РОЛЕВО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ» Тема: «ШКОЛА»
проект (подготовительная группа)

Дубинина Елена Владимировна

Актуальность проекта:

Проект «Школа» направлен на обеспечение поддержки детей в период подготовки к школе, на создание условий для развития игровой деятельности детей подготовительной к школе группы.

  В преддверии подготовки к школьной  жизни и новому статусу школьника необходимо познакомить детей со школой, ввести образ школы и школьника в игровую деятельность детей.

      Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность (С. Л. Рубинштейн).

В сюжетно-ролевой игре не только успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим и коррекционным средством психического развития детей.

Исходя из вышесказанного, мы решили в такой сложный период в жизни дошкольника, как подготовка к школе, помочь ему войти в школьную жизнь естественно, безболезненно и поставили перед собой цель – разработать проект создания условий для развития сюжетно-ролевой игры «Школа».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_shkola.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №84»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. САРАТОВА

                   410052, г. Саратов, ул. Мира, зд.8. стр.1тел/факс 63-14-75

РОЛЕВО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ»

Тема: «ШКОЛА»

Воспитатели: Дубинина Е.В.

Ливерко М.А.

Саратов, 2022

Содержание проекта

Актуальность проекта:

Проект «Школа» направлен на обеспечение поддержки детей в период подготовки к школе, на создание условий для развития игровой деятельности детей подготовительной к школе группы.

  В преддверии подготовки к школьной  жизни и новому статусу школьника необходимо познакомить детей со школой, ввести образ школы и школьника в игровую деятельность детей.

      Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность (С. Л. Рубинштейн).

В сюжетно-ролевой игре не только успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим и коррекционным средством психического развития детей.

Исходя из вышесказанного, мы решили в такой сложный период в жизни дошкольника, как подготовка к школе, помочь ему войти в школьную жизнь естественно, безболезненно и поставили перед собой цель – разработать проект создания условий для развития сюжетно-ролевой игры «Школа».

Основополагающий вопрос (проблема):

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально.

       Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.

   Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Ромашки», родители, воспитатели группы.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (сентябрь 2022-ноябрь 2022).

Цель: Повышение мотивационной готовности к школьной жизни через развитие сюжетно-ролевой игры «Школа».

Задачи: 

-Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей.

-Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения между детьми. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

-Повысить интерес детей к школе, школьной жизни и адаптировать дошкольников к новому этапу их жизнедеятельности.

-Развивать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли и воображаемой ситуации, создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

-Активизировать словарный запас, развивать связную речь. (Режим дня школьника, расписание уроков, понятия «урок»,  «звонок», «учитель», «ученик», «завуч», «директор», «перемена», «дневник», «оценка», «портфель», «завхоз», «техслужащая», «повар», «сторож», «медсестра» и т.д.)

Программное обеспечение: 

Методическая литература по развитию детской игры, готовности к школе.

Детская познавательная литература.

Развивающие игры, дидактические материалы.

Оборудование: портфели,  дневники, тетради, ручки, колокольчик, указка, глобус, карты, школьная доска, мел, журнал для учителя, повязки для дежурных, фартуки для девочек  и т.д. Материалы для художественного творчества.  

Игровое оборудование группы:  модули, конструкторы, игрушки, тематические наборы игрушек «Школа» и т.д.

Результаты проекта: 

Самостоятельность детей в развертывании сюжетно-ролевой, режиссерской, творческой игры, усвоение ролевых взаимодействий и взаимоотношений.

Сформированность у детей знаний о школьной жизни, правилах поведения в школе, профессиях людей, работающих в школе, о некоторых школьных терминах.

Сформированность у детей мотивационной готовности к школе.

Благоприятное течение адаптационного школьного периода.

Перспектива проекта: У детей повысится интерес к школе, они будут готовы к серьезному этапу в своей жизни.

Итог проекта: У детей группы заметно стало развиваться содержание игры. В играх, наряду с действиями, начали отражаться общественные отношения, поступки. В играх находит отражение специфика деятельности взрослых и детей, их взаимодействия, их отношения друг к другу. Постепенно в играх  всё большее место начинает занимать опосредованный опыт, т.е. знания, полученные из книг, рассказов взрослых, увиденного самими детьми. Меняется и характер непосредственного опыта: дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсии в школу, в повседневной жизни.   

       От совместной игры с воспитателем дети переходят к самостоятельному выбору сюжетов, комбинируют их, а потом  придумывают свои игры творческого плана.

      Характерно развитие у детей  самостоятельности и самоорганизации, формирование умения договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.

     Таким образом, у детей появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.

Используемая литература:

Венгер Л.А. Психологическое развитие детей в игре и подготовка к школе //Дошкольное воспитание.-1983.-N 12.

Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников.- М.: Айрис Пресс, 2008.

Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М.: Просвещение, 1983.

Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.  

Зворыгина Е.В. Игровые ситуации как средство развития мышления //Дошкольное воспитание. 1981. - N 12.  

Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.

Лещинская-Гурова О.В. Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения.- Н.Н., 1999.

