РОЛЕВО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ»
проект (подготовительная группа) на тему

Проект «Школа» направлен на обеспечение поддержки детей в период подготовки к школе, на создание условий для развития игровой деятельности детей подготовительной к школе группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл penkova_ov_liternaya_nv_teremok_no1_proekt.docx70.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Теремок» комбинированного вида

Конкурсная работа

РОЛЕВО-ИГРОВОЙ  ПРОЕКТ «ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ»

Тема: «ШКОЛА»

Номинация: «Лучший ролево-игровой проект в дошкольной группе общеобразовательного учреждения»

 

Разработали:

воспитатели подготовительной группы

компенсирующей направленности

Пенькова Ольга Васильевна

Литерная Наталия Владимировна

рп Тоншаево

2014 г.

Аннотация проекта

Проект «Школа» направлен на обеспечение поддержки детей в период подготовки к школе, на создание условий для развития игровой деятельности детей подготовительной к школе группы.

Нашу подготовительную к школе группу компенсирующей  направленности  посещают дети  от 6 до 8 лет,   но по возрастному показателю уровень психического развития детей коррекционной группы на порядок ниже,  усвоение полученной информации проходит более длительный период времени.

Совместная работа воспитателей  группы  с учителем-логопедом предполагает определить тематику проектов, которую можно реализовать в ходе коррекционно-обучающей программы. Нам это удобно, так как реализуемая программа,   предполагает изучение по лексическим темам, которое прослеживается по всем образовательным разделам сразу. Поэтому, исходя из перспективно - тематического планирования лексических тем,  мы периодически используем метод  проектов в образовательной работе  с детьми, как способ организации  педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой,  поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Метод проектов обеспечивает достижение конкретных результатов, предполагает сотрудничество в социуме в ходе реализации проекта, предполагает  реализацию в рамках совместной деятельности, вне занятий.

Работа по проекту осуществлялась в процессе разных форм работы с детьми, их родителями и социумом,  направленных на расширение потенциала творческих и познавательных способностей детей через активизацию детской игровой деятельности.

Проект рассчитан на две недели, включает в себя несколько этапов реализации:  подготовительный, основной, заключительный.

В ходе проекта разработан разнообразный методический материал по взаимодействию воспитателей с детьми, семьей, школой. Основной целью деятельности воспитателей являлось создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей игровую активность детей.

Данный материал будет полезен в работе педагогов ДОУ в период подготовки детей к школе.

Постановка проблемы

       Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально.

       Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.

   Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

       В преддверии подготовки к школьной  жизни и новому статусу школьника необходимо познакомить детей со школой, ввести образ школы и школьника в игровую деятельность детей.

      Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность (С. Л. Рубинштейн).

В сюжетно-ролевой игре не только успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим и коррекционным средством психического развития детей.

Исходя из вышесказанного, мы решили в такой сложный период в жизни дошкольника, как подготовка к школе, помочь ему войти в школьную жизнь естественно, безболезненно и поставили перед собой цель – разработать проект создания условий для развития сюжетно-ролевой игры «Школа».

 

Паспорт проекта

Вид проекта: краткосрочный (2 недели), игровой, групповой.

Участники проекта: воспитатели группы, учитель-логопед, дети подготовительной группы, родители.

Цель: Повышение мотивационной готовности к школьной жизни через развитие  сюжетно-ролевой игры «Школа».

Задачи: 

  •   Развивать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли и воображаемой ситуации,  создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
  • Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей.
  • Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения между детьми. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
  • Повысить интерес детей к школе, школьной жизни и адаптировать дошкольников к новому этапу их жизнедеятельности.
  • Активизировать словарный запас, развивать связную речь.

Объект изучения: мотивационная готовность детей к школе.

Гипотеза: сюжетно-ролевая «Школа» позволит не только повысить интерес к школе, но и познакомить со всеми правилами школьной жизни и воспитать положительного и грамотного ученика.

Ресурсное обеспечение реализации проекта

  1. Методическая литература по развитию детской игры, готовности к школе.
  2. Детская познавательная литература.
  3. Развивающие игры, дидактические материалы.
  4. Оборудование: портфели, дневники, тетради, ручки, колокольчик, указка, глобус, карты, школьная доска, мел, журнал для учителя, повязки для дежурных, фартуки для девочек  и т.д. Материалы для художественного творчества. Игровое оборудование группы: модули, конструкторы, игрушки, тематические наборы игрушек «Школа» и т.д.

Содержание деятельности и механизм реализации проекта

Содержание деятельности педагогов по проекту направлена на планомерное обогащение опыта детей в соответствии с возрастом и требованиями ООП.

