модуль позволяет демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма. В этом году планируется знакомство детей с элементарными понятиями мультипликации. В конце учебного года планируется создание небольшого мультфильма, как результат деятельности детей за год.

Перспективно-тематический план «Клуб юных исследователей»

Месяц

Неделя

Модуль

Тема

Цель

ОКТЯБРЬ

1

«Занимательная   математика»

«Найди предмет такой же формы»

«Подбери фигуру»

Учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры;

Развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь

Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

2

«Занимательная   математика»

«Какие бывают фигуры»

«Сложи геометрическую фигуру»

Познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником,  треугольником, давая их в паре уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Уточнить знание геометрических фигур, упражнять в выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур по образцу;

 Развивать логическое мышление, мелкую моторику

3

«Занимательная   математика»

 «Три квадрата»

«Подбери дорожки к домикам»

«Домики для медвежат»

Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький»

Развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный», «короткий».

Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, «маленький».

4

«Занимательная   математика»

  «Справа как слева»

Итоговая игра: «Украсим платок»

Освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

Учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.

НОЯБРЬ

1

«Занимательная   математика»

«Широкое - узкое»

 «Собери целое из частей»

Формировать представление «широкое - узкое».

Формировать представления о геометрических фигурах, умение составлять целое из частей;

Закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по цвету; Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление

2

«Занимательная   математика»

«Угости зайчат»

«Найди пару»

Формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько–сколько», «поровну»«одинаково», «поровну».

Учить детей находить расположение фигур на рисунке; различать круг, квадрат, треугольник;

Закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и том же порядке на двух карточках, составляют пару;

Развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие, разные, одинаковые).

3

«Занимательная   математика»

«Наш день»

Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

4

«Занимательная   математика»

 «Соберем бусы»

 

Итоговая игра:

«Красивый узор»

Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур).

Закрепить знание геометрических фигур; развивать внимание.

ДЕКАБРЬ

1

«LEGO- конструирование»

Знакомство с LEGO-конструктором.

Игра «Чудесный мешочек».

Закреплять знания цвета и формы.

Познакомить с LEGO-конструктором, дать простейшие названия деталей (кирпичик, пластина).

2

«LEGO- конструирование»

«Башенка, мост».

Знакомство с видами соединения деталей между собой. Учить строить простейшие постройки.

 Формировать бережное отношение к конструктору.

3

«LEGO- конструирование»

«Мы в лесу построим дом».

Игра «Разные домики».

Учить строить дом из LEGO-конструктора. Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца).

Закреплять умение строить домики. Продолжать развивать конструктивные умения и навыки детей.

4

«LEGO- конструирование»

Итог за месяц:

«Теремок для снегурочки»

Учить устанавливать детали, делать устойчивыми и обыгрывать постройку.

ЯНВАРЬ

1

«LEGO- конструирование»

Игра «Собери модель».

Учить детей под диктовку собирать модель из 3-4 деталей, используя предлоги «на», «сверху», «посередине».

2

«LEGO- конструирование»

«Мебель для комнаты».

«Печка»

Развивать способности выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.

 Познакомить с русской печкой.

Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора.

3

«LEGO- конструирование»

«Грузовая машина».

 Учить создавать простейшую модель грузовой машины.

Учить анализировать предмет, изображенный на картинке, выделяя основные части и детали предмета.

4

«LEGO- конструирование»

Итог за месяц:

Игра «Собери модель по памяти» (Педагог показывает ребенку в течение нескольких секунд модель, собранную из 3-4 деталей, а затем убирает ее).

Учить собирать модель по памяти и сравнивать ее с образцом. Развивать внимание, зрительную память и логическое мышление детей.

ФЕВРАЛЬ

1

«LEGO- конструирование»

«Кораблик».

 Продолжать совершенствовать конструктивные умения и навыки детей.  Рассказать о кораблях. Учить выделять в предмете существенные свойства и устанавливать связь между ними. Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования.

2

«LEGO- конструирование»

«Домик фермера».

« Построим загон для коров».

Формировать обобщенные представления о домах.

Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными.

Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить с понятием «фундамент».

Знакомить детей с новыми простыми архитектурными формами. Закреплять понятия «высокий»«низкий».

Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение, фантазию.

3

«LEGO- конструирование»

«Детская площадка»

Показать детскую площадку на картинке. Вспомнить, что находится на территории детской площадки.

 Учить строить песочницу, лесенки и располагать их согласно замыслу. Учить действовать сообща.

4

«LEGO- конструирование»

Итог за месяц:

Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки.

 Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

 Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

МАРТ

1

«Маленькие почемучки»

Опыт «Вода – жидкость», «У воды нет запаха»,

Опыт «Вода прозрачная» 

Опыт «Как вода гулять отправилась».

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

 Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

2

«Маленькие почемучки»

Опыт «Снег холодный и белый»

Опыт «Снеговик», «Мы снежинки»

Выявить свойства снега.

В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

3

«Маленькие почемучки»

Опыт «Откуда сосулька».

