Перспективное планирование работы с детьми ОВЗ Функции музыкального руководителя в работе с детьми ОВЗ
материал
Музыка в ДОУ
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование работы с детьми ОВЗ
Функции музыкального руководителя в работе с детьми ОВЗ
В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, композиции, муз.слуха; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников.
- Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.
- Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей. Определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих задатков.
- Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, особенностей здоровья, индивидуальных и психофизических возможностей воспитанников.
- Консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к участию в массовых, праздничных мероприятиях.
Основные проблемы:
● Непроизвольность движений;
● Боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
● Речевые нарушения или отсутствие речи;
● Замкнутость, неактивность детей;
●Неустойчивые внимание и память у дошкольников.
Целью музыкального воспитания детей с ОВЗ является:
Исправление, компенсация недостатков психического и физического развития детей музыкально-терапевтическими методами в сочетании с методами коррекционной педагогики и педагогики искусства.
Основные коррекционные задачи музыкального воспитания:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, способствуя коррекции эмоционально-поведенческих расстройств.
- Обогащать музыкально- слуховой опыт детей, способствуя эмоционально-личностному развитию и улучшению социальной адаптации.
- Развивать пространственную ориентацию, зрительно – моторную координацию, слуховое восприятие.
- Формировать музыкально - ритмические навыки в целях исправления физических недостатков и улучшения общего самочувствия детей.
Разделы музыкально-коррекционной направленности:
- Музыкотерапия
- Вокалотерапия
- Танцерапия
- Логоритмика.
Содержание работы: С детьми 6-7 лет
I раздел «Музыкотерапия»
Квартал
Репертуар
Терапевтические свойства
I
Народная музыка:р.н.м. «Ах вы, сени»; р.н.п. «Коровушка» Классическая музыка: И. Штраус «Вальс»; А. Гречанинов «Колыбельная»
Детский репертуар: Ан. Александрова «Кошка», «Осенняя песенка»; Е. Тиличеева «Лошадка»; М. Раухвергер «Собачка» Элементарное музицирование:р.н.м. «Да и где же это видано» (нетрадиционные инструменты)
Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.
Воспитание эмоциональной сферы.
Снятие мышечного напряжения.
II
Народная музыка: «Уж ты, котенька – коток»; «Ты, собаченька не лай» Классическая музыка: Ф. Шопен «Мазурка»; А. Брамс «Колыбельная»; Д. Кабалевский «Ёжик» Детский репертуар: М. Красев «Баю – бай»; В. Витлин «Серенькая кошечка»; Т. Попатенко «Зима» Элементарное музицирование: М. Картушина «Оркестр» (шумовые инструменты)
Общее успокоение, избавление от внутренних страхов.
Формирование слухового внимания, воспитание эмоциональной отзывчивости.
III
Народная музыка:р.н.п. «Как у наших у ворот», «Веснянка» Классическая музыка:П. Чайковский «Подснежник»; М. Глинка «Жаворонок»; В. Моцарт «Колыбельная» Детский репертуар: М. Картушиной «Ёжик», «Пирожок»; музыкальная сказка «Курочка Ряба» Элементарное музицирование:р.н.п. «На зелёном лугу» (бубны, погремушки)
.
Повышение концентрации внимания и сосредоточенности, избавление от депрессии.
Формирование двигательных навыков в процессе «проживания» музыки через движения.
II раздел «Вокалотерапия»
Квартал
Репертуар
Терапевтические свойства
I
Упражнения: (В.В.Емельянов) артикуляционная гимнастика; произнесение согласных звуков «Н», «М»; М. Картушина «Ветер»
Песни:Г. Лобачёв «Зайка»; Е. Тиличеева «Спи, мой мишка»; И. Кишко «Осень»;р.н.п. «Лиска – лиса», М. Картушина «Гуси»
Укрепление гортани, улучшение работы головного мозга и речевых функций. Развитие дыхательных мышц, укрепление голосового аппарата.
Повышение общего тонуса организма, эмоциональный подъём.
