НОД "Символы России" старший дошкольный возраст
план-конспект занятия (старшая группа)

Наружная Ольга Викторовна

Конспект занятия   "Символы России".ОО Социально - коммуникативное развитие. Знакомство со своей страной, воспитание любви к России!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский зад №1                                                                                                                     Выборгского района Санкт-Петербурга

Непрерывная образовательная деятельность                                                                                                      с детьми старшего дошкольного возраста

« Символы России»

Используемые образовательные технологии: проблемно-игровая, технология интеллектуально-творческого развития детей, здоровьесберегающие технологии, мультимедийная презентация

Автор-составитель

Наружная О.В.

Воспитатель

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Образовательные задачи:

  • Закрепить знания о государственном гербе, флаге, гимне (цветовое расположение полос, символическое значение, правила поведения во время прослушивания гимна).
  • Закрепить  умение находить государственный флаг России среди  флагов других государств.
  • Познакомить с народными символами - березкой, ромашкой, матрешкой.
  • Знакомить с русскими национальными традициями,  народными играми, промыслами, одеждой, музыкальными инструментами.
  • Активизировать словарь по лексическим темам «Природа», «Одежда»,  «Русские народные промыслы», «Моя родина Россия», «Государственная символика России».
  • Формировать умение составлять рассказ по опорной схеме.

Развивающие задачи:

  • Развивать мелкую моторику рук, графические навыки.
  • Внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать эмоционально-положительный отклик на красоту русской природы, талант русского народа.
  • Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, интерес к русской народной культуре.
  • Развивать осознание принадлежности к своему народу.
  • Воспитывать интерес к народным подвижным играм, формировать умение взаимодействовать в команде.

Реализуемые образовательные области:

 ОО Социально-коммуникативное развитие

Интеграция образовательных областей:

ОО Познавательное  развитие

ОО Художественно-эстетическое развитие

ОО Речевое развитие

ОО Физическое развитие

Предварительная работа с детьми:  рассматривание карты, глобуса, прослушивание гимна России, музыкальных произведений, иллюстрации по теме «Моя родина Россия».

 Чтение художественной литературы: «Флаг России» В.Степанов, «Герб России» В.Степанов, «Россия» И.Ягликова, «Родина» З.Александрова, «Что мы Родиной зовем» В.Степанов, «Необъятная страна» В.Степанов, «Березка» А.Прокофьев, «Моя первая книга о России» Т.Коти, «Белоснежный символ России» Г.Ужегов, «Матрешка» З.Медведева; продуктивная деятельность «Я люблю свою страну» рисование, «Флаг России» аппликация, «Осень золотая» рисование, «Ярмарка игрушек» аппликация.

  Дидактические игры : «Собери  герб России»,  «Собери флаг России», «Деревья России», «Символы России», «Народные промыслы России»

Используемые материалы: географическая карта России, иллюстрации по теме «Моя родина Россия», «Государственные символы России», «Деревья России», «Народные промыслы России», «Цветы России», «Народные символы России», аудиозапись «Гимн России», песня «Родина моя» музыка Д.Ф.Тухманова, слова Р.Рождественского. Презентация « Наша родина Россия», изображение флагов различных государств, алгоритм составления рассказа по теме «Деревья», большая бумажная  ромашка с заданиями на лепестках, картинка с изображением поля ромашек.

 Шаблоны матрешек, краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Ход совместной деятельности.

Организационный момент.

                                                                                                                                                                                                                                                      Дети становятся в круг.

Приветствие.                          

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте! друг другу».

Нам здороваться не лень,

Всем « Привет!» и  «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

- Доброе утро!!!

 Звучит песня «Родина моя» музыка Д.Ф.Тухманова, слова Р.Рождественского

Воспитатель.                                                                                                                                                   - Ребята, на планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется?

Дети. Россия.

Воспитатель.                                                                                                                                         Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. Кто может показать границы России?

Дети показывают на карте Россию.

Воспитатель.

- Страна наша необычайно красива! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Это  огромное государство! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими.

-Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

«Россия»

Россия, Россия, Россия! –

Так Родину нашу зовут!

Ее  рассмотреть ты не сможешь

На карте за пару минут.

А если с Востока на Запад

Ты в долгий отправишься путь,

Тебе и недели не хватит

Просторы ее обогнуть.

На Севере льды подпирают,

На Юге -  пустыни, жара…

Раздольна  –  от края до края

Огромная наша страна.

В России, в России, в России

Березки гурьбою растут…

В России могучие реки

К морям свою воду несут…

В России, в России, в России

Огней городов череда…

Но образ деревни родимой

В тоскующем сердце всегда.

