Развитие речи детей раннего возраста средствами логоритмики
материал (младшая группа)

Мисник Юлия Юрьевна

Опыт работы по развитию речи с детьми первой младшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №9

имени дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта В.В. Лебедева

Дошкольное отделение № 1

Развитие речи детей раннего возраста средствами логоритмики

Подготовила:

воспитатель высшей категории

Мисник Юлия Юрьевна

г. Наро-Фоминск 2022г.

Уважаемые коллеги , я хотела бы поделиться опытом работы с детьми по развитию речи средствами логоритмики.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением и т.д.

Педагогам необходимо искать более эффективные и интересные детям формы работы по речевому развитию дошкольников.

В своей практической деятельности я использую такую технологию, как  логоритмика.

Логоритмика — это система речедвигательных  игр и упражнений, осуществляемых в целях речевого развития.  Логоритмика строится на трёх основах: музыка, речь и движение.

Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений. Для ее реализации решаются следующие задачи:

 

  • Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
  •  Развивать артикуляционный аппарат.
  •  Развивать слуховое внимание и память.
  •  Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
  •  Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
  •  Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
  • Развивать коммуникативные способности.

При проведении логоритмики необходимо учитывать:

Возраст детей, тематику занятий, эмоциональное состояние, чередование определенных видов деятельности. 

Ученые  считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

Логоритмика включает в себя:

Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

Ритмические упражнения, речевые упражнения без музыкального сопровождения;

Пальчиковые игры;

Ходьбу в разных направлениях. 

В своей практике на занятиях или в течение дня в режимных моментах я использую разнообразные игры и упражнения, которые делятся на две большие группы: 

1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, развитие чувства темпа, ритма, развитие психических процессов) 

2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха).

На развитие дыхания, голоса, предлагаю детям следующие задания:

подуть на ватку, пушинку, мелкие бумажки. 

подуть на лёгкие предметы, например сдуть с ладошки осенний листок, снежинку и т.д.

надуть мыльные пузыри или воздушный шарик

поиграть на духовых музыкальных инструментах (дудки, губная гармошка).

спрятать ленту в кулаке и потянув ее за кончик пропеть гласный звук (а, о, у, и…). Верёвочка может быть длинной или короткой.

Сила голоса воспитывается при произнесении гласных звуков более громким или более тихим голосом. Поэтому с детьми выполняем упражнения такие как «Мы поем громко как слоник. Мы поем тихо как мышка».

Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет.

Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быстроту и точность на слуховые и зрительные раздражители, развивают все виды памяти (слуховую, зрительную, двигательную). Например, под звучание бубна и других музыкальных инструментов предлагаю  детям: «На громкий звук топать ножками, на тихий – стоять спокойно.»

В логоритмические упражнения обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных на стихотворном ритме, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк нужно совмещать с движением.  Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами.   “Мы капусту режем” Мы капусту режем, режем (движения прямыми ладошками вверх-вниз). Мы морковку трем, трем (потереть кулачок о кулачок). Мы капусту солим, солим (поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем). Мы капусту жмем, жмем (сжимать, разжимать кулачок).      

В ритмических упражнениях дети ударяют ладонями по коленкам или по бубну в определенном ритме. Такие игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах.   (“Бум” С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум! (на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют ладонями по коленям). Целый день играет ежик: Бум-бум-бум! С барабаном за плечами..Бум-бум-бум! Необходимо проговаривать слова стихотворения  в медленном темпе. Это нужно затем, чтобы ребенок успевал соотнести текст с движениями рук. Сначала ребенок выполняет упражнение одновременно со взрослым. После этого можно перейти к самостоятельному выполнению.

На развитие мелкой моторики рук следующие  упражнения:

Игры с прищепками. Бельевой прищепкой поочередно «Кусаем ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Самомассаж в «сухом бассейне» (фасоль, горох)

«Месим, месим тесто, есть в печи место.

