«Мой родной край»
проект (подготовительная группа)

Черных Анна Сергеевна

Цель проекта:

Расширение знаний детей о родном городе;

Приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;

Воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_moy_kray.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска

Краткосрочный проект

Тема: «Мой родной край»

Подготовили воспитатели: Черных А.С., Агеева Е.Г.

2022

Участники проекта:

Воспитатели, дети подготовительной группы

Возраст участников проекта: дети 6-7 лет.

Тип проекта: краткосрочный, групповой.

Форма организации: образовательные занятия, беседы, развлечения.

Цель проекта:

Расширение знаний детей о родном городе;

Приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;

Воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.

Задачи:

Формировать представления детей о родном городе.

Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.

Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.

Расширять знания детей о растительном и животном мире нашего города.

Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.

Актуальность проекта:

Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом  является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально-нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе.

Не имея достаточно знаний, трудно сформировать у ребенка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребенок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

Предполагаемый результат:

Воспитывать патриотические чувства у детей.

Актуализировать знания о родном городе.

Заинтересовать детей и взрослых историей родного края, сплотить родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Использовать развивающий, дифференцированный подход к каждому ребенку.     Найти интересную информацию по теме «Улицы нашего города»,  подобрать фотографии родного города для сопровождения рассказа.

Оформить выставку детских работ на тему «Достопримечательности города Смоленска»

В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своем родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.

Дороже нет  родного края,

Где отчий дом, семья, друзья.

Его я славлю, воспеваю,

Ведь это родина моя.

Я живу в огромной и прекрасной стране под название Россия. Это моя большая Родина. Но у каждого из нас есть свой родной уголок — своя малая родина. Это тот город, поселок или деревня, та улица и тот дом, где мы родились, где сделали свои первые шаги, сказали первое слово, узнали первые радости и первые обиды.

Моя родина — это г. Смоленск. Здесь мы родились, родились наши родители, бабушки и дедушки. В нашем городе очень много исторических мест и достопримечательностей. Смоленск – один из древнейших городов России, в 2018 году ему исполнилось 1155 лет.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим синим

Флаг России над Кремлём             

  Владимир Степанов

Цикл занятий:

 

·        История возникновения родного города

 

Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего города. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному городу

 

·        Наш любимый город.

 

Цель: Закрепить понятие – малая Родина. Формировать умение замечать красоту городских улиц, расширять представления  детей о родном городе в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства.  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.

 

Совместная и самостоятельная деятельность

·        «Улица, на которой я живу» - НОД по рисованию;

·        Игровая деятельность: построим улицу города, строительство нового города;

·        Дидактические игры: «Выложи герб из фрагментов», «Где находится памятник?»;

·        Создание уголка « Мой родной город – Смоленск»;

·        Создание альбома из детских рисунков « Мой город»;

·        Прогулка по городу (НОД по лепке);

·        Создание выставки «Мой город прекрасен в любое время года!».

 

Содержание проектной деятельности:

1)       Групповая (коммуникативная)

«Знаешь ли ты свой город?» (С использованием иллюстраций города)

Цель: выявить уровень знаний детей по теме. Примерные вопросы:

- Как наз. твой город, в котором ты живешь?

-  Почему он так называется?

-  Что является центром нашего города?

-  Назови свой адрес?

2)        НОД. Познание: « История возникновения родного города».

Цель: - закреплять знания детей о родном городе, воспитывать интерес к истории родного края;

3)    НОД. Развитие речи. Обучение рассказыванию «Город, в котором я живу».

   Цель: активизировать речевой материал по теме «Город», учить составлять рассказ о своем городе.

4)   НОД. Познание. «Визитная карточка города» (символы города: герб города,   площадь Победы, площадь Ленина, Успенский собор, парк Блонье)- беседа с иллюстрациями в группе.

5)        Самостоятельно - познавательно исследовательская деятельность детей:

  - Настольные игры

  - Рассмотрение фотографий о родном городе, его достопримечательностях.

