Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Проблемы экологии. Экологические знаки».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Скрипко Наталья Геннадьевна

Расширение и систематизирование знания детей о природе и о роли человека в её защите. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию (ФЦКМ)

«Проблемы экологии. Экологические знаки».

Возраст воспитанников: для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Вид НОД: тематическое.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Цель: Расширение и систематизирование знания детей о природе и о роли человека в её защите.

Образовательные задачи:

-формировать интерес к объектам природы, ее охраны;

-закрепить правила поведения в природе, используя экологические знаки.

Развивающие задачи: 

 - продолжать формировать умение решать поставленные задачи (проблемы)     адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания о правилах поведения в природе;

-продолжать развивать внимание, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук;

-расширять кругозор;

- развивать умение логически  высказывать и обосновывать свои суждения.

Воспитательные задачи: 

-воспитывать ответственное и бережное отношение за сохранение нашего общего дома, к окружающему миру;

- продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- совершенствовать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа: Наблюдения, беседы, экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы, рассматривания картин, дидактические игры.

Словарная работа: Эко-знаки, полиэтиленовые пакеты.

Планируемый результат: ребенок способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам другим, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Ребенок способен опираться на свои знания и умения.

Средства и оборудование:

методические: картинки экологические знаки, картинки-пазлы (цветы, птицы и звери)

         организационные: кружки синего и красного цвета,

Ход НОД

Мотивационный этап - Вводная часть

Воспитатель:

Рады мы всегда друзьям,

Приглашаем в гости к нам

Все, кто хочет твёрдо знать

Как природу охранять,

Как в лесу себя вести,

Чтоб вреда не принести

Ни себе самому,

Ни деревьям, ни цветку,

Ни лягушкам, ни лисицам,

Ни кузнечикам, ни птицам

Ведь в любое время года

Ждёт помощников природа!

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Кто угадает, о чём будет тема сегодняшнего занятия?

Дети: О природе

Воспитатель: Правильно.

Содержательный этап - Основная часть.

Воспитатель: Ребята, красота, которую дарит нам природа, бесценна. Но человек не всегда правильно относится к ней, засоряет водоемы, сжигает леса, уничтожает животных. Давайте попробуем доказать, что мы не хотим зла природе, что мы ее друзья. Для этого нам нужно выполнить интересные задания.

Задание 1 «Ответьте на вопросы»

 Воспитатель: Дети, а вы знаете, что такое природа?

Дети: Это  растения, животные, деревья.

Воспитатель:  Как вы думаете, что не относится к природе и почему?

Дети: Дома, машины потому что их сделал человек.

Воспитатель: Посмотрите вокруг. Человек придумывает очень много вещей, которые имеются в природе. Приведите примеры.

Дети: Вертолет-стрекоза, подводная лодка-кит, гриб-зонт, радуга-мост, дождь-душ, самолет-птица, трава-ковер.

Воспитатель: В каких бутылках лучше держать напитки: в стеклянных или пластмассовых? Почему?

Дети: Стеклянные бутылки можно использовать много раз.

Задание 2 «Обоснуйте свои ответы»

Воспитатель: Для чего необходимо сохранить леса?

Дети: Лес очищает воздух, в лесу живут птицы и звери.

Воспитатель: Вода играет важную роль в природе. Расскажите, зачем нужна вода природе.

Дети: Для роста растений, животные пьют воду; среда для обитания рыб.

Воспитатель: Что может загрязнить воздух?

Дети: Выхлопные газы машин; выбросы заводов.

Воспитатель:  Чем опасен лесу неубранный туристами мусор: бумага, банки, бутылки?

Дети: Стекло загрязняет почву; от непотушенной сигареты может возникнуть пожар; брошенная бумага, консервные банки и полиэтиленовые пакеты долго разлагаются

Воспитатель:  Нам каждый день необходима бумага. Но это ведёт к вырубке леса. Что мы можем изменить?

Дети: Собирать макулатуру.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы неплохо выполнили это задание. А теперь небольшая разминка

         Физкультминутка «Солнце спит».

