НОД по познавательному развитию Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Пантелеева Светлана Евгеньевна

обобщить, систематизировать, закрепить знания детей; формировать умение работать в команде, принимать общее решение и обосновывать его; расширять кругозор детей; развитие познавательного интереса, интеллектуальной инициативы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_gde_kogda.docx40.34 КБ

Предварительный просмотр:

НОД

по познавательному развитию

Интеллектуальная игра

«Что? Где? Когда?»

в подготовительной группе

Воспитатель: Пантелеева Светлана Евгеньевна

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей; формировать умение работать в команде, принимать общее решение и обосновывать его; расширять кругозор детей; развитие познавательного интереса, интеллектуальной инициативы.

Задачи:

образовательные: продолжать учить детей играть в интеллектуальные игры, соблюдать правила игры, уметь слушать воспитателя, отвечать на вопросы; обогащать и активизировать словарь детей словами: интеллектуальная игра, раунд, волчок, сектор, песочные часы, сеть интернет.

Развивающие: продолжать развивать у дошкольников любознательность, коммуникативные качества, речевую активность и мыслительные способности; формировать у детей психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, речь, воображение, мелкую моторику пальцев рук;  побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания (восторг, радость, удовлетворенность).

Воспитательные: продолжать воспитывать у детей интерес к интеллектуальным играм; формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Формы организации деятельности детей: беседа, дидактическая игры  и упражнения, решение проблемных ситуаций, музыкальная  и подвижная игра,  поощрение.

 Формы реализации детских видов деятельности: подгрупповая, индивидуальная.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие;  художественно-эстетическое развитие.

Оборудование и материалы: оформление группы; столы для участников игры; игровой стол-круг, разделенный на 13 секторов; волчок; скрипичный ключ; ноутбук, ТV, презентация; музыкальные заставки для игры из телепередачи: «Что? Где? Когда?»; мелодий из отечественных мультфильмов; конверты с заданиями; чёрный ящик, подушка, игрушка – зайчик; 3 мольберта, карточки со счетом; колокольчик, песочные часы (1 мин); контейнеры с пуговицами, канцелярские принадлежности (карандаши, листы\блокноты) – на каждого игрока, разрезные картинки;  шапочка-ободок: Белочка, медали.

Предварительная работа:  проведение познавательных, комплексных и интегрированных занятий; заучивание считалок; чтение познавательной информации из детских энциклопедий; рассказывание детям русских народных сказок, просмотр отечественных мультфильмов; рассматривание иллюстраций с изображением сказочных героев;  беседы с дошкольниками о нравственной культуре; проведение подвижных и дидактических игр.

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости! Вы находитесь в интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?». Сегодня мы проведем самую серьезную и очень ответственную игру, которая посвящена Её Величеству Памяти и продемонстрируем вам не только свои знания, но и умение правильно и красиво говорить.

Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло на нашу интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Давайте поприветствуем наших гостей (дети здороваются).

Воспитатель:  В начале игры нам необходимо провести разминку. Итак, вы готовы? (ответы детей: готовы). 

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать, всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. А чтобы проговаривать звуки правильно, нам помогает в этом артикуляционная гимнастика-считалочка.

Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.

(дети выполняют артикуляционную гимнастику)

Сейчас место за игровым столом займет тот, кто ответит правильно на вопрос. 

  1. Сколько этажей в 5-этажном доме? (5)
  2. Что длиннее неделя или месяц? (месяц)
  3. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (круг)
  4. Сколько в пустом стакане клубники? (пусто)
  5. Почему нельзя пить морскую воду? (Она соленая.)
  6. После чего обычно бывает радуга? (После дождя)
  7. Где кенгуру носит своих детенышей? (В сумке)
  8. Какой подарок принесли Мухе-Цокотухе блошки? (Сапожки)
  9. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)
  10. Что Ведьма отобрала у Русалочки? (Голос)
  11. С какого слова начинается гимн России? (Россия)
  12. Сколько звуков в слове «кот»? (3)

Воспитатель: Разминка прошла блестяще, можно приступать к игре.

Звучит музыкальная заставка передачи «Что? ГДЕ? КОГДА?»

Я хочу познакомить вас с правилами нашей игры. На игровом поле стоит волчок со стрелкой, и лежат конверты по секторам. В каждом конверте находится вопрос или задание, которые приготовили герои сказок и мультфильмов, чтобы проверить, как хорошо вы подготовились к поступлению в школу и самое главное, смогли ли вы стать настоящими друзьями.

По очереди игрок крутит волчок, когда волчок остановится и стрелочка укажет на конверт – игрок берет конверт, передает его мне, я вскрываю конверт - читаю и выполняем задание. Если вдруг стрелочка укажет на пустое место, то мы будем брать следующий конверт по часовой стрелочке.

