Программа профессионального саморазвития воспитателя 2022-2023
материал

Чугунова Арина Владимировна

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

В наше время в общественном сознании уже обозначился образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе  и чтобы другие так же относились к нему. К сожалению не все родители и воспитатели дошкольных учреждений уделяют достаточно внимания воспитанию у детей навыков культурного поведения.

Культура поведения - совокупность духовных ценностей, правил, норм и ритуалов, регулирующих характер взаимоотношений между людьми и служащих для того, чтобы облегчить человеку вхождение в общество, сделать условия его общения с другими людьми приятными и удобными.

Культура поведения складывается из внутренней и внешней культуры человека. Внутренняя культура включает в себя нравственные чувства (долга, справедливости, любви, сочувствия, патриотизма, доброжелательства и т.п.), моральные качества человека (верность, вежливость, стойкость, мужество, принципиальность, доброта и отзывчивость). Кроме этого в неё входят его ценностные ориентации и установки на определенные моральные принципы и идеалы. Это принципы гуманизма, человеческой солидарности, трудолюбия, социального равенства и справедливости и т.п., идеалы счастливой и осмысленной человеческой жизни. Внутренняя нравственная культура предполагает также развитое чувство собственного достоинства и добрую волю, т.е. готовность поступать нравственно без давления и принуждения, бескорыстно.

Возраст старших дошкольников является важнейшим периодом в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе игровой, обучающей деятельности, имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка источником приобретения опыта моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения, мало и несистематично используют художественную литературу в качестве средства воспитания культуры поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022-2023.docx36.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 101»

Программа профессионального саморазвития воспитателя

Чугуновой Арины Владимировны на 2022-2023 год

Тема:

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

г.Дзержинск.

Актуальность данной темы:

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

В наше время в общественном сознании уже обозначился образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе  и чтобы другие так же относились к нему. К сожалению не все родители и воспитатели дошкольных учреждений уделяют достаточно внимания воспитанию у детей навыков культурного поведения.

Культура поведения - совокупность духовных ценностей, правил, норм и ритуалов, регулирующих характер взаимоотношений между людьми и служащих для того, чтобы облегчить человеку вхождение в общество, сделать условия его общения с другими людьми приятными и удобными.

Культура поведения складывается из внутренней и внешней культуры человека. Внутренняя культура включает в себя нравственные чувства (долга, справедливости, любви, сочувствия, патриотизма, доброжелательства и т.п.), моральные качества человека (верность, вежливость, стойкость, мужество, принципиальность, доброта и отзывчивость). Кроме этого в неё входят его ценностные ориентации и установки на определенные моральные принципы и идеалы. Это принципы гуманизма, человеческой солидарности, трудолюбия, социального равенства и справедливости и т.п., идеалы счастливой и осмысленной человеческой жизни. Внутренняя нравственная культура предполагает также развитое чувство собственного достоинства и добрую волю, т.е. готовность поступать нравственно без давления и принуждения, бескорыстно.

Возраст старших дошкольников является важнейшим периодом в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе игровой, обучающей деятельности, имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка источником приобретения опыта моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения, мало и несистематично используют художественную литературу в качестве средства воспитания культуры поведения.

Цель самообразования: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу использования художественных произведений в воспитании культуры поведения  детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по данной теме.
  • Повышать свою психолого- педагогическую культуру, психологическую компетентность.
  • Обобщить и расширить опыты работы в данном направлении.
  • Активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
  • Разработать конспект занятия, бесед, подготовить материал для информационных стендов, анкет, памяток, рекомендаций для родителей. Подобрать детскую художественную литературу, стихи, загадки по данной тематике.
  • Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах.

Источники самообразования: Научная и методическая литература, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации, семинары в условиях ДОУ и на городском уровне, интернет, работа на своем мини – сайте.

Формы образования: Индивидуальная – через индивидуальный план; групповая – участие на педсоветах, в творческих группах через сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет.

Ожидаемый результат самообразования: 

  • Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения.
  • Разработка и апробирование занятий
  • Выработка и проведение родительских собраний и консультаций с родителями, мини- проектов, выставок по исследуемой теме.
  • Сообщения, выступления на педагогическом совете.
  • Продвижение персональной страницы в сети Интернет, корректировка ее основных разделов, размещение на ней методических материалов.

