«Организация экологического центра в группе. Календарь природы.»
консультация

Бирюкова  Алла Александровна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                         детский сад «Лазорики» г.Волгодонска

                                         (МБДОУ ДС «Лазорики» г.Волгодонск)

           

                  Консультация для воспитателей

                                      на тему:

«Организация экологического центра     в   группе. Календарь природы.»

                                                             Подготовила воспитатель

                                                             Бирюкова Алла Александровна

                                             Волгодонск 2023 г.

                                 

        Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества.

Воспитательное значение ее трудно переоценить!

    Общаясь с растениями, животными, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.

    Что заставляет ребенка останавливать взгляд на пролетающей мимо птице? Почему шумит лес, и качаются деревья? Почему рыбки, хомячок и котенок – долгожданный подарок для ребенка?!

    Объясняется все очень просто: потребность в красоте и доброте, наблюдении и понимании отмечается у ребенка с первых дней его жизни. И очень важно, чтобы детские впечатления от  красоты природы сохранились на всю жизнь.

    Мир огромен, а ребенок еще очень мал и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно, создавать условия, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о ней.

   Начиная с младшей группы, должны быть созданы экологические центры и с воспитательной, и образовательной целью.

                Младшая группа

    Живые растения : обильно цветущие, эффектные с ярко окрашенными крупными листьями. За такими растениями малыши сами способны ухаживать.

Это :  герань зональная, аспидистра, бегония         вечноцветущая, фуксия, амариллис, амазонская лилия, кливия, колеус, бальзамин, гортензия, хризантема.

   Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда ( мытье крупных листьев, полив), проведение наблюдений ( умение узнавать части растений, воспринимать его красоту).

   Искусственные растения:

   Для оформительских и учебных целей следует отдать предпочтение искусно выполненным « двойникам» реальных растений (сравнение по признаку « живое – неживое»)

    Сезонные растительные объекты:                                    

     Зимние огороды (посадка лука и овса, проращивание гороха), яркие, крупные или  необычные по форме овощи и фрукты, букеты из декоративных растений (астры, хризантемы, гвоздики, тюльпаны), семена, плоды (желуди, тыквенные семечки), шишки (еловые, сосновые).

   

   Лабораторный материал для экспериментирования:                 Песок разного цвета, сосуды для воды, песочница и мини бассейн, наборы игрушек к ним, материал для приготовления цветного льда, материал для игр с мыльной пеной, поролон, пенопласт, игрушки пластмассовые и резиновые для игр с водой, предметы для игр с тенью, зеркальце для игр с солнечным зайчиком.

   Простейшие приборы и приспособления:

   Лупы, « волшебные» очки – цветные стеклышки из пластмассы, «ящик ощущения» ( волшебный сундучок, «чудесный мешочек», сувениры из прозрачного материала( внутри струящийся песок и вода), « душистые « коробочки»(киндерсюрпризы с проделанными отверстиями – в них знакомые запахи : мята, полынь, апельсиновые корочки, чеснок)

   

  Простейший календарь природы:

  Картинка с изображением времени года, листы наблюдений за погодой, за птицами.

   Макеты:

« Кто живет в лесу?» (дикие животные), « Во дворе у бабушки» (домашние  животные)

                         Средняя группа

Комнатные растения:

   К имеющимся в младшей группе, добавляются 2 – 3 новых вида с учетом следующих требований:

   - разнообразие: (разнообразие листьев – гладкие, опушенные, с небольшими зубчиками)

   - разнообразие способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой)

   - разнообразие видов одного рода (герани, бегонии разного вида)

      Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения (фиалки с разной окраской листьев)

Искусственные растения:

  Для сравнения и выявления признаков живого.

Сезонные растительные объекты:

  Те же, что и в младшей группе. Добавляется посадка фасоли, овса, пшеницы, принесенные с участка осенью семенадекоративных растений – бархатцы, космея, ноготки).