Над белым ромашковым полем

Малиновый слышится звон…

О доме родном он напомнит

Всем тем, кто в Россию влюблен.

В России, в России, в России

Хорошие люди живут:

Гостей хлебом с солью встречают;

Душевные песни поют…

В.В.Баронова

-Вот как много места занимает территория нашей Родины.

-Ребята, каждое государство имеет свои отличительные знаки-символы. Назовите государственные символы России (герб, гимн и флаг).

 Дети.  Герб, флаг, гимн

РАССМАТРИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ.

Воспитатель.

-Ребята, а как выглядит флаг России? (Это полотнище прямоугольной формы, состоящее из трех полос разного цвета)

-Давайте вспомним, что обозначают эти цвета.

-Что бывает белое? (снег, облака, морская пена). Что обозначает белый цвет? (чистоту души)

-Что бывает синим? (реки, моря, небо) Что обозначает синий цвет? (верность)

-Что всегда бывает красным? (огонь, кровь) Что обозначает, что символизирует красный цвет? (силу, храбрость, мужество, отвагу)

Ребенок читает стихотворение.

Флаг России

Белый цвет – березка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

В.Степанов

Дидактическая игра «Флаги»

-А сейчас я предлагаю вам посмотреть на флаги других государств. Посмотрите и определите, где Российский флаг. И объясните свой выбор.

РАССМАТРИВАНИЕ ГЕРБА РОССИИ.

Воспитатель.

-Что изображено на гербе России? (золотой двуглавый орел)

-Посмотрите на герб, что еще вы можете рассказать про золотого двуглавого орла? (Одна голова орла смотрит на восток, а другая -   на запад. Над головой орла три короны. Одной лапой орел сжимает скипетр, а в другой лапе - держава золотой шар с крестом сверху. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сам орел на солнце).

-Что обозначает изображение орла на гербе? (Обозначает силу,  что наше государство сильное и непобедимое).

-А кто кроме двуглавого орла изображен на гербе? (Воин на белом как пена коне, а за спиной у воина развивается синий плащ. В одной руке воин сжимает копье, которым поражает страшного дракона).

-Как зовут этого воина? (Георгий Победоносец) Георгий Победоносец защищает нашу страну от всякого зла и Россия всегда побеждает своих врагов.

-Государственный герб России символизирует победу добра над злом.

-Ребята, а для чего нужен герб  государству? ( Чтобы отличить одно государство от другого. Чтобы отличить денежные знаки одной страны от денежных знаков другой страны. Герб изображен на пограничных столбах, стоящих вдоль границы, на печатях, на грамотах, на дипломах, на паспорте).

Ребенок читает стихотворение.

Герб России

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад,  на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый,  он и гордый.

Он -  России дух свободный.

В.Степанов

 Дидактическая игра « Собери герб России»

Дети собирают разрезанные на несколько частей картинки герба России.

Воспитатель.

-Ребята, а про какой государственный символ мы с вами еще не поговорили? (про гимн)

-А что такое гимн? (это главная песня страны)

-Гимн это величественная, торжественная песня. У каждого государства обязательно есть свой гимн. В каких случаях исполняется гимн? (в торжественных: при поднятии флага, при вручении наград, при встрече иностранных гостей)

-И сейчас мы с вами будем слушать гимн России. Что мы должны для этого сделать? (встать) - Почему?(Этим мы выражаем уважение к своей стране).

ПРОСЛУШИВАНИЕ ГИМНА.

Дидактическая игра «Собери флаг России»                                                                                                     - А сейчас мы посмотрим фильм о России «Моя Родина Россия» (дети смотрят мультимедийную презентацию)

Воспитатель.

-Ребята, мы с вами поговорили о государственной символике. А есть еще и народные символы.

-Когда рассказывают о России, то чаще всего вспоминают березку. Березы-красавицы русского леса. Посмотрите, какие они стройные, тонкие, с длинными хрупкими веточками. Береза-это символ и гордость русского народа! О березе сложено много песен, стихов. Давайте вспомним стихотворение о березке.

Я - березка русская,

Зимой стою я грустная.

А летом  расцветаю

И листьями играю.

Когда придут морозы,

Все листики, как слезы,

На землю упадут,

А весной они  опять придут.

-Под русской березкой часто водили хороводы и играли в игры. Давайте и мы сейчас поиграем в русскую народную игру "Березка".

Динамическая пауза: хоровод «Березка»

За руки сейчас возьмемся, (идут хороводом, держась за руки)

Вокруг дерева пройдемся.