Будут -будут из печи булочки и калачи!»

Игра с шестигранными карандашами.

«Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик быть послушным научу!»

Массаж рук грецким орехом или шишкой.

Я катаю мой орех. Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

Комканье платка

«У меня живот проглот- весь платок он скушал, вот!»

Благодаря логоритмическим упражнениям, дети становятся более активными, общительными и эмоциональными. Логоритмика – это не просто игра, это целый сюжет в котором переплетаются, упражнения на подражания, развитие речевого дыхания и мимики, пальчиковая и мимическая гимнастика, а самое главное – получение удовольствия и массы впечатлений.

Чтобы получить реальный стойкий и быстрый результат,стоит соблюдать несколько важных правил:

1.Подбирать нагрузку ребенку в соответствии с его возрастом.

2.Лучшее время для разучивания новых элементов – вторая половина дня, а на следующий день закрепляем.

3.Постараться каждую неделю подбирать тему для занятий.

4.При подборе важно ориентироваться на лексические темы.

5.постараться правильно показывать движения, проговаривать слова песен, чтобы ребенку все было понятно.

Я считаю, что логоритмику  важно начинать с раннего возраста и данная работа не теряет актуальности и в последующем.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №9

имени дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта В.В. Лебедева

Дошкольное отделение № 1

Развитие речи детей раннего возраста средствами логоритмики

Подготовила:

воспитатель высшей категории

Мисник Юлия Юрьевна

г. Наро-Фоминск 2022г.

Уважаемые коллеги , я хотела бы поделиться опытом работы с детьми по развитию речи средствами логоритмики.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением и т.д.

Педагогам необходимо искать более эффективные и интересные детям формы работы по речевому развитию дошкольников.

В своей практической деятельности я использую такую технологию, как  логоритмика.

Логоритмика — это система речедвигательных  игр и упражнений, осуществляемых в целях речевого развития.  Логоритмика строится на трёх основах: музыка, речь и движение.

Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений. Для ее реализации решаются следующие задачи:

 

  • Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
  •  Развивать артикуляционный аппарат.
  •  Развивать слуховое внимание и память.
  •  Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
  •  Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
  •  Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
  • Развивать коммуникативные способности.

При проведении логоритмики необходимо учитывать:

Возраст детей, тематику занятий, эмоциональное состояние, чередование определенных видов деятельности. 

Ученые  считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

Логоритмика включает в себя:

Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

Ритмические упражнения, речевые упражнения без музыкального сопровождения;

Пальчиковые игры;

Ходьбу в разных направлениях. 

В своей практике на занятиях или в течение дня в режимных моментах я использую разнообразные игры и упражнения, которые делятся на две большие группы: 

1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, развитие чувства темпа, ритма, развитие психических процессов) 

2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха).

На развитие дыхания, голоса, предлагаю детям следующие задания:

подуть на ватку, пушинку, мелкие бумажки. 

подуть на лёгкие предметы, например сдуть с ладошки осенний листок, снежинку и т.д.

надуть мыльные пузыри или воздушный шарик

поиграть на духовых музыкальных инструментах (дудки, губная гармошка).

спрятать ленту в кулаке и потянув ее за кончик пропеть гласный звук (а, о, у, и…). Верёвочка может быть длинной или короткой.

Сила голоса воспитывается при произнесении гласных звуков более громким или более тихим голосом. Поэтому с детьми выполняем упражнения такие как «Мы поем громко как слоник. Мы поем тихо как мышка».

Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет.

Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быстроту и точность на слуховые и зрительные раздражители, развивают все виды памяти (слуховую, зрительную, двигательную). Например, под звучание бубна и других музыкальных инструментов предлагаю  детям: «На громкий звук топать ножками, на тихий – стоять спокойно.»

