План по самообразованию по теме: «Формирование основ педагогического мастерства и изучение образовательной программы ДОУ».
рабочая программа

Ковальчук Валентина Леонидовна

Введение и реализация ФГОС ДО- это инновационная деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения всеми участникам образовательных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovalchuk_so.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №5 «РУЧЕЁК»

План по самообразованию

 по теме: «Формирование основ педагогического мастерства и изучение образовательной программы ДОУ».

Воспитатель: Ковальчук  В. Л.

пос. Васильково, 2021-2022г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Актуальность………………………………………………3-5 стр.
  2. Цели и задачи……………………………………………….. 6 стр.
  3. План работы по самообразованию……………………….7-9 стр.
  4. Используемая литература…………………………………10 стр.

Актуальность

C 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, который «преследует следующие цели:

  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования».

Введение и реализация ФГОС ДО - это инновационная деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольного учреждения, родителями воспитанников, специалистами, руководителями.

Нам, педагогам, необходимо по новому взглянуть на воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении, на условия реализации ФГОС ДО относительно особенностей нашего детского сада, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

 Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.

Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок должен получать возможность полноценно жить и развиваться, активно участвовать во всех видах детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно – исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный трудовой труд, конструирование из разного материала, изобразительной, музыкальной.

Мы, взрослые (педагоги, и что немало важно некоторые и родители) обязаны понимать, что ребенок в детском саду не готовится к школе, а развивается. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребенок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, учится их использовать.

Все это не возможно без правильного понимания ФГОС ДО и позитивного взаимоотношения между участниками образовательных отношений: нас, педагогов, и родителей (законных представителей).

Реализация требований ФГОС также напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу и предполагает наличие у педагога определенных компетенций, которые определяют его готовность и умение:

  • Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • Организовать конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности и материалов;
  • Выстраивать развивающее вариативное образование;
  • Работать в зоне ближайшего развития ребенка;
  • Работать в зоне ближайшего развития ребенка;
  • Выстраивать образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ поддерживать индивидуальность ребенка и обеспечивать развитие его потенциала, образовательных потребностей;
  • Оказывать не директивную поддержку детской инициативе, обеспечивать игровое время и пространство трансформируемой полифункциональной среды.

   Важнейшим условием развития личности педагога  является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Требования, предъявляемые к  воспитателю, очень высокие. Он  должен быть мудрым, всё знающим  наставником и артистом одновременно,  владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду. Воспитатель должен обладать такими качествами, как  терпеливость, доброжелательность,  справедливость, толерантность, начитанность, эрудированность. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.

Так кто же он — педагог-мастер? В. Даль так определяет понятие «мастер» в своем «толковом словаре». Мастер – это искусный в своем деле человек. Откуда берутся педагоги-мастера? Родится ли человек с признаками мастера или может стать им в результате длительной деятельности? Педагогом – мастером можно стать при определенных склонностях к делу воспитания и при постоянной работе над собой.

Вот почему так актуальна в наше время выбранная мною тема.

Цель: повышать свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, осваивать и  внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.

Задачи:

  1. Научиться свободно ориентироваться в образовательной программе ДОУ, в  методической литературе;
  2. Научиться свободно ориентироваться в инновационных технологиях и применять  полученные знания на практике;
  3. Реализация творческих проектов в группе, публикации на мини-сайте;
  4. Повысить уровень самореализации по данной теме.

Предполагаемый результат: оценка педагогических ценностей, формирование педагогического мастерства, желание улучшить педагогический процесс.

Определение сроков работы по данной теме: в течение учебного года.

План работы по самообразованию

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования

Планирование работы по самообразованию

Сентябрь

План по самообразованию

 Знакомство с нормативной базой по вопросам дошкольного воспитания

Октябрь-ноябрь

•Знакомство с ФГОС;

•Конвенция о правах ребенка;

•Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения СанПиН 2.4.1.3049-13 (в ред. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от27.08.2015 №41

•Устав

•Должностные инструкции

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.102013г.№1155

«Об утверждениии Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Федеральный закон от 12.01.1996г.№10 « О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Приказ от .8.04.2014г.№293 « Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».

