Проект "Мой край родной"
материал (старшая группа)

Божедонова Оксана Алексеевна

Актуальность проекта

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми мира, мы зарождаем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Актуальность проекта определяется стремлением расширить знания детей о  природе,  истории, культуре нашей малой Родины

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moy_kray_1.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/с №69 «Брусничка»

Проект по патриотическому воспитанию

на тему:

«Мой край родной»

Воспитатели:

Мондарова Е.С

 Божедонова О.А

2023г

Содержание.

1.        Актуальность выбранной темы ………………………………………………………….3                                      

2.        Цели и задачи проекта…………………………………………………………………….3.

3.        Участники проекта. Сроки реализации проекта………………………………………...4

4.        Этапы реализации проекта………………………………………………………………..4

5.        Перспективное  планирование ……………………………………………………………7

6.        Предполагаемые результаты и  оценка результатов проекта......................................9

8.        Список литературы……………………………………………………………………….10

 

«Я люблю тебя, мой край родной,

Ты мне дорог, будто мамина улыбка,

Говорят с суровой ты душой,

Да- с душой, суровость же- ошибка».

Н.И.Новиков

Актуальность проекта

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми мира, мы зарождаем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Актуальность проекта определяется стремлением расширить знания детей о  природе,  истории, культуре нашей малой Родины.

Гипотеза проекта:  нравственно - патриотические качества детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по ознакомлению с родным краем.

Одним из перспективных и эффективных методов в образовательной деятельности детских садов, в наши дни является метод проектирования. Основываясь на личностно - ориентированный подход к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников и семьи, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную деятельность по достижению поставленной цели. Проектная деятельность стала частью учебного процесса.

Исходя из гипотезы  темы, мы  поставили перед собой следующую  цель.

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.

Задачи:

  1. Дать знания детям о родном крае: история, символика, достопримечательности.             Познакомить с культурой и традициями родного края.
  2. Формировать любовь к  своему родному селу,  городу; развивать познавательный интерес и любовь к родному краю. Учить  детей называть свою республику, свой город, свое село. Достопримечательности города, уточняет и расширяет знания о родном городе, селе.
  3. Закрепление представлений о семье и родственных отношениях.                                    

Наименование проекта

«Мой край родной»

Вид проекта

Познавательный, творческий.

Участники

Дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.

Сроки реализации

Долгосрочный

Ожидаемые результаты.                                                                                                                              Проект призван помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь. Реализация данного проекта позволит:

-заложить основу патриотического воспитания у детей, привить  любовь к Родине;

-приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Методы и приемы:

• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;

• сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;

• проблемные ситуации;

• проектирование;

• конкурсы, викторины;

• коллективно-творческие дела;

• наблюдения;

• рассматривание картин, иллюстраций.

1 этап. Подготовительный

Цель: разработка проекта, создание организационных условий для положительной реализации проекта.

Формы работы

 Изучение методической литературы, сбор материала (наглядного, дидактического, бытового, художественного), анализ материала с электронных ресурсов; изготовление картотеки со списком литературы, методической папки по патриотическому воспитанию «Традиции и культура республики Саха», задания для родителей: создание макета летнего якутского жилища — урасы; поиск информации, картинок и т.д.

2 этап. Основной

Цель: создание условий для ознакомления детей с Республикой Саха(Якутия), животным и природным миром, традициями и культурой якутян.

Формы работы

Проведение дидактической игры «Путешествие в Якутию».

Беседа о возникновении республики Саха(Якутия).

Цикл занятий познавательно речевого развития «Якутия — интересный край»: «Географическое расположение и климат», «Природный мир», «Животный мир», «Коренное население», «Культура, традиции якутян».

Цикл занятий художественно-эстетического развития «Северные просторы»:

рисование «Природа республики Саха», рисование «Животный мир республики Саха», аппликация «Национальные костюмы».

Чтение художественной литературы: «Смелый Ойхур», «Лошадь и олень», «Скупой рыбак», «Как песня спасла жизнь», «Умная девушка».

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности: игры по народному декоративно прикладному искусству «Назови орнамент», «На что похоже?», «Выложи узор», «Выставка вещей». Рисование символов России и республика Саха(Якутия), раскрашивание раскрасок «Быт якутян», «Природный и животный мир».

Коллективная работа по аппликации с элементами рисования «Якутяне - жители России»

3 этап. Заключительный

Цель: подведение итогов  проделанной работы по реализации проекта.

Формы работы

Совместный досуг родителей, детей, воспитателей «Обрядовые праздники. Национальные игры предков».

Совместное создание фото коллажа «Вот так живут в Якутии!» всех участников проекта.

Презентация альбома по патриотическому воспитанию «Якутия одна из республик нашей Родины».

        

Блоки работы по воспитанию патриотизма:

1.Семья

Программное содержание:

Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.