II
Упражнения: звукоподражания голосам животных и птиц; пропевание гласных звуков «А», «У»
Песни: М. Красев «Санки»; Т. Попатенко «Ёлка»; А. Филиппенко «Дед Мороз»; М. Красев «Топ – топ»
Развитие дикции, координация слуха и голоса. Улучшение дыхания, стимуляция и гармонизация работы внутренних органов. Мобилизация защитных функций организма.
III
Упражнения: (М. Картушина) дыхательная и артикуляционная гимнастика
Песни: Г. Фрид «Песенка о весне»; Ю. Слонов «Очень любим маму»; Н. Кукловская «Жучка» Ан. Александрова «Кошка»
Укрепление мышц органов артикуляционного аппарата.
Формирование правильного дыхания и голосообразования, укрепление сердечно – сосудистой системы.
III раздел «Танцетерапия»
Квартал
Репертуар
Терапевтические свойства
I
Упражнения и игры: М. Рустамов «Мы идём»; А. Филиппенко «Паровоз»; р.н.м. «Игра в прятки», «У медведя во бору»; Я. Степанова «Кукла спит и пляшет»; Г. Хохлова «Аленький платочек»
Танцы, пляски, хороводы: Е. Тиличеева «Ай- да», «Вот как мы умеем»; р.н.м. «Малинки», «Подсолнушки»; укр.н.м. «Стукалка»; бел.н.м. «Танец зайчат»; М. Картушина «Сапожки»
Развитие двигательных функций, общей моторики.
Формирование хорошей осанки, укрепление сердечно – сосудистой системы.
II
Упражнения и игры: Э. Парлов «Марш»; Г. Финаровский «Зайчики и лисичка» Н. Метлов «Поезд»; М. Раухвергер «Воробушки и автомобиль»
Танцы, пляски, хороводы:р.н.м. «Танец Петрушек с погремушками»; М. Раухвергер «Гуляем и пляшем»; р.н.м. «Пружинка»; Е. Тиличеева «Парный танец»; венг.н.м. «Танец бельчат»
Улучшение координаций движений, снятие мышечных зажимов и спазм.
Повышение социальной адаптации, стимулирование физиологических функций организма.
III
Упражнения и игры: релаксирующие упражнения; Е. Тиличеевой «Тише – громче в бубен бей»; В. Витлин «Кошка и котята»; В. Карасёва «Игра с куклой»
Танцы, пляски, хороводы: Т. Ломова «Цветные платочки»; Т. Вилькорейская «Пляска с погремушками»; укр.н.м. «Пляска с кубиками»; р.н.м. «Танец паучков»; бел.н.м. «Танец кузнечиков»
Снятие нервного напряжения и утомления, создание атмосферы покоя.
Повышение общего тонуса организма, эмоциональный подъём.
IV раздел «Логоритмика»
Квартал
Репертуар
Терапевтические свойства
I
Упражнения и игры: М. Картушина «Дождик бегает по крыше»; Н. Лукина «Очень дружно мы шагали», «По кочкам», «Паровозик наш устал», «Кто у нас хороший?», «Вот пришла к нам кукла Катя» Пальчиковая гимнастика: Н. Лукина, «Барабан стучит, стучит, а дудочка поёт, поёт», «Капал дождик на ладошку»; М. Картушина «Здравствуй, солнце золотое!»
Массаж различных частей тела, активизация движений и тактильных ощущений. Мимическая гимнастика.
Развитие мелкой моторики и кистей рук.
II
Упражнения и игры:Н. Луконина «Мячик - крошка», «Прыгаем как мячики», «Сыплет, сыплет наш снежок», «Ох, как зимушка пришла!», «Мы вареньице лизали» Пальчиковая гимнастика: Н. Луконина «Это вся моя семья»; М. Картушина «Варим суп»; Д. Костроба «Киска»
Стимуляция активных точек ладошки. Активизация движения в соответствии с текстом. Укрепление мышц языка. Активизация кистей рук и развитие мелкой моторики
III
Упражнения и игры: Н. Луконина «Громко топаем ногами», «Маня ножками бежала», «Кто же тихо так идёт?», «Наши детки потянулись», «Побежали, побежали, медвежатами мы стали» Пальчиковая гимнастика: Н. Луконина «Вот в комочке спит наш ёжик», «Пароходик плыл по речке»; Д. Костроба «Цветочки»
Развитие слухового внимания и координации движений. Формирование мышечных навыков, развитие мышечной системы.