Менджерицкая Д.В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада //Воспитание детей в игре. М., 1979.

Михайленко Н., Пантина Н. Вопросы построения и развития сюжета игры в старшем возрасте //Дошкольное воспитание.- 1980. N 12.  

Михайленко Н.Я. О механизмах ролевого поведения детей в игре //Дошкольное воспитание. 1970. - N 8.  

Михайленко Н.Я., Короткова Н.Ф. Взаимодействие взрослого с детьми в игре //Дошкольное воспитание. 1993.- N3  

Михайленко Н.Я., Короткова Н.Ф. Формирование замысла в совместной сюжетно-ролевой игре //Дошкольное воспитание. 1981- 11.  

Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 2001. -  Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.

План реализации проекта

1.Подготовительный этап.

Выявление проблемы.

2.Основной этап.

Совместная деятельность с детьми:

Создание развивающей среды:

-изготовление и подбор атрибутов для игры «школа»;

-оформление школьного уголка;

   

 На данном этапе детям предлагалось самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и пр.

Чем старше становятся дети, тем больше условностей в их играх. Они все меньше нуждаются в подготовке предметно-игровой ситуации, меньше пользуются атрибутикой и чаще действуют с воображаемыми предметами в воображаемой ситуации.

Беседы с детьми:

«Скоро в школу»

«Права и обязанности школьника»

«Как строить свой день». Составление режима дня.

«Для чего нужно учиться в школе»

«Чем школа отличается от детского сада»

«Для чего нужен звонок?»

Чтение художественной литературы:

А. Гайдар «Чук и Гек»

А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы».

А.Л. Барто «Школьницы».

В. Губарев «Королевство кривых зеркал»

Гариф Гумер «Сосчитай-ка»

«Забавная азбука» в стихах и картинках,

И. Токмакова «Мне грустно…»

Л.Толстой «Филиппок»

Н. Носов «Незнайка учится»

О. Дриз «Когда человеку шесть»

Заучивание стихотворения «Первый день календаря» С.Я. Маршак.

С.Я.Маршак «Кто и лодыри»

 -Составление рассказа об учителе

-Загадывание загадок

-Разучивание с детьми инсценировки «Дружно куклы учат буквы»

Экскурсия в школу, в библиотеку.

Рассматривание картины «В школе». Придумывание рассказа.

Рассматривание учебников, тетрадей, дневника.

Рассматривание школьных принадлежностей

Создание ситуации «Урок математики в школе», «Перемена», «Мы –дежурные» и др.

Решение проблемных ситуаций «Заболела учительница», «Забыл дома учебник или тетрадь» и др.

Игры:

«Кто быстрее соберет портфель»

Лото «Школьные принадлежности»

Лото «Профессии»

Игра-путешествие «Я иду из дома в школу» по плану-схеме.

Тематические выставки:

-выставка предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»

-художественной литературы о школе

-«Буквари разных поколений»

Продуктивные виды деятельности:

Рисование «Портрет учительницы»

Рисование по представлению «1 сентября», «Мама и папа учились в школе»

Аппликация « Мой портфель»

Аппликация «Я иду в школу»

Коллективная работа «Школа»

В совместной деятельности с детьми (при чтении книг, рассматривании иллюстраций и др.) мы старались расширять представления детей о школьной жизни,  деятельности взрослых и детей, формируя эмоционально-нравственные оценки. Это содержание становилось источником возникновения замысла игры детей.

Работа с родителями

Консультация «Скоро в школу»

Оформление родительского уголка «Психологическая готовность к школе»

   Создание альбома «Воспоминание о школе», в котором родители поместили свои школьные фотографии и записали свои воспоминания о школе.

      

Самостоятельные игры детей:

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Режиссёрская  игра с куклами.

Творческая  коллективная игра.

3.Заключительный этап.

Формулирование выводов.

Показ презентации  на педагогическом совете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по теме: "Игра-дело серьезное"

Методические разработки на тему совместного обучения детей и родителей "Игра-дело серьезное"...

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 18 марта 2016 год (пятница) Тема: «Игра – дело серьезное!»

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ   18 марта 2016 год (пятница)Тема: «Игра – дело серьезное!» (Подготовительная группа)...

« Ролево - игровой проект « Игра - дело серьезное»

Проект сюжетно - ролевой игры« Поликлиника» в старшей группе...

РОЛЕВО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ»

Проект «Школа» направлен на обеспечение поддержки детей в период подготовки к школе, на создание условий для развития игровой деятельности детей подготовительной к школе группы....

Сценарий конкурса на лучшую авторскую дидактическую игру среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Арского муниципального района Республики Татарстан «Игра – дело серьезное».

конкурс на лучшую авторскую дидактическую игру среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Арского муниципального района Республики Татарстан «Игра – дело серьезное»....

Проект "Игра-дело серьезное"

Проект« Игра - дело серьезное» (сюжетно ролевая игра «Поликлиника»)в разновозрастной группе компенсирующей  направленностидля детей от 5 до 7 лет с ЗПР...