Игра будет идти на очки, если вы правильно выполняете задание, даже часть из вас, то вы получаете очко.  Если вы не смогли правильно ответить, то очко переходит  команде «Героям сказок и мультфильмов».  Кроме этого на игровом поле есть музыкальная и динамическая пауза, черный ящик и блиц-опрос (быстро отвечать), а также 13 сектор – интернет-вопрос.

Игра идет до 6 очков. Пока счет у нас 0:0. Итак, начинаем игру.

Воспитатель: – Внимание, первый раунд!

 (Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) По стрелке выбирается конверт. Против знатоков играет Карлсон.

Воспитатель зачитывает задание.

«Пуговица»: развитие навыков зрительной памяти

Перед игроками лежат 3 пуговиц, из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки.

Ведущий  выставляет на своем поле 3 пуговицы, каждый игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После ведущий закрывает свое игровое поле, а  игроки должны на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Звонок – минута – звонок – ответ

Воспитатель: молодцы ребята, и вы выиграли первый раунд.

Счёт становится   :   в пользу знатоков.

– Второй раунд!

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) По стрелке выбирается конверт.  «Черный ящик»:  развиваем осязательную память

(музыка - выносим чёрный ящик)

Внимание вопрос от Незнайка.

Определить на ощупь, что находится в чёрном ящике.  

Каждый из вас на ощупь определяет предмет, затем вы вместе совещаетесь и называете ответ, что находится в черном ящике.

Звонок – минута – звонок – ответ

Счёт становится  :   в пользу

– Третий раунд!

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) По стрелке выбирается конверт.

Против знатоков играет Снеговик-почтальон.

Воспитатель зачитывает задание.

Слушаем и рисуем: развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушайте рассказ и нарисуйте рисунок, точно отражающий его содержание. В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков, а рот - веточка.

Звонок – минута – звонок – ответ

Счёт становится   :   в пользу

– Четвёртый раунд!

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) По стрелке выбирается конверт.

Кот Леопольд предлагает отдохнуть. 

Музыкальная пауза у нас, друзья.

 «Угадай мелодию»  (игра на слуховое восприятие, память) – проводится сидя за игровыми столами.

Звучат мелодии: Винни-Пух, Буратино, Бременские музыканты, Кот – Леопольд, Золушка, Летучий корабль, Крокодил Гена и Чебурашка. Знатоки поочередно отгадывают, из какой сказки или мультфильма мелодия.

Счёт становится   :   в пользу

– Пятый раунд!

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) По стрелке выбирается конверт.

Против знатоков играет Крокодил Гена.

Воспитатель зачитывает задание.

 «Запомни слова»: развитие слуховой памяти

Задание: послушать и затем воспроизвести или разложить ряд слов\картинок.

 (подсказка) Все слова перевести в картинки, первую привязать к себе, затем остальные друг к другу.

ВНИМАНИЕ! Слова

Ваза, роза, пончик, гитара, ухо, звезда, ракета, ребёнок, морковка, сахар.

Звонок – минута – звонок – ответ

Вы справились с заданием,

             и счет становится     :     в пользу                .

– Шестой раунд! (гонг)

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) 

По стрелке выбирается конверт.

Динамическая пауза

Воспитатель: Чебурашка предлагает нам размяться.

 «Слушай хлопки»: развитие произвольного внимания.

 Сейчас мы поиграем в интересную игру «Слушай хлопки!».

Все играющие должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды.

Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста» (показ позы – стоять на одной ноге, руки в стороны).

Если я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки» (показ – присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу).

Когда я хлопну в ладоши три раза, нужно возобновить ходьбу друг за другом по кругу. Начинаем играть.

– Седьмой раунд! (гонг)

Продолжаем игру.  

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) По стрелке выбирается конверт с номером.

Против знатоков играет Сыщик.

Воспитатель зачитывает задание.

Дидактическая игра «Найди отличия»: развитие навыков зрительной памяти развитие навыков опосредованного запоминания.

Детям показываются два почти одинаковых рисунка и просят найти, чем один рисунок отличается от другого.

Звонок – минута – звонок – ответ

Счёт становится  :   в пользу

– Восьмой раунд! (гонг)

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) По стрелке выбирается конверт.

Воспитатель зачитывает задание.

 (Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) По стрелке выбирается конверт.

Блиц - опрос (словесная развивающая игра на развитие у дошкольников слухового внимания и логического мышления, быстроты реакции) – проводится сидя за игровыми столами.