Совершенствование мелкой моторики.
Содержание работы: с детьми 5-6 лет
I раздел «Музыкотерапия»
Квартал
Репертуар
Терапевтические свойства
I
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Народная музыка:р.н.п. «Ах ты, берёза», «Баю–баюшки, баю» Классическая музыка: С. Рахманинов «Итальянская полька»; А. Рубинштейн «Мелодия»; Д. Кабалевский «Вальс» Детский репертуар: Д. Васильева «Осенняя песенка»; Ю. Матвеева «Зайчик», В. Шаинский «Антошка» Элементарное музицирование: Т. Попатенко «Кап, кап, кап» (треугольник, металлофон)
Успокаивающее воздействие, уменьшение проявлений гиперактивности.
Воспитание эмоциональной отзывчивости, появление чувства внутреннего умиротворения и покоя.
Развитие кистей рук и плечевого пояса.
II
Декабрь
Январь
Февраль
Народная музыка:р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я», «Приходила коляда» Классическая музыка: П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик»); А. Гречанинов «Котик заболел», «Котик выздоровел» Детский репертуар: М. Красев «Белочка», «На катке»; Б. Савельев «Если добрый ты» Элементарное музицирование:р.н.п. «Сорока-сорока» (деревянные ложки)
Снятие эмоционального напряжения.
Формирование слухового внимания, воспитание эмоциональной сферы.
Развитие чувства ритма, воспитание выдержки.
III
Март
Апрель
Май
Народная музыка:р.н.п. «Как под наши ворота»; «Солнышко» Классическая музыка:П. Чайковский «Мама» (из цикла «Детский альбом»); Р. Шуман «Смелый наездник»; С. Прокофьев «Марш» Детский репертуар: М. Раухвергер «Воробей»; Г. Струве «Про козлика» Элементарное музицирование: А. Филиппенко «Весёлый музыкант» (шумовой оркестр – традиционные и нетрадиционные инструменты)
.
Улучшение самочувствия, активности, настроения.
Обогащение новыми музыкальными впечатлениями, наполнение внутреннего «я» чувством радости и защищённости.
II раздел «Вокалотерапия»
Квартал
Репертуар
Терапевтические свойства
I
Упражнения:В.В.Емельянов «Буквоежки», артикуляционная гимнастика
Песни:И. Кишко «Осень»; р.н.м. «Мы пришли на огород»; фр.н.п.«Три мальчугана»; З. Левина «Что нам осень принесёт?»; Е. Тиличеева «Кап, кап…»; р.н.п. «Репка – репонька»
Укрепление мышц артикуляционного аппарата, стимулирование правильного звукопроизношения.
Развитие мышц брюшного пресса, активизация работы органов дыхания.
II
Упражнения:пропевание гласных звуков «И», «О»; М. Картушина «Смешинка»; Е. Тиличеева «Птица и птенчики»
Песни: Е. Тиличеева «Самолёт»; З. Компанейц «Паровоз»; латиноамер. н.п. «Ква-ква»; пол.н. п. «Пение птиц»; Л. Гавришева «Игрушки»
Стимулирование сердечной деятельности, «прочистка» носоглоточной полости.
Положительный эмоциональный настрой. Профилактика простудных респираторных заболеваний.
III
Упражнения: звукоподражания домашним животным и птицам; произнесение согласных – «С», «Х».
Песни:Н. Метлов «Зима прошла»; В. Витлин «Кошечка»; Р. Котляровский «Весёлый жук»; Г. Хохлова «Весёлый хоровод»; Л. Гавришева «Дождь»
Освобождение организма от отработанных веществ и негативной энергии, улучшение дыхания.
Активизация речи. Автоматизация звука «ж». Пение – как средство самовыражения и снятия внутреннего напряжения.
III раздел «Танцетерапия»
Квартал
Репертуар
Терапевтические свойства
I
Упражнения и игры:М. Сатулина «Весёлые мячики»; Г. Фрид «Курочка и петушок»; М. Михайлова «На бабушкином дворе», «Качели», «Осень»; р.н.м. «Васька – кот»; Н. Вересокина «В лесу»
Танцы, пляски, хороводы: А. Филиппенко «Урожай собирай»; р.н.м. «Хоровод грибов»; лат.н.м. «Танец с осенними листочками»; З. Левина «Неваляшки»; Г. Хохлова «Весёлый хоровод»
Выработка правильной осанки, активизация движений стопы. Массаж всех групп мышц.
