«Экспериментальная деятельность – один из факторов речевого развития»
методическая разработка

Семинар.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_eksperimentalnaya_deyatelnost.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение здравоохранения

«Полысаевский дом ребенка «Родничок»

СЕМИНАР

«Экспериментальная деятельность – один из факторов речевого развития»

                                                                 

                                                                              Выполнил: Пушкина Е.А.,

                                                                                  воспитатель 2 мл. группы

Полысаевский ГО

 2021

Детское экспериментирование -

одни из форм организации детской

 деятельности с одной стороны  

и один из видов  познавательной

 деятельности с другой

(Н.Н. Поддъяков).

Детство пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность. Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. Малышей интересует все новое, не изведанное. Известно, что уже в раннем младенчестве, видя яркий предмет, слыша мелодию, пение, громкую речь ребенок начинает проявлять «интерес» к окружающему миру, Это начальная ориентировочная активность, которая является физиологической основой полноценного развития ребенка. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Поэтому очень важно пробудить интерес к окружающему  миру. Формировать умение делать открытия и удивляться им.

Исследовательская поисковая активность естественное состояние ребенка. Стремление к исследованию предметов порождает исследовательское поведение и создает условие для того чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Элементарное экспериментирование доступно детям раннего возраста. Они с удовольствием обследуютт песок, камешки, предметы, плещутся в воде, знакомятся с плавающими и тонущими предметами. Изучаемые предметы дети должны не только наблюдать, но и подвергать их воздействиям, видоизменению, выделять в них новые свойства и отношения. Знания о том или ином предмете, явлении, ребенок должен получать не как голый факт, а как результат приобретенной в процессе поисков и размышлений. Л.С. Выготский неоднократно говорил о том, что своими корнями экспериментирование уходит манипулирование предметами. Через опытноэкспериментальнуо деятельность детей развивается познавательный интерес к окружающему миру, ребенок учится наблюдать, сравнивать, формировать основы

логического мышления.

Решается целый ряд задач:

  • укрепляется физическое и психическое здоровье малышей;
  • обеспечивается эмоциональное благополучие;
  • расширяется кругозор детей;
  •  создается атмосфера радости и удовольствия;
  • развивается активный словарь детей за счет слов обозначающие сенсорные признаки:
  • формирование коммуникативных навыков у детей.

Экспериментирование с детьми раннего возраста проводится совместно с воспитателем. Непосредственный контакт с предметами и материалами помогают познать их свойства, качества. возможности. развивает любознательность. желание узнать больше, приобщают ребенка к миру природы.

С детьми раннего возраста можно проводить игры с песком, водой, бумагой. Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития малышей, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды.

Экспериментирование с водой

  1. Вода теплая  – холодная – активизировать словарь ребенка, вода бесцветная, прозрачная, воспитывать у детей аккуратность при работе с водой.
  2. Окрашивание воды – используем  разноцветную гуашь.
  3. «Дождик».

Взрослый предлагает ребенку сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду.

  1. «Разноцветные кораблики».

Ребенку предлагается пускать в воду «разноцветные кораблики». В ходе этой игры можно закреплять знания детей о цвете. Так одному ребенку можно предложить поиграть синими корабликами. другому с красными.

  1. Бросаем камешки в воду.

Взрослый предлагает ребенку бросать камешки в воду. Ребенок берет камешки по одному, двумя, тремя пальцами и бросает их в воду.

Экспериментирование с песком

I «Здравствуй песок»

Педагог просит по разному «поздороваться с песком», т.е., разными способами дотронуться до песка, поочередно, пальцами одной, потом второй руки, затем, всеми пальцами одновременно.

2. Угадай, что спрятано в песке (используются мелкие предметы).

3. Песочный дождик

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка на ладонь взрослого. на свою ладонь,

Конспекты занятий с детьми раннего возраста

Дидактическая игра «Рыбки»

Цель: развивать познавательнуо активность детей, научиться пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды, активизировать словарь, вызвать у детей радость.

Ход занятия: (подводя ребенка к бассейну): Посмотри, Егор, как плавают в водичке рыбки, уточки. Потрогай водичку (ребенок ладошкой трогает водичку, по желанию). Возьму сачок и поймаю рыбку. Вот так! Я поймала желтуо рыбку. А Егор какую рыбку хочет поймать? (ребенок ловит сачком рыбку) Какого цвета рыбку поймалр Красная рыбка.

Воспитатель: Посмотри, Егорушка. мало воды у рыбок, давай дольем водички (воспитатель показывает, как из леечки льется вода, передает лейку ребенку, малыш наливает воду). Забирай рыбку, которую ты поймал, иди поиграй с ней.

Дидактическая игра «Тонет — не тонет»

Цель: развивать познавательную активность делей'„ ввести понятия «тонет — не тонет», вызвать чувство радости, формировать коммуникативные навыки детей, расширять активный и пассивный словарь у детей.

Ход занятия: Ребята посмотрите, это кораблик! (показывает кораблик) Посмотрите он плавает. Вот лежат игрушки, они тоже очень хотят поплавать, но они не знают, могут они плавать или нет, поэтому бояться прыгать в воду. Давайте поможем игрушкам? Будем опускать по одной игрушке в воду, и. если она не сможет плавать и начнет тонуть, будем вылавливать ее сачком (показывает) или черпаком (показывает). (Дети проверяют. какие игрушки плавают, какие тонут. Берут игрушки, опускают в воду, смотрят, что происходит, воспитатель называет материал, из которого сделана игрушка. Например: пластмассовый шарик плавает, железная машина тонет). Возьмем игрушки, которые не могут плавать и тонул, и поиграем с ними. (Воспитатель вылавливает игрушки, которые плавают, оставляет один кораблик).

Дидактическая игра «Чудесным мешочек»

Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Ход занятия: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики. кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.

Дидактическая игра «Бумага»

 Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги .

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая ( можно сдуть с ладони. мнётся, рвётся, шуршит, не тони в воде).
  2. Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.

Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звхлом. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик. для рисования и т. д.) и продемонстрировать. что можно делать с каждым из её видов.

Дидактическая игра «Переливалочки»

Цель: Познакомить со свойствами воды: жидкая, может течь, может быть теплой, холодной. Развивать тактильные ощущения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все позн...

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста...

«Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей об ообенностях детской экспериментальной деятельности...

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Здесь отражены задачи; направления; структура детского экспериментирования; материалы и оборудование, необходимое для детского экспериментирования; методические приемы, используемые для организации де...

Доклад на семинар «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Детский ум очень пытлив и любознателен. Приходит время, когда в день нам приходится слышать "100 тысяч почему": почему небо синее, почему солнце светит, почему снег идет и т.д. И очень часто мы – взро...

Программа кружка По экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» (познавательно-речевое развитие) старшая группа «Солнышко»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти зн...

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образовани...