Перспективное планирование работы с детьми ОВЗ Функции музыкального руководителя в работе с детьми ОВЗ
материал

Богомыслова Ольга Викторовна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы с детьми ОВЗ

Функции музыкального руководителя в работе с детьми ОВЗ

В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, композиции, муз.слуха; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Музыкальный руководитель:

  1. Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников.
  2. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.
  3. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей. Определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих задатков.
  4. Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, особенностей здоровья, индивидуальных и психофизических возможностей воспитанников.
  5. Консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к участию в массовых, праздничных мероприятиях.

Основные проблемы:

● Непроизвольность движений;

● Боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

● Речевые нарушения или отсутствие речи;

● Замкнутость, неактивность детей;

●Неустойчивые внимание и память у дошкольников.

Целью музыкального воспитания детей с ОВЗ является:

Исправление, компенсация недостатков психического и физического развития детей музыкально-терапевтическими методами в сочетании с методами коррекционной педагогики и педагогики искусства.

Основные коррекционные задачи музыкального воспитания:

  1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, способствуя коррекции эмоционально-поведенческих расстройств.
  2. Обогащать музыкально- слуховой опыт детей, способствуя эмоционально-личностному развитию и улучшению социальной адаптации.
  3. Развивать пространственную ориентацию, зрительно – моторную координацию, слуховое восприятие.
  4. Формировать музыкально - ритмические навыки в целях исправления физических недостатков и улучшения общего самочувствия детей.

Разделы музыкально-коррекционной направленности:

  1. Музыкотерапия
  2. Вокалотерапия
  3. Танцерапия
  4. Логоритмика.

Содержание работы: С детьми 6-7 лет

I раздел «Музыкотерапия»

                                     Квартал 

                                    Репертуар

Терапевтические свойства

I

Народная музыка:р.н.м. «Ах вы, сени»; р.н.п. «Коровушка» Классическая музыка: И. Штраус «Вальс»; А. Гречанинов «Колыбельная»

Детский репертуар: Ан. Александрова «Кошка», «Осенняя песенка»; Е. Тиличеева «Лошадка»; М. Раухвергер «Собачка» Элементарное музицирование:р.н.м. «Да и где же это видано» (нетрадиционные инструменты)

Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.

Воспитание эмоциональной сферы.

Снятие мышечного напряжения.

II

Народная музыка: «Уж ты, котенька – коток»; «Ты, собаченька не лай» Классическая музыка: Ф. Шопен «Мазурка»; А. Брамс «Колыбельная»; Д. Кабалевский «Ёжик» Детский репертуар: М. Красев «Баю – бай»; В. Витлин «Серенькая кошечка»; Т. Попатенко «Зима» Элементарное музицирование: М. Картушина «Оркестр» (шумовые инструменты)

Общее успокоение, избавление от внутренних страхов.

Формирование слухового внимания, воспитание эмоциональной отзывчивости.

III

Народная музыка:р.н.п. «Как у наших у ворот», «Веснянка» Классическая музыка:П. Чайковский «Подснежник»; М. Глинка «Жаворонок»; В. Моцарт «Колыбельная» Детский репертуар: М. Картушиной «Ёжик», «Пирожок»; музыкальная сказка «Курочка Ряба» Элементарное музицирование:р.н.п. «На зелёном лугу» (бубны, погремушки)

.

Повышение концентрации внимания и сосредоточенности, избавление от депрессии.

Формирование двигательных навыков в процессе «проживания» музыки через движения.

II раздел «Вокалотерапия»

Квартал 

Репертуар

Терапевтические свойства

I

Упражнения: (В.В.Емельянов) артикуляционная гимнастика; произнесение согласных звуков «Н», «М»; М. Картушина «Ветер»

Песни:Г. Лобачёв «Зайка»; Е. Тиличеева «Спи, мой мишка»; И. Кишко «Осень»;р.н.п. «Лиска – лиса», М. Картушина «Гуси»

Укрепление гортани, улучшение работы головного мозга и речевых функций. Развитие дыхательных мышц, укрепление голосового аппарата.

Повышение общего тонуса организма, эмоциональный подъём.