В логоритмические упражнения обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных на стихотворном ритме, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк нужно совмещать с движением.  Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами.   “Мы капусту режем” Мы капусту режем, режем (движения прямыми ладошками вверх-вниз). Мы морковку трем, трем (потереть кулачок о кулачок). Мы капусту солим, солим (поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем). Мы капусту жмем, жмем (сжимать, разжимать кулачок).      

В ритмических упражнениях дети ударяют ладонями по коленкам или по бубну в определенном ритме. Такие игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах.   (“Бум” С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум! (на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют ладонями по коленям). Целый день играет ежик: Бум-бум-бум! С барабаном за плечами..Бум-бум-бум! Необходимо проговаривать слова стихотворения  в медленном темпе. Это нужно затем, чтобы ребенок успевал соотнести текст с движениями рук. Сначала ребенок выполняет упражнение одновременно со взрослым. После этого можно перейти к самостоятельному выполнению.

На развитие мелкой моторики рук следующие  упражнения:

Игры с прищепками. Бельевой прищепкой поочередно «Кусаем ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Самомассаж в «сухом бассейне» (фасоль, горох)

«Месим, месим тесто, есть в печи место.

Будут -будут из печи булочки и калачи!»

Игра с шестигранными карандашами.

«Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик быть послушным научу!»

Массаж рук грецким орехом или шишкой.

Я катаю мой орех. Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

Комканье платка

«У меня живот проглот- весь платок он скушал, вот!»

Благодаря логоритмическим упражнениям, дети становятся более активными, общительными и эмоциональными. Логоритмика – это не просто игра, это целый сюжет в котором переплетаются, упражнения на подражания, развитие речевого дыхания и мимики, пальчиковая и мимическая гимнастика, а самое главное – получение удовольствия и массы впечатлений.

Чтобы получить реальный стойкий и быстрый результат,стоит соблюдать несколько важных правил:

1.Подбирать нагрузку ребенку в соответствии с его возрастом.

2.Лучшее время для разучивания новых элементов – вторая половина дня, а на следующий день закрепляем.

3.Постараться каждую неделю подбирать тему для занятий.

4.При подборе важно ориентироваться на лексические темы.

5.постараться правильно показывать движения, проговаривать слова песен, чтобы ребенку все было понятно.

Я считаю, что логоритмику  важно начинать с раннего возраста и данная работа не теряет актуальности и в последующем.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №9

имени дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта В.В. Лебедева

Дошкольное отделение № 1

Развитие речи детей раннего возраста средствами логоритмики

Подготовила:

воспитатель высшей категории

Мисник Юлия Юрьевна

г. Наро-Фоминск 2022г.

Уважаемые коллеги , я хотела бы поделиться опытом работы с детьми по развитию речи средствами логоритмики.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением и т.д.

Педагогам необходимо искать более эффективные и интересные детям формы работы по речевому развитию дошкольников.

В своей практической деятельности я использую такую технологию, как  логоритмика.

Логоритмика — это система речедвигательных  игр и упражнений, осуществляемых в целях речевого развития.  Логоритмика строится на трёх основах: музыка, речь и движение.

Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений. Для ее реализации решаются следующие задачи:

 

  • Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
  •  Развивать артикуляционный аппарат.
  •  Развивать слуховое внимание и память.
  •  Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
  •  Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
  •  Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
  • Развивать коммуникативные способности.

При проведении логоритмики необходимо учитывать:

Возраст детей, тематику занятий, эмоциональное состояние, чередование определенных видов деятельности. 

Ученые  считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

Логоритмика включает в себя:

Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

Ритмические упражнения, речевые упражнения без музыкального сопровождения;

Пальчиковые игры;

Ходьбу в разных направлениях. 

В своей практике на занятиях или в течение дня в режимных моментах я использую разнообразные игры и упражнения, которые делятся на две большие группы: 

1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, развитие чувства темпа, ритма, развитие психических процессов) 

2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха).

На развитие дыхания, голоса, предлагаю детям следующие задания:

подуть на ватку, пушинку, мелкие бумажки. 

