Интеграция изобразительной деятельности и использования художественного слова в подготовительной группе детского сада.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

INNA PROZOROVA

НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ЖАР ПТИЦА49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №81»

                                                        г.Воронеж

Интеграция  изобразительной деятельности и  использования    художественного слова в подготовительной группе детского сада.

Подготовили педагог

дополнительного образования

Прозорова И.В.

Учитель-логопед

Майгурова В.В.

2022г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА НА ЗАНЯТИЯХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Педагогом могут быть использованы самые разнообразные литературные формы: стихи, потешки, загадки, маленькие рассказы, отрывки из сказок и других литературных произведений.

Цель использования художественного слова:

1. Создание у детей интереса к занятию.

2. Художественное слово как тема к изображению.

3. Художественное слово как тема для создания выразительного образа.

4. Использование художественного слова в изображении пейзажа.

        Литературные произведения должны быть доступны и понятны детям по содержанию, языку, они должны вызвать в представлении ребенка яркие, зримые, конкретные образы, помочь ребенку реально представить предмет, его цвет, форму.

        Для создания у детей интереса к занятию могут быть использованы любые литературные формы: стихи, потешки, отрывки из любых произведений, но чаще загадки. Детям предлагают отгадать, кого они будут рисовать.

        Эти загадки не только создают интерес к занятию, но и несут информацию о внешнем виде предметов, о повадках животных.

Но есть и другие стихи, загадки, потешки, которые помогают создать в представлении ребенка выразительный образ.

        В работе со старшими дошкольниками художественное слово может быть использовано как тема для изображения.

        Особую роль играет художественное слово при рисовании детьми пейзажа. Подготовка детей к изображению пейзажа включает в себя следующее:

        - целенаправленное, организованное наблюдение в природе;

        - знакомство непосредственно с пейзажной живописью или    

          использование репродукций с картин;

        - использование поэзии.

        Стихи должны отличаться высокой художественностью, должны быть доступны и понятны детям по содержанию языку, должны формировать в представлении ребенка яркие, зримые, выразительные художественные образы.

        Поэтические строчки могут помочь детям восприятию цветовой гаммы, палитры, колорита пейзажа.

        Таким образом, отражение поэтических образов природы средствами рисунка доступно детям дошкольного возраста и влияет на их эстетическое воспитание.

        Художественное слово развивает у ребенка не только способность видеть, но и передавать в рисунке красоту поэтических образов, влияет на выразительность детских рисунков.

Конспект интегрированного занятия по изодеятельности с использованием элементов нетрадиционных техник изображения и художественного слова в подготовительной группе ДОУ «Жар-птица».

Цель: развитие художественно-творческих способностей.

Задачи:

1. Учить детей рисовать сказочных птиц с помощью «трафарета» - руки; упражнять в подборе цвета, для передачи необходимого эффекта; обогащать словарный запас детей глаголами и прилагательными.

2. Развивать у детей наблюдательность, фантазию, творческое воображение; умение видеть характерные эстетические признаки окружающих предметов; развивать художественный вкус подбором цвета, формы; развивать описательную, эмоциональную речь детей.

3. Воспитывать аккуратность, творческую активность, самостоятельность, навыки сотрудничества, самооценки,

Взаимопонимание, ответственность.

Материал к занятию: Изображения Жар-птицы,белые листы бумаги размером А4, необходимые художественные материалы для детского творчества (цветные восковые карандаши,акварель,простой карандаш), бумага для поэтапного показа педагогом выполняемой работы, слайды для демонстрации,музыкальный материал),изображения жар-птицы.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русские народные сказки «Иван Царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Конек-горбунок» П.Ершова; рассматривание иллюстраций с изображением жар-птицы; рисование с помощью «руки-трафарета» рыбок, уточек, солнышка; разучивание пальчиковой гимнастики «Волшебный цветок».

Ход занятия.

Педагог ДО: Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в сказочную страну.  Где живут не просто птицы,а необыкновенные волшебные птицы.

Учитель-логопед: Тихо-тихо  рядом сядем,

                                  Входит чудо в каждый дом.

                                  В удивительном наряде,

                                  Разноцветном, расписном.

                                  Вместе с чудом и весельем

                                  К нам приходит волшебство

                                  Осторожно-осторожно,

                                  Не спугнуть бы нам его…

(Приходим на сказочную поляну).

Учитель-логопед: Послушайте загадку:

Оперением горя

Вся сверкает, как заря

И Иван ее ночами

Ловит для царя,

Он ей в хвост сумел вцепиться

И зовут ее …

Дети: Жар-птица.

(Слайды с изображением жар птиц)

Учитель-логопед: Ребята послушайте стихотворение А.Фета

Ребенок: На суку извилистом и чудном,Пестрых сказок пышная жилица,

                 Вся в огне,в сиянии изумрудном.

