Педагогический проект по национально-региональному компоненту для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Иконникова Тамара Валерьевна

Педагогический проект

по национально-региональному компоненту

для детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

по национально-региональному компоненту

для детей старшего дошкольного возраста

 

 

Составитель: методист

Иконникова Тамара Валерьевна

Актуальность

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных  средств влияния.
В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

 Цель: помочь ребенку раскрыть мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих Республику Тыва; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому,  нравственному, эмоциональному и социально-патриотическому развитию детей. Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

 Задачи:
— способствовать достижению результатов в формировании личности детей старшего дошкольного возраста;
— формировать интерес к национальной культуре;
— повышать этнографическую грамотность детей;
— стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;
— развивать мышление, воображение ребенка.

Участники воспитатели групп старшего дошкольного возраста, воспитанники, специалисты, родители

творческий

Сроки ит.д. долгосрочный 

     Тема

Содержание

Цель

Материал

«Я познаю»

Ознакомление с краеведческим материалом, ознакомление с бытом, традициями, обычаями народов.

Ритуальный танец «Тэвэк», национальная борьба «Хуреш»

Формировать у детей представления, знания краеведческого характера о различных республиках (Россия,  Республика Тыва). Познакомить с обычаями, традициями.

Наглядный материал: гербы, флаги, игрушки, посуда и т.д.

«Я познаю»

Посещение музея.

Продолжать формировать представления о различных республиках. Познакомить с укладом жизни народа. Воспитывать интерес к национальной культуре и чувства детей в процессе познания.

Куклы в нац. одеждах, блюда, бытовые предметы.

«Мы играем»

Знакомство с русской народной игрой «Жмурки», тувинской народной игрой «Караачок» «Шалаш» (Чадыр)

Познакомить детей с русскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

Платок

«Мы играем»

Знакомство с русской народной игрой «Прятки» («Чаштыр»), с тувинской народной игрой «Ловля арканом»(«Шалбалап ойнаары»), конные состязания «Аьт чарыштырары»

Способствовать физическому, нравственному развитию детей. Вызвать положительные впечатления к  народной игре.

Веревка длиной 2-3 м.

«Мы играем»

Знакомство с русской народной игрой «Цепи, цепи кованы. Раскуйте нас»,   с

тувинской народной игрой

«стрельба из лука»,  «Ча адары», из лука в мишень «Баг адары»

Продолжать знакомить детей с народными играми. Вызвать интерес к тувинской игре. Воспитывать доброжелательность.

«Мы играем»

Знакомство с русской народной игрой

«Горелки»

Познакомить детей с народными играми. Вызвать положительные эмоции. Развивать интерес к народным играм.

_

«Мы играем»

Знакомство с

с тувинской народной игрой в кости «Кажык»

Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.

_

«Мы играем»

Знакомство с русской народной игрой «Городки», с тувинской народной игрой «выбивание ремня» («Баг кагары») сходна с игрой «Городками»

Продолжать расширять круг знаний народных игр. Помочь детям через игру понять особенности Тувинской  культуры.

_

«Украшение Идик» (обувь)

Использование тувинской народной культуры в аппликации.

Учить не только воспроизводить показанное, но и комбинировать исходное материалы. Учить видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять форму, величину, положение элементов на плоскости. Воспитывать интерес к тувинскому орнаменту.

Готовая форма ичига из картона, ножницы, цветные самоклеющиеся обои, трафареты.

«Роспись гжельской посуды»

Использование русской народной культуры в рисовании.

Ввести детей в богатый мир русских предметов и образов, различающихся разнообразием форм, красок, орнаментальных узоров. Вызвать живой эмоциональный отклик при выполнении работ. Развивать воспроизведение содержания русских узоров, их особенности.

Готовая одноразовая бумажная посуда, кисточки, гуашь.

«Тувинские узоры»

«Когээржик»-кожанная фляга

Использование тувинской народной культуры в аппликации.

Раскрыть перед детьми характерные черты тувинских узоров. Учить самостоятельно подбирать элементы орнамента, испробовать разные приемы и способы орнаментации для создания оригинального варианта аппликационного решения.

Цветные самоклеющиеся обои, ножницы.

«Тувинский головной убор»

«Бёрт кыс»-женская

«Бёрт эр» -мужская

Использование тувинских орнаментов в рисовании.

Познакомить детей с тувинским орнаментальным творчеством. Учить воспроизведению мотивов орнамента. Воспроизводить интерес и любовь к искусству людей других национальностей.

Акварельные краски, кисточки, готовая форма косынки из бумаги.

«Наряд тувинской и русской одежды»

Раскрашивание национальной одежды (женской, мужской, детской)

Приобщать детей к народному искусству. Способствовать развитию чувства прекрасного, эмоциональному восприятию народного искусства.

Раскраска « Национальные наряды русского и тувинского народа», фломастеры , цветные карандаши, восковые мелки.

«Мы рисуем сказку»

Рисование по народным сказкам.

