Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «В царстве растений»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Скрипко Наталья Геннадьевна

    Обобщение знаний детей о царстве растений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tsarstvo_rasteniy.docx27.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    по познавательному развитию (ФЦКМ) 

    «В царстве растений»

    Возраст воспитанников: для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

    Вид НОД: интегрированное.

    Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

    Цель: Обобщение знаний детей о царстве растений

    Образовательные задачи:

     -создать условия для получения детьми знаний о царстве растений;

    -расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения (корень, стебель);

    -закрепить и уточнить представление о целительных свойствах зелёных растений;

    -развивать представление о внешних отличиях деревьев, кустарников и травянистых растений

    Развивающие задачи: 

    -развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить свои суждения, используя модель;

    -развивать умение логически излагать свои мысли.

    Воспитательные задачи: 

    -воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, беречь их.

    Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

     Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.

    Предварительная работа: Наблюдение за деревьями, кустарниками, травами на прогулке. Чтение художественной литературы: А. Осипов «Тропинка полевая»,  П.Синявский «Зеленая аптека», И Махонина «Деревья, птицы и цветы»,отгадывание загадок о растениях, рассматривание картины «Лес».

    Словарная работа: Лекарственные растения.

    Планируемый результат: Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно - исследовательской деятельности; достаточно хорошо владеет устной речью; может использовать речь для выражения своих мыслей. Проявляет любознательность, обладает элементарными представления из области живой природы.

    Средства и оборудование:

    методические: Иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, травы, модели дерева, кустарника, травы на каждого ребенка.

    организационные: Стаканчики с песком, стаканчики с водой, палочки, марлевые жгутики  на каждого ребенка.

    Ход НОД

    Вводная часть

    Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной. Пальчиковая гимнастика.

      Здравствуй, красно солнышко – руки вверх.

      Здравствуй, ветерок – покачивание рук.

      Солнечные зайчики, – взмахи рук перед собой.

      Быстрый ручеек – руки внизу, покачивание рук.

      Здравствуй, спелая трава – покачивание ладошек.

      Здравствуй, шумная листва – трут ладошки.

      Здравствуйте, мышата – хлопок за спиной.

      Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте.

      Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок.

      Очень рады видеть вас – руки к груди и вперед – в стороны.

    Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в удивительную страну, которая называется Природа. В этой стране столько разнообразных жителей, о которых нам предстоит многое  сегодня узнать.

    Сегодня я хочу рассказать вам интересную сказку. Садитесь поудобнее, ставьте ушки на макушке, слушайте внимательно.

    Основная часть

    Воспитатель: В некотором царстве жили-были береза, сирень, смородина, крапива и многие другие жители. Вы догадались, как звали жителей этого царства? (показ иллюстрации лес)

    Дети: Растения.

    Воспитатель: Жалко, что я не волшебница и не могу перенести вас в царство растений, но я познакомлю вас сегодня с некоторыми жителями этого царства и вы узнаете много нового. А тот, кто много знает, тот уже немножко волшебник. 

    Воспитатель: Ребята, а растения живые?

    Дети: Да они живые.

    Воспитатель: А почему вы так думаете?

    Дети: Потому что они дышат, растут, питаются, размножаются.

    Воспитатель: Молодцы, слушайте сказку дальше. В царстве растений было 3 государства. А кто жил в этих государствах вы догадаетесь, если отгадаете 3 загадки.

    1-я загадка: «Нога одна, а рук много»

    Дети: Дерево.

    Воспитатель: А как вы догадались, что это дерево.

    Дети: Нога-это ствол, а руки - это ветки.

    Воспитатель: Назовите, какие вы знаете деревья?

    Дети: Дуб, рябина, береза, осина, сосна, яблоня.

    Воспитатель: Ребята, у меня на столе лежит много картинок, выберите из них только деревья и принесите. Как вы узнали, что это деревья?

    Дети: Высокие, один ствол, много веток, ствол покрыт корой .

    Воспитатель: соберите у себя на столе модель дерева и положите ее перед собой.

    Воспитатель: Послушайте  и отгадайте, кто жил во втором государстве.

    Никак не могу понять я: 
    Похожи кусты, как братья. 
    А ягоды у них разные – 
    Чёрные, белые, красные. 
    Дети: Смородина.

    Воспитатель: А смородина это что?

    Дети: Кустарник

    Воспитатель: Какие вы знаете кустарники? 

    Дети: Сирень, шиповник, малина, крыжовник, смородина, калина.

    Воспитатель: Как же вы узнаете, что всё это кусты, они такие разные?

    Принесите картинки, на которых изображены кусты. Чем похожи все кусты, что у них общего? 

    Дети: Ниже деревьев, несколько стволов растут из земли, стволы покрыты корой.

    Воспитатель: соберите у себя на столе модель куста и положите рядом с деревом.

    Воспитатель: И  наконец, кто же жители третьего государства?

    Она под осень умирает,

    И вновь весною оживает.

    Иглой зеленой выйдет к свету,

    Растет, цветет все лето.

    Коровам без нее беда,

    Она их главная еда.

    Дети: Трава.

    Воспитатель: Выбери картинки с травянистыми растениями. Как вы их узнали? 