Планируемы результаты самореализации:

  • Ведение электронного портфолио воспитателя
  • Выступление на педагогическом совете, обмен опытом с воспитателями на своем сайте
  • Разработка проектов по теме и транслирование их другим педагогам.

Перспективный план работы по самообразованию

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Сроки

Диагностическо-

прогностический

- Изучение научной и педагогической литературы по воспитанию культуры поведения старших дошкольников.

- Обзор учебно-методической литературы, а также интернет ресурсов по значению художественных произведений в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

- Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег, обмен опытом с коллегами по теме самообразования.

- Подбор инструментария по выявлению уровня воспитания культуры поведения посредством художественных произведений.

- Изучить требования к организации предметно – развивающей среды в группе по воспитанию культуры поведения с помощью художественных произведений

- Привлечение родителей к проблеме воспитания культуры поведения дошкольников

 (консультации, анкетирование, памятки)

- Разработка собственного сайта и электронного портфолио воспитателя по теме самообразования.

2020-2021г

Практически-

Обобщающий

-Систематизация изученного материала

- Разработка новых форм, методов и приёмов воспитания культуры поведения с помощью художественных произведений

- Проведение диагностики аспекта нравственности детей старшего дошкольного возраста  

- Разработка программы по воспитанию культуры поведения с помощью художественных произведений

- Прохождение курсов повышения квалификации.

- Заполнение сайта и электронного портфолио воспитателя по теме самообразования.

- Корректировка работы по самообразованию (по необходимости)

2020-2021г

Итогово -контрольный

- Апробация программы по воспитания культуры поведения с помощью художественных произведений

Итоговая диагностика культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

- Отслеживание результативности работы

-Проверка программы по теме самообразования в детском саду научным руководителем.

-Публикация методического материала на интернет сайтах.

- Заполнение сайта и электронного портфолио воспитателя по теме самообразования.

2020-2021г

Содержание работы

Сроки

Этапы проведения

- Изучение научной и педагогической литературы по воспитанию культуры поведения старших дошкольников.

1.Алябьева, Б.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками

2.Басов, Н.Ф. История социальной педагогики

 3.Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе.

4.Зерщикова, И.В., Соколова Г.В. Воспитание культуры поведения дошкольников

5.Курочкина, И.Н. О культуре поведения и этикете

- Обзор учебно-методической литературы, а также интернет ресурсов по значению художественных произведений в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

- Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий  коллег, обмен опытом с коллегами по теме самообразования.

- Подбор инструментария по выявлению уровня развития речи по средствам дидактических игр.

Создание предметно - пространственной среды с дидактическими играми.

- Изучить требования к организации предметно – развивающей среды в группе по воспитанию культуры поведения с помощью художественных произведений

- Проведение диагностики аспекта нравственности детей старшего дошкольного возраста  

Составление конспектов занятий по воспитанию культуры поведения посредством художественных произведений

Изготовление дидактических игр по воспитанию культуры поведения старших дошкольников

- Привлечение родителей к проблеме воспитания культуры поведения дошкольников

 (консультации, анкетирование, памятки)

- Разработка собственного сайта и электронного портфолио воспитателя по теме самообразования.

Систематизация изученного материала

Разработки

-Разработка ООД с использованием художественных произведений

- Разработка новых форм, методов и приёмов воспитания культуры поведения посредством художественных произведений.

- Разработка программы по воспитанию культуры поведения с помощью художественных произведений

Участие в дистанционных всероссийских и международных конкурсах.

- Заполнение сайта и электронного портфолио воспитателя по теме самообразования.

- Апробация программы по воспитанию культуры поведения посредством художественных произведений

-Итоговая диагностика детей старшего дошкольного возраста

- Отслеживание результативности работы

-Проверка программы по теме самообразования в детском саду научным руководителем.

-Публикация методического материала на интернет сайтах.