Лабораторный материал:

    Тот же. Добавляется  земля и глина разного цвета, мел, оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом, для игр с мыльной водой и пеной, светом, краски. Пищевые продукты (сахар, соль разного цвета), крахмал, мука.

 Приборы:

   Песочные часы, весы, компас, разные термометры.

Календарь природы:

  1. картина сезона, модели года и суток.
  2. календарь с моделями – значками (ясно,  пасмурно, дождливо)
  3. модель наблюдения за птицами.
  4. рисунки детей.

Макеты: лес, парк, зоопарк, муравейник. Сезонные (зимний лес).

                 Старшая группа

Комнатные растения:

   Добавляются 2-3 новых.

 - разных экологических условий (пустыня, влажный тропический лес)

 - с разнообразного вида стеблями (вьющиеся. древовидные)

 - с разными листьями (размер, форма, окраска, поверхность)

 - с разным расположением листьев (очередным, супротивным)

Искусственные растения: для сравнения.

Сезонные растительные объекты:

   Тепличка для размножения растений, рассада овощных и цветочных растений, разнообразные игровые и экспериментальные посадки.

Лабораторный материал:

 термометры, разные лупы, бинокли, магниты. Резина, гибкий пластик, разная пластмасса, оборудование для экспериментов с овощами и фруктами.

   Веточки для наблюдения за набуханием почек, пророщенный лук.

Календарь природы: модели, отражающие температуру воздуха, поведения птиц и т.д.

Макеты: Новые природные зоны (пустыни, Арктики), экоакции.

Музейные коллекции: горные породы, камни, плоды, шишки, перья птиц.

        Подготовительная группа

Растения:

 -  имеющие разные способы размножения: семенами (цикламен, бальзамин однолетний), порами (папоротник), луковицами (амариллис), делением куста (аспарагус), листовыми черенками (бегония), стеблевыми черенками (традесканция), усами (хлорофитум, камнеломка), « живородящие» (бриофиллюм).

 - лекарственные: каланхоэ, алоэ.

 - приспособленные к разным условиям: светолюбивые,   теневыносливые, влаголюбивые, засухоустойчивые.

Лабораторный материал:

   Оборудование для выращивания кристаллов (поваренной соли), получение мыльных пузырей из подмороженной мыльной пены,     « печатки» из пробки, моркови, картофеля, копировальная бумага для экспериментов.

Календарь природы:

    Более сложный по содержанию и способу фиксации наблюдений за ростом и развитием растений, погодой, разные модели календаря наблюдения за птицами, дежурство по уголку природы, экологические акции.

Музейные и коллекционные материалы:

  1. Репродукции пейзажей, натюрмортов, природный материал (мхи, лишайники, кора, плоды, семена и шишки, что-то интересное, что приносят дети и родители.

Календарь природы.

Слайд

Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно  в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен  года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном  порядке.

У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это  вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять  окружающую действительность – понаблюдать за ней.Ребенок наблюдает,  анализирует, делает выводы.

Слайд

Однако познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно  не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать  моделирующая деятельность. Один из доступных способов понять окружающую  действительность является наглядно – практический метод обучения –  моделирование.

Модели способствуют логическому усвоению детьми закономерных изменений в  природе. В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и  использовать самые различные модели.Одни из них являются календари  природы.

Слайд

Календарь природы – это  графическая модель, которая отражает  разнообразные, длительно  происходящие явления и события в  природе.

Слайд

Значение календарей природы

  • расширяется кругозор и представления  детей,
  • развиваются и уточняются представления о предметах и  явлениях действительности,
  • устанавливаются определенные  логические связи и зависимости между ними,
  • обогащается  словарный запас,
  • развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.
  • использование календарей наблюдения абстрагирует и  наглядно демонстрирует закономерную связь природных  объектов, связь причинно-следственного характера.
  • Развиваются не только наглядно-образное, но и логическое  мышление.

Слайд

Цель работы с календарем  природы: обеспечение успешного  усвоения детьми знаний об  особенностях объектов природы, их  структуре, связях и отношениях,  существующих между ними.