Познакомить детей с  народной сказкой. Развивать интерес к сказкам и рисованию. Вызвать эмоциональное отношение к народным сказкам. Воспитывать эмоциональное отношение к друг другу.

Альбомные листы, краски, цв. карандаши, восковые мелки, фломастеры.

«Достопримечательности  Тувы»

Беседа. Рисование памятника Центр Азии

Учить детей передавать в рисунках достопримечательности.

Альбомные листы, краски, цв.карандаши.

Традиционное хозяйство

Познакомить с традиционным хозяйством тувинцев и русских народов .

Формировать и развивать трудовые навыки.

Беседы, рассматривание альбомов.

«Базар юных умельцев»

Изготовление из фольги тувинских национальных украшений: браслеты, кольца, медальоны.

Познакомить детей с тувинскими национальными украшениями. Учить детей делать из фольги украшения. Формировать интерес, эмоционально-положительное отношение к  трудовой деятельности.

Фольга, ножницы.

«Ажурные наличники»

Вырезание из бумаги симметричных узоров для украшения русского деревенского домика.

Приобщать детей к трудовым традициям русского народа. Формировать интерес к украшениям деревенского домика. Воспитывать трудолюбие. Развивать творчество.

Макеты деревенского домика, ножницы, цветная бумага, клей, карандаш.

Национальная  посуда

Изготовление из глины русской национальной посуды.

Развитие умений передавать узор на объемной форме. Воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров, стремление научиться из глины создавать предметы.

Глина, стеки.

«Дымковская игрушка»

Овладение техникой лепки фигурок из соленого теста по мотивам дымковских игрушек.

Ввести ребенка в мир русской народной скульптуры, показать своеобразие дымковской игрушки. Учить образной пластической выразительности при росписи. Закреплять знания о русских узорах.

Соль, мука, вода.

«Дымковская игрушка»

Овладение техникой росписи фигурок.

Учить детей техники росписи фигурок по мотивам дымковских игрушек. Учить выразительности при росписи. Воспитывать аккуратность.

Гуашь, кисточки, фигурки.

«Здороваемся на разных языках»

Овладение приветствиями на языках народов Республики Тыва

Развивать интерес к языкам народов Республики Тыва, желание изучать языки. Способствовать повышению интереса к языкам. Запоминать слова и использовать их в повседневной жизни. Воспитывать уважение к языкам.

 

«Мир национальных узоров»

Организация выставки детских рисунков

Развивать у детей умение передавать узоры народов Республики Тыва в рисунках. Учить выразительности при рисовании. Закреплять знания детей. Воспитывать доброжелательность.

Листы альбомные, кисточки, краски, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры.

«Угадай мелодию»

Учить детей узнавать мелодии народов Республики Тыва

Учить детей узнавать мелодии народов Республики Тыва. Развивать интерес к мелодиям. Запоминать мелодии. Воспитывать уважение мелодиям народов Республики Тыва.

Диск «Народные мелодии»

«Я, ты, он, она — вместе целая страна»

Подготовка детей к развлечению.

Дать детям общее представление  о Республике Тыва. Вызвать желание участвовать в развлечении. Помочь детям осознать важность дружбы между народами.

 

«Я, ты, он, она — вместе целая страна»

Развлечение (итоговое занятие).

Закрепить у детей знания  народов Республики Тыва, об их традициях, культуре, обычаях, об укладе жизни. Развивать интерес к народам. Воспитывать уважение к национальной культуре народов Республики Тыва.

Атрибуты для развлечения, нац. одежды.

 

Использованная литература:

  1. Народы России: науч.-поп. Изд./М.М. Бронштейн, Н.Л. Жуковская и др.; Сост. Е.В. Широнина. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012. – 96с.: ил. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» (Средняя группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104с.
  3. Шорыгина Т.А. «Наша Родина – Россия». Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с. (Детям о самом важном)
  4. Русские традиции и праздники / Л. Михеева, М. Короткова. – М.: Дрофа-Плюс, 2007. – 304 с. – (Отечество)
  5. Аксенов А.Н. «Тувинская народная музыка»./под. ред. С.К. Намчака, А.А. Пальмбаха. / Музыка Москва 1964. — 250 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)

СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного  возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...

Педагогическая технология формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги

В работе раскрыт понятийный аппарат исследования, показана его практическая значимость, новизна. Описана технология поэтапного обучения старших дошкольников технике оригами, которая была апробирована ...

Педагогический проект по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Красота - залог здоровья!"

Проект предназначен для детей подготовительной группы, направлен на изучение имоции и проявление их, длительность 3 недели.  В проекте мы раскрывали понятие «Красота», т.е. какая  она бывает...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...

Методические разработки по краеведению (национально-региональный компонент) для детей старшего дошкольного возраста

Авторская  программа по краеведению (национальный - региональный компонент) «Любимый край -  родной Ямал» для детей от 6-7 лет....