Система работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Мастерова Елена Алексеевна

Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида "Гусельки"

Система работы

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

                                                   

Составила: воспитатель

Мастерова Елена Алексеевна

Югорск 2020 г.

Пояснительная записка

   

Чтобы быть природе другом,

Надо нам ее беречь!

 Ей мы будем помогать-

 Не вредить, оберегать!

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий  его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы можем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире.

   Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна. Общение с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой.

  Основным содержание экологического  воспитания является формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам живой и неживой природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомиться в дошкольном детстве. А лучше всего это можно сделать через игру и игровую деятельность.

   Дошкольный возраст это подготовительная ступенька данной проблемы. Знакомясь со своим родным краем, ребенок осознает важность окружающего его микромира, значимость своего края в мире, а затем и всей мировой истории и помогает ребенку приобрести необходимые качества.

Для решения этой важной проблемы разработала систему: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края через игровую деятельность». Система разработана для более углубленного изучения природы родного края средствами игры. Она предназначена для работы с детьми от 4- 7 лет. В системе отводиться большое внимание работе по экологическому воспитанию дошкольников в игровой деятельности. Материал можно интегрировать с различными видами деятельности: изобразительной, музыкальной, игровой, аппликацией и ручным трудом. Данная система предлагает в интересной, увлекательной и доступной игровой форме обучать детей экологически целесообразному образу жизни.

Экологическое образование дошкольников необходимо начинать с младшего возраста, когда в детях закладывается интерес к окружающему миру. Система работы очень актуальна, потому что дети, живущие здесь, должны знать свой край, в котором они живут. И не только знать, но и оберегать, защищать, сохранять. Любовь к родной природе воспитывает в детях чувство прекрасного, доброту, сопереживание, то, что так не хватает подрастающему поколению.  

Новизна системы состоит в том, что экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края осуществляется через игровую деятельность.

Цель: Формирование у детей целостных представлений об окружающей природе, природе  родного  края средствами игровой деятельности.

Задачи:

  1. Знакомить детей с основными правилами гуманного, бережного отношения к природе Югры.
  2. Развивать познавательный интерес к миру природы.
  3. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения  в природе и практических умений взаимодействия ребенка с природой Югры.
  4. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
  5. Формировать умения и желания сохранять природы  и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами),  а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Принципы системы опираются на основные принципы дидактики:

  • Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  • Принцип доступности – использованный материал рассчитан на возрастные и индивидуальные особенности детей.
  • Принципы комплексности – решение поставленных задач в системе всего образовательного процесса, вовлечение в работу педагогов ДОУ, родителей.
  • Принцип системности – систематизация изучаемого материала с учетом усложнения.
  • Принцип наглядности  - изучаемый материал предлагается детям в виде игр, картин, плакатов, демонстрационного материала.

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. От того, каким было детство человека, кто и как вел ребенка к истокам изучения своего края, нравственных качеств, во многом зависит мировоззрение и мировосприятие человека, богатств природы и богатств ХМАО-Югры.

        Этапы системы

2017-2018 учебный год

Организационно-подготовительный:

  • Подбор и изучение литературы
  • Создание предметно-развивающей среды
  • Составление перспективных планов

         2018-2020  учебный год

Внедренческий этап

  • Отработка взаимодействия с педагогами и узкими специалистами
  • Создание банка конспектов
  • Написание системы

        2019-2020  учебный год

Заключительный этап

  • Анализ работы по данному разделу
  • Пополнение предметно-развивающей среды
  • Банк конспектов

Условия  реализации системы

  1. В группе оформлены:
  • Центр природы
  • Центр родного края
  1. Изготовлены дидактические игры:
  • «Четвертый лишний»
  • «Отгадай чей след»
  • «Правила поведения в природе»
  • «Какие птицы прилетели на кормушку»
  • «Кто живет в домике, а кто в лесу»
  • «Какие рыбы живут у нас в реках»
  • «Этажи леса» и д.р.
  1. Подборка стихов, пословиц, загадок, поговорок – «Фольклор народов Севера»
  2. Оформлены:
  • Выставка «Край мой Югорский»
  • Стенд « Почему они исчезают»
  1. Подобраны книги по экологическим сказкам
  2. Материал для проведения опытов и экспериментирования.

                                              Объект системы

  • Дети дошкольного образовательного учреждения в возрасте 4-7 лет
  • Родители детей, посещающие детский сад
  • Педагоги дошкольного учреждения

Срок реализации системы: 3 года

Учебный материал, предусмотрен системой, распределен в определенной последовательности, предполагает к концу года повышенный уровень экологической воспитанности детей. У ребенка формируется осознанно- правильное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, и с которыми он знакомился в дошкольном детстве.

Методическое обеспечение системы

Предметно-развивающая среда:

  • Зеленая комната, которая имеет несколько зон: комнатные растения, лаборатория…
  • Центр природы
  • Мини-музей «Наш край Югория»
  • Библиотека
  • Учебно-наглядные пособия для проведения ООД, дидактические игры.
  • Оформление в группе центра с региональным компонентом.
  • Подборка стихов, загадок, пословиц, поговорок народов ханты и манси.
  • Изготовление альбомов:
  • «Мой  любимый  Югорск»
  • «Наш  Югорский  край»
  • «Красная Книга ХМАО-Югры»
  • «Времена  года»
  • Дидактический материал
  • Метеостанция
  • ЭКО тропа на территории детского сада

Предполагаемый  результат:

  • Воспитание у детей осознанного положительного отношения к окружающей нас природе
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс по экологическому воспитанию
  • Проявление интереса и участия детей в природоохранной деятельности

Библиографический список

учебно-методической литературы

  1. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». ТЦ «Учитель» Воронеж 2004.
  2. Васин А.М. «Заповедник Малая Сосьва», Средне –Уральское книжное издательство 1985.
  3. Гаврилова О.Н. «Наедине с природой», Тюмень Издательство Мандаринки 2000.
  4. Гончарова Е.В. «Экология для малышей», Ханты-Мансийск 2005.
  5. Газина О.М. «Животные жарких стран». Экологическая азбука для детей, Москва «Школьная пресса»2004.
  6. Разина О.М. «Животные, растения и другие обитатели леса». Экологическая азбука для детей, Москва «Школьная пресса»2004.
  7. Егоренков Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников». Москва 2001.
  8. Ёлкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль «Академия развития» 2005.
  9. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» Москва «ЦТЛ» 2003.
  10.  Николаева С.Н. «Эколог в детском саду». Москва. Мозайка Синтез 2002.
  11.  Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду средняя группа, старшая группа и подготовительная к школе группа». Москва «Просвещение»2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ"

Природа - наша кладовая. В ней есть все для жизни, но она постепенно истощается. Поэтому охоана окружающей среды, разумное отношение к природе, рциональное использование ее богаства, стали в настоящее...

Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

  Природа, окружающая нас, начинает претерпевать изменения, некоторые из них могут носить  отрицательный и даже необратимый характер. Повседневная охрана природы должна стать необходи...

Формы работы экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое вoспитание способствует формирoванию духовных и нравственных ценностей. Так же  онo способствует развитию наблюдательности и практического oпыта по ухoду за растениями и живoтными; ...

«Современные формы работы экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование является...