II

Упражнения: звукоподражания голосам животных и птиц; пропевание гласных звуков «А», «У»

Песни: М. Красев «Санки»; Т. Попатенко «Ёлка»; А. Филиппенко «Дед Мороз»; М. Красев «Топ – топ»

Развитие дикции, координация слуха и голоса. Улучшение дыхания, стимуляция и гармонизация работы внутренних органов. Мобилизация защитных функций организма.

III

Упражнения: (М. Картушина) дыхательная и артикуляционная гимнастика

Песни: Г. Фрид «Песенка о весне»; Ю. Слонов «Очень любим маму»; Н. Кукловская «Жучка» Ан. Александрова «Кошка»

Укрепление мышц органов артикуляционного аппарата.

Формирование правильного дыхания и голосообразования, укрепление сердечно – сосудистой системы.

III раздел «Танцетерапия»

Квартал 

Репертуар

Терапевтические свойства

I

Упражнения и игры: М. Рустамов «Мы идём»; А. Филиппенко «Паровоз»; р.н.м. «Игра в прятки», «У медведя во бору»; Я. Степанова «Кукла спит и пляшет»; Г. Хохлова «Аленький платочек»

Танцы, пляски, хороводы: Е. Тиличеева «Ай- да», «Вот как мы умеем»; р.н.м. «Малинки», «Подсолнушки»; укр.н.м. «Стукалка»; бел.н.м. «Танец зайчат»; М. Картушина «Сапожки»

Развитие двигательных функций, общей моторики.

Формирование хорошей осанки, укрепление сердечно – сосудистой системы.

II

Упражнения и игры: Э. Парлов «Марш»; Г. Финаровский «Зайчики и лисичка» Н. Метлов «Поезд»; М. Раухвергер «Воробушки и автомобиль»

Танцы, пляски, хороводы:р.н.м. «Танец Петрушек с погремушками»; М. Раухвергер «Гуляем и пляшем»; р.н.м. «Пружинка»; Е. Тиличеева «Парный танец»; венг.н.м. «Танец бельчат»

Улучшение координаций движений, снятие мышечных зажимов и спазм.

Повышение социальной адаптации, стимулирование физиологических функций организма.

III

Упражнения и игры: релаксирующие упражнения; Е. Тиличеевой «Тише – громче в бубен бей»; В. Витлин «Кошка и котята»; В. Карасёва «Игра с куклой»

Танцы, пляски, хороводы: Т. Ломова «Цветные платочки»; Т. Вилькорейская «Пляска с погремушками»; укр.н.м. «Пляска с кубиками»; р.н.м. «Танец паучков»; бел.н.м. «Танец кузнечиков»

Снятие нервного напряжения и утомления, создание атмосферы покоя.

Повышение общего тонуса организма, эмоциональный подъём.

IV раздел «Логоритмика»

                                     Квартал 

                                    Репертуар

Терапевтические свойства

I

Упражнения и игры: М. Картушина «Дождик бегает по крыше»; Н. Лукина «Очень дружно мы шагали», «По кочкам», «Паровозик наш устал», «Кто у нас хороший?», «Вот пришла к нам кукла Катя» Пальчиковая гимнастика: Н. Лукина, «Барабан стучит, стучит, а дудочка поёт, поёт», «Капал дождик на ладошку»; М. Картушина «Здравствуй, солнце золотое!»

Массаж различных частей тела, активизация движений и тактильных ощущений. Мимическая гимнастика.

Развитие мелкой моторики и кистей рук.

II

Упражнения и игры:Н. Луконина «Мячик - крошка», «Прыгаем как мячики», «Сыплет, сыплет наш снежок», «Ох, как зимушка пришла!», «Мы вареньице лизали» Пальчиковая гимнастика: Н. Луконина «Это вся моя семья»; М. Картушина «Варим суп»; Д. Костроба «Киска»

Стимуляция активных точек ладошки. Активизация движения в соответствии с текстом. Укрепление мышц языка. Активизация кистей рук и развитие мелкой моторики

                                           III

Упражнения и игры: Н. Луконина «Громко топаем ногами», «Маня ножками бежала», «Кто же тихо так идёт?», «Наши детки потянулись», «Побежали, побежали, медвежатами мы стали» Пальчиковая гимнастика: Н. Луконина «Вот в комочке спит наш ёжик», «Пароходик плыл по речке»; Д. Костроба «Цветочки»

Развитие слухового внимания и координации движений. Формирование мышечных навыков, развитие мышечной системы.