Совершенствование координации движений, повышение жизненного тонуса.
2
Упражнения и игры:М. Михайлова «Лесная зверобика», «В гости к Винни – Пуху», «Хлопай», «Мельница»; К. Черни «Ходит мишка»; р.н.м. «Пружинка»; Ю. Чичков «Светофор»
Танцы, пляски, хороводы: М. Красев «Праздничная пляска»; чеш.н.м. «Танец снежинок»; Е. Туманян «Спортивный танец»; р.н.м. «Танец птиц»; Т. Назарова «Топ и хлоп»; лат.н.м. «Покажи ладошки»
Активизация мышц плечевого пояса, предплечья, икроножных мышц.
Возникновение бодрости, радостного настроения.
III
Упражнения и игры: М. Михайлова «Заводные игрушки», «Мы играем», «Расслабление приятно»; М. Картушина «Лиса и зайцы»; М. Красев «Белые гуси»
Танцы, пляски, хороводы: А. Спадавеккиа «Танец с шумелками»; анг.н.м. «Полька»; р.н.м. «Пляска матрёшек»; р.н.м. «Танец с хохломскими ложками»; бел.н.м. «Танец шмелей и ос»
Напряжение и расслабление мышц, улучшение кровообращения.
Благоприятное воздействие на состояние организма в целом.
IV раздел «Логоритмика»
Квартал
Репертуар
Терапевтические свойства
I
Упражнения и игры: М. Картушина «Оса» , «Попрыгушки», «Дождик»; Е. Макшанцева «Карусели»
Пальчиковая гимнастика: М. Картушина «Осень», «Строим дом»; С. Железнов «Пора начинать»; Д. Костроба «Пряничек»
Профилактические меры по сохранению зрения: укрепление зрительного нерва. Развитие внимания и темпового восприятия.
Активизация кистей рук и развитие мелкой моторики.
II
Упражнения и игры: М. Картушина «Потягушки», «Снеговик Егорка»; Н. Лукина «Зимняя прогулка»
Пальчиковая гимнастика: С. Железнов «Медвежата», «Зайка»; М. Картушина «Часы», «Передача платочка»; Н. Лукина «Снеговик»
Насыщение головного мозга кислородом, повышение защитных функций организма.
Развитие мелкой моторики и кистей рук.
III
Упражнения и игры: Е. Макшанцева «Велосипед»; Н. Лукина «Мишки и мышки», «Комарик и жучок», «Цветочки и мотылёчки»; М. Картушина «Мышки»
Пальчиковая гимнастика: С. Железнов «Перчатка», «Марш»; М. Картушина «Я спешила, я бежала», «Куколки шагают»
Укрепление мышц брюшного пресса и сохранение гибкости позвоночника.
Развитие мышечной системы.
Совершенствование мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса в рамках взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми с ТНР (ОНР)"
В статье раскрыта система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя при проведении коррекционно-образовательной работы: определены основные задачи, раскрыты формы и методы взаимодейс...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР
Если говорить вам сложно –музыка всегда поможет! В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тель...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Учебно-образовательной работы (соответствует ФГОС) Музыкальный руководитель Залевская Юлия Юрьевна 2015-2016 учебный год
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение«Новохоперский центр развития ребенка – детский сад №1». Принято на заседании педсовета...
Особенности развития детей с общим недоразвитием речи.Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми логопедических групп.
Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми коррекционных групп...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в работе с детьми""
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯВ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Рабочая программа музыкального руководителя для работы с детьми 3-5 лет по музыкальному развитию и воспитанию в детском саду
Программа стставлена для младших (первой второй) и средней групп, представлена разделами Целевой, Содержательный, Организационный....
«Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми, имеющими нарушения речи, в условиях непосредственной образовательной деятельности (старшая возрастная группа)
Департамент образования города МосквыГАОУ СПО Педагогический колледж №15 Итоговая практико-значимая работаТема: «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ра...