Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Наше озеро в опасности»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Скрипко Наталья Геннадьевна

Цель: формирование у дошкольников основ экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashe_ozero_v_opasnosti.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

по познавательному развитию (ФЦКМ)

        «Наше озеро в опасности»

Возраст воспитанников: для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Вид НОД: интегрированное.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Цель: формирование у дошкольников основ экологической культуры.

Образовательные задачи:

-расширить знания детей о природе родного края;

- закрепить в самостоятельной деятельности умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней.

Развивающие задачи: 

-совершенствовать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;

- стимулировать развитие словарного запаса детей;

- развивать умение логически  высказывать и обосновывать свои суждения.

Воспитательные задачи: 

- воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, содействовать правильному поведению детей в природной среде.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа: Беседа о нашем озере Улагач, его обитателях; беседа о предупреждающих знаках, о безопасном поведении вблизи водоемов. Беседа о заводах и их вредном влиянии на окружающую среду. Эксперименты с водой, изучение ее свойств (запах, вкус, цвет).

         Словарная работа: Озеро Улагач, фильтрация воды, предупреждающие знаки, ватный диск, воронка.

Планируемый результат: Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями. Обладает начальными знаниями о причинах загрязнения водоема. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои умения в различных видах деятельности.

Средства и оборудование:

технические: магнитофон, аудиозапись голоса сома.

методические: картинки с предупреждающими знаками; иллюстрации озера.

организационные: посылка, сосуд с грязной водой, сосуд с чистой с чистой водой, ватный диск, воронка; на каждого ребенка 0,5 листа формата А4, кисти, краски, карандаши, восковые мелки.

Ход НОД:

Вводная часть.

Раздается стук в дверь, появляется почтальон.
Почтальон: Добрый день! Это группа «Ромашка?»
Дети: Да!
Почтальон: Вам посылка! Воспитатель,  распишитесь и получите!
Воспитатель получает посылку и ставит ее на стол.
Воспитатель: Дети, хотите посмотреть, что же там внутри?
Дети: Конечно, хотим.
Воспитатель открывает посылку, и достает конверт. Вскрывает конверт и из него раздается голос (включается аудиозапись): 
«Ребята, меня зовут Дедушка Сом! Мой дом  озеро Улагач. Много лет назад я приплыл сюда, и мне очень понравилось, что озеро такое огромное, вода в нём чистая, столько рыбы в нём плавает. Я решил остаться здесь навсегда. А теперь наш водоём погибает!!! Мы не можем понять, что случилось. Раньше мы жили так хорошо, может быть дело в воде? Прошу вас, помогите нам!!! 
Воспитатель: Тут еще кое-что есть (достает бутылочку с грязной водой). Ребята, что же это, как вы думаете? 
Дети: Вода из озера
Воспитатель: Что вы можете сказать об этой воде? Какая она?
Дети: Вода грязная, непрозрачная, мутная. 
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что же случилось, почему озеро такое грязное?
Дети: Потому что человек засоряет его.

Воспитатель: Как человек может озеро засорить?
Дети: Выбрасывает мусор в неположенных местах, заводы загрязняют водоем отходами.
Воспитатель: Как вы думаете, такая вода пригодна для жизни? Почему? Дети: Нет. Рыбам нечем дышать в грязной воде. Солнечные лучи не проникают в грязную воду.
Воспитатель: А в какой воде рыбам лучше живется?

Дети: В чистой воде.
Воспитатель: А почему?
Дети: В чистой воде больше кислорода.
Воспитатель показывает сосуд с чистой водой.

Воспитатель: Что вы можете сказать об этой воде? 
Дети:  Она прозрачная, кристально чистая.
Воспитатель: А такая вода пригодна для жизни? 
Дети: Да, она пригодна.
Воспитатель: Что же нужно сделать с водой, которую прислали в посылке, чтоб она стала такой же чистой как у нас в группе? 
Дети: Ее нужно очистить.
Воспитатель: Правильно. Сейчас мы с помощью фильтра попытаемся очистить воду.
Проводится опыт «Фильтрация воды»
Воспитатель: Возьмем ватный диск и положим его в воронку – у нас получился фильтр! Теперь аккуратно перельем загрязненную воду через фильтр. Что же произошло?
Дети: Грязь осталась в фильтре, вода стала чище. 
Воспитатель: Верно, ребята, мы с помощью фильтра очистили воду.
Мы с вами хорошо потрудились! Давайте отдохнем!
Физкультминутка
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Воспитатель: Передохнули? Но нам все-таки нужно дать ответ Дедушке Сому и его друзьям. Как же нам помочь навести порядок в его доме? Как вы думаете, таким маленьким фильтром мы сможем очистить все озеро?
Дети: Нет, нужны большие фильтры.
Воспитатель: А можем ли мы сделать сами такие большие фильтры?
Дети: Нет! Не можем.

Воспитатель: А почему не можем?

Дети: Потому что мы еще дети.
Воспитатель: Так чем же мы можем помочь жителям озера?

Дети: Рассказать об этом всем взрослым людям.

Воспитатель: Как вы думаете, если люди будут знать, что, засоряя водоём, они наносят вред окружающей среде, они перестанут это делать? 
Дети: Перестанут.
Воспитатель: Помните, мы с вами говорили, что люди развешивают, чтоб предупредить друг друга о чем то.  Что же мы можем развесить вблизи нашего озера?
Дети: Предупреждающие знаки!
Воспитатель: Сейчас мы изготовим их своими руками! Присаживайтесь за столы. Вы можете воспользоваться на выбор: красками, карандашами, восковыми мелками, чтоб изготовить знак.
Дети рисуют знаки. Воспитатель по мере необходимости подходит к ребенку, испытывающему те или иные трудности, чтобы помочь.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы.

Заключительная часть:
Воспитатель
: Какие хорошие знаки у нас получились. Но озеро очень большое, тянется на много километров, наших знаков не хватит, чтобы расположить их по всему берегу. Но теперь мы знаем, чем опасно загрязнение воды, что оно наносит вред всему живому. Как мы можем поделиться своими знаниями?
Дети: Нужно рассказать людям об этом!
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы расскажете  своим мамам и папам, бабушкам и дедушкам, друзьям! А они в свою очередь расскажут своим знакомым и загрязнение воды прекратится.

Список литературы:

Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.

Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 – 159с.

 Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 131с.

Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. - 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) с использованием лэпбука «Башкирская народная культура».

Цель: создание условий для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с культурой и бытом башкирского народа....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа»

Цель: формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям....