Самообразование
материал (младшая группа)

Аханова Солтанат Маликовна

Тема: "Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovani.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

 В. А. Сухомлинский

Тема: Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Обоснование выбора темы самообразования: пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах детского сада, но особенное значение придают ей в работе с детьми младшего возраста. Это обусловлено психологией детей третьего года жизни. Ведущей деятельностью в этот период является предметная, а мышление — наглядно-предметное. То есть, обследование предметов и манипуляции с ними являются наиболее естественным и отвечающим потребностям ребёнка способом познания мира. Развитие и совершенствование функций руки как главного инструмента познания — цель пальчиковых упражнений в этом возрасте.

Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры - хорошие помощники и в подготовке руки ребенка к письму.

В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи? Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л. П. Савиной « Пальчиковая   гимнастика  для развития речи дошкольников»; Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у  детей   раннего   возраста»; С. О. Ермаковой «Пальчиковые  игры для  детей  от года до 3 лет».

Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я хочу заняться ее изучением через самообразование, выбрав тему «Пальчиковые игры в развитии речи детей   раннего   возраста».

Актуальность: игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Пальчиковые и ладонные игры необходимы детям с 3 - 4 лет. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития. Эти игры растут вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель сам играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: воспитатель лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем игры, и слова, и движения - все ему подвластно.

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок 3-4 лет достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития речи и мелкой моторики у дошкольников посредством пальчиковых игр.

Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач: 

  • Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
  • Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
  • Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
  • Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста

Ожидаемые результаты для педагога:

Ожидаемый результат:

  • Обогащение опыта по проблемной тематике
  • Во влечение родителей в развитие детей
  • Пополнение методической копилки

Ожидаемые результаты в развитии детей:

  • Развитие мелкой моторики. Для этого используют упражнения, в которых детворе необходимо совершать движения пальчиками, изображая действия или героев стишка, потешки.
  • Совершенствование тактильной чувствительности (игры с твёрдыми, сыпучими, жидкими материалами, «хождение» пальчиками по гладкой и шершавой поверхности, исследование тканей, дерева, меха, природного материала).
  • Формирование начальной скоординированности движений обеих рук. Этому способствуют катание небольшого предмета (мячика, каштана, грецкого ореха) между ладонями, перекладывание предмета из руки в руку, потирание и поглаживание ладошки ладошкой, постукивание кулачка о кулачок, хлопки.
  • Развитие мыслительных функций, памяти, внимания, любознательности.
  • Развитие речи, обогащение и активизация словаря, стимуляция заучивания коротких текстов наизусть (потешек, прибауток).
  • Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникабельности.

Были намечены этапы самообразования:

  • 1 этап –– теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.
  • 2 этап –практический. Составление картотек игр для детей разного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.
  • 3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.

Объекты в работе по самообразованию:

  •   - Дети 3 - 4 лет;
  •   - Семьи детей, посещающих детский сад;
  •  - Педагогический персонал детского сада.

Формы организации деятельности с детьми:

  • - групповая;  
  •  - подгрупповая;  
  • - индивидуальная.

Формы работы с родителями:

  • - сотрудничество через консультации,
  • - родительское собрание,
  • - беседы,
  • - совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Методические рекомендации:

Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна и непонятна. Для детей второго года жизни наиболее подходят такой вид игр, как имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их действиям. Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит». Также популярны игры-манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.

Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики пошли гулять».

Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, мелкой атрибутики. И пусть дети ещё не могут, как следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к овладению искусством драматизации. Обязательными на всех этапах являются применение наглядных пособий (лучше предметов, игрушек, кукол-рукавичек), художественного слова, фольклора. Непременным условием является эмоциональная, правильная речь воспитателя. Без поощрения, похвалы, поддержки занятия с младшими дошкольниками невозможны. Даже самые маленькие дети должны почувствовать себя в «ситуации успеха». Это даст стимул, желание снова заниматься интересной деятельностью.

Методы:

  • разучивание пальчиковых игр;
  • использование атрибутов к пальчиковым играм;
  • применение пальчиковых игр в познавательной, художественно – речевой, музыкально – театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.