2.Родное село

Программное содержание: Закрепить и расширить знания дошкольников о селе, названии села, название улиц, административных зданий.

3.Родной край

Программное содержание: Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях и памятных местах города  Якутска. Познакомить детей с основными видами полезных ископаемых Республики. Расширить представления детей о растениях и животных нашего края.

Прогнозируемый результат 1 этапа.

Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта.

Выявление способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение, составление текстов бесед и электронных презентаций

II этап - основной, включает в себя:

1.        Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.

2.        Совместные мероприятия с семьями воспитанников.

3.        Пополнение развивающей среды.

4.        Выставки детских работ, семейных коллекций.

Формируется методическая копилка для проведения тематического мониторинга к занятиям, тематических бесед; экскурсий по селу; игр-путешествий; художественно-творческой деятельности и т.д.

Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:

•        игровой;

•        музейной педагогики;

•        домашнего кинотеатра;

•        информационно-познавательной с использованием ИКТ.

III этап - итоговый, включает в себя:

1.        Итоговое диагностирование детей

2.        Повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу проекта.

Перспективное планирование.

I Блок: «Семья»

Октябрь

Беседа: «Моя семья»; «Профессия моих родителей»;

-Рисование: «Моя семья»;

- Дидактические игры: «Кто главный?», «Как зовут членов семьи?», «Моя семья самая…», «Заботимся о родителях».

Ноябрь

- Пословицы и поговорки о семье «Вместе дружная семья» (совместные детско-родительские иллюстрации);

- «Я горжусь своим прапрадедушкой»- рассказ и просмотр семейного альбома;

- Беседа с детьми «Традиции нашей семьи»;

- фотовыставка «Увлечение и хобби нашей семьи»;

- «Моя родословная» - защита презентаций.

 II Блок «Родное село»

Декабрь

- Беседы  «Село Маган - история», «Улица, на которой я живу»;

- Конкурс рисунков « Село глазами детей»;

- Дидактические игры: «Знаешь ли ты свое село», «Кто подберет больше слов» "Скажи хорошие слова про свое село";

- Подвижные игры: игра с мячом «Наше село, какое?»,  «Холодно-горячо», «Как живешь?», «Ловишки»;

- С/р игры: «Школа», «Путешествие по родному селу», «Библиотека»;

Январь 

Беседы: «По дороге в детский сад», «Транспорт нашего села»;

- Фотовыставка «Мой дом, мое село»;

Февраль

- конструирование: «Мое село»;

- «Путешествие по селу» рассматривание слайдов, видео;

- Конструирование из бумаги «Дома на нашей улице»;

- Дидактические игры: «Кто трудиться в родном селе»,  «Угадай и назови»;

- итоговое занятие «Путешествие по родному селу»;

III Блок «Родной край»

Март

- Дидактической игры «Путешествие в Якутию»;

- Беседа «О республике Саха (Якутия)»;

- Слайды «Животный мир республики Саха», «Красная книга Якутии»;

-  Рассматривание презентаций «Якутия — интересный край»;

Апрель

Художественно-эстетического развития «Северные просторы»;

- рисование «Природа республики Саха»;

- рисование символов России и республика Саха(Якутия);

- раскрашивание раскрасок «Быт якутян», «Природный и животный мир»;

-  аппликация «Национальные костюмы»;

- коллективная работа по аппликации с элементами рисования «Якутяне -жители России»;

- Чтение художественной литературы: «Лошадь и олень», «Скупой рыбак», «Как песня спасла жизнь», «Умная девушка»;

Май

- Игры по народному декоративно прикладному искусству «Назови орнамент», «На что похоже?», «Выложи узор», «Выставка вещей».;

- викторина «Полезные ископаемые РС(Я)»;

- фотоколлаж на тему: «Мой родной край»;

- игра - путешествие «Птицы и животные родного края»;

- развлечение «Ысыах»;

Ожидаемый результат:

-знают историю родного края, его достопримечательности;                                              

- сформировано понятие «Моя малая Родина»;

- наличие  стойкого интереса к прошлому, настоящему  и  будущему  родного края.

         

Вывод.

          Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о селе, знаменитых жителях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

       

Список литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), 17.10.13 г., № 1155.

3. Герасимова, О. Люби и знай свой край [Текст] / О.Герасимова // Дошкольное воспитание, 2014. - №8. – С.4-14.

4. Лихачев Д.С. Русская культура [Текст] / Д.С.Лихачев. - М.: Искусство, 2000. - 440 с

5. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? [Текст]: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 192 с.

6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие – М.: ТЦ Сфера,2010 – 96с.

7. Интернет ресурсы «Детский туризм».

8. Н.П. Андросова Якутия: детская энциклопедия

- Якутск: Бичик, 2015.-108с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....