- Заполнение сайта и электронного портфолио воспитателя по теме самообразования.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

В течении года

Пополнение в течении года

Декабрь

Пополнение в течении года

В течении года

Декабрь

Январь

В течении года

Февраль

В течении года

Март

Апрель

Май

Диагностическо-

прогностический

Практически-

Обобщающий

Итогово -контрольный

Социальная сеть работников образования

  • Ссылка на мой мини-сайт:
  • https://nsportal.ru/chugunova-arina-vladimirovna
  • Ссылка на мою страницу на Маам.ru: https://www.maam.ru/users/1905057
  • Участие в профессиональных конкурсах в сети Интернет. Получение авторских сертификатов, дипломом за призовые места.
  • Разработка пакета методического материала в электронном виде.
  • Обобщение и оформление материалов в копилку ДОУ.
  • Изготовление пособий, коллекций, фоторепортажи, картотеки с дидактическими играми.
  • Подбор материалов для работы с родителями.

В течении учебного года.

«Перспективное планирование по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования художественной литературы»

Месяц

Темы индивидуальных и групповых бесед
(Утро и вечер)

Чтение

Игры, труд

Занятия с детьми
Консультации с родителями

Сентябрь

«Как надо здороваться?»

«Как вести себя за столом?»

«Как правильно накрыть стол?»

«Ура, гости!»

К.Чуковский «Федорино горе?»

Сказка «Чаепитие в лесу».

Дид. настольная игра «Этикет».

Дид. игра «Предметы на праздничном столе».

Консультация «Правила пользования столовыми приборами»

 

Родительское собрание «Обучение детей правилам поведения за столом» с показом занятия с детьми «Наш помощник этикет»

Октябрь

«Как надо называть родных?»

 

Беседа «Я и мои родители»

Обсуждение с детьми пед. ситуаций по теме «Вежливость»

Инд. беседы «Как я помогаю родителям?»

«Волшебное слово» В.Осеевой

Сказка о добрых словах

Разыгрывание игровых ситуаций по теме «Вежливая просьба».

Дид. игра «Как Буратино стал вежливым»

Дид. игра «Школа вежливости»

Консультация «Если вашего ребенка пригласили в гости»

Ноябрь

Беседа «Доставляй радость людям добрыми делами»

Беседа «Что я сделал хорошо, что я сделал плохо».

Беседа «Добро не требует награды» Цель: учить детей бескорыстно помогать, получать удовольствие от своих добрых дел.

А.Барто «Вовка – добрая душа»

Рассказ «Добрый поступок Вани».

Дид. настольная игра «Что такое хорошо, что такое плохо»

Игра «да – нет»

Словесная игра: “О правилах” (закончи фразу)

Консультация «Обучение правилам семейного этикета»

 

Декабрь

Инд. беседы «Мои желания». Цель: воспитывать взаимопомощь, умение согласовывать свои желания с желаниями других.

Беседа «Ты мой друг и я твой друг».

Беседа «Что такое дружба?» Цель: формировать понятия “Друг, дружба”, научить пони-мать, оценивать чувства и поступки других.

Калинина «Разве так играют?»

Л.Толстой «Косточка»

Н. Юсупов «Простите»

Сказка «Заяц-хваста»

ТРИЗ. Сказка «Морозка»

Игра-упражнение «Подарок другу»

Игра-инсценировка «Правила вежливости».

Занятие «Мы улыбаемся».

Январь

Беседа «Как надо обращаться с просьбой к другому человеку?»

Беседа «Одному плохо». Цель: показать позитив-ность дружественных отношений.

Предложить разъяснить смысл пословиц о дружбе.

Л.Толстой «Два товарища»

ТРИЗ. Сказка «Гуси- лебеди».

Стихотворение Л. Квитко «Два друга».

Дид. настольная игра «Что такое хорошо, что такое плохо»

Разыгрывание игровых ситуаций по теме «Вежливая просьба»

 

 Раздать родителям памятки «Секреты вежливого ребенка»

 

 

Февраль

Беседа «О дружбе и друзьях». Цель: закрепить понятия “Друг”, “дружба”.

Инд. беседы «Оцени поступок друга» (на примере жизни группы)

В. Драгунский «Друг детства».

О. Шим «Жук на ниточке», «Не смей!».

З. Александрова «Подарили нашей Вере…»

Этюд «Впереди всех»

Игра «Волшебники»

Занятие «Мои любимые игрушки».

Открытое занятие «Секреты дружбы» (конспект)

Консультация «Наказывая, подумай: зачем?»

Март

Беседа «Как сидим, как едим».

Беседа «Учусь сочувствовать» Цель: закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, оказывать помощь.

