«Использование дидактической куклы для формирования КГН у детей 2-3 лет.»
методическая разработка (младшая группа)

Пономарева Юлия Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ

О ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЕ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ в 2022/2023 учебном году

Тема: «Использование дидактической куклы для формирования КГН у детей 2-3 лет.»

 

Возрастная группа: вторая группа раннего возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Санкт-Петербург 2023

 

 

Кукла - это радость, кукла - это сказка,
Кукла - это детство, что вернётся вдруг...,
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла - это значит доброта вокруг.

                                                                                                                                               Людмила Покровская.

 

Актуальность:      

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании.

 Работая с детьми раннего возраста, заметно, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, зачастую отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.

Предполагается, что с помощью дидактической куклы, в игровой форме мы сможем сформировать у детей культурно-гигиенические навыки. Благодаря наглядной демонстрации, дети смогут овладеть культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

 

Цель: Повысить собственный уровень профессионального мастерства и качества работы с детьми по теме самообразования.

Были сформулированы следующие задачи:

  • Сформировать у детей КГН
  • Оформить картотеку бесед по КГН
  • Оформить картотеку алгоритмов по КГН
  • Обобщить опыт работы по теме самообразования.

 

 

 

Был разработан следующий план работы…

Содержание (формы) работы

Сроки

Выполнение       да / нет

Выбор темы по самообразованию

август

да

Разработка и оформление плана работы по теме самообразования

август

да

Подбор и изучение методической литературы по данной теме + интернет

сентябрь

да

Оформление картотеки бесед по КГН

С октября по май

да

 

Оформление картотеки алгоритмов по КГН

С октября по май

Да

Консультация для родителей 

"Воспитание культурно-гигиенических навыков

у детей раннего возраста".

 

Декабрь

да

Публикация собственного опыта в социальной сети работников образования 

 

апрель

да

Подготовка, оформление итогового отчета о  выполненной работе в рамках темы самообразования

май

да

В 2022-2023 учебном году работа по теме самообразования имела следующие практические выходы:

  • Оформлена картотека бесед по КГН.
  • Оформлена картотека алгоритмов по КГН
  • Публикация собственного опыта в социальной сети работников образования.
  • Вывешена консультация для родителей "Воспитание культурно-         гигиенических навыков

     у детей раннего возраста".

 

  • Пополнена РППС группы (Оформлена картотека алгоритмов по КГН)

 

 

 

По итогам… достигнуты следующие планируемые результаты:

  • Оформлена картотека бесед по КГН.
  • Оформлена картотека алгоритмов по КГН

 

  • Пополнена РППС группы (Оформлена картотека алгоритмов по КГН)

 

В результате проведенной работы к концу года дети раннего возраста постепенно овладели культурно-гигиеническими навыками. Они научились умываться, вытирать лицо и руки самостоятельно. Дети способны правильно держать ложку, стараются кушать аккуратно. Благодарить взрослых, выходя из-за стола, пользоваться салфеткой. С помощью взрослого пользуются носовым платком, обращают внимание на опрятность в одежде. Малыши стали бережно относиться к вещам. А также способны применять полученные умения в игровой деятельности.

 

 

 

 

 

 

Приложения                         к

отчету:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровые ситуации по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

 

«Купание куклы»

 

Задачи: Учить детей купать кукол. Учить последовательно выполнять цепочку игровых действий, сопровождая их речью, мимикой, жестами. Формировать умение передавать отношение к кукле, как к ребёнку, выражать ласку, понимать её состояние (весёлая, грустная, холодно ей или тепло и т. д.)

 

Формировать представление о культурно-гигиенических навыках, о предметах необходимых для водных процедур, упражнять в названиях предметов, одежды, белья.

 

Материалы и оборудование: кукла, ванночка, мыло, мыльница, мочалка, полотенце, лейка, ведерко, теплая вода

 

Дети сидят полукругом перед столиком, на котором находятся ванночка и кукольные принадлежности. Воспитатель говорит: «Дети, сейчас мы будем купать нашу куклу Катю. Садитесь на стульчики, а ты (имя ребенка) принеси мне куколку. Вот она сидит, радуется, что сейчас ее будут купать» Воспитатель ставит на стол ванночку с водой и говорит: «Сейчас мы разденем куколку. Вас мамы тоже раздевают перед купанием». Дети поочередно снимают с куклы одежду (платье, трусики, колготки и т. д.) «А куда мы положим одежду?» - спрашивает воспитатель. - Повесим на спинку

 

стула.

