Статья "Взаимосвязь изобразительной деятельности и детской художественной литературы"
статья (старшая, подготовительная группа)

Шевченко Алина Сергеевна

Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества – одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется большое внимание. Одним из наиболее мощных средств эстетического воспитания является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их все- стороннего развития. Проблема отражения детьми возраста сюжетов сказок в рисун- ках является многоаспектной и актуальной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сборник статей

Выпуск 19

Том II

Орёл 2022

УДК 373, 378

ББК 74.10, 74.14

Печатается по решению кафедры теории и технологий дошкольного образования ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева» Протокол № 3 от 25.11.2022

Редакционная коллегия:

Бочарова Н.И., к.п.н., доцент, доцент кафедры теории и технологий дошкольного образования ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»

Бубнова С.Ю., к.п.н., доцент, зав. кафедрой теории и технологий дошколь- ного образования ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»

Актуальные проблемы дошкольного образования. Сборник статей. Выпуск 19/ Под ред. Н.И. Бочаровой, С.Ю. Бубновой. – Орёл: ООО «Горизонт», в 2 томах. Том II. 2022. – 278 с.

В сборнике представлены научно-методические статьи по различным направлениям образовательной работы с детьми, а также материалы, обобщающие опыт реализации инновационных проектов в системе дошкольного образования Орловской и Курской областей.

Сборник адресован работникам высшей школы, аспирантам, студентам, педагогам дошкольного образования.

© Коллектив авторов, 2022

© Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 202

  1. Взаимосвязь изобразительной деятельности и детской художественной литературы

Шевченко А.С., Егорова Л.А., воспитатели МБДОУ № 11, г. Мценск

Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества – одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется большое внимание. Одним из наиболее мощных средств эстетического воспитания является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их все- стороннего развития. Проблема отражения детьми возраста сюжетов сказок в рисун- ках является многоаспектной и актуальной.

Ученые, разрабатывающие проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством искусства, (А.В. Антонова, Н.А. Ветлугина, Л.Г. Ардашникова, О.С. Ушакова, Т.Н. Доронова, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Л.А. Пеньевская, Е.А. Флерина, Т.Д. Полозова, Р.М. Чумичева и др.) особенно подчеркивают роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания дошкольников.

Художественная литература тесно связана со многими видами искусства и ча- сто выступает по отношению к ним своеобразной основой. Объединяющим фактором большинства видов искусства является образ. На образном содержании базируется любая художественная деятельность.

Специфические средства выразительности, доступные пониманию детей до- школьного возраста, свойственны для каждого вида искусства, а чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуаль- ным для восприятия образа и творчества во всех его проявлениях.

Художественная литература располагает целым комплексом средств: художе- ственные образы-персонажи, слово, оформление – все это вместе взятое, в силу образ- но-конкретного мышления дошкольника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художествен- ного вкуса. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литера- турным произведениям, формируется художественный вкус.

Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Детская поделка, рисунок являются мощным средством познания и отобра- жения действительности, в них раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так в лепке, рисунке, аппликации дети отражают полу- ченные ими впечатления.

В теории изобразительной деятельности вопрос о роли средств художественной выразительности в создании детьми образов в рисунках рассматривался прямо или косвенно, но больше внимания уделялось изучению цвета [1], формы [2], композиции [3]. Роль эмоции в осуществлении изобразительной деятельности играет важную роль. От того, какие переживания вызывают у ребенка персонажи сказки, зависит раскрытие их выразительного образа в композиции рисунка.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и детской художественной литера- туры способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литера- турного произведения и последующей их передаче в рисунке, эмоциональному восприятию гармонии художественной речи произведения, овладению умениями передачи образов этих произведений в детском творчестве. Например, организуя с детьми наблюдения за явлениями природы осенью на прогулках, беседой о ней, разучиванием стихотворений, предлагается нарисовать отдельные природные явления, воспитатель показывает детям, как кисточкой нарисовать, что «листочки по ветру летят», или «кап-кап, дождик идёт», нарисовать карандашами. В зависимости от со- держания задания малышам можно предложить нарисовать «как светит солнышко в окошко», дети радуются солнышку, а педагог напоминает им стихи:

Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.

Образность, как живость, наглядность, красочность изображения, которая явля- ется неотъемлемым признаком всякого искусства, ярко представлена в детской худо- жественной литературе. Образность речи – особая стилевая черта, получающая наибо- лее полное выражение в языке художественной литературы, является важным факто- ром эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

С помощью этих средств информация, которая заложена в художественном произведении, формирует в сознании ребенка яркие конкретные образы. Это достига- ется использованием метафор, эпитетов, олицетворений, сравнений, повторов и др.

Изобразительность как черта художественного образа литературного произве- дения дает возможность ребенку передавать этот образ в изображении с помощью изобразительных средств выразительности. Основой же изображения служит не толь- ко отображенное в произведении литературы явление или образ, но и эмоциональное переживание ребенка по отношению к изображаемому.

В результате общения с художественным произведением у дошкольников вос- питывается чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, культура эстетического восприятия, а в процес- се изобразительной деятельности дети учатся видеть гармонию изображения, цвета, у них пробуждается интерес к творчеству и постепенно развивается самостоятельное эстетическое видение.

В дошкольной педагогике и в детской литературе на основе общих положений разработаны требования к художественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объем) и оформлению книг, а также принципы составления репер- туара для чтения детям. Подбор произведений детской художественной литературы, доступный пониманию детей и отражению образов этих произведений в изобрази- тельной деятельности ребенка-дошкольника является средством повышения эффек- тивности эстетического воспитания и развития.

Детское художественное творчество – деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций, создания художественных композиций, литературных произве- дений. Часто для поддержания интереса к художественным произведениям лепят или рисуют, например, тарелочки трех медведей или морковку для зайчика. В младшем возрасте широко применяют прием сотворчества, когда воспитатель рисует литера- турного героя, ребенок дорисовывает необходимый для решения изобразительных задач предмет, это может быть, воспитатель рисует курочку – Рябу, дети дорисовыва- ют яичко. Тем самым решается целый ряд программных задач по обучению рисова- нию, воспитанию любви к литературным героям, развитию творческих способностей детей.

Таким образом, влияние произведений литературы на занятия художественным творчеством способствуют интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, сравнивать и соизмерять, воображать и сочинять.

Список литературы:

  1. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М. Педагогика. 1983.
  2. Мирошкина Р.А. Формирование выразительности в детских рисунках. – М.,

1986.

  1. Шорохов Е.В. Композиция. – М.: Просвещени, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «По страницам любимых книг» - знакомство с детской художественной литературой.

Тема занятия: «Праздник сказки» (Викторина по сказкам).Образовательные задачи: - дать представление о классификации сказок;- формировать умение определять содержание литературных произведе...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе « Доброта и отзывчивость», посредством детской художественной литературы.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе « Доброта и отзывчивость», посредством детской художественной литературы.Цель:  Способствовать формирова...

Методическая разработка «Организация образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада»

В разработке представлены цели и задачи,педагогические приёмы работы с художественными произведениями,формы работы, используемые при обучении чтению....

"Особенности восприятия детской художественной литературы в процессе непосредственно образовательной деятельности в ДОУ"

Средствами художе­ственного слова еще до школы, до усвоения грамматичес­ких правил маленький ребенок практически осваивает грам­матические нормы языка в единстве с его лексикой.Из книги ре...