В.Осеева «Сыновья»

Сказка о матери и сыне.

Дид. игра «Не поделили игрушку».

Дид. настольная игра «Этикет».

Занятие «Доброта»

 

Консультация «Это мое! Или талант быть добрым»

Апрель

Инд беседы «Как можно пожалеть?»

Беседа «Внимательный, равнодушный». Цель: обсуждение данных качеств характера и их значение в общении.

Сказка «Умей обождать».

А Барто «Девочка – ревушка»

Стихотворение М. Ивлен «Кто поможет?»

Игра «Да – нет».

Дид. игра «Не обзывайся»

 Занятие «Кто – это хвастун?»

Консультация «Использование игровых ситуаций для закрепления правил культуры поведения у детей»

Май

Беседа «Почему бывают драки?»

Беседа «Мальчики и девочки»

Беседа «Какие бывают привычки?»

Беседа «Зачем нужны правила?»

В. Осеева «Три товарища»

Н.Носов «Фантазеры»

Рассказ «История, случившаяся в детском саду».

Игра – драматизация «Что такое хорошо, что такое плохо».

Игра-драматизация рассказа «Три товарища»

Дид. настольная игра «Что такое хорошо, что такое плохо»

Занятие «О фантазерах и лгунишках»

Консультация «Как вести беседы с детьми о правилах поведения в общественных местах»

Содержание работы с родителями

Сроки

Раздел работы

Беседа:

  •  «Если вашего ребенка пригласили в гости»
  • «Обучение правилам семейного этикета»
  • «Наказывая, подумай: зачем?»
  • «Это мое! Или талант быть добрым»
  • «Использование игровых ситуаций для закрепления правил культуры поведения у детей»
  • «Как вести беседы с детьми о правилах поведения в общественных местах»
  • «Правила пользования столовыми приборами»

Памятка: «Секреты вежливого ребенка».

Родительское собрание: «Обучение детей правилам поведения за столом».

Индивидуальная помощь родителям по их запросам.

В течение года

Февраль

Апрель

В течении года

Работа с родителями

Список литературы.

  1. Болотина, Л.Р. Теоретические основы дошкольного образования [Текст]: учебное пособие для СПО / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. 2-е изд., пер. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2018.- 218 с.
  2. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст]: Метод.пособие / Роза Семеновна Буре.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 80 с.
  3. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология детства [Текст]: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2017. -152 с.
  4. Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
  5. Ежкова, Н.С. Теоретические основы дошкольного образования [Текст]: учебное пособие для СПО / Н.С. Ежкова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. -183 с.  
  6. Козлова, С.А. Дошкольная  педагогика [Текст]: Учебник для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений – 5-е изд., испр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005.-213 с.
  7. Курочкина, И.Н. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования [Текст]: учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Н. Курочкина. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018.- 134 с.  

Научная литература

  1.  Алябьева, Б.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст]: -  М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
  2. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст]: /Н.Ф. Басова, А.Н. Кравченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
  3.  Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1987.-111с.
  4.   Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга [Текст]: книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В.И. Логиновой/. – М.,1992.-210с.
  5. Зерщикова, И.В., Соколова Г.В. Воспитание культуры поведения дошкольников [Текст]:// Образование и воспитание. 2015. № 4. -17 с.
  6. Курочкина, И.Н. О культуре поведения и этикете / И.Н. Курочкина // Дошкольное воспитание.2017. № 10. 30–34 с.
  7. Немов, Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.2. Возрастная психология. – М.: Просвещение – Владос, 1994.-85с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального саморазвития воспитателя “Использование поисково – исследовательской деятельности в рамках изучения свойств и значения воды с дошкольниками”

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

Программа профессионального саморазвития воспитателя на 2015-2016 гг. старшая группа

Здесь представлены разные формы профессионального саморазвития воспитателя в течение года...

Программа профессионального саморазвития воспитателя на 2016-2017 гг. старшая группа

Здесь представлены разные формы профессионального саморазвития воспитателя в течение года...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

программа профессионального саморазвития воспитателя детского сада....

Программа профессионального самообразования воспитателя 2022-2023 учебный год

Программа разработана в соответствиие с темой.Методичекая работа по формированию у детей знаний по ПДД рассчитана на 2022 - 2023 учебный год....