Познавательный проект "Загадки солёного озера"
проект (подготовительная группа)

Кретинина Ирина Владимировна

Познавательный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zagadki_solenogo_ozera.docx126.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 Г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 10 «БЕЛОЧКА»

C:\Users\Пользователь\Desktop\Эмблема 4.jpg

Творческий проект

                  Тема: «Загадка солёного озера»

Автор: Семиренко Артём

Руководитель: Кретинина И.В., воспитатель

                       

                                2020-2021 учебный год

Аннотация.

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань ».

Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать

Паспорт проекта

Полное название ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное оразовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»

Полное название работы

«Загадка солёного озера»

Направление, секция

Творческое

ФИО автора, возраст

Семиренко Артём Денисович, 6 лет

Руководитель проекта, должность

Кретинина Ирина Владимировна, воспитатель

Цель

Формировать у детей стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками.

Узнать о полезных свойствах солёного озера

Задачи

  1. Узнать историю возникновения соленых озер.
  2. Выяснить свойства соли в озере и как ее используют.
  3. Провести опыты для изучения свойств солёной воды.
  4. Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности ребёнка.

Сроки реализации

краткосрочный

Участники проекта

Дети подготовительной группы, родители, воспитатели

Конечный результат (продукт)

Презентация проекта, картотека опытов

Методы и приемы реализации проекта:

1. Анализ познавательной литературы и статей из Интернета

2. Опытно - экспериментальная деятельность

3. Исследовательская деятельность

4. Наблюдение

5. Творческая деятельность

Проблема:  Соль - незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем

Объект: солёное озеро

Предмет: свойства солёного озера

Проектный продукт:  компьютерная презентация и исследовательская работа, творческие работы.

Основная часть:

I этап

Подготовительный

1.        Постановка проблемы

2.        Подбор материала по теме «Солёное озеро»

3.        Беседы с родителями по теме проекта.

II этап Познавательный

Как появилось соленое озеро?

Соленые озера появляются, чаще всего, в засушливых местах. Они представляют собой бессточные водоемы. То есть вода в них втекает из других водоемов, но не вытекает. Реки питают озера водой, в которой содержатся минеральные вещества. После этого вода из озера испаряется, а соль оседает на дно. Так образуется соленое озеро. Есть в мире соленые озера, которые образуются немного по-другому. Это водоемы в кратерах вулканов. Там также образуются соленые озера.

Солёное озеро большое Яровое, давшее городу имя, относительно невелико: площадь акватории-56 кв.км., длина 11 км., ширина 8 км.. Наибольшая глубина для местных озер-7-8 м. Это еще и самая низкая точка Алтая, водное зеркало лежит на высоте всего 79 м над уровнем моря. Озеро расположено в 8 км от Славгорода и занимает глубокую котловину. В северо-восточном углу небольшой залив-лиман. Именно отсюда берут лечебницы знаменитую яровскую грязь, - целебное терапевтическое средство. Берега озера то пологи, то возвышаются крупными ярами высотой до двадцати метров. Высокие берега изрезаны оврагами и балками, по ним весною бурными потоками бегут талые воды. На берегу озера стоит химический завод.

2. Полезные свойства соленого озера

Озеро Яровое на Алтае можно сравнить с Мертвым морем. Вода в озере соленая. Купание в воде, насыщенной соляными растворами и минералами, благоприятно сказывается на здоровье. Высокая концентрация солей способствует снятию отеков, снимает боль, ускоряет заживление, активизирует кровообращение и обменные процессы. Вода озера показана при заболеваниях кожи (экзема, нейродермит) и неврологических болезнях. Помогает она и при заболеваниях носоглотки.

Оздоравливающий эффект носят также прогулки вдоль озера. Испарения воды наполняют воздух различными минералами, в том числе бромом, которые успокаивающе действуют на нервную систему и оказывают положительный эффект при хронических заболеваниях лор-органов. Отдых на Большом Яровом озере —  приятная профилактика ОРВИ и гриппа.

Иловая грязь озера Яровое также обладает ярко выраженными лечебными свойствами. Она сходна по составу с грязями известных грязевых курортов России. Использование грязи в лечебных целях началось здесь еще в 1972 г. в специально построенном для этих целей санатории. Грязь Большого Ярового озера черного цвета, по консистенции напоминает мазь, пахнет сероводородом. Нанесение на тело напоминает намазывание масла на хлеб. Грязелечение показано при многих заболеваниях. Оно применяется при лечении артритов, артрозов, гинекологических заболеваний, простатитов, спаечных процессов и многих других. Однако имеются и противопоказания. Поэтому перед использованием грязи необходимо проконсультироваться с врачом.