                 Над водой качается жар-птица.

Педагог ДО: Скажите, Жар-птица существует на самом деле?

Дети: Нет.   

Педагог ДО: Почему?  

Дети: Потому что ее придумали сказочники, художники, писатели.                                                                                                                     Педагог ДО: Правильно, молодцы. «Жар-птица- волшебная, сказочная птица». Чем же эта птица необычна, чем она отличается от других птиц,  которых мы видим на улице, в парке?

Дети:  Она отличается ярким необычным оперением.

Учитель-логопед: Правильно полушайте что о ней пишут-(говорят,рассказываю в сказках,стихах,потешках:

Ребенок: Жар-птица – сказочная птица,персонаж русских сказок,обычно является целью поиска героя сказки.Перья жар-птицы обладают способностью светить.Жар-птица-огненная птица,ее перья блистают серебром и золотом,крылья как языки пламени,а глаза светятся как кристаллы.

Показ слайдов.

Педагог ДО: Вот как необычно сказочно выглядит наша жар-птица.

Дети: Голова, туловище и крылья Жар – птицы нарисованы в ярко – красных красках. Хвост в виде радуги. На голове хохолок в красивых завитках

Педагог ДО: Какие  вы знаете сказки с изображением Жар-птицы?

 Дети:  В  сказке Ершова П. «Конек-Горбунок ,русская народная сказка«Жар-птица и Василиса-царевна», «Молодильные яблоки».

Учитель-логопед: послушайте как Ершов в своей сказке описывает Жар-птицу:

Неча молвить,страх красивы!

Ножки красные у всех;

А хвосты-то-сущий смех!

Чай,таких у куриц нету.

А уж сколько парень свету,

Словно батюшкина печь!

Педагог ДО: Я вам предлагаю превратиться в сказочных птиц.

 Физминутка

Чудо – птицы прилетели.                              взмах, руки вверх,
Прилетели , посмотрели.                              опустить руки, повернули голову вправо, влево.
На ветвях они присели.                                 присели,
Вдруг вспорхнули, улетели.                         встать и улететь.

 

Педагог ДО: В народных поверьях и сказках жар-птица - символ света, радости, счастья. Герои сказок часто отправляются в путь за Жар-птицей. Сегодня я предлагаю вам стать художниками и нарисовать свою жар птицу, которая вам принесёт счастье.Но мы нарисуем с вами не совсем обычным способом.

(Демонстрация нетрадиционной техники) .Подумайте, какую сказочную птицу вы будете рисовать?  Какими декоративными узорами вы будете наряжать свою Жар-птицу?А пока вы рисуете мы послушаем прекрасную музыку и посмотрим как другие художники изображали Жар-птиц.

Самостоятельная творческая деятельность детей

В процессе работы педагог общается с детьми, спрашивает, какие цвета нужны для того чтобы передать радость, счастье? А какие необходимы для грусти, печали, тоски? Можно сочетать теплые и холодные оттенки. Рассказывает о том, что только старание и аккуратность помогут нарисовать красивых птиц.

Закончив работу,педагог устраивает выставку рисунков и обращает внимание детей на рисунки.

Педагог ДО:  Ах, какая красота!   От красоты,  и от теплоты ваших рук оживет Жар - птица. Ночью  Жар-птица улетит в сказку и исполнит ваше заветное желание.

Учитель-логопед: Ребята,я расскажу вам тайну-Жар-птица может приходить к вам когда вы этого пожелаете.И может исполнять ваши заветные желания,вы можете пофантазировать придумать вместе с ней свою сказку или историю.(методика Соболевой О.Л.)

Литература:

1. Григорьева  Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников

                                М. 1997

2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке

                                М. 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА. Тема. Моя семья.

Цель. Развитие познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе детского сада , тема занятия " В гостях у Вини Пуха".

     " Использование деятельностного метода при организации непрерывного процесса обучения в образовательной области " Познание".             ...

НОД по изобразительной деятельности "Зимний лес" в подготовительной группе детского сада

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада по изо-деятельности. Рисование различных пород деревьев в зимнем уборе....

ПЛАН ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Календарно-тематическое планирование проектной работы на год. Тема: "Все профессии нужны, все профессии важны"...

Конспект занятия по обучению детей грамоте «Звук, буква, слово» в подготовительной группе детского сада

На занятие по обучению детей грамоте   учим делить слова на слоги, читать слоги с пройденными буквами.  С помощью игры «Теремок» выясняем, что звуки мы слышим, а буквы – видим. Дальше с...

Изо.деятельность пластиковой вилкой в подготовительной группе детского сада "Сентябринка".

нетрадиционные техники расширяют изобразительные вонНетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от...