Совершенствование мелкой моторики.

Содержание работы: с детьми 5-6 лет

I раздел «Музыкотерапия»

Квартал

Репертуар

Терапевтические свойства

                                         I

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Народная музыка:р.н.п. «Ах ты, берёза», «Баю–баюшки, баю» Классическая музыка: С. Рахманинов «Итальянская полька»; А. Рубинштейн «Мелодия»; Д. Кабалевский «Вальс» Детский репертуар: Д. Васильева «Осенняя песенка»; Ю. Матвеева «Зайчик», В. Шаинский «Антошка» Элементарное музицирование: Т. Попатенко «Кап, кап, кап» (треугольник, металлофон)

Успокаивающее воздействие, уменьшение проявлений гиперактивности.

Воспитание эмоциональной отзывчивости, появление чувства внутреннего умиротворения и покоя.

Развитие кистей рук и плечевого пояса.

                                          II

Декабрь

Январь

Февраль

Народная музыка:р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я», «Приходила коляда» Классическая музыка: П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик»); А. Гречанинов «Котик заболел», «Котик выздоровел» Детский репертуар: М. Красев «Белочка», «На катке»; Б. Савельев «Если добрый ты» Элементарное музицирование:р.н.п. «Сорока-сорока» (деревянные ложки)

Снятие эмоционального напряжения.

Формирование слухового внимания, воспитание эмоциональной сферы.

Развитие чувства ритма, воспитание выдержки.

                                    III

Март

Апрель

Май

Народная музыка:р.н.п. «Как под наши ворота»; «Солнышко» Классическая музыка:П. Чайковский «Мама» (из цикла «Детский альбом»); Р. Шуман «Смелый наездник»; С. Прокофьев «Марш» Детский репертуар: М. Раухвергер «Воробей»; Г. Струве «Про козлика» Элементарное музицирование: А. Филиппенко «Весёлый музыкант» (шумовой оркестр – традиционные и нетрадиционные инструменты)

.

Улучшение самочувствия, активности, настроения.

Обогащение новыми музыкальными впечатлениями, наполнение внутреннего «я» чувством радости и защищённости.

II раздел «Вокалотерапия»

                                      Квартал 

Репертуар

Терапевтические свойства

I

Упражнения:В.В.Емельянов «Буквоежки», артикуляционная гимнастика

Песни:И. Кишко «Осень»; р.н.м. «Мы пришли на огород»; фр.н.п.«Три мальчугана»; З. Левина «Что нам осень принесёт?»; Е. Тиличеева «Кап, кап…»; р.н.п. «Репка – репонька»

Укрепление мышц артикуляционного аппарата, стимулирование правильного звукопроизношения.

Развитие мышц брюшного пресса, активизация работы органов дыхания.

II

Упражнения:пропевание гласных звуков «И», «О»; М. Картушина «Смешинка»; Е. Тиличеева «Птица и птенчики»

Песни: Е. Тиличеева «Самолёт»; З. Компанейц «Паровоз»; латиноамер. н.п. «Ква-ква»; пол.н. п. «Пение птиц»; Л. Гавришева «Игрушки»

Стимулирование сердечной деятельности, «прочистка» носоглоточной полости.

Положительный эмоциональный настрой. Профилактика простудных респираторных заболеваний.

III

Упражнения: звукоподражания домашним животным и птицам; произнесение согласных – «С», «Х».

Песни:Н. Метлов «Зима прошла»; В. Витлин «Кошечка»; Р. Котляровский «Весёлый жук»; Г. Хохлова «Весёлый хоровод»; Л. Гавришева «Дождь»

Освобождение организма от отработанных веществ и негативной энергии, улучшение дыхания.

Активизация речи. Автоматизация звука «ж». Пение – как средство самовыражения и снятия внутреннего напряжения.

III раздел «Танцетерапия»

Квартал 

Репертуар

Терапевтические свойства

I

Упражнения и игры:М. Сатулина «Весёлые мячики»; Г. Фрид «Курочка и петушок»; М. Михайлова «На бабушкином дворе», «Качели», «Осень»; р.н.м. «Васька – кот»; Н. Вересокина «В лесу»

Танцы, пляски, хороводы: А. Филиппенко «Урожай собирай»; р.н.м. «Хоровод грибов»; лат.н.м. «Танец с осенними листочками»; З. Левина «Неваляшки»; Г. Хохлова «Весёлый хоровод»

Выработка правильной осанки, активизация движений стопы. Массаж всех групп мышц.