III Опытно-экспериментальная деятельность

Опыт 1.«Эффект мертвого озера»

Для эксперимента взяли два сырых яйца и две стакана с водой. Запустили одно яйцо в стакан : оно опустилось на дно. Затем во вторую стакан насыпали соли (примерно 2 ст. ложки), хорошо размешали и опустили второе сырое яйцо — оно не утонуло.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности.

Объяснение: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть.

Опыт 2. «Как из солёной воды добыть питьевую воду».

Налить в таз воды, добавить две столовой ложки соли, перемешать. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, и опустить стакан в таз так, чтобы он не всплывал, но его края были выше уровня воды. Сверху натянуть плёнку, завязать её вокруг таза. Продавить плёнку в центре над стаканчиком и положить в углубление ещё один камушек. Поставить таз на солнце. Через несколько часов в стаканчике накопится несолёная чистая вода.

Вывод: вода на солнце испаряется, конденсат остаётся на плёнке и стекает в пустой стакан, соль не испаряется и остаётся в тазу.

Опыт 3. Опыт «Выпаривание соли»

Мы взяли стаканчик, налили туда воды, добавили соль, размешали. Взяли из стакана небольшое количество соляного раствора на ложку и поместили на огонь. При нагревании вода испарилась, на дне ложки остались кристаллы соли.

Вывод: при испарении солёной воды образуются кристаллы.

Опыт 4. «Выращивание кристаллов»

Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в стакан тёплой воды,  засыпали соли, постоянно помешивая, чтобы она быстрее растворялась. Добавляла соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. Потом солёную воду процедили через чистую ткань. Это мы сделали для того, чтобы грязь не попала в раствор. Для начала роста кристаллов берут затравку - маленький кристаллик, на котором и станет образовываться большой кристалл. Через четыре дня кристаллик, который мы привязали к нитке и опустили в солёный раствор, оброс новыми кристаллами соли. Скрепка покрылась кубиками соли, а под карандашом на нитке образовался зонтик из солёных кристаллов. Со временем кристаллы увеличивались, у скрепки зонтик стал совсем большим.

Опыт 5. «Соль затрудняет процесс замерзания.»

Чтобы проверить данный факт, я взял две банки с пресной водой и 2 кубика льда.

Добавил в одну банку чайную ложку соли, и тщательно размешал. Поместил в банки одинаковые кубики льда.

Лёд в банке с соленой водой тает намного быстрее, чем в несоленой воде.    

Получается, что соль в воде затрудняет процесс замерзания. В зависимости от количества соли в морской воде, может потребоваться температура на 25 градусов холоднее, чем для заморозки пресной воды! Это одна из причин, почему соль используется, чтобы расплавить лед на тротуарах и улицах. Это также одна из причин, почему океан не замерзает полностью, когда погода становится холодной.

IV Завершающий

Презентация проекта «Загадки солёного озера».

Цель: Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками.      

Выводы

1.Соль попадает в озеро из подземных источников. Там накапливается и под воздействием солнца оседает в озерах.

2. Мертвое озеро считают самым соленым озером, там нет жизни.

3. Свойства соленой воды отличаются от пресной: более плотная, способна «держать» на совей поверхности предметы; затрудняет замерзание воды, поэтому соль используют зимой на дорогах; используется в медицине; имеет хорошую силу притяжения, поэтому в соленой воде могут вырасти кристаллы и кораллы разной формы;

4.Опыты, которые я провел, помогли мне получить навыки исследователя, наглядно увидеть то, о чём я прочитал в книгах.

5. Данная работа заинтересовала меня, и я продолжу изучение этой темы, полученными сведениями поделюсь со сверстниками.

Литература

  1. «Древности и предания озера Ярового» - Б.В. Мельников, В. Б. Яшин;

  1. « Зрелость» - М.Ф. Семёнов, А.Н. Бондаренко, П.Н. Дунаев, С.Я. Лившиц;

  1. « Молодость древнего озера» - Владимир Васильевич Гусельников;

  1. «Яровое» - Владимир Жемеров;

  1. Материалы из сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кто живёт в реке и в озере"

Цель: формирование представлений об обитателях  пресных водоемов(рек, озер),  их образе жизни и значении.Задачи:1)Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Кто живёт в реке и в озере» (Познавательное развитие)

Данная разработка помогает создать условия для формирования представлений детей об обитателях  пресных водоемов (рек, озер), развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездя...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе Тема:"Кто живет в реке и озере"

Программное содержание: закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озер; развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озер. Совершенствовать устную реч...

Познавательный проект "Обитатели озера Байкал"

Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привёл к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошколь...