Коучинг по формированию положительного эмоционального климата в группах комбинированной направленности
консультация

Кудашкина Наталья Александровна

С целью повышения педагогической компетентности педагогов по созданию положительного эмоционального климата в группах комбинированной направленности в нашем саду проводился коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kouching.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Коучинг по формированию положительного эмоционального климата в группах комбинированной направленности

Цель: повышение педагогической компетентности педагогов по созданию положительного эмоционального климата в группах комбинированной направленности.

Задачи:

-Формировать  у  педагогов новый  взгляд  на ребенка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнера по совместной деятельности;

- Совершенствовать  систему знаний педагогов об эмоциональном развитии дошкольников;

- Расширять  представления об эмоциональных состояниях, формировать умения различать и понимать их;

- Обогащать  словарный  запас  педагогов, изучать термины, обозначающие различные эмоциональные состояния.

Ценность коучинга заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене между участниками, ведущим.

   


Ход коучинга:

Часть 1. Приветствие

Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем практическом семинаре. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую  сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.

Психологический настрой: «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Тема нашего сегодняшней встречи «Формирование положительного эмоционального климата в группах комбинированной направленности».

Сегодня наша цель – научиться оценивать и создавать психологический комфорт для детей в группах. Представьте последствия психологического дискомфорта для ребенка: появляются фобии, страхи, тревожность, повышается агрессивность. Психологические переживания переходят в соматические расстройства, то есть ребенок, который получил психологическую травму, заболевает физически. Детские психологические травмы проявляются в более зрелом возрасте в виде психологической защиты. Это позиция избегания, агрессивное поведение и другие проблемы. Поэтому так важно сохранять эмоциональное, то есть психическое, психологическое, здоровье детей. Это в первую очередь зависит от воспитателей, ведь большую часть времени дети находятся в детском саду.

Часть 2. Обсуждение стилей педагогического общения

Педагог-психолог: Если вы заинтересованы в том, чтобы создать благоприятную атмосферу в группе, проанализируйте ситуацию. Посмотрите, каковы отношения между детьми, воспитателями и детьми, воспитателями и родителями, между воспитателями.

Педагог-психолог: Как только мы переступаем порог группы, то сразу можем ощутить, какая там психологическая атмосфера: раскованность или закрытость, спокойная сосредоточенность или тревожная напряженность, искреннее веселье или угрюмая настороженность. Позитивный климат в группе возникает тогда, когда все дети чувствуют себя свободно и не ущемляют права других детей. Это зависит от воспитателя. Не забывайте и того, что на эмоциональное состояние детей влияет эмоциональное благополучие взрослых. Старайтесь вовремя снимать эмоциональное напряжение.

Давайте обсудим, как разные стили педагогического общения влияют на психологический климат в группе. Каковы положительные и отрицательные стороны каждого стиля общения?

Часть 3. Методы создания психологического  комфорта в группе

Упражнение  «Ассоциации»

Педагог-психолог: Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:

К – красота

О – органичность

М – мама

Ф – фантазия

О – отдых

Р – радость

Т – тепло

Педагог-психолог: Что такое комфорт?  Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют (Толковый словарь С.И. Ожегов). Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

        Педагог-психолог: Чтобы создать психологически комфортную среду для детей, принимайте каждого ребенка таким, какой он есть. Опирайтесь на добровольную помощь детей, например, привлекайте их к уходу за помещением и участком.

Не злоупотребляйте запретами и строгими требованиями, чтобы не развивать пассивность, но и  не занижать самооценку у воспитанников. Уделяйте внимание не только драчунам, но и тихим, застенчивым детям.

Создавайте положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности и защищенности при помощи речевых настроек. Их можно проводить утром после зарядки. Ваши голос и мимика должны соответствовать словам. Передайте с их помощью доброжелательную  радость от встречи. Например, встаньте в круг вместе с детьми, возьмитесь за руки и скажите:

– Я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Давайте постараемся сегодня как можно больше радовать друг друга. Для этого мы все должны чаще улыбаться, никого не обижать и не драться.

– Здравствуйте, мои хорошие! На улице сегодня пасмурно и сыро, а в нашей группе тепло, светло и весело от улыбок, ведь каждая улыбка – это «маленькое солнышко», от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами улыбаться друг другу как можно чаще.

Часть 4.

Упражнение «Разогревки - самооценки»

Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Участвуют все педагоги.

 Педагог-психолог: А сейчас мы выполним небольшие  задания:

-если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

-если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;

-если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;

-если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому,  что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;

-если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;

-если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;

-если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;

-если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;

-если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;                                                                                                       

-если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;

-если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;

-если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;

-если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.