Как березка высока,  (поднимают руки вверх)

Как березонька тонка… (сужают круг, подходят к центру)

Если руки поднимаем, (встают на носки, руки поднимают вверх)

До макушки не достанем.

Ветки тонкие свисают, (опускают руки, наклоняются вперед)

Даже землю задевают.

Если ветер налетает,

То березоньку качает:  (наклоны вперед, назад, вправо, влево)

Вправо, влево, взад, вперед,

А потом наоборот.

Только солнце пригревает,  (скрещивают ладони с расставленными пальцами)

Листья крону покрывают.  (складывают ладони лодочкой и открывают их)

Запах листиков вдыхаем,  (делают вдох носом)

Ртом тихонько выдыхаем… (делают выдох ртом)

Как березоньку мы любим,

Никогда не позабудем!   (кланяются березке)

Даже в дальней стороне

Будет долго сниться мне.

Воспитатель.

-Ребята, береза приносит людям очень большую пользу.

- Люди топят печки березовыми дровами,  и  у них в доме становится тепло.

-А еще давным-давно, когда не было электричества, вечерами зажигали березовые лучины для освещения. И в горнице становилось светло.

-А еще из бересты делают, плетут лапти (обувь), корзины плетут по грибы и по ягоды ходить.

-А  березовый веник  нужен в бане, чтобы париться, а в избе, чтобы пол подметать.

-Вот ребята, сколько пользы от нашей березки. Живет береза около 150 лет, высота дерева 20-25 метров.

Воспитатель.

-Демонстрирует детям большую ромашку. Этот цветок символ нашей страны, как он называется? За что мы любим ромашку?

Дети.                                                                                                                                                                    -Ромашка. Мы любим ее, потому что ромашка – цветок скромный, солнечный, красивый. Это символ нашей страны.

Воспитатель.

- Дети, мы живем в большой красивой стране Россия, значит мы кто?(ответы детей)На каком языке мы с вами разговариваем? (ответы детей). Все жители нашей страны должны уметь читать и писать на русском языке, поэтому мы с вами изучаем азбуку.

                                                                                                                                                 Дидактическая игра: «Подбери родственные слова к слову Россия»

Дети. Родственные слова: российский, россиянин, россиянка.

Дидактическая игра «Азбука»

 Дидактическая игра: «Ромашковое поле»  (Посчитать березы и ромашки, которые растут на полянке. Обозначить соответствующей цифрой )

                                                                                                                                                                    Проводится пальчиковая игра «Ромашка».

Посмотрите на ромашку:

Желто – белая рубашка.

Лепесточки посчитаем,

Дружно пальцы загибаем.    ( загибают пальчики на одной, потом на другой руке)

Что же это за букашка

Проползает по ромашке?

Лапки быстрые бегут,   (имитация пальцами движения лапок букашки)

Стебелек с собой несут.

Проползла и  вверх, и вниз,  (изображают, как ползет букашка)

И слетела на карниз.

А ромашка вверх растет,  (ладони сложить в «бутон», поднимают руки вверх, раскрывают                                                               ладони постепенно, изображая растущую ромашку)

Солнце ей свой свет дает.

Воспитатель.

- Россия славится народными промыслами «Дымково», «Гжель», «Жостово», «Городец», «Хохлома» и другими. Красивые, яркие  изделия наших мастеров известны всему миру.

-А сейчас я познакомлю вас с еще одним народным символом. Это матрешка. Когда в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно покупают матрешку на память о России. Всем она нравиться. Нигде в мире нет таких славных, красивых  матрешек. Это тоже символ России, народный символ. Делают матрешку из дерева липы. Их выпиливают на токарных станках. Сначала самую маленькую, а потом все больше и больше. Иногда их количество доходит до 50 штук, то есть в одной умещается еще 50.Давайте посчитаем, сколько у нас матрешек? Посмотрите, какие они красивые, сарафаны украшены розами да узорами, одна краше другой. А вот эти матрешки одноцветные. Давайте поможем им стать такими же красивыми.

Продуктивная деятельность: «Украсим сарафан матрешки» Дети  разукрашивают и    украшают матрешек.

Воспитатель.

- В нашей стране любят играть различные игры. Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота»

Подвижная игра:  «Золотые ворота»

Дети делятся на две команды. Изображают «ворота» становятся в круг, взявшись за руки и подняв их вверх, говорят слова:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Остальные дети, взявшись за руки, змейкой проходят в «ворота». «Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Пойманные включаются в команду поймавших их «ворот».

Рефлексия.

Воспитатель.

- С символами какой страны  мы сегодня познакомились?

- Что нового узнали?

- Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...