Проект : «Русские традиции – залог духовно-нравственного воспитания»
проект (старшая группа)

Тема: «Русские традиции – залог

духовно-нравственного воспитания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Русские традиции – залог

духовно-нравственного воспитания»

Вступительное слово

Хочу представить вашему вниманию проект «Русские традиции – залог духовно - нравственного воспитания» Почему я выбрала эту тему? В результате наблюдений, бесед я заметила, что  дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, народными играми, устным народным творчеством. Без знания своих корней,  традиций своего народа нельзя воспитать полноценного  человека, любящего  своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося  к другим народам. Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, поэтому познание  детьми народной культуры,  русского народного творчества, фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет.

Слайд 2 

Творческое название

«Жили такие люди!»

Слайд 3 

Вид:

Творческий, познавательный

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители и музыкальный руководитель

Продолжительность: среднесрочный

По содержанию: открытый

Слайд 4

Цель проекта: Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа

Задачи: 

Слайд 5

Ожидаемые результаты

В ходе реализации проекта  предполагается:

  • Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа
  • Повышение уровня нравственно-патриотических чувств воспитанников
  • Знание правил народных игр, умение в них играть
  • Повышение активности  родителей и детей к изучению культуры родного края

Слайд 6

Проект состоит из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный.

1 этап - подготовительный 

На этом этапе была изучена методическая литература, составлен план проекта, была  подобрана художественно – познавательная литература, демонстративный материал. 

2 этап - Основной:

На данном этапе  осуществляется образовательная работа в непосредственной образовательной деятельности, направленная на ознакомление дошкольников с культурой русского народа. С детьми были проведены беседы: «О святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями» «Чем славилась русская изба», «О русских традициях встречи весны»и.т.д… ; организован просмотр презентаций «Зимние забавы», «Русские праздники»и.т.д…

Слайд 8 

Воспитанники продолжили знакомиться с декоративно-прикладным народным искусством, музыкальными инструментами,  с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта.

Слайд 9 Дети очень любят инсценировать русские народные сказки, потешки. Театр доставляет детям много радости и удовольствия, формирует интерес к малым фольклорным формам. 

Слайд 10 Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Именно здесь формируются наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Слайд 11. В своей работе использую народные игры в совместной образовательной деятельности, в повседневной жизни ребят, на прогулке, в ходе праздников и развлечений. В подборе игр принимают участие не только воспитатель, но и музыкальный руководитель.  Дети стали интересоваться фольклором, сформировалось умение самостоятельно играть, используя считалки, скороговорки.

 Слайд 12 Одним из главных символов русской культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, воплотивший в себе и быт, и душу народа. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара.  

Вот и мы решили устроить чаепитие. Воспитанники познакомились с предшественником чайника – самоваром,  с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием, технологией приготовления чая, сервировкой стола.

Слайд 13 Большой интерес проявили ребята при изготовлении кукол – оберегов. Дети познакомились  с историей создания кукол, а также с принципами изготовления.

Слайд 14 С воспитанниками провели экскурсию,  где педагог  познакомил детей с жизнью, бытом и традициями наших предков. Дети узнали о  русской печке, которая играла в доме главную роль и  использовалась для отопления помещения и приготовлении пищи, орудиями труда, применяемые для различных хозяйственных целей. Детям было интересно узнать и об особенностях одежды и обуви русского крестьянина. Экскурсия проходила с интересом очень понравилась детям они узнали много интересного.

Слайд 15 Итогом проекта стало  изготовление   макета «Русской избы». Совместно с детьми постарались воссоздать обстановку русской избы, передающую атмосферу русского быта.

Слайд 16

Сделали печь, изготовили кочергу, ухват, стол, лавочку, из соленого теста вылепили разнообразную старинную посуду, самовар, раскрасили макет нашей избы, мебель в ней. Родители приняли активное участие: связали коврики, сшили постель и занавески на окно. С каким интересом воспитанники каждый раз рассматривают эти старинные вещи! Дети очень любят слушать сказки, а макет русской избы, который собран практически самими ребятами, дает возможность окунуться в старинную атмосферу наших предков

Слайд 17

В нашем проекте родители приняли активное участие. Были проведены консультации «Фольклор в воспитании детей», «Подвижные игры на детских семейных праздниках», «Семейные традиции»; размещение информации об воспитании у детей в семье интереса к традиционной народной культуре. Родители приняли участие в совместно творческом конкурсе, посвященный Пасхе, в конкурсе рисунков «Люблю березку русскую»

Первые результаты работы в данном направлении показали, насколько вырос интерес воспитанников. Дети получили первоначальные знания об истории крестьянского быта. Познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами. Изучили традиции русских праздников, стали интересоваться фольклором, выучили весенние заклички, обогатили свой словарь поговорками и пословицами. Работа над проектом заинтересовала и родителей, они активно в нем участвовали. Все это свидетельствует о том, что проведенная в данном направлении работа дала свои положительные результаты. Макет «Русская изба» будет пополнятся новыми атрибутами и его можно использовать на занятиях. Но наш проект не закончился, мы и дальше будем по нему работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании

Семейные традиции – один из основных методов воспитания дошкольников. Эти многовековые традиции позволяют понять близкую связь с бабушками, дедушками, совместными предками, да...

Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании

Семейные традиции – один из основных методов воспитания дошкольников. Эти многовековые традиции позволяют понять близкую связь с бабушками, дедушками, совместными предками, да...

Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании

Семейные традиции – один из основных методов воспитания дошкольников. Эти многовековые традиции позволяют понять близкую связь с бабушками, дедушками, совместными предками, да...

«Семейные традиции основа духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский)ВведениеОбщество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души, котор...

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному воспитанию и развитию.В этой статье речь идет о повышении родительской компетенции, формирование этических представлений о ценно...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...