Возможности использования дидактической куклы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни
статья

Мамонтова Елена Валерьевна

В возрасте двух-трех лет ребенок переживает важный этап развития, когда активно формируются базовые навыки самообслуживания и культурно-гигиенические привычки. Именно в этот период закладывается фундамент для самостоятельности, аккуратности и заботы о собственном теле и окружающем пространстве. В арсенале педагогов и родителей существует множество инструментов, способствующих этому процессу, и одним из самых эффективных и увлекательных являются игровые упражнения с дидактической куклой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности использования дидактической куклы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни

В возрасте двух-трех лет ребенок переживает важный этап развития, когда активно формируются базовые навыки самообслуживания и культурно-гигиенические привычки. Именно в этот период закладывается фундамент для самостоятельности, аккуратности и заботы о собственном теле и окружающем пространстве. В арсенале педагогов и родителей существует множество инструментов, способствующих этому процессу, и одним из самых эффективных и увлекательных являются игровые упражнения с дидактической куклой.

В этом возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно через игру ребенок познает мир, экспериментирует, моделирует различные ситуации и усваивает новые знания и умения. Дидактическая кукла позволяет превратить процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам в увлекательную игру, что значительно повышает мотивацию ребенка и способствует лучшему усвоению материала.

Представьте себе ситуацию: воспитатель предлагает детям поиграть в «Дочки-матери», но вместо обычных кукол в руках у них оказываются дидактические куклы. Теперь можно не просто имитировать кормление или купание, а по-настоящему «накормить» куклу кашей, используя маленькую ложечку и тарелочку, или «вымыть» ее, используя мыло и полотенце. При этом воспитатель комментирует каждое действие, объясняет его важность и демонстрирует правильную последовательность. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого и повторяя их за куклой, не только запоминает алгоритм действий, но и осознает их необходимость.

Игры с дидактической куклой позволяют решать целый комплекс задач, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков. Во-первых, они учат ребенка мыть руки перед едой и после прогулки, чистить зубы, ухаживать за волосами и телом. Во-вторых, они развивают навыки одевания и раздевания, приучают к аккуратности и опрятности в одежде. В-третьих, они формируют навыки правильного приема пищи, учат пользоваться столовыми приборами и соблюдать правила поведения за столом. В-четвертых, они воспитывают у ребенка желание выглядеть чистым и аккуратным, заботиться о своем внешнем виде и окружающем пространстве.

Примеров игр с дидактической куклой, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков, можно привести множество. Игра «Уложим куклу спать» позволяет ребенку освоить последовательность действий перед сном: снять одежду, надеть пижаму, почистить зубы, умыться и лечь в постель. Игра «Накормим куклу обедом» учит правильно держать ложку, аккуратно есть и благодарить за еду. Игра «Кукла испачкалась» показывает необходимость мыть руки после игры на улице. Игра «Оденем куклу на прогулку» помогает ребенку подобрать подходящую одежду в зависимости от погоды и научиться правильно ее надевать.

Важно отметить, что игра с дидактической куклой – это не только обучение, но и развитие. В процессе игры ребенок развивает мелкую моторику рук, координацию движений, внимание, память, речь и воображение. Он учится анализировать ситуацию, принимать решения и проявлять творчество. Более того, игра с куклой способствует развитию эмоционального интеллекта ребенка. Он учится сочувствовать, заботиться и проявлять нежность к кукле, что положительно сказывается на его отношениях с окружающими людьми.

Однако, для того чтобы игра с дидактической куклой была максимально эффективной, необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, кукла должна быть качественной, безопасной и эстетически привлекательной. Во-вторых, она должна быть оснащена необходимым набором предметов, имитирующих реальные вещи, используемые в повседневной жизни. В-третьих, воспитатель или родитель должен быть готов к активному участию в игре, комментируя действия, объясняя их важность и демонстрируя правильную последовательность. В-четвертых, необходимо учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка, подбирая игры и задания, соответствующие его уровню развития.

Рассмотрим возможности использования дидактической куклы в формировании культурно-гигиенических навыков:

Игры и упражнения с дидактической куклой могут быть включены в утренний круг, во время подготовки к приему пищи, после сна и во время вечерних игр. Они могут быть как частью запланированных занятий, так и возникать спонтанно, в ответ на интерес детей.

Игры могут быть организованы индивидуально, в небольших группах или со всей группой детей. Индивидуальные игры позволяют учитывать особенности каждого ребенка, групповые – развивают навыки общения и взаимодействия.

Используются наглядные методы (показ, демонстрация), словесные (объяснение, рассказ, беседа, чтение стихов и потешек), игровые (сюжетно-ролевые игры, игры-упражнения). Важно использовать поощрение и похвалу для поддержания интереса детей.