    Дети: Они невысокие, стебель зеленый, мягкий, не покрыт корой.

    Воспитатель: В отличие от деревьев и кустарников травянистые растения на зиму отмирают, а весной отрастают вновь. А какие травянистые растения вы знаете?

    Дети: Крапива, подорожник, одуванчик, ромашка.

    Воспитатель: соберите на столе модель травянистых растений и положите рядом с другими моделями. Вот мы и познакомились с жителями царства растений. Перечислите всех жителей царства растений?

    Дети: Деревья, кустарники, травы.

    Воспитатель: А теперь, мы немножко отдохнем.

    Физкультминутка «Стали мы деревьями»

    Стали мы деревьями,

    Сильными, большими

    Ноги на ширине плеч,

    руки на поясе

    Ноги - это корни

    Мы расставим шире

    Ноги раздвигаем шире

    Чтоб держалось дерево,

    Падать не давали

    Сжимаем кулаки и ставим

    один над другим

    Из глубин далеких,

    Воду доставали.

    Наклоняемся, складываем ладони.

    Сгибаем и разгибаем руки в локтях

    Тело наше - ствол могучий,

    Руки скользят по туловищу

    Он чуть, чуть качается

    Покачивание из стороны в сторону

    И своей верхушкой острой

    В небо упирается

    Руки вверх

    Наши руки – это ветки,

    Руки вверх, пальцы раздвинуть

    Крону вместе образуют

    Пальцы соединяем над головой

    В кроне им совсем не страшно

    Покачиваем головой

    Когда ветры сильно дуют.

    Покачиваем руками

    Пальцы веточками будут,

    листья закрывают их.

    Покачиваем руками,

    шевелим пальчиками

    Как придет за летом осень,

    Разлетятся листья вмиг,

    Успокоится природа

    И уснет все до весны.

    Руки вверх и опускаем волнообразными движениями

    Воспитатель: Молодцы, а теперь вернемся к сказке. В этом государстве живут деревья, кустарники, травы. Они такие разные. Почему же все они живут в царстве растений? 

    Воспитатель: А теперь, скажите, чем похожи все растения, что у них общего?

    Дети: Корень, стебель, листья, цветы, плоды.

    Воспитатель: У меня на доске две картинки, посмотрите на них  внимательно и найдите различия. (дерево с корнями и без.)

    Я предлагаю подумать, для чего нужен корень растениям. 

    Дети: Удерживает ствол, питает, дышит.

    Воспитатель: Чтобы это доказать, проведём эксперимент. (на столах детей по два стаканчика с песком и две палочки (одна прямая, другая расщеплена на конце).

    Воспитатель: Вставьте палочки в песок и подуйте на вершинку своих «деревьев». Какая из них держится в песке крепче?

    Дети: Та, что с расщеплением.

    Воспитатель: Попробуем  сделать вывод: дерево держится глубоко в земле корнями.  

    Воспитатель: Давайте проведём ещё один опыт и увидим, как же поступают полезные вещества к стволам, листьям, цветам у всех растений.

    (у детей стаканчики с подкрашенной водой и марлевый жгутик, имитирующий стебель. На конце узелок - корень. Дети опускают жгутик в воду и наблюдают, как вода поднимается по нему всё выше и выше).

     Воспитатель: можно сделать вывод, что питание по стеблю поднимается к стволу, ветвям, листьям, плодам.

    Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли и не болели.

    Дети: Нужен свет, тепло, вода, воздух.

    Воспитатель: Но ещё, ребята, всем растениям нужна наша забота и помощь. Как вы думаете, мы можем сказать, что растения наши друзья? Друзья всегда помогают друг другу. А как растения помогают людям?

    Дети: Ромашкой можно полоскать горлышко. Подорожник поможет остановить кровотечение. Малина помогает при простуде.

    Заключительная часть

    Воспитатель: Ребята, на этом наше путешествие в царство растений заканчивается. Почему вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? В каких государствах вы побывали? А что вы расскажите родителям о знакомстве с царством растений?

    Мне сегодня было приятно видеть, как вы все старались, правильно отвечали на вопросы. Молодцы! (похвалить каждого ребенка) И я предлагаю вам попробовать сироп из шиповника.

    Шиповник - для здоровья,

    Так в народе говорят.

    Из шиповника отвар-

    Ценный от природы дар.

    Список литературы:

    Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н. В. Коломина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144с.

    Шорыгина, Т. А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации / Т. А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 96с.

    Шорыгина, Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей,  гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 96с.

    Интернет ресурс: https://nsportal.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Путешествие в царство комнатных растений»

    Задачи: Закрепить знания детей о комнатных растениях, поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать за ними; Уточнить и обобщить представления детей об уходе за комнатными расте...

    Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Мир растений» для детей второй младшей группы

    Конспект позволит сформировать у детей элементы экологического сознания, способности понимать и любить природу....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию. (Формирование целостной картины мира и расширение кругозора) с использованием опытно-экспериментальной деятельности. Тема: «В царстве снежной Королевы»

    Цель: Активизировать познавательный интерес к зимним явлениям. Формировать представления о свойствах снега. Научить решать познавательные задачи и делать выводы в процессе экспериментировани...