Методы реализации проекта

В ходе работы над реализацией проекта мы использовали следующие методы:

Наблюдение – для выявления проблемы и определения уровня развития игровых умений детей.

Изучение теоретической и методической литературы – для повышения собственной профессиональной компетенции в данном вопросе.

В работе с детьми использовались как классические методы: наглядный, словесный практический, так и проблемные методы (решение проблемных ситуаций).  Немаловажное значение имело применение интегративного метода работы, предполагающего содержательное обогащение опыта детей.

Работа над проектом предполагала рост познавательной активности и самостоятельности детей, которая способствовала развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.

Формы работы

С целью планомерного обогащения опыта детей применялись такие формы работы как:

  • Экскурсии и прогулки
  • Чтение художественной литературы
  • Беседы с детьми
  • Рассматривание иллюстраций, школьных принадлежностей
  • Тематические выставки
  • Выставки творческих работ детей
  • Игровые ситуации
  • Игры

Формы работы с родителями:

  • Беседы
  • Консультации
  • Изготовление альбома о школе

Словарная работа с детьми. Режим дня школьника, расписание уроков, понятия «урок»,  «звонок», «учитель», «ученик», «завуч», «директор», «перемена», «дневник», «оценка», «портфель», «завхоз», «техслужащая», «повар», «сторож», «медсестра» и т.д.

План реализации проекта.

  1. Подготовительный этап.
  • Выявление проблемы.
  • Диагностика игровых навыков.

  1. Основной этап.

Совместная деятельность с детьми:

  • Создание развивающей среды:

-изготовление и подбор атрибутов для игры «школа»;

-оформление школьного уголка;

     На данном этапе детям предлагалось самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и пр.

Чем стварше становятся дети, тем больше условностей в их играх. Они все меньше нуждаются в подготовке предметно-игровой ситуации, меньше пользуются атрибутикой и чаще действуют с воображаемыми предметами в воображаемой ситуации.

  • Беседы с детьми

- «Скоро в школу»

- «Права и обязанности школьника»

-«Как строить свой день». Составление режима дня.

-«Для чего нужно учиться в школе»

-«Чем школа отличается от детского сада»

-«Для чего нужен звонок?»

  • Чтение художественной литературы:

А. Гайдар «Чук и Гек»

А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы».

А.Л. Барто «Школьницы».

В. Губарев «Королевство кривых зеркал»

Гариф Гумер «Сосчитай-ка»

«Забавная азбука» в стихах и картинках,

И. Токмакова «Мне грустно…»

Л.Толстой «Филиппок»

Н. Носов «Незнайка учится»

О. Дриз «Когда человеку шесть»

Заучивание стихотворения «Первый день календаря» С.Я. Маршак.

С.Я.Маршак «Кто и лодыри»

 -Составление рассказа об учителе

-Загадывание загадок

-Разучивание с детьми инсценировки «Дружно куклы учат буквы»

  • Экскурсия в школу, в библиотеку.

  • Рассматривание картины «В школе». Придумывание рассказа.

-Рассматривание учебников, тетрадей, дневника.

-Рассматривание школьных принадлежностей

  • Создание ситуации «Урок математики в школе», «Перемена», «Мы –дежурные» и др.
  • Решение проблемных ситуаций «Заболела учительница», «Забыл дома учебник или тетрадь» и др.

  • Игры:

.-«Кто быстрее соберет портфель»

-Лото «Школьные принадлежности»

-Лото «Профессии»

-Игра-путешествие «Я иду из дома в школу» по плану-схеме.

  • Тематические выставки:

-выставка предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»

-художественной литературы о школе

-«Буквари разных поколений»

  • Продуктивные виды деятельности:

-Рисование «Портрет учительницы»

-Рисование по представлению «1 сентября», «Мама и папа учились в школе»

-Аппликация « Мой портфель»

-аппликация «Я иду в школу»

-коллективная работа «Школа»

В совместной деятельности с детьми (при чтении книг, рассматривании иллюстраций и др.) мы старались расширять представления детей о школьной жизни,  деятельности взрослых и детей, формируя эмоционально-нравственные оценки. Это содержание становилось источником возникновения замысла игры детей.

Работа с родителями

- Консультация «Скоро в школу»

-Оформление родительского уголка «Психологическая готовность к школе»

-Создание альбома «Воспоминание о школе», в котором родители поместили свои школьные фотографии и записали свои воспоминания о школе.

      Самостоятельные игры детей:

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Режиссёрская  игра с куклами.

Творческая  коллективная игра.

  1. Заключительный этап.
  • Повторная диагностика игровых навыков, игровой среды
  • Формулирование выводов.