Помимо традиционных игр, можно использовать дидактическую куклу для решения более сложных задач. Например, можно разыграть ситуацию, когда кукла заболела, и вместе с ребенком «полечить» ее, научив его ухаживать за больными и проявлять заботу о них. Или можно использовать куклу для демонстрации правил личной гигиены, например, показать, как правильно чистить зубы или мыть руки.

Игровые упражнения с дидактической куклой могут быть разнообразными по содержанию и форме. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, такие как «Кукла заболела», «Кукла идет в гости», «Кукла купается». Также можно использовать дидактические игры, направленные на закрепление конкретных навыков, например, «Разложи полотенца», «Найди мыло», «Помоги кукле одеться». Важно, чтобы игровые упражнения были интересными и увлекательными для детей, соответствовали их возрастным особенностям и уровню развития.

Одним из важных аспектов использования игровых упражнений с дидактической куклой является создание положительной эмоциональной атмосферы. Ребенок должен чувствовать себя комфортно и безопасно, не бояться совершать ошибки. Взрослый должен поддерживать и поощрять инициативу ребенка, помогать ему преодолевать трудности. Как подчеркивает Д.Б. Эльконин, «игра возникает как результат общения ребенка со взрослым, как форма сотрудничества, в которой ребенок осваивает социальный опыт».

Представим примеры игровых упражнений и формируемых навыков в таблице:

Упражнение

Формируемые навыки

«Кукла Маша проснулась» (имитация утренних процедур)

Умывание, чистка зубов, причесывание; последовательность действий; мелкая моторика; знание предметов гигиены.

«Оденем куклу на прогулку»

Выбор одежды по погоде; навыки самообслуживания; соответствие одежды погоде; мелкая моторика (пуговицы).

«Кукла обедает»

Мытье рук перед едой; использование столовых приборов; аккуратность за столом; правила поведения.

«Кукла заболела»

Забота; уход за больным; использование лекарств (игрушечных); эмпатия; представления о здоровье.

«Кукла собирает чемодан в путешествие» (выбор вещей по назначению)

Классификация предметов (одежда, игрушки, книги); выбор вещей в зависимости от цели поездки (пляж, город); развитие логического мышления; развитие речи (описание).

«Кукла принимает гостей» (сервировка стола к чаю)

Сервировка стола; знание названий посуды; приветствие гостей; правила гостеприимства; развитие речи (диалог).

«Помоем кукле руки» (после прогулки/игры)

Навык мытья рук; понимание необходимости чистоты для здоровья.


Однако, следует помнить, что эффективность использования игровых упражнений с дидактической куклой во многом зависит от профессионализма педагога. Педагог должен уметь правильно организовать игровую деятельность, подобрать соответствующие игровые материалы, создать положительную эмоциональную атмосферу, поддерживать и направлять инициативу детей. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и потребности.

Важно помнить, что игра с дидактической куклой должна быть не только полезной, но и интересной для ребенка. Поэтому необходимо проявлять фантазию и творчество, придумывая новые игры и задания, которые будут увлекать и мотивировать его. Можно использовать различные игровые атрибуты, такие как картинки, карточки, стихи и песни, чтобы сделать игру более разнообразной и интересной.

Не стоит забывать и о роли родителей в формировании культурно-гигиенических навыков у детей. Они должны быть примером для своих детей, соблюдать правила личной гигиены и поддерживать усилия воспитателей в детском саду. Игра с дидактической куклой может стать отличным способом провести время с ребенком, обучить его полезным навыкам и укрепить отношения между вами.

В заключение, можно с уверенностью сказать, что дидактическая кукла является ценным инструментом в формировании культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни. Она позволяет сделать процесс обучения увлекательным и эффективным, способствует развитию важных навыков и качеств и помогает ребенку стать самостоятельным, аккуратным и заботливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"

В данной публикации я представляю проект по формированию навыков здорового образа жизни во второй младшей группе, который является выпускной аттестационной  работой по профессиональной пере...

"Формирование культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни".

Воспитание есть ни что иное, как привычка. Жан Жак Руссо Известно, что самые прочные привычки, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка пол...

Статья на тему: «ЛЕПБУК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»

Является общеизвестным фактом, что здоровье человека закладывается в детстве. У ребенка организм очень пластичен, гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека. ...

Конспект образовательной деятельности «Кукла Зоя ложится спать» по развитию у детей третьего года жизни самостоятельности в процессе формирования культурно-гигиенических навыков через игру

Развитию у детей раннего возраста самостоятельности в процессе формирования КГН способствует игра. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира, наиболее естественный и продуктивный с...

Статья по теме: «Лэпбук как средство формирования культурно–гигиенических навыков у детей третьего года жизни»

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности и содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требов...

Картотека игровых упражнений с дидактической куклой для формирования культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни

Использование дидактической куклы является эффективным и увлекательным методом формирования культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни. Кукла позволяет моделировать реальные жизненные...