Совершенствование координации движений, повышение жизненного тонуса.

                                           2

Упражнения и игры:М. Михайлова «Лесная зверобика», «В гости к Винни – Пуху», «Хлопай», «Мельница»; К. Черни «Ходит мишка»; р.н.м. «Пружинка»; Ю. Чичков «Светофор»

Танцы, пляски, хороводы: М. Красев «Праздничная пляска»; чеш.н.м. «Танец снежинок»; Е. Туманян «Спортивный танец»; р.н.м. «Танец птиц»; Т. Назарова «Топ и хлоп»; лат.н.м. «Покажи ладошки»

Активизация мышц плечевого пояса, предплечья, икроножных мышц.

Возникновение бодрости, радостного настроения.

III

Упражнения и игры: М. Михайлова «Заводные игрушки», «Мы играем», «Расслабление приятно»; М. Картушина «Лиса и зайцы»; М. Красев «Белые гуси»

Танцы, пляски, хороводы: А. Спадавеккиа «Танец с шумелками»; анг.н.м. «Полька»; р.н.м. «Пляска матрёшек»; р.н.м. «Танец с хохломскими ложками»; бел.н.м. «Танец шмелей и ос»

Напряжение и расслабление мышц, улучшение кровообращения.

Благоприятное воздействие на состояние организма в целом.

IV раздел «Логоритмика»

                                       Квартал 

Репертуар

Терапевтические свойства

I

Упражнения и игры: М. Картушина «Оса» , «Попрыгушки», «Дождик»; Е. Макшанцева «Карусели»

Пальчиковая гимнастика: М. Картушина «Осень», «Строим дом»; С. Железнов «Пора начинать»; Д. Костроба «Пряничек»

Профилактические меры по сохранению зрения: укрепление зрительного нерва. Развитие внимания и темпового восприятия.

Активизация кистей рук и развитие мелкой моторики.

II

Упражнения и игры: М. Картушина «Потягушки», «Снеговик Егорка»; Н. Лукина «Зимняя прогулка»

Пальчиковая гимнастика: С. Железнов «Медвежата», «Зайка»; М. Картушина «Часы», «Передача платочка»; Н. Лукина «Снеговик»

Насыщение головного мозга кислородом, повышение защитных функций организма.

Развитие мелкой моторики и кистей рук.

III

Упражнения и игры: Е. Макшанцева «Велосипед»; Н. Лукина «Мишки и мышки», «Комарик и жучок», «Цветочки и мотылёчки»; М. Картушина «Мышки»

Пальчиковая гимнастика: С. Железнов «Перчатка», «Марш»; М. Картушина «Я спешила, я бежала», «Куколки шагают»

Укрепление мышц брюшного пресса и сохранение гибкости позвоночника.

Развитие мышечной системы.

Совершенствование мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса в рамках взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми с ТНР (ОНР)"

В статье раскрыта система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя при проведении коррекционно-образовательной работы: определены основные задачи, раскрыты формы и методы взаимодейс...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР

Если говорить вам сложно –музыка всегда поможет!                   В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тель...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Учебно-образовательной работы (соответствует ФГОС) Музыкальный руководитель Залевская Юлия Юрьевна 2015-2016 учебный год

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение«Новохоперский центр развития ребенка – детский сад №1».      Принято на заседании педсовета...

Особенности развития детей с общим недоразвитием речи.Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми логопедических групп.

Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми коррекционных групп...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в работе с детьми""

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯВ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Рабочая программа музыкального руководителя для работы с детьми 3-5 лет по музыкальному развитию и воспитанию в детском саду

Программа стставлена для младших (первой второй) и средней групп, представлена разделами Целевой, Содержательный, Организационный....

«Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми, имеющими нарушения речи, в условиях непосредственной образовательной деятельности (старшая возрастная группа)

Департамент образования города МосквыГАОУ СПО Педагогический колледж №15  Итоговая практико-значимая работаТема: «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ра...