Ожидаемые результаты выполнения проекта:

  • Самостоятельность детей в развертывании сюжетно-ролевой, режиссерской, творческой игры, усвоение ролевые взаимодействий и взаимоотношений.
  • Сформированность у детей знаний о школьной жизни, правилах поведения в школе, профессиях людей, работающих в школе, о некоторых школьных терминах.
  • Сформированность у детей мотивационной готовности к школе.
  • Благоприятное течение адаптационного школьного периода.

Оценка результатов проекта

Методы диагностики в ходе проекта:

  1. Наблюдение за детьми в процессе игровой деятельности.
  2. Беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.
  3. Выставки детских работ (достижения ребенка в продуктивной деятельности).

Оценка качества реализации проекта:

1. Сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики уровня развития сюжетно-ролевой игры ребенка.

2. Отслеживание уровня создания развивающей предметно-пространственной среды.

Уровень развития игровых умений

Методика Н.Н.Серовой

Начало года

Середина года

       

       Диагностика показала положительную динамику развития игровых навыков детей группы.

       У детей группы заметно стало развиваться содержание игры. В играх, наряду с действиями, начали отражаться общественные отношения, поступки. В играх находит отражение специфика деятельности взрослых и детей, их взаимодействия, их отношения друг к другу.  Постепенно в играх  всё большее место начинает занимать опосредованный опыт, т.е. знания, полученные из книг, рассказов взрослых, увиденного самими детьми. Меняется и характер непосредственного опыта: дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсии в школу, в повседневной жизни.   

       От совместной игры с воспитателем дети переходят к самостоятельному выбору сюжетов, комбинируют их, а потом  придумывают свои игры творческого плана.

      Характерно развитие у детей  самостоятельности и самоорганизации, формирование умения договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.

     Таким образом, у детей появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.

Литература

  1.  Венгер Л.А. Психологическое развитие детей в игре и подготовка к школе //Дошкольное воспитание.-1983.-N 12.
  2. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников.- М.: Айрис Пресс, 2008.
  3. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М., 1981.
  4. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М.: Просвещение, 1983.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
  6. Гаспарова Е.М. Отображение социальных отношений в игре //Дошкольное воспитание. 1987. - N 8.  
  7. Дошкольная педагогика. — М., 2000. -  Козлова С.А., Куликова Е.А.
  8. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.  
  9. Зворыгина Е.В. Игровые ситуации как средство развития мышления //Дошкольное воспитание. 1981. - N 12.  
  10. Зворыгна Е.В. Развитие творчества дошкольников в игре //Воспитание детей в игре. М., 1993.
  11. Иванова Н. О строении сюжета детских игр //Дошкольное воспитание. 1965. - N 5.
  12. Игра дошкольников /Под. ред. С. Л.Новоселовой. М.: Просвещение, 1989.
  13. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
  14. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.
  15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР, 1959. - 499с. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. -М., 1986.
  16. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. /Под.ред. А.Н.Леонтьева,  А.В.Запорожца. М., Л.: АПН РСФСР. 1948.
  17. Лещинская-Гурова О.В. Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения.- Н.Н., 1999.
  18.   Люблинская А.А. 0 некоторых особенностях развития логического мышления у детей //Дошкольное воспитание. 1968. - N 7.
  19. Маркова Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста /Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1968. - С.36-132. Маркова Т. А. Игра и труд в дошкольном детстве //Дошкольное воспитание. 1995. -N12.
  20. Менджерицкая Д.В. Воспитателю детской игре / Под ред.Т.А.Марковой. М.: Просвещение, 1982.  
  21. Менджерицкая Д.В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада //Воспитание детей в игре. М., 1979.
  22. Михайленко Н., Пантина Н. Вопросы построения и развития сюжета игры в старшем возрасте //Дошкольное воспитание.- 1980. N 12.  
  23. Михайленко Н.Я. О механизмах ролевого поведения детей в игре //Дошкольное воспитание. 1970. - N 8.  
  24. Михайленко Н.Я., Короткова Н.Ф. Взаимодействие взрослого с детьми в игре //Дошкольное воспитание. 1993.- N3  
  25. Михайленко Н.Я., Короткова Н.Ф. Формирование замысла в совместной сюжетно-ролевой игре //Дошкольное воспитание. 1981- 11.  
  26. Никитин В.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.:  
  27. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. и др. Комплексное руководство формированием игры старших дошкольников //Игра дошкольника /Под ред.С.Л.Новоселовой. М., 1989.
  28. Общение детей в детском саду и семье //Под ред. Т.А.Репиной, М.: Педагогика, 1990. 152с.
  29. Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 2001. -  Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.