Консультации с методистом

В течение года

Применение знаний, формирование умений.

Изучение  методической литературы по теме

 В течение года

Чтение пособий

Периодические издания журнал Ребёнок в детском саду 2016-2017г.

Программа « От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы

Изучение опыта работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах

В течение года

  • Социальная сеть работников образования nsportal.ru
  • Дошколенок.ру
  • maam.ru

Посещение занятий коллег.

В течение года

Наблюдение

Применение опыта работы в своей деятельности

Обобщение полученного  опыта

Систематизация и оформление проделанной работы

Портфолио педагогических достижений

Обобщение и анализ собственного опыта педагогической деятельности

 Составление планирования с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся

Сентябрь

Создание  в группе предметно-развивающей среды

Октябрь-ноябрь

Интернет ресурсы, опыт других педагогов

Предметно-развивающая среда

Составление конспектов занятий, развлечений.

В течение года

Пополнение накопительной папки

Занятия с детьми.

В течение года

Групповая, индивидуальная.

Развитие творческой активности, приобретение опыта общения со взрослыми и другими малышами.

Работа с родителями

Постоянно

Консультации, оформление памяток, организация мероприятий.

Сотрудничество и взаимодействие.

Профилактика травматизма, охрана жизни и здоровья детей.

Постоянно

 Изучение литературы, подбор материала.

Оформление памяток и консультаций для родителей,тематические беседы с детьми. Протокол родительского собрания с подписями об ознакомлении.

Проведение открытых мероприятий

Февраль-март

Определение педагогических проблем методического характера и нахождение способов их решения.

Апрель-май

Анализ работы по самообразованию

Отчёт по самообразованию

Используемая литература:

Нормативно-правовые документы

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с.

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.

3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПин 2.4.1.3049-13. – М: УЦ Перспектива, 2013. – 76 с.

 4. Микляева Н.В., Львова Л.С., Маринюк А.А., Слепцова И.Ф. Федеральный закон об образовании с комментариями специалистов: дошкольная образовательная организация в контексте развития системы образования. – М.: АРКТИ, 2013. – 112 с. (Управление дошкольным учреждением).

5. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

 6. Верховкина М.Е., Атарова А.Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.

Картотека методической литературы:

 1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Москва, 2015г.

Методическое сопровождение «Взаимодействие детского сада с семьей»

1. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

2. Давыдова О.И., Майер А.А., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 112 с.

4. Метенова Н.М. Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2011. – 32 с.

 5. Метенова Н.М. Родительские собрания. Часть 1. Методика проведения. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2011. – 64 с.

6. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2011. – 64 с.

Электронные образовательные ресурсы для педагогов:

 Журнал «Детский сад: теория и практика»

http://www.editionpress.ru/magazine_ds.html 

Журнал «Справочник старшего воспитателя»

 http://vospitatel.resobr.ru/ 

Журнал «Детский сад будущего»

http://www.gallery-projects.com 

Журнал «Воспитатель ДОУ»

 http://doshkolnik.ru

 Журнал «Современный детский сад»

http://www.det 

Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»  

http://www.menobr.ru/products/7/  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Формирование основ педагогического мастерства"

Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче педагогов, и каждый даст свое определение с позиции собственного опыта. Для тех, кто начинает свой педагогический путь, м...

План по самообразованию по теме "Формирование основ педагогического мастерства"

Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче педагогов, и каждый даст свое определение с позиции собственного опыта. Для тех, кто начинает свой педагогический путь, м...

План по самообразованию по теме: «Формирование основ педагогического мастерства»

План по самообразованию с целью повысить  свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, осваивать и  внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и о...

План самообразования по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».Цель: Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности...

Консультация для воспитателей "Формирование основ педагогического мастерства"

Педагогу для успешной профессиональной деятельности важно овладеть педагогическим мастерством. Определений педагогического мастерства много. В самом общем значении — это высокое и постоянно сове...

План по самообразованию "Формирование основ педагогического мастерства"

Введение и реализация ФГОС ДО - это инновационная деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольного учреждения, роди...