  Д/И «Сложи картинку и назови памятники архитектуры»

6)        НОД . Рисование «Город, в котором я живу. Мой дом».

  Цель:  - вызвать в памяти детей картины своего двора, дома, ближайшего окружения; побуждать передавать их с помощью доступных средств выразительности (цвет – форма).

7)        Образовательная деятельность. Беседа «Интересные уголки Родного Города»

Цель:  вспомнить знакомые места родного города, для чего их создают; рассказать о тех людях, которые внесли наибольший вклад в развитие родного города;

8) Работа с родителями. Организация выставки на тему: «Мой город красив в любое время года».

9) Проблемная ситуация «Если ты потерялся в городе, что делать?»

Цель:  побуждать детей к высказываниям; проверять знания домашнего адреса.

10) НОД. Конструирование. «Район, в котором находится детский сад».

Цель: - расширять и уточнять представление о районе, в котором расположен детский сад; учить работать коллективно.

11) Сюжетно-ролевая игра «Улицы родного города».

Цель:  помочь детям разделить группу на предполагаемые улицы с организованными на них разными игровыми центрами (больница, магазин, аптека, полиция, почта, детский сад);

12) Д/И «Сложи памятник».

13) Чтение стихотворений о родном городе.

14) Самостоятельная деятельность  детей. Рассматривание книг и фотографий.

15) Продуктивная. Изготовление альбома из дет. рисунков «Мой город».

16) Д/И «Угадай, где я нахожусь».

Результат проекта:

В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своем родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.

Приложение 1

Конспект занятия в подготовительной группе

Тема «Мой город  Смоленск»

Цель: пробуждать у детей патриотические чувства, гордость за то, что они родились в городе, который интересен своей историей.

Задачи:

  1. Систематизировать знания детей об исторических событиях и памятниках родного город.
  2. Поддерживать у детей интерес к истории Смоленска.
  3. Уточнить знания детей о символике родного города.
  4. Закрепить знания о выдающихся людях, родившихся на Смоленской земле и прославивших нашу Родину;
  5. Воспитывать любовь к родному городу Смоленску, гордиться своим городом.

Приоритетная образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей: коммуникация.

Форма организации: фронтальная.

Предварительная работа:

- экскурсии по музеям и улицам города;

- рассматривание фотографий, открыток;

- чтение книг.

Словарная работа: история, архитектор, композитор, скульптор.

Материал к занятию: платье и корона для королевы Истории, конверт с гербом, открытки с изображением памятников войны с французами и Великой Отечественной войны, кроссворд, фотография с памятником Федору Коню, символика: герб и флаг, награды города, фотографии знаменитых людей, эмблемы для каждого ребенка с достопримечательностями города.

Непосредственно – образовательная деятельность.

- Дети, я – королева История. Я слышала, что вы любите и знаете историю и решила убедиться в этом. Так ли это?

- Тогда я желаю вам успехов. Ведь самые знающие историю своего города Смоленска получат призы.

- Я предлагаю вам заглянуть в глубину веков истории вашего города.

- Смоленск, – нет ли тут какой – то загадочности и таинственности? Попробуйте отгадать загадку, которая спрятана в названии вашего города. (По берегам реки Днепр росло много сосновых и еловых лесов. У деревьев брали смолу и смолой смолили лодки, чтобы они были прочные и не пропускали воду. От этого занятия жителей и стал называться город Смоленск.)

- Дети, я ведь королева История и я читала в древней книге – летописи, что есть и такая версия, имя городу дала существовавшая в те далекие времена набольшая речка – Смолянка.

- Город ваш называется Смоленск, как же называют жителей Смоленска? (Смоляне)

- Как назовет себя девочка, которая живет в Смоленске? (Смолянка)

- Мальчик? (Смолянин)

- Смоленск очень древний русский город. На какой реке стоит ваш город? (Днепр)

- Подумайте, в далекие-далекие времена, чем был огорожен город? (Деревянной стеной и земляным валом)

- На город Смоленск часто нападало много врагов. Их пушки разбили деревянную стену. И царь дал приказ возвести вокруг города другую стену, каменную.