 

Воспитатель: «Смотрите, куколка протягивает руки к воде, ей хочется купаться. Где ее можно выкупать? (В ванночке) Какая нужна водичка? (Теплая). Что еще нам надо, чтобы помыть куклу? (Мыло, мочалка) Чем куколку будем вытирать? (Полотенцем) Начинаем мыть куклу. Куда надо посадить Катю? (В ванночку) Что будем мыть кукле? (Ручки, ножки) А животик будем мыть? (Да) Выполняет вместе с детьми действия. А теперь польем на Катю из лейки водичкой.

 

Воспитатель читает стихотворение: «Хлюп-хлюп» С. Капутикян.

 

Хлюп-хлюп ручками,

 

Полон мыла таз.

 

Ты не трогай, Машенька,

 

Мыльной ручкой глаз.

 

А водичка булькает,

 

А водичка пенится.

 

Машенька помоется,

 

Причешется, оденется.

 

Вот, какая Катя, чистая. Вытрем Катю полотенцем. Сейчас оденем на нее чистую рубашечку, завернем куколку в простынку. А что же дальше будем делать? Теплого чаю выпить дадим и положим в постель. Дети вместе с воспитателем укладывают Катю в кровать и поют ей колыбельную песенку.

 

Когда мытье куклы закончено, воспитатель предлагает детям убрать предметы на место. Затем благодарит за помощь.

 

«Постираем кукле Кате платье»

 

Задачи: Способствовать обогащению игр новыми сюжетами. Воспитывать интерес к труду, желание принимать в нём посильное участие.

 

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что кукла испачкала платье, спрашивает, что нужно сделать, чтобы платье стало чистым как прежде. Уточняет, что нужно для стирки, начинает стирать кукольную одежду (показ действий, предлагает ребенку помочь.

 

«Оденем куклу на прогулку»

 

Игрушки: кукла, кукольная одежда и обувь.

 

Взрослый «замечает» сидящую куклу, с которой недавно играл ребенок, и говорит: «Катя, тебе пора идти на прогулку». Потом обращаясь к ребенку, взрослый продолжает: «Катя хочет пойти на прогулку. Ты поведешь ее гулять?» После утвердительного ответа у ребенка спрашивают: «А что ты куколке наденешь?» Можно посоветовать ребенку подойти к окошку и посмотреть, какая погода на улице, чтобы лучше определиться с одеждой: «Подойти к окошку, посмотри какая погода? Тепло? На небе тучки есть? Дождик не идет? А теперь давай будем одевать Катю».

 

Когда кукла одета, взрослый говорит: «Катя, какая ты нарядная!» В конце можно проверить, все ли пуговички у куколки застегнуты, поправить ей воротничок, посмотреть, не забыли одеть ей обувь.

 

Взрослый говорит, обращаясь к кукле: «Теперь ты одета. Иди, Катя, гуляй. Но не забудь прийти вовремя домой — будем обедать (играть,).

 

Кукла Катя проснулась

 

Цель: через игру воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки: умывание (ОТКРЫВАТЬ КРАН, НАМЫЛИВАТЬ РУКИ МЫЛОМ, МЫТЬ РУКИ, ОТЖИМАТЬ ВОДУ С РУК) Учить вытирать руки полотенцем

 

Дети с воспитателем сидят на стульях. Воспитатель спрашивает, обращаясь к детям: «Интересно, где же наша кукла. Мы с вами успели поиграть, сделать зарядку, помыть руки, позавтракать, а куклу что-то не видать. Она, наверное, где-то спит. Пойдемте тихонько ее разбудим. (Подходят к кроватке) Давайте разбудим ее, скажем: Куколка, вставай. Смотрите, проснулась.

 

Куколка проснулась.

 

Сладко потянулась,

 

Полежала, полежала

 

Да и улыбнулась.

 

Сердце бьется шибко.

 

Ах, ты, моя рыбка!

 

До чего же дорога

 

Мне твоя улыбка!

 

Скажем кукле» «С добрым утром!»

 

Я возьму куклу, а ты, Люда, заправь постель, застели кровать одеялом, сверху положи подушку. Молодец, Люда! Вот теперь постель заправлена. Спасибо. Молодец!