Внимание! Против знатоков играет сама хозяйка игры «Что? Где? Когда?» - Мудрая Сова.  И вот её задания.  Отвечать надо быстро и правильно. Только в случае всех правильных ответов вы получаете балл.

Внимание, вопросы.

1. Кто из животных побывал в космосе и вернулся живым? (собаки Стрелка и белка)

2. Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка)

3. Как называется летательный аппарат, на котором летят в космос? (космический корабль, ракета)

4. Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос (Юрий Алексеевич Гагарин)

5. Назовите первую женщину – космонавт нашей страны? (Валентина Владимировна Терешкова)

6. Кто поймал стрелу Ивана царевича? (царевна лягушка)

7. Что такое солнце? (Звезда)

8. Сколько рогов у двух коров? (4)

9. У стены стоят кадушки, в каждой было по лягушке. Если было 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (семь).

10. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)                           

Счёт становится   :   в пользу

– Девятый раунд! (гонг)

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) По стрелке выбирается конверт. Против знатоков играет         Мальвина.

«Четвёртый лишний»: развития словесно-логической памяти

Перед ребёнком разложено четыре изображения. Три из них объединены по общему признаку, четвёртое отличается. Малышу нужно понять, что в ряду лишнее и почему.

Звонок – минута – звонок – ответ

Счёт становится   :   в пользу

– Десятый раунд!

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) По стрелке выбирается конверт.

Воспитатель: Буратино приглашает поиграть.

Игра «Белка»: создание доброжелательной атмосферы в группе. Поддержка желания активно. С радостью участвовать в игре; формирование позитивного отношения к проигрышу.

Дети стоят в кругу, внутри которого находится Белка. Выполняют движения под  словенскую песню  (пер. Э. Александровой):

Белка пела и плясала,        дети, взявшись за руки, движутся поскоками по кругу.

Словно заводная.                Белка так же скачет внутри круга противоходом.

Все сапожки истоптала,        

Шла домой босая.

Раз, два, три!        Дети останавливаются. Белка считает, прикасаясь ладонью к плечу

Белку обгони!         игрока, начиная отсчет от ребенка, рядом с которым остановилась.

Дети берутся за руки. Двое детей, рядом с которыми стоит Белка, поднимают сцепленные руки вверх, образуя «воротики». Выбранный ребенок и Белка выходят через них из круга и встают, прижавшись спиной к спине. По команде детей: «Раз, два, три! Белку обгони!» они должны обежать круг и забежать в него через «воротики». Кто первым забегает в круг, тот и победитель.

– Одиннадцатый раунд!

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) По стрелке выбирается конверт. 

Против знатоков играет Знайка.

Воспитатель зачитывает задание.

Игра «Запоминай порядок».

Педагог показывает в руке 7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения. Где ещё можно увидеть расположение в таком порядке? (радуга). Прочитайте мне, пожалуйста, стихотворение, которое нам помогает запомнить цвета радуги.

Звонок – минута – звонок – ответ

Счёт становится   :   в пользу

– Двенадцатый раунд!

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) По стрелке выбирается конверт.  

Против знатоков играет Сказочный патруль.

Воспитатель зачитывает задание.

Разрезанные картинки (работа в парах) развить зрительную память, восприятие.

Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая разрезанная по линиям.

Задание: предложить ребятам собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти

Звонок – минута – звонок – ответ

Счёт становится   :   в пользу

– Тринадцатый раунд!

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) По стрелке выбирается конверт.

Против знатоков играет Золушка.

Игра «Зеркало»: развитие двигательной памяти. Ведущий стоит в центре полукруга и демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним.

Звонок – минута – звонок – ответ

Счёт становится   :   в пользу

Воспитатель: Игра закончилась. Вы справились со всеми заданиями и стали победителями! Пройдёт совсем немного времени, и вы пойдёте учиться,  в школы нашего города и я уверена, что будете успешно учиться.

Дети, вам понравилась наша игра? (ответы детей). А какие задания вам больше всего запомнились, понравились? (ответы детей).

Вы ребята молодцы! Потрудились от души

Вы все думали, решали, на вопросы отвечали

Где-то верно, где-то нет, был всегда готов ответ

Вас с победой поздравляем, умниками и умницами быть желаем.

Сказочные герои благодарят вас за приятную игру.

А мудрая сова награждает вас медалями за победу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

НОД в старшей группе по познавательному развитию «Интеллектуальная игра «Крестики-нолики»

КонспектНепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных экологических представлений)На тему: «Интеллектуальная игра «Крестики-нолики» для дет...

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Познавательное развитие". Дидактические игры по познавательному развитию "Бережливые растения"

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Познавательные и интеллектуальные игры, как средство познания окружающего мира.

Познавательные и интеллектуальные игры, как средство познания окружающего мира....