Слайд

В ходе работы с календарем природы  решаются следующие задачи:

  • Формирование у детей элементарных представлений  об экологии, явлениях природы;
  • Развитие мышления, способности устанавливать  причинно-следственные связи между разными  природными явлениями;
  • Знакомство с правилами поведения в природе;
  • Формирование представления о том, как огромен и  разнообразен мир вокруг;
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Слайд

Три основных типа календарей  природы:

  • календари наблюдений за ростом и  развитием растений, живых существ;
  • календари наблюдений за птицами;
  • календари наблюдения за сезонными  изменениями в природе.

Слайд

Календарь наблюдений за ростом и  развитием живых существ

За растениями должны идти регулярные  наблюдения с фиксацией результатов в дневнике.

В младших группах воспитатель зарисовывает  или фотографирует изменения.

В средних – дети помогают (например,воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые  листья).

В старших и подготовительных группах  результаты наблюдений зарисовывают дети.

Слайд

Слайд

Ведение такого календаря можно делать  следующими способами. Рассмотрим их  на примере наблюдений за ростом редиса.  Первые три графы заполняются  ежедневно, дни недели закрашиваются  разным цветом, погода и огородные  работы фиксируются значками. В  последней графе один раз в конце недели  дается цветное изображение овоща,  мерная полоска закрашивается по высоте  растения.

Варианты фиксации результатов наблюдений  за ростом растений.

Слайд

Еще один способ заполнения – это календарь-ширма. Он отражает  пространственно временные параметры роста и развития огородной  культуры. Одноразовые еженедельные наблюдения и отметки (цветной  рисунок) создают картину последовательных изменении подземной и  надземной частей растения. Одновременная запись погоды, трудовых  операций дает представление об условиях, в которых развивается овощная  культура. Графа «время», например, показывает, сколько недель длится  развитие корнеплода. Аналогичным образом можно моделировать процесс  роста и развития любого растения (грунтового или комнатного),  выращиваемого вегетативным способом или из семян, но имеющего  относительно быстрый рост и непродолжительный период развития.

Слайд

Слайд

Календарь наблюдения за птицами

Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно  усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей  группы.

Календарь для дошкольников младших и среднихгрупп заполняется карточками с  изображениями птиц, прилетающих на кормушку.

Календарь старшей и подготовительной группы, заполняется ежедневно: в  полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки - «галочки»  (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы  наблюдений).

Различаются календари не только записью наблюдений, но и своим  содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников  более значителен: учитывается время (за единицу берется неделя, разделенная  на дни), некоторые особенности поведения птиц на кормушке, погода,  ассортимент кормов, т. е. все, что в комплексе составляет внешние условия, на  фоне которых происходят наблюдения за птицами.

В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и  состав корма. Ведение календаря наблюдений за птицами дает ребятам  возможность познакомиться с зимующими птицами, проследить динамику  изменений в осенне-весенние птичьи миграции.

Образцы календарей наблюдения для старшей и подготовительной группы.

Слайд

Календари наблюдения за сезонными  изменениями в природе

Ценным пособием для знакомства детей с  природой может стать календарь природы.

С помощью календаря можно надолго  сохранить в памяти детей интересные  впечатления от наблюдений на участке,  прогулки, экскурсии.

Календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного  мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение  страницы календаря, то есть фиксация наблюдений, неотъемлемая часть  "недельной методики" ознакомления детей с сезонными явлениями природы.

Работа воспитателя строится с учетом конкретного содержания календаря, задач  обобщения. Он должен сначала обучить детей читать календарь, т. е. определять  смысловое содержание по представленному наглядно символическому  обозначению, умению правильно ориентироваться на его плоскости; направить  внимание ребят на выявление закономерностей изменении в природе.

С помощью вопросов педагог организует и направляет ход рассуждений детей,  подводит их выделению среди множества конкретных представлении смыслового  стержня.

