мастер класс Пальчиковые гимнастика как игровая форма организации образовательного процесса
презентация

Анжелла Фанисовна Андреева

мастер класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК ИГРОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Слайд 2

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». - В.А.Сухомлинский Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

Слайд 3

. Задачи: Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики; Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного; Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Слайд 4

. Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Слайд 5

Именно поэтому для развития мелкой моторики рук нами была выбрана пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Подобные игры не новомодное увлечение современных родителей и педагогов, они существовали у разных народов в разное время, и немудрено, ведь пальчиковая гимнастика - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Используя пальчиковые игры в работе с детьми, мы заметили, что детям они нравятся, они эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками. Замкнутые детки начинают раскрываться, адаптация проходит намного легче, даже те, кто плакал, забывают про слёзы.

Слайд 6

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка. Существуют следующие виды пальчиковых игр : -Пальчиковые игры с предметами; -Активные игры со стихотворным сопровождением; -Игры- манипуляции; -Пальчиковые игры на основе сказок; -Пальчиковые игры с элементами самомассажа ;

Слайд 7

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ Первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Игры с прищепками Цель: развить силу руки, соотносящейся с движением. Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто. Поэтому, нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности. Сначала прикрепить прищепки на край игрушечного ведерка или коробочки. Научить детей снимать их, нажимая одновременно двумя пальцами за кончик прищепки. Открепить легче, чем прикрепить. Поэтому начинать нужно с таких упражнений. Затем покажите, как прищепка открывает свой «ротик». Скажите, что нужно нажать на прищепку, что бы она открыла свой «ротик». Можно назвать прищепку крокодильчиком.

Слайд 8

.

Слайд 9

«Наша мамочка устала» Педагог показывает детям прищепки, рассказывает об их предназначении в быту, предлагает малышам рассмотреть их и поиграть с ними. Показать каждому малышу, как тремя пальчиками прищепить прищепку к краю коробки. Держать прищепку следует вертикально. Действие сопровождается словами: Наша мамочка устала, Всю одежду постирала. Милой маме помогу, Все прищепки соберу.

Слайд 10

Игры с пуговицами Цель: развить мелкую моторику и точность движений сенсорного развития, воображения. Сортировка пуговиц (по цвету, размеру, количеству отверстий). Раскладываем пуговицы в ячейки (коробка из под конфет) Цель: Развитие тактильного восприятия, концентрации внимания, усидчивости. Расселяем пуговки в соответствующий домик (по цвету и размеру). Поезд из пуговиц (застегивание и расстегивание пуговиц).

Слайд 11

Игры с пластилином К пальчиковым играм можно так же отнести игры с пластилином. Пластилин дает уникальную возможность проводить интересные игры для общего развития. «Грибок» Пластилин мы в руки взяли, Много шариков скатали, Прилепили на листок, Получился тут грибок.

Слайд 12

Игры со шнуровками Игры со шнуровками развивают сенсорную координацию, мелкую моторику рук; развивает пространственное ориентирование, способствующее пониманию вверх-вниз, вправо-влево. Развивается глазомер, внимание. Происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. Надо сделать из картона, например, цветок, елочку, ежика, грузовик и т. п. Вырезать более мелкие детали, которые можно к ним прошнуровать. Например, бабочку, которая сядет на цветок. Сделать отверстия для шнурования. Можно так же нанизывать на шнурок бусины, или макаронины

Слайд 13

АКТИВНЫЕ ИГРЫ СО СТИХОТВОРНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением. Дети очень любят именно этот вид игр - он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. « Тетери » Как на нашем на лугу, Пальцы широко раставленны, легкие движения вверх-вниз кистями рук Стоит чашка творогу, Соединяем руки перед собой, сделав круг Прилетели две тетери, Помахали кистями рук, как крыльями Поклевали-улетели. Соединить большой и указательный палец обеих рук, имитируя клюв. Снова помахать кистями рук, как крыльями

Слайд 15

ИГРЫ-МАНИПУЛЯЦИИ Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. ( « Ладушки-ладушки » , « Сорока-белобока » – указательным пальцем осуществляют круговые движения, « Пальчик-мальчик, где ты был? » , « Мы делили апельсин » , « Этот пальчик хочет спать » , « Этот пальчик – бабушка » и т. п.) « Этот пальчик – бабушка » Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Это пальчик – я, Вот и вся моя семья! Загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами.

Слайд 16

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ СКАЗОК Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

Слайд 17

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ САМОМАССАЖА Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа . В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Материал, рекомендуемый для самомассажа : - мячики; - карандаши; - горох; - шишки; - любая крупа.

Слайд 18

Игры с мячиками « Мяч » Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

Слайд 19

Пальчиковые игры с карандашами. Научить детей самомассажу рук не сложно с помощью граненных карандашей. Ребенок массирует запястья, кисти рук и пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшать кровоснабжению пальцев рук « Ладошки » - Нарисую я ладошку, Отдохну потом немножко. Обрисовываем концом карандаша ладони, лежащие на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны. « Качалочки » - Карандаш не отдыхает, Между пальцами гуляет. Прокатываем карандаш между пальчиками, стараясь его не уронить.

Слайд 20

-

Слайд 21

Игры с использованием прищепок « Котенок кусака » Кусается больно котенок-малыш, Он думает это не палец, а мышь, Но я же играю с тобою, глупыш, А будешь кусаться – скажу тебе « кыш » ! Поочередно « кусать » прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук.

Слайд 22

Пальчиковый бассейн Пальчиковые бассейны представляет собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями (мелкими камушками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой и т. п.). Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания пальцев рук, а так же интенсивность такого воздействия. Поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковый бассейн заполняется вначале более крупными предметами, а потом более мелкими. Высота бортика должна быть не менее 12-15 см, что бы ребенок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони. Пальчиковый бассейн используется для выполнения различных заданий ( « Найди спрятанный предмет » , « Найди фигуру по образцу » , « Найди фигуру и назови ее » и т. п.). Выбор задания зависит от вашей фантазии. Наполнители бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться. Игры в пальчиковом бассейне рекомендуется проводить ежедневно по 3-5 минут.

Слайд 23

« Горох и фасоль » В пластмассовое ведерко . Насыпаем горох и фасоль, на дно мелкие игрушки. В ведро насыпали горох и пальцы запустили, Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили, В ведре не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль. На дне игрушки для детей, Мы их достанем без затей. Шла купаться черепаха, И кусала всех от страха. Дети ходят пальцами по поверхности Кусь ! Кусь ! Кусь ! Кусь ! Ни кого я не боюсь! Выполняют хватательные движения пальцами « Черепаха » Насыпаем в коробку или тарелку пробки.

Слайд 25

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

Мастер-класс для педагогов «Пальчиковая гимнастика, как игровая форма организации образовательного процесса»

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс для педагогов "Пальчиковая гимнастика ,как игровая форма организации образовательного процесса"....

МАСТЕР - КЛАСС «Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»

laquo;Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»...

Мастер-класс «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОО»

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоя...

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования...

Мастер класс для родителей. Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста . Утренний круг.

Целью организации утреннего круга :обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых....

Игровые путешествия, как одна из форм организации образовательного процесса.

Современный этап модернизации системы дошкольного образования характеризуется обновлением его содержания, успешным процессом социализации, изменением подходов к организации образовательного процесса, ...