подуть на лёгкие предметы, например сдуть с ладошки осенний листок, снежинку и т.д.

надуть мыльные пузыри или воздушный шарик

поиграть на духовых музыкальных инструментах (дудки, губная гармошка).

спрятать ленту в кулаке и потянув ее за кончик пропеть гласный звук (а, о, у, и…). Верёвочка может быть длинной или короткой.

Сила голоса воспитывается при произнесении гласных звуков более громким или более тихим голосом. Поэтому с детьми выполняем упражнения такие как «Мы поем громко как слоник. Мы поем тихо как мышка».

Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет.

Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быстроту и точность на слуховые и зрительные раздражители, развивают все виды памяти (слуховую, зрительную, двигательную). Например, под звучание бубна и других музыкальных инструментов предлагаю  детям: «На громкий звук топать ножками, на тихий – стоять спокойно.»

В логоритмические упражнения обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных на стихотворном ритме, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк нужно совмещать с движением.  Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами.   “Мы капусту режем” Мы капусту режем, режем (движения прямыми ладошками вверх-вниз). Мы морковку трем, трем (потереть кулачок о кулачок). Мы капусту солим, солим (поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем). Мы капусту жмем, жмем (сжимать, разжимать кулачок).      

В ритмических упражнениях дети ударяют ладонями по коленкам или по бубну в определенном ритме. Такие игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах.   (“Бум” С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум! (на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют ладонями по коленям). Целый день играет ежик: Бум-бум-бум! С барабаном за плечами..Бум-бум-бум! Необходимо проговаривать слова стихотворения  в медленном темпе. Это нужно затем, чтобы ребенок успевал соотнести текст с движениями рук. Сначала ребенок выполняет упражнение одновременно со взрослым. После этого можно перейти к самостоятельному выполнению.

На развитие мелкой моторики рук следующие  упражнения:

Игры с прищепками. Бельевой прищепкой поочередно «Кусаем ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Самомассаж в «сухом бассейне» (фасоль, горох)

«Месим, месим тесто, есть в печи место.

Будут -будут из печи булочки и калачи!»

Игра с шестигранными карандашами.

«Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик быть послушным научу!»

Массаж рук грецким орехом или шишкой.

Я катаю мой орех. Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

Комканье платка

«У меня живот проглот- весь платок он скушал, вот!»

Благодаря логоритмическим упражнениям, дети становятся более активными, общительными и эмоциональными. Логоритмика – это не просто игра, это целый сюжет в котором переплетаются, упражнения на подражания, развитие речевого дыхания и мимики, пальчиковая и мимическая гимнастика, а самое главное – получение удовольствия и массы впечатлений.

Чтобы получить реальный стойкий и быстрый результат,стоит соблюдать несколько важных правил:

1.Подбирать нагрузку ребенку в соответствии с его возрастом.

2.Лучшее время для разучивания новых элементов – вторая половина дня, а на следующий день закрепляем.

3.Постараться каждую неделю подбирать тему для занятий.

4.При подборе важно ориентироваться на лексические темы.

5.постараться правильно показывать движения, проговаривать слова песен, чтобы ребенку все было понятно.

Я считаю, что логоритмику  важно начинать с раннего возраста и данная работа не теряет актуальности и в последующем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора <<Малыши столицы>>

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста  средствами фольклора “Малыши столицы” ...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помога...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ

Речь маленьких детей в период ее формирования отличается дефектами воспроизведения звуков: искаженном их произношении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и пр. Причиной может являться недос...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...

Долгосрочный проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»

Долгосрочный проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»с сентября 2015 по февраль 2016 годаАктуальность проекта:Устное народное творчество является не только...

Презентация "РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ"

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИСлайд № 1Речь маленьких детей в период ее формирования отличается дефектами воспроизведения звуков: искаженном их произношении, заменах одних...