Солнце спит, и небо спит (сложены ладони к левой, правой щеке)

Даже ветер не шумит (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало (руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало (вращаем раскрытыми ладонями)

Вдруг повеял ветерок (качаем руками)

Небо тучей заволок (закрыли лицо руками)

И деревья раскачал (качания в право влево)

Дождь по крышам застучал (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крышам (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи (приседаем)

Ни один не виден лучик (встали спрятали руки за спину)

Воспитатель: Молодцы, дети! Вижу, любите вы природу, пытаетесь заботиться о ней. Как вести себя в лесу, в городе, на улице, что можно делать, а чего нельзя вам помогут усвоить экологические знаки (эко – знаки). Помогите разобраться, что они означают?

«Поступай в природе так,

Как подскажет эко – знак!

Может, ты уже заметил, чем похожи знаки эти?

Перечёркнут круг – запрет

Причинять природе вред!

Треугольник ярко – красный –

Скажет голубой квадрат:

Лес твоим поступкам рад!

Эко – знаков очень много

Никогда их не забудь,

Пусть они тебе помогут

Безопасный выбрать путь.

(Воспитатель показывает эко-знаки, дети с его помощью объясняют, что они обозначают).

1. «Разжигать костёр запрещено» - здесь нельзя разжигать костёр, может получиться пожар.

2. «Запрещено топтать грибы и цветы» - цветы, грибы погибнут.

3. «Нельзя рубить деревья» - после срубленного дерева останется только пенёк.

4. «Нельзя ловить бабочек» - они погибнут.

5. «Птичья столовая» - место, где можно кормить птиц. Знак призывает: «Не проходите мимо, покормите птиц».

Этот знак прочитает любой

Он очень важен морозной зимой.

Мимо, пожалуйста, не проходи:

В этой «столовой» птиц покорми»!

6. «Загрязнённый водоём» - купаться нельзя и нельзя ловить рыбу, можно заболеть.

7. «Зелёная аптека» - можно собирать лекарственные травы.

8. «Сбор грибов запрещён» - в этом месте грязно, грибы собирать нельзя, ими можно отравиться.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли мне разобраться в эко – знаках. А теперь немного поиграем.

Дидактическая игра «Так бывает или нет?»

Воспитатель: А сейчас я буду задавать вам вопросы, если я буду говорить не правду, вы поднимите синий кружок, если правду – красный.

1. Весной бегут ручьи?

2. Весной бывают сильные морозы?

3. Всю весну медведь спит в берлоге?

4. Весной прилетают грачи?

5. Весной собирают урожай овощей?

6. Весной цветут яблони, и черемуха?

7. Весной завывает вьюга?

8. Весной прилетают ласточки?

9. Весной люди купаются и загорают на пляже?

10. Весной с деревьев опадают листья?

Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете признаки весны. А теперь, я предлагаю вам собрать картинки - пазлы и рассказать о них.

Дети собирают пазлы по образцу и рассказывают об этом объекте природы: цветы, птицы и звери.

Рефлексивный этап – Заключительная часть

Воспитатель: Сегодня вы все замечательно поработали. (Похвалить каждого ребенка за конкретный результат.) Молодцы! Я вами очень довольна! Скажите, что для вас было сегодня самым трудным?

Дети: Отвечать на вопросы.

Воспитатель: А что самым легким.

Дети: Разбирать экологические знаки.

Воспитатель: Надеюсь, что вы теперь будете правильно вести себя в природе. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым.

Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

 Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса, простор полей –

Всё, что зовётся Родиной твоей.

Список литературы:

Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии / В. А. Алексеев. – Ярославль: Академия развития, 1998. -238с.

Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /Т.М.Бондаренко. - Воронеж: Учитель, 2002. - 159 с.

Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. - 128с.

Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. - 240 с.

Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н. В. Коломина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144с.

Павлова, Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет / Л. Ю. Павлова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 80с.

Интернет ресурс:  https://infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) с использованием лэпбука «Башкирская народная культура».

Цель: создание условий для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с культурой и бытом башкирского народа....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа»

Цель: формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям....

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ)

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ)...