Этапы разучивания игр

  • Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  • Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  • Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  • Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  • Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Приёмы, используемые при проведении пальчиковых игр:

Во многом выбор приёмов зависит от того, на каком этапе находится работа воспитателя группы над пальчиковой игрой в течение учебного года. Условно её можно разделить на три этапа:

Ознакомительный (сентябрь-ноябрь). Задача воспитателя на этом этапе: вызвать у детей интерес к пальчиковым играм и желание в них участвовать, обучить простейшим движениям пальцев и ладоней.

Основной приём на этом этапе — непосредственный показ, когда воспитатель берёт руку ребёнка в свою и руководит действиями его пальчиков.

На втором этапе (декабрь-февраль) детям дают больше самостоятельности, они выполняют игровые действия, а педагог произносит текст потешки, стихотворения или сказки. Непосредственный показ нужен уже не всем малышам, поэтому вводят приёмы объяснения, напоминания, показа по образцу.

Третий этап (март-май) предполагает проявление активности и самостоятельности воспитанников: они не только выполняют сами движения, но и частично приговаривают текст игры. На третьем этапе важно поддержать стремление ребёнка к творчеству, импровизации. Для этого удачными приёмами будут вопросы к ребёнку, изменение и творческое разворачивание сюжета сказки, потешки, используемой во время игры: «Сорока-ворона много кашки наварила, всех накормила, потому что все пальчики наши работящие, молодцы! (поглаживание пальчиков). Колобок по дорожке катился-катился, да Олечке за спинку спрятался. Где Колобок? Не видно его, не съест Колобка лисичка (ребёнок прячет мячик или игрушку за спину)». Такие творческие приёмы, помимо повышения интереса к игре, создают предпосылки для формирования креативного и нестандартного мышления, что очень поможет ребёнку в дальнейшем.

Перспективный план по самообразованию на 2022- 2023

 учебный год.

Название мероприятия

Сроки

Результат

Теоретический этап

1.

Подбор методической литературы для изучения

ноябрь

Подобрать методическую литературу для изучения.

2.

 Познакомиться с интернет

ресурсами; изучение методической литературы;

изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч» и т.д.

ноябрь – май

 Изучение методической литературы по теме:

- Н. А. Ильина «Играем в памперсах» (с рождения);
- А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей» (с рождения);
- Н. С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1г.);

- Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

(1-3 г.) .изд. «Мозайка – синтез».

- Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками»

3

Анализ изученной литературы

В течение года

Ведение тетради самообразования с конспектами

Практический этап

3.

Сбор материала для педагогической копилки.

В течение

года

Папка –копилка, сайт воспитателя.
1. Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

2.Шаблоны для рисования пальчиками

3.Шаблоны для лепки пальчиками

4.Пальчиковые шаги

5.Пальчиковый театр

6.Сценарии для пальчикового театра

7.Картотека пальчиковых игр на основе сказок

4.

Работа с детьми:

совместная и самостоятельная деятельность детей в группе.

ноябрь – Май

1.Проведение диагностики речи детей

2.  Проведение пальчиковых игр в соответствии с перспективным планом

3. Настольные игры: «Пальчиковый твистер», «Игры с прищепками», «Божьи коровки»

4.Использование песен для пальчиковых гимнастик с видео сопровождением (приложение 1)

5. Использование видео с потешками (приложение 2)

5.

Работа с родителями:

1.Познакомить индивидуально родителей с проблемами развития речи группы (по результатам диагностики)

2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы

3.Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род.собрание.

ноябрь – Май

1.Оформление речевого уголка

2. Конкурс «Фетровые мастерицы»

цель: изготовление пальчиковых игр, театра из фетра

3.Консультации:

«Играем с пальчиками – развиваем речь»

«Пальчиковые игры с детьми раннего возраста»

«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

4. Конспект родительского собрания «Наши пальчики играли» в группе раннего возраста

5. семинар – практикума

для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста»

6. Предложить родителям канал на ютубе, где автор очень подробно рассказывает о раннем развитии, в том числе и о пальчиковых играх  https://www.youtube.com/watch?v=TZmzJAANgng&t=8s (Преподаватель международной академии содружества педагогов и психологов раннего  развития ребенка Бузук Елена Александровна)

Рефлексия

7.

Самореализация:

посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района;

посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Самоанализ и самооценка занятия в своей группе;

проведение открытых мероприятий.

Публикация в журнале по обобщению опыта

ноябрь – Май.

1.Мастер-класс для педагогов по теме: «Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста»

2.Отчёт по теме самообразования.

3.Обобщение результатов на заседании педагогического совета в ДО (май) «Пальчиковые игры – основа развития речи детей раннего возраста» (из опыта работы)

4. Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

5.В течение года прослушать вебинары по развитию речи:

1) Вебинар: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. Практический аспект»

https://www.youtube.com/watch?v=NPxQYBekUFg 

2) Вебинар "Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста"

 https://www.youtube.com/watch?v=ok3l5bJftx0 

3) ЛУЧШИЕ КНИГИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 

https://www.youtube.com/watch?v=g8MrSmSYBcg&t=951s

4) «Развитие речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

https://www.youtube.com/watch?v=smnrsaip0_k

5) "Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста»

 https://www.youtube.com/watch?v=lo08WcxIPnU 

 6) Речевое развитие детей. Вебинар -консультация

https://www.youtube.com/watch?v=c5CtdDfAjaA

Выводы по теме самообразования:

        Выполняя пальчиками различные упражнения, дети младшей группы «Ладушки» достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Приложение 1

Папа пальчик, Папа пальчик, где же ты? Вот и я, вот и я, ла - ла - ла. Как дела? Папа пальчик, Папа пальчик, где же ты? Вот и я, вот и я, ла - ла - ла. Как дела?

https://www.youtube.com/watch?v=sbb3sUqBR-w 

«Этот пальчик», «Две лягушки», «Дятел»

https://www.youtube.com/watch?v=GZQz0ugAexc 

«Снежок», «Поросята», «Пирожки»

https://www.youtube.com/watch?v=IRH4K4bvOo4 

«У Окошка»

https://www.youtube.com/watch?v=nc68I8JGM58 

Работа для пальчиков

«Тесто»

https://www.youtube.com/watch?v=ax0FqSNXu3U 

«Обезьянки»

https://www.youtube.com/watch?v=8-y71AS7UGA 

«Вышла курочка гулять»

https://www.youtube.com/watch?v=_7OBHJCjV4Y&list=PLuuOW-CkwEiHjBvX0Y9u8PS0LFDAKiphs 

«Пальчик, где твой домик?»

https://www.youtube.com/watch?v=7zwFvtfsEog&t=41s 

ЭТОТ ПАЛЬЧИК

https://www.youtube.com/watch?v=YmadQ1IhQ4s 

ПАЛЬЧИКИ

https://www.youtube.com/watch?v=Oe15AAOjtvQ 

Папа-пальчик, папа-пальчик. Где ты, где? Вот и я, вот и я! Здравствуйте! Мама-пальчик, мама-пальчик

https://www.youtube.com/watch?v=mnkk7clK2LE 

ЦВЕТОК

https://www.youtube.com/watch?v=DOcw7tHAgds 

Приложение 2

ПОТЕШКИ

https://www.youtube.com/watch?v=bR5y_iLLdys 

https://www.youtube.com/watch?v=IcDfDQ4GRFk 

https://www.youtube.com/watch?v=18P_YzVNtXM 

https://www.youtube.com/watch?v=TnyH_4LFSEI 

https://www.youtube.com/watch?v=jhZyED0VdTI 

https://www.youtube.com/watch?v=_5MO6yFBJPQ 

https://www.youtube.com/watch?v=TS3NcV-P-YM 

https://www.youtube.com/watch?v=d__JNrtGlrw 

https://www.youtube.com/watch?v=pNcOMTzTqT4 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...