Особенности использования логоритмических и музыкально-ритмческих средств при устранении дислалии, дизартрии, нарушений голоса
материал

Богомыслова Ольга Викторовна

Музыка в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_ispolzovaniya_logoritmicheskih_i_muzykalno_1.docx32.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности использования логоритмических и

музыкально-ритмческих средств при устранении дислалии,

дизартрии, нарушений голоса

Упражнения и игры для коррекции нарушений звукопроизношения. Средства логоритмического и музыкально-ритмического воспитания для коррекции нарушений звукопроизношения используются поэтапно и дифференцированно. Известно, что последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, вызывания и постановки звука определенными приемами, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в предложениях и в самостоятельной речи.

В подготовительный период на логопедических и логоритмических занятиях проводятся упражнения и игры для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса.

Игры для развития слухового внимания

«Дождик» (автор П. Соковнина)

Задачи. Согласовывать движения с музыкой, меняя их в зависимости от смены характера музыки. Дети стоят, звучит мелодия «Прогулка» (муз. Т. Ломовой), дети свободно ходят но всему залу — гуляют. Звучит мелодия «Пляска» — дети пляшут, используя знакомые плясовые движения. Мелодия «Дождик». Такты 1—2: дети смотрят вверх и поднимают ладони — ловят капельки дождя. Такты 3—6: убегают на свои места. Игра повторяется несколько раз, педагог напоминает детям, что надо внимательно слушать музыку.

«С чем будем играть?» (автор Е. Соковнина)

Задачи. Слушать н узнавать знакомую музыку и двигаться в характере этой музыки; закреплять умение ходить с флажками энергично, бодро: упражнять в плясовых движениях; выполнять топающий шаг свободно, уверенно.

Игры на развитие речевого слуха

«Слушай и выполняй». 

Девочкам дают куклы, мальчикам — музыкальные инструменты: бубны, погремушки, балалайки и пр. Звучит мелодия «Прогулка» (муз. Т. Ломовой). Девочки спокойным шагом идут в парк, затем садятся на заранее указанные места (у боковой стены комнаты). Звучит мелодия «Колыбельная» — девочки вслед за педагогом поют колыбельную и покачивают кукол:

Баю-бай. баю-бай. Поскорее засыпай. Ты закрой, закрой глазок.

Ты поспи, поспи часок. Баю-бай, баю-бай. Поскорее засыпай.

Звучит мелодия «Музыканты». Музыканты идут бодрым шагом, ударяя в бубны н звеня погремушками. Музыка заканчивается, музыканты садятся на свои места. Одна из девочек подбегает к ним н просит их сыграть для кукол веселую мелодию. Музыканты соглашаются, звучит «Плясовая». Девочки с куклами выбегают на середину, танцуют. Такты 1—4: девочки приседают, ударяют кукол ножками об пол: «Топ- топ, топ-топ». Такты 5—6: поднимают кукол и легко кружатся с ними. По окончании танца одна из девочек может попросить музыкантов сыграть еще раз. Здесь можно дать другую танцевальную мелодию, например польку.

Игры на развитие фонематического восприятии

«Шмели и жуки»

Дети под спокойную мелодию идут по кругу, затем мелодия меняется, и шмели с жуками летят на полянку. По сигналу педагога «ш-ш!» шмели ложатся на спины и быстро машут лапками, жуки продолжают летать вокруг лежащих шмелей. По сигналу педагога «ж-ж!» теперь жуки ложатся на спины и машут лапками, а шмели летают вокруг них. Смена команд повторяется несколько раз. 11од возобновляющуюся музыку шмели и жуки улетают с поляны.

Игры на развитие артикуляционной моторики

«Лошадки» (Музыка М. Раухвергера)

Дети стоят в колонне. Они лошадки Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент в музыке дети цокают языком подражая топоту копыт. Музыка прекращается. Лошадки останавливаются. По предложению педагога: «Чья лошадка лучше умеет цокать копытами?», двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают языком. Остальные слушают.

Игры на развитие физиологического дыхания

Упражнение с цветами (Музыка А. Жилина «Вальс»)

 Дети стоят в кругу и держат в руках по цветку или листику. На такты 1—8 слегка поднимают руки вперед На сильную долю каждого такта дуют на цветки (листики). Такты 1—8: повторяют (дети продолжают дуть на цветы, подняв руки вперед — вверх). Такты 9—16 (и их повторение): дети поворачиваются направо (налево) и бегут по кругу, держа цветы перед собой, дуют на них. С окончанием музыки приседают (выдох).

Игры на развитие речевого дыхания

Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки (2-й. 3-й, 4-й. 5-й с большим пальцем). Пальцы должны касаться друг друга у самых ногтей! Во время упражнения ритмично произносят текст:

Куры, гуси да индюшки Закусили лебедой,

1/2        1/3        1/4 1/5        1/2 1/3 1/4 1/5

Наклевалися петрушки. Побежали за водой.