Опыт «Ледяная избушка»

Познакомить детей об образовании льда.

Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, плавает, состоит из воды, принимает форму емкости, в которой находится).

4

«Маленькие почемучки»

Итог за месяц:

Опыт «Цветные льдинки»

В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре – при охлаждении). Вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с понятием «температура»; закрепить знания основных цветов

АПРЕЛЬ

1

«Маленькие почемучки»

Опыт «Свойства бумаги»

Опыт «Волшебная бумага» 

Познакомить детей со свойством: бумага рвется, намокает, непрозрачная.

 Познакомить детей с разной бумагой и некоторыми ее свойствами.

2

«Маленькие почемучки»

Опыт «Глина и пластилин»

Опыт «Сказочный пластилин»

Ознакомление со свойствами глины и пластилина: мягкость, пластичность. Определить из  чего легче лепить, что нужно сделать перед работой с пластилином и с глиной?

Учить лепить из пластилина любимого сказочного персонажа

3

«Маленькие почемучки»

Опыт «Из чего состоит песок?»,

 Опыт Определение цвета». «Движение песка».

Опыт «Почему не получился куличик?»

Ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики.

Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики

Из сухого песка можно нарисовать любой узор, из мокрого – нет.

4

«Маленькие почемучки»

Итог за месяц:

«Поможем лисе построить надёжный дом»

Продолжать знакомить детей со свойствами материалов для постройки дома, доказывая целесообразности их использования опытно - экспериментальным путем;

Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы.

МАЙ

1

«Мультстудия»

 

«Путешествие в мир мультипликации»

Дидактическая игра «Отгадай, из какого я мультфильма»

Знакомство с видами и жанрами мультипликации, историей анимации и мультипликации.

Рассказ о жанрах мультипликации: исторический, сказка, детектив, приключенческий, музыкальный, фантастика, учебный и др.

2

«Мультстудия»

Пластилиновый мультфильм

 «Сказка оживает».

Знакомство с возможностями пластилиновой мультипликации: характер персонажа, мимика, жесты, движения. Знакомство с профессией сценарист, понятием сценарий, правилами составления сюжета (завязка, кульминация, развязка).

3

«Мультстудия»

Lego-анимация

«Шаг за шагом».

Знакомство с созданием мультфильма в объемной технике,

 Рассказ о дополнительных возможностях: объем, поворот фигур, движения.

4

«Мультстудия»

Итог за год:

Создание анимационного мультфильма

«Камера – мотор!»

Поэтапная работа над созданием мультфильма, создание собственных фонов, декораций, персонажей, создание анимационного ролика.

Просмотр отснятого материала. Обсуждение.

Показ мультфильма в группе сверстников, для воспитанников других групп, для родителей.

Работа с родителями:

Анкетирование «Исследовательская активность вашего ребенка в семье».

Консультации для родителей «Что такое STEM технология

Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Памятка для родителей «Экспериментирование с водой».

Консультация «Веселая математика дома»

Консультация «Математические игры по дороге домой»

Консультация «Как влияет LEGO на развитие детей»

Консультация «LEGO-нужная игра!»

Консультация «LEGO-конструирование в детском саду и дома»

Помощь родителей в создании реквизитов для мультфильма.

Ожидаемый результат.

  1. Развитие любознательности и познавательной активности;
  2. Необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения,
  3. Умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления;
  4. Коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы.

Заключение

По сравнению с традиционными методами обучения, STEM подход в дошкольном учреждении поощряет детей к проведению экспериментов, конструированию моделей, воплощению своих идей в реальности и созданию конечного продукта. Этот учебный подход позволяет детям эффективно совместить теорию и практические навыки и облегчает дальнейшую учебу в школе. Решение поставленных задач позволит организовать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников. В результате, создаются условия для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Клуб юных исследователей» для детей старшего возраста

Планирование кружковой работы «Клуб юных исследователей» для детей старшего возраста...

Перспективный план работы клуба юных исследователей "Необычное в обычном"

В материале представлена тематика занятий, задачи используемая на занятиях РППС и результаты освоения способов знаний и умений детей....

План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Клуб юных исследователей. Вода в жизни человека.»

План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе  по теме «Клуб юных исследователей. Вода в жизни человека.»...

Презентация "Клуб юных исследователей" естественнонаучной направленности

Презентация "Клуба юных исследователей" естественнонаучной направленности в старшей группе...

План-конспект эмпиритечской исследовательской деятельности на тему "Клуб юнных исследователей".

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования....

«Клуб юных исследователей» естественнонаучной направленности

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности....

Конспект по развитию речи для детей с ОВЗ подготовительного возраста подготовила учитель-логопед ГБОУ Школы №2075 ДК № 2 Амелина Л.В. Интеллектуально - экологическая игра Что? Где? Когда? «Клуб юных исследователей» (подготовительная группа)

Конспект по развитию речи для детей с ОВЗ подготовительного возраста подготовила учитель-логопед ГБОУ Школы  №2075 ДК № 2 Амелина Л.В. Интеллектуально -  экологическая играЧто? Где? Ког...