Вопросы к педагогам:

- Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти  задания?

Игры и упражнения на снятие мышечного напряжения, усталости, перевозбуждения, преодоление застенчивости, повышения самооценки

1.Упражнение «Шалтай - болтай». Цель: расслабление  мышц рук, спины и груди.

2.«Театр масок». Цель:  расслабление  мышц лица, снятие  мышечного напряжения, усталости.

3.Упражнение на релаксацию «Прикосновение». Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость. Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи. деревянные изделия, вата, что – нибудь из бумаги и т.д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.

Примечание: можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.

4.Игра «Коробочка примирения».

Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

Оборудование: яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы.

Ход игры: Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи – мирилки.

5.Игра «Секретики». Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что же находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя, таким образом, от негативного состояния.

Комплекс упражнений, которые способствуют

повышению энергетического потенциала

1.     Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

2.     Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

3.     Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком. Я достойна самого лучшего».

4.     Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и  удача».

5.     Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».

6.     Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И  все у меня получается».

7.     Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».

Часть 5. Диагностики по оценке психологического климата

Цель: Познакомить педагогов с методиками и с результатами диагностики по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.

Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.

Приложение 1

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе сада

Показ рисунков детей и интерпретация их содержания воспитателями. Психолог дополняет педагогов, помогает им сделать выводы.

         Самый удобный вариант, чтобы понять, насколько комфортно чувствуют себя воспитанники в группе, предложить детям выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами можно на досуге.

         Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:

1.     Ребенок рисует только здание.

2.     Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

3.     Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков – самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и не отождествляется с происходящими там событиями.

         Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя: значит, события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается.

         Нужно обратить внимание на другие элементы картинки: присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле, игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним. Игровое поле, например, очень важный элемент.

         Если ребенок изображает себя стоящем на ковре, на полу или земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички – все это детали, свидетельствующие о «мире » в душе.

          Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитателя. с одной стороны, ее появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку – спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной)  агрессии.

         Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.

 О положительном  эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, голубой, зеленый).

Насыщенно фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов.

         Злоупотребление черным цветом жирная продавливающая бумагу штриховка похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Примечание. Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы. которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный по рисованию.

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие  элементы внести в рисунок.

         Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит подарить ему рисунки на память. Какие – то элементы рисунка могут оказаться для педагога непонятными, а какие – то приведут  к ложным выводам. Рисунок. например, может отражать лишь ситуативную тревожность или психический дискомфорт ребенка, связанные, например,  с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром,  или с плохим самочувствием. с предстоящим визитом к врачу и т.д.

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

Тест на эмоциональное отношение

Материал: лист бумаги, цветные карандаши.

Младшим и средним детям дают готовые карточки с нарисованными 5 кружочками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку.

Вопросы можно подобрать самим.

Детей сажают по одному за стол.

-закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад.

-Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.

- Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.

-Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.

-Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты ложишься спать.

Проводят до 3 раз.

Обозначение цветов.

Красный – возбужденное, восторженное отношение.

Оранжевый – радостное, приятное.

Желтый – теплое,  доброжелательное.

Зеленый – спокойное.

Синий – грустное, неудовлетворительное.

Фиолетовый, коричневый – тревожное.

Черный – печаль, уныние.

Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, то воспитателю нужно немедленно обратить внимание на это.       Например, на занятиях: пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребенку было интересно, и так по каждому виду деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию звукопроизношения в старшей группе комбинированной направленности на тему: Звук А. (закрепление)

Подробный конспект по формированию звукопроизношения в старшей группе комбинированной направленности на тему: Звук А (закрепление)....

Рекомендация «Создание условий психологически комфортного положительного эмоционального климата в группе детского сада».

Рекомендация «Создание условий психологически комфортного положительного эмоционального климата в группе детского сада»....

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

«Современные подходы в формировании положительного эмоционального климата между воспитанниками»

Положительный эмоциональный климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право другим быть самим собой....

Влияние песочной терапии на эмоциональную сферу и познавательное развитие детей с ОВЗ в условиях группы комбинированной направленности с детьми 5-7 лет.

Нарушения психофизического развития, свойственны многим детям с ограниченными возможностями здоровья приводят к возникновению ряда других отклонений вторичного характера. К таковым относятся и затрудн...

Рекомендация «Создание условий психологически комфортного положительного эмоционального климата в группе детского сада».

Рекомендация «Создание условий психологически комфортного положительного эмоционального климата в группе детского сада»....