 

Ну, что же, а теперь надо помочь кукле умыться. Давайте, сядем на стулья и покажем, как надо умываться.

 

Сначала нужно открыть кран. Иди, Матвей, открой кран. Спасибо!

 

Знаем, знаем, да, да, да,

 

Где тут прячется вода

 

Выходи, водица,

 

Мы пришли умыться!

 

Послушала кукла, как бежит водичка, а потом попросила:

 

Водичка, водичка,

 

Умой мое личико.

 

Чтобы глазки блестели,

 

Чтобы щечки краснели.

 

Хотела кукла взять мыло, да она еще маленькая, не достала. Иди, Саша, помоги, подай ей мыло. Что ты дала кукле? Но куколка не умеет еще мыть руки с мылом. Сейчас тебе ребятки покажут, как они умеют мыть руки. Возьмут они мыло (кирпичик) в руки, намылят, положат мыло, и будут смывать ручки. Ладошка об ладошку, и между пальчиками. (Дети вместе с воспитателей показывают кукле, как надо мыть руки)

 

Ладушки, ладушки,

 

С мылом моем лапушки!

 

А теперь, чтобы водичка не текла с рук на пол, надо сложить ручки в замочек. Покажите как. Ну вот, теперь я намылю кукле ручки и смою мыло. А теперь надо вытереть руки полотенцем. Иди, Никита, принеси полотенце. Вот я сейчас ей сухо вытру лицо и руки. Положу на обе руки полотенце и вытру лицо.

 

Ну вот, и умылась наша кукла. Посмотрись в зеркало.

 

Зеркало любит чистые лица,

 

Зеркало скажет: «Надо умыться!»

 

Ну что же, а теперь, когда кукла чистая, давайте напоим ее чаем.

 

«Напоим куклу Катю чаем»

 

Цель: учить детей поить чаем куклу; формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними; развивать ласковое, заботливое отношение к кукле.

 

Материал: куклы, чашки, блюдца, ложки, чайник из чайного сервиза.

 

Педагог - мама накрывает стол для детей, показывает и называет каждое действие. На первом занятии целесообразно накрыть общий стол по числу играющих детей. Взрослый приглашает детей за стол, еще раз уточняет, что стоит на столе, как называется каждый предмет и для чего он нужен, как им можно пользоваться. Педагог говорит детям о том, что за этим столом дети будут поить чаем своих дочек (кукол). Из-за ширмы появляются куклы, дети

 

выбирают себе их по желанию, усаживают на левое колено и придерживают левой рукой (показ дает педагог на своей кукле, помогает каждому ребенку взять правильно куклу, если возникает такая необходимость). Взрослый говорит со своей куклой и приглашает каждого ребенка тоже поговорить со своей куклой: «Сейчас будем пить чай, Катенька»

 

Вот чай наливаю в чашку. положу сахар. ложкой размешаю. пей чай. Не торопись, чай горячий.»

 

«Кормление куклы Кати»

 

Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

 

Материал и оборудование: Кукла Катя, набор посуды в игровом уголке.

 

Ход игры: Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель показывает и рассказывает, какую посуду используют за обедом (глубокие тарелки для супа, мелкие для второго, ложки, вилки, чашки и т. д., показывает, как накрывают на стол, правила поведения за обедом, как пользоваться столовыми приборами. Предлагает детям накормить куклу обедом.

 

«Кукла Катя собирается в детский сад»

 

Цель: активизировать речь детей, воспитывать внимание к своему внешнему виду, заботливое отношение к кукле.

 

Материал и оборудование: Набор одежды для куклы, расческа для куклы.

 

Ход игры :Воспитатель показывает детям, что кукла Катя ещё спит, а ей уже нужно собираться в детский сад. Вместе с детьми куклу поднимают из постельки, ведут умываться и чистить зубки. Выбираем одежду для куклы и одеваем её. Причесываем куклу. Воспитатель внимательно следит за ходом игры и корректирует её.

 

«Поможем кукле Кате приготовить суп»

 

Цель: Создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей.

 

Материал и оборудование: кукла

 

Ход игры: Воспитатель: «Ребята, к нам в детский сад пришёл гость –кукла Катя, она повар. Ей нужно сварить суп. Но, вот ведь беда, какая, она забыла, какие овощи нужны для супа. Помогите кукле вспомнить и выбрать необходимые продукты». Пусть малыши сами положат овощи в кастрюлю, посолят и помешают ложкой получившийся суп. Готовым супом можно угостить других кукол.

 

«Укладывание куклы спать»

 

Цель: Познакомиться с предметами одежды; закрепить последовательность одевания и раздевания куклы; воспитывать доброжелательность, умение оказывать помощь окружающим; формировать словарь, прививать культуру общения.

 

Игровое оборудование: Кукла в одежде, кровать, стульчик.

 

Воспитатель приносит в группу куклу. Кукла «здоровается» с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, кукла очень ласковая, добрая и воспитанная девочка. Но она очень устала, долго гуляла на улице, помогала другим ребятам и ей очень хочется отдохнуть. Дети предлагают ей отдохнуть, показывают красивую кроватку («Отдохни, Катенька, приляг на кроватку, тебе будет удобно») Воспитатель обращает внимание на ласковое произношение слов. Но Катя еще маленькая, не умеет самостоятельно раздеваться и поэтому воспитатель предлагает детям помочь ей в этом. Воспитатель обращает внимание на последовательность раздевания, аккуратного складывания вещей на стульчик, уточняет название одежды. Дети желают кукле «Спокойного сна!», а вечером «Спокойной ночи!». Воспитатель предлагает спеть для Кати колыбельную, обращает внимание на то, что когда кто-нибудь спит, играть и разговаривать надо тихо, чтобы не разбудить спящего. А пока кукла спит, воспитатель предлагает детям поиграть в тихие игры или нарисовать для куклы красивый мяч. Свои рисунки дети откладывают в сторону, воспитатель говорит, что пора уже будить Катю. Будить надо ласково, нежно, чтобы не испугать, говорить при этом добрые слова. Катя просыпается, дети помогают ей одеться, соблюдая последовательность одевания и снова закрепляя названия одежды.

 

«Накормим куклу Катю обедом»

 

Цель: учить кормить куклу ложкой из тарелки; формировать элементарные умения передавать отношение к кукле как к ребенку: понимать состояние куклы: хочет кушать, проголодалась и т. п. ; обучать детей культурно - гигиеническим навыкам, которые нужно выполнять перед едой.

 

Материал: игровой набор детской посуды

 

Содержание игры:

 

Взрослый говорит о том, что куклы хотят обедать, им надо приготовить обед и накормить их.

 

Уточняет с детьми, что для этого надо. Задает вопросы о том, для чего нужен каждый предмет: плита, кастрюля, поварешка; в какую посуду надо наливать суп и т. п. Далее взрослый показывает, как надо варить суп на плите: «Кастрюлю ставлю на плиту, в ней суп варится. Суп сварился. Крышку открываю, суп наливаю. Осторожно, суп горячий, проливать нельзя. Вот налила суп в тарелку».

 

Педагог сажает куклу на стул. Дети будут делать так же. Педагог показывает речевой образец, обращенный к кукле, например: «Ешь, Катя. Ложку держи ровно. не проливай суп, хорошо! Молодец! Все съела».

 

После демонстрации игрового действия игровое действие производится детьми самостоятельно.

 

"Водичка, водичка!"

 

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Оборудование: две куклы.

 

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

 

 

"Умывалочка"

 

Цель: учить ребенка умываться. Оборудование: зеркало, полотенце.

 

Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку: Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку. Нет, не понемножку - посмелей, Будем умываться веселей! В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

 

Пальчиковая гимнастика «С добрым утром, глазки! Вы проснулись?»

 

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

 

(Указательными пальцами поглаживать глаза,сделать из пальцев «бинокль», посмотреть в него)

 

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

 

(Ладонями поглаживать уши, приложить ладони к ушам - «Чебурашка»)

 

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

 

(Поглаживать то одну, то другую ручки, хлопки в ладоши)

 

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

 

Поглаживание коленок, топать ногами)

 

С добрым утром, солнце! Я - проснулся!

 

(Поднять руки вверх, посмотреть на солнце)

 

Физкультминутка «Где же ручки»

 

Где же, где же наши ручки? разводят руками, удивленно смотрят

 

Где же наши ручки? друг на друга

 

Где же, где же наши ручки?

 

Нету наших ручек! прячут руки за спину

 

Вот, вот наши ручки! поворачивают ладошки тыльной

 

Вот наши ручки! стороной вверх-вниз

 

Пляшут, пляшут наши ручки! ритмично машут ладошками

 

Пляшут наши ручки! перед собой

 

Где же, где же наши ножки? разводят руками, удивленно смотрят

 

Где же наши ножки? друг на друга

 

Где же, где же наши ножки?

 

Нету наших ножек! садятся на корточки

 

Вот, вот наши ножки! ритмично хлопают ладошками

 

Вот наши ножки! по ногам

 

Пляшут, пляшут наши ножки! ритмично топают ногами

 

Пляшут наши ножки!

 

Где же, где же наши детки? разводят руками, удивленно смотрят

 

Где же наши детки? друг на друга

 

Где же, где же наши детки

 

Нету наших деток! прячут лицо в ладошки

 

Вот, вот наши детки! ткрывают лицо, улыбаются

 

Вот наши детки! покачивают головой

 

Пляшут, пляшут наши детки! пританцовывая, поворачиваются

 

Пляшут наши детки! вокруг себя

 

Физкультминутка "Большие ноги шли по дороге".

 

Большие ноги

 

Шли по дороге:

 

Топ-топ-топ,

 

Топ-топ-топ.

 

Маленькие ножки

 

Бежали по дорожке:

 

Топ-топ-топ, топ - топ-топ!

 

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

 

Подвижная игра «Все котятки мыли лапки.»

 

Время от времени указывайте малышу на его животик, ручки, называйте их.

 

Спойте песенку-потешку и показывайте движения лапками мягкой игрушки, а затем ручками ребенка:

 

Все котятки мыли лапки:

 

Вот так! Вот так!

 

Мыли ушки, мыли брюшки:

 

Вот так! Вот так!

 

А потом они устали:

 

Вот так! Вот так!

 

Сладко-сладко засыпали:

 

Вот так! Вот так!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

"Воспитание культурно-гигиенических навыков

у детей раннего возраста".

 

 

Культурно-гигиенические навыки — это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности и порядку.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так вредные формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего детства воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закрепить их, чтобы они стали привычками.

Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если родители не моют руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалившись, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок — это зеркальное отражение взрослых.

По мере роста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это естественно учитывается, поэтому в младшем дошкольном возрасте обучения строится на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении.

В первый младшей группе ребенок пытается мыть руки сам, взрослый помогает ему, показывая и объясняя как нужно вымыть руки. Напоминать, что это надо делать перед едой и после загрязнения.

Так же постоянно необходимо приучать детей пользоваться своим полотенцем: показать, как нужно держать полотенце, как вытираться. По окончании умываний взрослый обращает внимание детей на внешний вид, отличает, что они стали чистыми, аккуратными. Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижений, и в следующий раз будут стараться еще лучше.

Культурно-гигиенические навыки формируются у детей и в процессе питания: это умение самостоятельности  и аккуратно есть, правильно держать ложку. Повседневные упражнения, позволяют научить детей к 3 годам есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду или к завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать.Также необходимо приучать детей пользоваться салфеткой. Обязанность родителей — постоянно закрепить гигиенические навыки. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример во всем, требуя от него выполнения определенных правил. В одевании и раздевании дети 3 года жизни первоначально проявляют большую беспомощность. У воспитателя и у няни уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности.

Обучая ребенка одеваться, взрослый одновременно побуждает активно действовать в самом процессе одевания: надеть колготки, штаны, сапожки, достать из шкафа пальто и т.д. Главное нужно отличать успехи ребенка.

 В семье должно быть созданы условия для выполнений гигиенических рекомендаций. Ребенку следует выделить место для сна, игр и занятий ( кровать, стол, стул).

 

 Дети в первой младшей группы к концу учебного года овладевают следующими культурно-гигиеническими и трудовыми навыками.

     1. Навыки личной гигиены.

- с помощью взрослых ребенок моет руки перед едой и после загрязнения вытирает их.

- моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым платком;

- вытирает ноги у входа.

 

     2. Навыки самообслуживания.

- снимает и надевает одежду в определенном порядке, расстегивает и застегивает пуговицы спереди, складывает одежду, расшнуровывает  ботинки.

- замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.

 

     3. Навыки культуры еды.

- ребенок ест самостоятельно, опрятно.

- держит ложку в правой руке.

- пользуется салфеткой.

 

     4. Навыки трудовой деятельности.

- выполняет простейшие поручения взрослых,

 - помогает вынести на площадку игрушки,

- принести и убрать материал для занятий,

- помогает няни поставить стулья к столам, принести тарелки с хлебом;

- раскладывает карандаши, убирает игрушки;

- собирает на участке палочки, камешки, листву.

 

     А.С Макаренко, обращаясь к родителям писал: "Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или получаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент жизни вашей, даже тогда, когда вас нет дома".

 

   Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, читаете книги, газеты — все это имеет для ребенка большое значение.

   

  Памятка для родителей

  • Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности  ребенка.
  • Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
  • Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, что и в каком порядке делать.
  • Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
  • Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
  • Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
  • В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
  • Старайтесь использовать игровую ситуацию.
  • Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
  •  

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponomareva_yun_saoobrazovanie_22-23_god.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2

Красносельского района Санкт-Петербурга

План работы

Пономаревой Юлии Николаевны, воспитателя

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

в 2022/23 учебном году

Тема: «Использование дидактической куклы для формирования КГН у детей 2-3 лет.»

Возрастная группа: вторая группа раннего возраста

                                                     Санкт-Петербург    

2022

Кукла - это радость, кукла - это сказка,
Кукла - это детство, что вернётся вдруг...,
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла - это значит доброта вокруг.

                                                                                                                                               Людмила Покровская.

Актуальность:      

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании.

 Работая с детьми раннего возраста, заметно, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, зачастую отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.

Предполагается, что с помощью дидактической куклы, в игровой форме мы сможем сформировать у детей культурно-гигиенические навыки. Благодаря наглядной демонстрации, дети смогут овладеть культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Цель: Повысить собственный уровень профессионального мастерства и качества работы с детьми по теме самообразования.

Задачи:

  • Сформировать у детей КГН
  • Оформить картотеку бесед по КГН
  • Оформить картотеку алгоритмов по КГН
  • Обобщить опыт работы по теме самообразования.

План работы по теме самообразования на 2022-2023 учебный год

Содержание (формы) работы

Сроки

Выбор темы по самообразованию

Август

Разработка и оформление плана работы по теме самообразования

Август

Подбор и изучение методической литературы по данной теме + интернет

Сентябрь

Оформление картотеки бесед по КГН

С октября по май

Оформление картотеки алгоритмов по КГН

С октября по май

Консультация для родителей  

"Воспитание культурно-гигиенических навыков

у детей раннего возраста".

декабрь

Публикация собственного опыта в социальной сети работников образования 

апрель

Подготовка, оформление итогового отчета о выполненной работе в рамках темы самообразования

май

Практический выход темы самообразования:

  • Оформление картотеки бесед по КГН.
  • Оформление картотеки алгоритмов по КГН
  • Публикация собственного опыта в социальной сети работников образования.
  • Пополнение РППС группы (Оформление картотеки алгоритмов по КГН)

         Планируемые результаты:

  • Повышение собственного уровня профессионального мастерства и качества работы с детьми по теме самообразования
  • Пополнение РППС группы (Оформление картотеки алгоритмов по КГН)
  • Публикация собственного опыта в социальной сети работников образования.
  • Обобщение опыта работы по теме самообразования

Приложения к отчету:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной работы по использованию дидактических игр для формирования словаря у детей с ОНР.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка....

Материал папки передвижки для родителей по использованию дидактических игр в формировании математических представлений детей 6-7 лет

Материал  консультации поможет в  создании благоприятных условий для формирования  математических представлений посредством математических игр, повысит компетенцию родителей в вопр...

Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука с использованием дидактической куклы.

Мастер – класс для учителей - логопедов и воспитателей логопедических групп....

Использование дидактической куклы для решения задач по образовательной области "Безопасность"

Для ознакомления детей безопасности я решила изготовить  дидактические куклы. Я использовала таких персонажей, как Федора, Айболит, Старичок-Лисовичок, Светофор Светофорыч, Стобед, Мойдодыр. Они ...

Перспективный план работы по использованию дидактических игр для формирования математических представлений детей 4-5 лет

Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники г...

«Использование дидактической куклы для формирования элементарных представлений у детей 2-3 лет о временах года»

Кукла - это радость, кукла - это сказка,Кукла - это детство, что вернётся вдруг...,С куклой очень дружат и любовь и ласка.Кукла - это значит доброта вокруг....