Аналогичные календари целесообразно использовать при наблюдении любых  длительных закономерно протекающих явлении в природе. С педагогической  точки зрения модель-календарь, отражающий любые из развивающихся явлений  или событий природы, следует рассматривать как наглядное пособие, созданное  при деятельном участии детей на основе их собственных впечатлений.

Слайд

Календарь наблюдения
за сезонными  изменениями в природе
Группа раннего возраста

В группе раннего возраста можно повесить  картину с изображением сезона, например,  зимний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

Слайд

Календарь наблюдения
за сезонными  изменениями в природе

Младшая группа

На планшете помещаются картинки с изображением времени года, в центре укреплена  подвижная стрелка.

В младшей группе календарь природы должен быть не сложным по представленному  материалу, ярким.

Рядом с календарём природы обязательно  находится кукла с комплектом одежды по сезону. 

Слайд

Средняя группа

В средней группе календарь должен быть не сложным попредставленному материалу, ярким. Рисунки детей, отражающие  увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует  отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено  увиденное.

Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. Это

можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием «Какая сегодняпогода?»

На плотном куске картона с укрепленной в центре подвижной  стрелкой помещаются или вкладываются в прозрачные карманы  изображения различного, но типичного для определенного сезона  состояния погоды. Если сделать картинки сменными, можноиспользовать календарь в течение всего года.

Соединив игрушку-  пособие с планшетом для детских рисунков, уже в средней группе  можно создать уголок наблюдений за природой и погодой сезона.  Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает  умения наблюдать, замечать интересные и типичные явленияприроды весной, осенью, зимой и летом.

Слайд

Старшая группа

В старшей группе детского сада календарь природы может быть  несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли  возможности воспринимать и осмысливать природные явления,  отражать увиденное в рисунках, а также простейшихсхематических изображениях. Сезонные явления природы,  состояние погоды могут быть представлены в календаре более  подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации  наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать»  календарь.

Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность,  а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (до 6—7) условных изображений погодных явлений.

Ко второй половине года дети старшей группы владеют  некоторыми первоначальными знаниями о времени (день,  неделя). Поэтому        можно внести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками по числу дней  недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения  позволяют показать детям изменчивость погоды,  динамичность явлений природы в относительно небольшой  период времени, а также закрепить представления о днях  недели.

Слайд

Подготовительная группа

Важной частью календаря в подготовительной к школе группе  становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца.

В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети  фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этогоусловные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателяподсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных,  дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном  состоянии погоды в течение месяца.

Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние  погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря  делится по диагонали на две части: утро и вечер и погода  отмечается после утренней прогулки и перед выходом навечернюю прогулку.

Слайд

        В настоящее время разработана целая система самых  разных календарей – плоских и объемных, цельных и  состоящих из отдельных частей.

Эти наглядные пособия многофункциональны и могут  рассматриваться как модели живых объектов,  использоваться в театрализованных представлениях и,  наконец, просто украшать помещения.

Календари природы дополняются альбомами для  фиксации природных явлений, что позволяет детям  сравнивать погодные условия в течение сезона. Сюда  же помещаются и рисунки детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Календари природы в дошкольном учреждении: значение, виды, методика организации работы"

В данном разделе описана методика работы с календарями природы, представлены виды календарей, изготовленных собственными руками....

Календари природы как метод экологического воспитания детей

Календари природы как метод экологического воспитания детей Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы целесообразно фиксировать в календарях. В этом случае могут быть...

Содержание работы в экологическом центре группы. Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое...

Паспорт дидактического пособия в средней группе "Календарь природы"

Паспорт дидактического пособия в средней группе "Календарь природы"...

Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы

Консультация для воспитателей "Календари природы в  дошкольной образовательной  организации: значение, виды и  методика организации работы" может оказаться полезной ...

Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы

Презентация "Календари природы в  дошкольной образовательной  организации: значение, виды  и  методика организации работы" является наглядным дополнением консультации для...

Конспект НОД по ИЗО в средней группе «Календарь природы для Незнайки»

Конспект по изобразительному творчеству с использованием нетрадиционных материалов и техник....