- Посмотрите и скажите, кому поставлен памятник в вашем городе? (Ф. Коню)

- Почему ему поставлен этот памятник? (Он был архитектор, строил крепостную стену 6 лет)

- Дети, крепостная стена стала защитой от врагов. Это было не только военное, но и художественное архитектурное сооружение.

- Как назвали стену? (Каменное ожерелье)

- Разрушенный город каждый раз восстанавливался и превращался из пепла в цветущий город, как птица Гамаюн. У меня есть конверт, в нем много маленьких картинок, а вы выложите одну большую и скажите, что получится.

- Дети, что у вас получилось? (Герб города Смоленска)

- Теперь я хочу, чтобы вы заглянули в одно удивительное зеленое местечко, где есть качели, карусели, куда вы любите приходить с родителями. Это недалеко о т памятника Федору Коню. Кто мне скажет, что это за местечко? (Парк культуры и отдыха)

- Как сейчас он называется? (Лопатинский сад)

- В парке вы катались на каруселях? Тогда занимайте свои места. Физкультурная минутка. Игра «Карусели».

- Дети, когда в Смоленске уже была построена крепостная стена, на город напали враги во главе с Наполеоном.

- Что хотели завоевать французы? (Москву)

- Какой город стоял на пути? (Смоленск)

- Назовите памятник, который напоминает нам о сражении с французами? (Памятник с орлами)

- Где стоит этот памятник? (В сквере Памяти героев, возле музея Великой Отечественной войны)

- Какую еще войну пережили наши люди? (Великую Отечественную войну)

- Когда был освобожден ваш город? (25 сентября 1943 года)

- Как произошло освобождение города? (Знамя Победы подняли над гостиницей «Смоленск»)

- Какой праздник вы отмечаете 25 сентября? (День освобождения Смоленщины, праздник города)

- Давайте с вами поиграем. Посмотрите на иллюстрации и выберите те, в которых отражены события Великой Отечественной войны. (Дети выбирают и называют памятники: надгробие «Скорбящая мать», Курган Бессмертия, танк Т-34, символ стойкости танкистов, Вечный огонь в сквере Памяти героев.)

- События, какой войны отражены на оставшихся иллюстрациях? (Войны с французами)

- Какими наградами награжден ваш город? (За участие в Великой Отечественной войне – орден Отечественной войны 1 степени, городу было присвоено почетное звание Город – герой с вручением Золотой звезды. За то, что жители восстановили город – орден Ленина.)

- Кто написал слова к известной песне «Катюша»? (М. В. Исаковский)

- Современный поэт Смоленщины? (Алексей Минин)

- О ком эти слова: «Мудрый мастер из пенька, сделал чудо-старичка?» (С. Т. Коненков)

- Какому гениальному композитору в Смоленске есть памятник? (Глинке)

- Кто из поэтов ваших земляков много стихов написал о Смоленске? (Н. И. Рыленков)

- Назовите первого космонавта планеты? (Ю. А. Гагарин)

- Кому поставлен памятник на площади Смирнова? Кто он, ваш земляк и его герой? (А. Т. Твардовский, Василий Теркин)

- Какой город связывает всех этих великих людей? (Смоленск)

- Дети, Смоленск – ваша малая родина, место, где вы родились и живете. Где бы человек ни жил, он всегда вспоминает свою малую родину, потому, что это место остается в сердце навсегда, как самое лучшее и любимое. Вы вырастете, и может быть, уедите в другой город учиться, работать, но всегда будете вспоминать родной Смоленск.

- Вспомните пословицы о Родине. (Везде хорошо, а дома лучше. Всякому мила, своя сторона. Одна у человека мать, одна у него родина. Человек без родины, что соловей без песни. Золоту старости нет, родине цены нет. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.)

- Я получила огромное удовольствие, слушая ваши ответы, и очень рада, вы – настоящие знатоки своего города Смоленска. Вы сегодня заслуживаете эмблемы знатоков города Смоленска и сладкое угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....