1/2 1/3 1/4        |/5        1/2        1/3        1/4        1/5

То же. левой рукой, затем двумя руками вместе.

Игры на развитие голоса

«Ау, ау» 

Один ребенок прячется в зале за стульчиком (за макетом деревца и т. д.) и время от времени говорит: «Ау». Другой или все дети ищут его. Педагог читает стихи под тихий аккомпанемент спокойной музыки:

Я скажу тебе: «Ау!»        Где я, где — реши        скорей!

Угадай, где я стою.        Иль левее, иль правей.

Особенности вокально-хоровой работы с детьми, имеющими речевые нарушения

Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно важна эта работа в группах воспитанников с нарушениями в развитии речи. Многолетний опыт диагностики этих детей показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии: аритмичность, плохой мелодический слух и музыкальная память, интонационная невыразительность, — вот что необходимо преодолеть педагогу, приступившему к работе с детьми логопедической группы. Особенности речевого аппарата этих детей заключаются в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов. Это зачастую усугубляется зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания. Необходимым условием успешности работы с такими детьми является эмоциональность педагога и развитие детских эмоций. В своей работе мы используем различные методы, приемы, способы формирования вокальных навыков у детей. На наш взгляд, в работе с «логопедическими» детьми наибольший эффект дают упражнения системы В. Емельянова, в основе которой лежит фонопедический метод. Артикуляционная гимнастика не занимает длительного времени, но в значительной степени активизирует речевой аппарат.

Мы применяем следующие упражнения:

  •  высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до все более далеко отстоящей поверхности;
  •  покусывание языка боковыми зубами;
  •  покусывание внутренней поверхности щек;
  •  круговые движения языком между зубами и щеками;
  •  цоканье и пощелкивание языком.

        Доречевая подготовка голосового аппарата проводится нами в виде упражнений - игр, например:

  1.  фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

  1.  фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой

(жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

  1.  фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

  1.  фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие        психоэмоционального        напряжения,        внушение        желательного настроения, поведения и черт характера.

Между II и III фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе. Мы называем его «минуткой шалости». Дети в пределах зала, где проходит психогимиастика, могут делать все, что хотят. Ведущий психогимнастику не вмешивается в общение детей между собой. Желательно договориться с детьми о сигнале, сообщающем о возобновлении занятия. Так, пока взрослые стоят и разговаривают, все дети балуются, а как только взрослые сели на стулья, они тоже должны занять свои места. Если во время перерыва музыка не звучала, можно сыграть на фортепиано арпеджио или какую-нибудь музыкальную фразу из популярной детской песни. Сигналом может стать и включение света, если «минутка шалости» сопровождалась его выключением. Сигнал может быть любым, но постоянным.

Между III и IV фазами можно вставить какой-нибудь этюд на развитие внимания, памяти, сопротивления автоматизму или подвижную игру.

Дошкольников в группе должно быть Fie более шести, а младших школьников - не более восьми. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, с тем чтобы охватить всех детей.

Примеры вариантов планирования занятий

Занятие № 1

(для детей 5 — 6 лет)

  1. 1.  Этюд «Карлсон» (мимика).
  1. Этюд «Очень худой ребенок» (пантомимика).
  2. Игра «Кто пришел?» (идентификация эмоций удовольствия — «Карлсон», страдания — «Митя»).
  1. 4. Этюд «Эгоист».
  1. Беседа «Кого зовут эгоистом».
  2. Модель желательного поведения в этюде «Эгоист».
  3. «Минута шалости».        
  1. 8. Игра «Любящие родители».

9. Игра «Кто за кем?» (наблюдательность. Успокоение).

  1. 10. Комплекс «Медвежата в берлоге» (саморасслабление).

Занятие №        2

(для детей 5 - б        лет)

  1. 1. Этюд «Робкий ребенок».

2. Этюд «Смелый ребенок».

  1. 3. Беседа «Кто что или кого боится».

4. Рисование на тему «Кого или чего я боюсь».

  1. 5. Игра «В темной норе» (снятие страха темноты).

          6. Игра «Запомни свою позу» (память).

  1. 7. Этюд «Факир» (саморасслабление).

Занятие №        3

(для детей 6 - 7 лет)

I — II        1. Сочинение всеми детьми совместно с        ведущим «общей истории».

  1. 2. Инсценировка «общей истории».

3. «Минута шалости».

4. Этюд «Что слышно?» (внимание. 11одготовка к последующей деятельности).

  1.  Комплекс «На берегу моря» (саморасслабление).

Игры на развитие внимания

Игры 1 - 9 рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ранним детским аутизмом, задержкой' психического развития и другими заболеваниями, при которых проявляется незрелость внимания.

Пылесос и пылинки (для детей 6-7 лет)

Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у пего расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании

Медвежата в берлоге (вводная игра для детей 4-5 лет)

Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.

  1.  Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук).

Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела - лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам.

Повторить игру 2-3 раза.

  1.  Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц ног).

Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки.

Повторить игру 2-3 раза.

  1.  Игра «Холодно - жарко» (на напряжение и расслабление мышц туловища). Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.

Повторить игру 2 — 3 раза.

  1.  Игра с шарфиком (на расслабление мышц шеи).

Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.

  1.  Пчелка мешает спать (игра лицевых мускулов).

В берлогу снова прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке; погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.

  1.  Отдых. Мама-медведица спела медвежатам колыбельную («Колыбельная медвежонку»), а медвежата, устроившись поудобнее, стали дремать. Медведица ушла в лес. (Пауза.) Медведица вернулась и стала рассказывать медвежатам, что им снится. Всем медвежатам снился один и тот же сон: как будто бы они сидят в кустах и смотрят на играющих детей. (Этюды, пройденные на занятии. Закрепление полученных впечатлений и навыков.) (Пауза.) Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, и, обращаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут хорошими, когда проснутся (II. Чайковский. «Сладкая греза»). Потом она предупреждает медвежат, что скоро утро и, как только запоет жаворонок, они проснутся. (Пауза.) Пост жаворонок («Песня жаворонка»). Дети быстро и энергично или, если того требует последующая деятельность детей, спокойно и медленно встают. С удивлением и любопытством дети-медвежата выглядывают из берлоги: легли спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму, оказывается, проспали медвежата в берлоге.

Ведущий предлагает медвежатам снова превратиться в детей. Психомышечная тренировка закончена.

Вариант отдыха. Ведущий предлагает детям удобно устроиться, расслабиться и слушать с закрытыми глазами ласковую музыку (П. Рот. «Говорите тише»). С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

Для детей с 4 —5 лет.

Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании

На берегу моря (вводная игра для детей 6-7 лет)

Дети играют на берегу моря (этюд «Игра с камушками»). Плещутся в воде (этюд «Игры в воде»). Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа... Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лепи руки и ноги.

  1.  Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук). Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

Повторить игру с песком 2-3 раза.

  1.  Игра с муравьем (на напряжение и расслабление мышц ног).

На пальцы йог залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (па вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

Повторить игру 2 — 3 раза.

  1.  Солнышко и тучка (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало свежо — сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко - расслабиться - разморило на солнце (на выдохе).

  1.  В уши попала вода (на напряжение и расслабление мышц шеи).

В положении лежа па спине ритмично покачать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

  1.  Лицо загорает (на напряжение и расслабление мышц лица).

Подбородок загорает - подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает — подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови — качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз.

Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу.

  1.  Отдых. Сон на берегу моря.

Дети слушают шум моря (И. Римский-Корсаков. «Окиян - море синее»). Ведущий говорит детям, что им снится всем один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). (Пауза.) Ведущий сообщает, по какому сигналу дети проснутся (по счету, когда заиграет дудочка и т. д.). (Пауза.) Звучит сигнал (И. Римский - Корсаков. Соло скрипки из сюиты «Шехерезада»). Дети энергично или, если этого требует ситуация, медленно и спокойно встают. Тренировка закончена.

Вариант отдыха. Ведущий сообщает детям название пьесы, которую они будут слушать, и предлагает им принять удобную позу и закрыть глаза. Звучит музыка (К. Сен-Сане. «Лебедь»). С окончанием музыки дети тихо встают и подходят к ведущему.

Этюды на выражение основных эмоций

Этюды этого раздела могут быть полезны детям с задержкой психического развития, аутичным, с невротическими реакциями и состояниями, эмоционально расстроенным детям, страдающим малопрогредиентной шизофренией, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, а также всем детям с бедной выразительной моторикой.

Общей целью этих этюдов является развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Примечание. Содержание этюдов не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в этюде ситуация — это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учетом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребенка или группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование логоритмических средств при устранении дислалии

Упражнения и игры для коррекции нарушений звукопроизношения....

Выступление на межрегиональном семинаре для инструкторов по физической культуре "Использование логоритмических упражнений и игр в двигательной активности детей с ОВЗ, как средство преодоления речевых нарушений»

Что же такое логоритмика? Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных...

Логоритмические упражнения как средство профилактики речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте

Понимание речи и владение ею представляет собой важный путь социализации ребенка, однако с каждым годом у детей становится все больше трудностей с ее освоением. В данном материале рассматривается мето...

«Голос. Виды нарушений голоса у детей. Коррекция и профилактика нарушений голоса у детей»

. В настоящее время нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, весьма распространены как у детей, так и взрослых. Причины расстройства голоса могут быть многообразны. ...

Дыхательные упражнения как средство преодоления нарушения голоса у детей дошкольного возраста

  Красивый, звучный голос, чёткая, безукоризненная дикция, правильное литературное  произношение – свидетельство психического и физического здоровья ребёнка.    З...

Педагогический опыт "Логоритмические упражнения как средство коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

Логоритмические игры развивают двигательные умения детей, их познавательные способности, дают возможность задействовать свое тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное...